Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коммуникативные навыки, как психолого-педагогическая проблема социализации личности.

natalya1980er 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2019
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков старших дошкольников на основе игровой деятельности. Объект: коммуникативные навыки. Предмет: развитие коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков старших дошкольников будет успешным при условии разработки специальной программы на основе сюжетно-ролевой игры, с учетом возрастных особенностей детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Проведение комплексной диагностики и определение уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников. 3. Разработка и апробация программы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников. 4. Оценка эффективности разработанной программы. Теоретико-методологическая основа исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных навыков может быть полезна воспитателям, психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе со старшими дошкольниками. Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 54 источников, приложения. В работе имеется 5 таблиц и 5 диаграмм.
Введение

В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Проблеме развития коммуникативных навыков посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева. Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Необходимо отметить, что в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования представлены требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в которых одной из областей выделено «Социально-коммуникативное развитие». Содержанием данной образовательной области является: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Вышеперечисленное содержание демонстрирует необходимые коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе. В период старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая. Тема развития сюжетно-ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в данном виде деятельности ребенок раскрывает себя, развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.
Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: Издательство МГУ, 1991. – 150 с. 2. Богуш А. Мовленнєво-игровая деятельность дошкольников: речевые игры, ситуации, дела / А. Богуш, Н. Луцан. – М.: «Слово», 2008. – 256 с. 3. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 1984. – 80 с. 4. Выготский Л. С. Игра и еe роль в психическом развитии ребeнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологи. – 1966. – № 6. – С. 62–76. 5. Григоренко Г. Сюжетно-ролевая игра. Технология педагогического анализа / Г. Григоренко // Палитра педагога. – 2016. – № 4. – С. 18-23. 6. Дубровина И. В. Психология : учебник [для студ. сред. пед. учеб. заведений] [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/92708/. 7. Душина, В. А. Социализация детей старшего дошкольного возраста в пространстве детской субкультуры [Электронный ресурс] / В. А. Душина. – Хабаровск, 2016. – 69 с. – Режим доступа: http://lib.znaimo.com/docs/166/index-49114.html?page=4. 8. Жижко Т. Игровые методы обучения – предпосылка интеллектуального развития личности / Т. Жижко // Родная школа. – 2012. – № 6. – С. 72-73. 9. Завязунова Т. Трудности в общении? Поможет игра! // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 8 – 11. 10. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста : сб. науч. тр. / А. В. Запорожец ; АПН СССР, НИИ общ. педагогики ; науч. ред. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М.: НИИ общ. педагогики, 1978. – 155 с. 11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: книга для воспитателя детского сада / А. И. Захаров – М.: Просвещение, 1986. – 127 с. 12. Иванова Е. О. Содержание образования: культурологический поход / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина // Педагогика. – № 1. – С. 13–19. 13. Ищенко Л. Дидактические игры как средство экологического воспитания / Л. Ищенко // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 25-26. 14. Каджаспарова Н. С. Художественое слово и воспитание детей / Н. С. Каджаспарова – М.: Педагогика, 1972. –151 с. 15. Колесина Т. Е. Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста, склонных к негативным проявлениям в поведении : дис. ... канд. мед. наук : спец. 13.00.01 / Т. Е. Колесина; Институт проблем воспитания. – М., 2013. – 172 с. 16. Ладивир С. А. Педпроцес требует радикальных изменений / С. А. Ладивир // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 7-9. 17. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. [Электронный ресурс] / под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – 144 с. – Режим доступа : http://www.pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-11.shtml. 18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособ. [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2014. – 346 с. Режим доступа : http://lib.misto.kiev.ua/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt. 19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-хт. [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев ; под. ред. В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 1 – 389 с. ; Т. 2 – 320 с. – Режим доступа : http://literature-edu.ru/psihologiya/9250/index.html. 20. Макарова Л. Л. Проблемная ситуация и игра как психологические детерминанты развития памяти и мышления младших школьников: дис. ... канд. психол. наук: спец. 19.00.07. / Л. Л. Макарова; Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова. – К., 2001. – 236 с. 21. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М., 2011. – 128 с. 22. Байер О. М., Л. В. Батлина, А. М. Богуш и др.; научн. руководитель акад. А. М. Богуш ; под гл. ред. Л. В. Батлиной. Мир детства: комплексная образовательная программа для дошкольных учебных заведений / – Воронеж: «Мандривец», 2015. – 200 с. 23. Наумчук Т. В. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – [Электронный ресурс] / Т. В. Наумчук. – Режим доступа: http://www.zippo.net.ua/index.php?page_id=387. 24. Новый толковый словарь русского языка: в 3-х т. – Т. 1. – М.: Аконит, 2012. – С.269. 25. Павленчик В. Сотрудничество со сверстниками. Анализ результатов работы педагога// Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 3-4. 26. Пантюк Т. И. Организация игровой деятельности в дошкольном возрасте: учебное пособие. – Тверь: РИКО, 2015. – 146 с. 27. Пониманская Т. И. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Т. И. Пониманская. – М.: Академвидав, 2008. – 456 с. 28. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1976. – С. 327–381. 29. Русова С. Дошкольное воспитание / Сек. Русова // Избранные педагогические произведения, – М.: Образование, 1996. – С. 34-185. 30. Седлецкая Л. М. Влияние игры на социальное развитие детей дошкольного возраста / Л. М. Седлецкая // Таврический вестник образования : научно-методический журнал. – Хабаровск, 2016. – № 1 (37) – 295 с. 31. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологи / Г. К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2015. – 176 с. 32. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям /. А. Сухомлинский. // Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5-ти т. / В. А. Сухомлинский. – Т. 3. – М. Советов. школа, 1977. – 670 с. 33. Фрейд З. Избранное / З. Фрейд. – М. : Внешнеторг. изд-во, 1989. – 447 с. 34. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 212. – 239 с. 35. Щербакова Е. Я. Игра – модель жизни / К. Й. Щербакова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 3. – С. 15-16. 36. Эльконин Д. В. Психология игры [Электронный ресурс] / Д. В. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с. – Режим доступа : http://www.pedlib.ru/Books/3/0018/3_0018-1.shtml. 37. Croos К. Die Spiele der Menschen / К. Croos. – Jena, 1899. – 74 s.
Отрывок из работы

1.1 Коммуникативные навыки, как основа развития личности дошкольника Речь - особая форма деятельности ребенка, особый результат его усилий в освоении жизненного пространства. Исследуя способы речевого общения той среды, которая его окружает, малыш воспринимает и принимает их как единственно верные и неизменные. Вариативность возникает на выходе ребенка из семейного окружения в другую среду, когда появляется потребность в общении с другими детьми, взрослыми, что и становится началом обретения жизненного опыта. Приоритетными для развития ребенка является общение, речевая и творческая деятельность, обсуждение, размышления вслух без страха ошибиться или высказаться вразрез с мнением взрослого. Признавая, что основанием для возникновения собственной позиции ребенка является его жизненный опыт, логично предположить, что каждый ребенок приобретает и реализует его по-своему. Этот путь не всегда нами спланирован и предсказуем по форме или содержанию, который, однако, является достижением самого ребенка. Попробуем обогатить опыт малыша такими способами и формами речевого взаимодействия, которые бы приобретали вариативность в зависимости от продолжительности контактов, содержания деятельности, количественной и половой характеристик детского общества, других факторов. Продуктивной формой речевого развития детей является свободная и самостоятельная деятельность в специально организованной среде, где педагог предоставляет каждому воспитаннику право выбора: где, когда, сколько времени и с кем ему действовать. Следовательно, в каждом «фрагменте» речевой активности ребенка развиваются, время от времени меняясь ролями - то доминируя, то становясь фоном для других, - все лингвистические компоненты. Главное - адресное направление вещания, наличие собеседника, партнера по общению. Это ему адресуется, «дарится» слово, на которое ожидается эмоциональная или речевая реакция-ответ. В традиционной методике развития детской речи исключительное значение придается показателям овладения языковыми средствами, таким формальным характеристикам, как: звукопроизношение, лексический запас, грамматическая правильность. Мы же рассматриваем эти средства как предварительный этап к успешному речевому взаимодействию с партнерами в общении, что развивает коммуникативную компетентность. Содержание коммуникативной компетентности: - осведомленность ребенка старшего дошкольного возраста со способами и средствами речевого взаимодействия (лингвистическими и коммуникативными): - адекватность выбора имеющихся навыков и умений, применения и «считывания» их в речевом взаимодействии; - ориентация в ситуации общения (целесообразно подбирать речевые и неречевые средства, исходя из содержания ситуации, ее участников, собственного отношения); - комплексное, вариативное, творческое применение речевых и неречевых средств согласно поставленной цели. Становление речевой личности происходит не в линейной последовательности (овладение звуком, грамматически правильной речью, связным высказыванием, расширение словаря), а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность - способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятым, согласовывать собственные желания с намерениями других участников общения. Именно эти особенности являются основой коммуникативно-речевой компетентности старших дошкольников. В то же время ее можно приобрести и при доминирующем использовании неречевых средств, что не нарушит взаимодействия дошкольника со сверстниками, не исказит и не разрушит его контактов с людьми, которые рядом с ним. Индивидуальные проявления речевой активности выражаются по-разному: ребенок может быть молчаливым или болтуном, склонным к чрезмерной жестикуляции, постоянно искать и не находить нужные слова, уметь слушать, вслушиваться в интонационные «кружева» речи, самому уместно «плести» эти «кружева». Поэтому крайне важно развивать у малыша потребность в общении с окружающим миром, познании его в себе самом и т. п. Приведенные ниже рекомендации относительно использования некоторых педагогических технологий речевого развития старших дошкольников будут способствовать повышению результативности деятельности воспитателей, при условии, что: - они будут учитывать успехи и неуспехи ребенка в предыдущей деятельности; - определять объем, время, место, интенсивность его речи как фрагментарное самостоятельной или как составляющей части других видов деятельности (познавательной, музыкальной, двигательной, изобразительной и др.); - согласовывать дозировки и самодизоровку собственной речевой деятельности ребенка с речью взрослого; - обеспечивать взаимовлияние и комплексность сфер жизнедеятельности ребенка, которые имеют речевое обрамление или речевую основу. Использование пальчиковых игр Малоактивным детям в диалоге, ответы которых состоят преимущественно из одного слова и которым бывает трудно сформулировать вопросы, которые с интересом относятся к играм сверстников, будут полезны пальчиковые игры и упражнения. Чувствуя недостаточность своего лексического запаса, дети часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. С ними следует начинать с самых простых упражнений, посильных для каждого. Другим дошкольникам можно предлагать более сложные и разнообразные упражнения, к которым смогут присоединиться и родители, и педагоги. Следовательно, возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности и стремления определяют речевое развитие каждого. Степенью развитости можно считать компоненты, которые способствуют созданию и расширению мировоззрения ребенка, формируют гуманные чувства, базовые личностные качества, которые проявляются в речевой компетентности. Развивающим является то пространство, которое приспособится к естественному темпу каждого малыша, не нарушая и не нивелируя его. 1.2 Особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников Речевое развитие дошкольника - сложный психологический процесс, который не сводится к простому воспроизведению ребенком услышанной речи. Он определяется мерой сформированности знаний, умений и навыков ребенка и оказывается в социальной и интеллектуальной активности в кругу взрослых и сверстников. Чтобы создать оптимальные условия для речевого развития дошкольника, педагогам следует использовать различные формы работы: игры, проблемные ситуации и, конечно, занятия. Не возможно представить надлежащий уровень жизненной компетенции человека без овладения речью. Выдающийся педагог Константин Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. Овладевая речью, изучая язык, ребенок усваивает систему знаний, общественно принятые нормы поведения - основу его жизненной компетентности, то есть «овладевает наукой и искусством жить среди других». Учитывая это, проблема развития речи ребенка всегда была одной из центральных в дошкольном образовании. Сейчас же ведущей целью дошкольной лингводидактики является воспитание языковой личности. Речевая компетенция - это умение на практике уместно пользоваться языком (выражать свои мысли, желания, намерения, просьбы и тому подобное), использовать для этого как речевые, так и неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства. Это поликомпетентностное действие, которое содержит следующие компетенции: - лексическую (наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, их уместное применение, употребление средств речевой выразительности: поговорки, пословицы, фразеологизмы, эпитеты, сравнения); - фонетическую (правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, владение интонационными средствами выразительности); - грамматическую (практическое употребление соответствующих грамматических форм родного языка: род, число, падежи, время и тому подобное); - диамонологическую (понимание связного текста, умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог, составлять разные виды рассказов, пересказывать). Речью ребенок овладевает в процессе общения во время разных видов деятельности, ведь все они тесно связаны с речью и сопровождаются им. Но повседневного общения для становления языковой компетенции, конечно, недостаточно. Основной формой обучения дошкольников в процессе организованной познавательной деятельности все же остается занятие. Именно на занятиях воспитатель систематически и последовательно формирует у детей речевые умения и навыки, которые закрепляются при общении детей во время разных видов деятельности в повседневной жизни. На занятиях речевого общения дети должны не столько усваивать материал об окружающем мире, сколько упражняться в речевой деятельности. Необходимо обращать внимание воспитателей на то, что на таком занятии основное внимание стоит сосредоточить на практическом усвоении детьми норм родного языка (фонетических, лексических, грамматических), формировании навыков рассказывания и пересказывания. Занятия по речевому общению проводят во всех возрастных группах один раз в неделю всего лишь с подгруппами детей. Только при этом условии можно обеспечить максимальную речевую активность детей на занятии. Занятия с речевого общения бывают комплексными и специальными. Комплексное занятие речевого общения проводится трижды в месяц. Задача минимум состоит из трех компонентов речи, среди которых: звуковая культура, лексика, грамматика и собственно связную речь. Причем последнее является обязательной составляющей такого занятия. Специальное занятие речевого общения (в методической литературе встречается и под другим названием - «доминантное») охватывает только один компонент речи (звуковая культура речи, лексика или грамматика) и проводится один раз в месяц. Доктор педагогических наук Алла Богуш предлагает проводить в течение месяца три комплексные и одно специальное занятие речевого общения: на первые три недели месяца планируются по одному комплексному, а на последнюю неделю - специальное занятие. Планируя комплексные занятия, воспитатель следит, чтобы все задачи по развитию речи равномерно чередовались в течение месяца. Специальные занятия целесообразно планировать на квартал. В первом месяце квартала, скажем, в сентябре, задачей специального занятия может быть формирование звуковой культуры речи. Следующего месяца, в октябре, специальные занятия стоит посвятить исключительно формированию грамматической правильности речи, а в ноябре - словарной работе. Соответственно планируются занятия с речевого общения и в следующих кварталах. Планируя специальные занятия, необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Так, в младшем дошкольном возрасте специальные занятия, посвященные формированию звуковой культуры речи, можно проводить чаще одного раза в квартал, а в работе с детьми старшего дошкольного возраста больше внимания следует уделить грамматике. Поэтому специальные занятия по формированию грамматической структуры речи в старшей группе можно спланировать в одном из кварталов дважды. Такой подход к планированию занятий обеспечивает формирование у детей лексической, фонетической, грамматической и диамонологической компетентности. Составляя программное содержание комплексного занятия, воспитатель должен предусмотреть развитие различных компонентов речи и соответственно определить содержание работы над каждым заданием по развитию речи на этом занятии. Кстати, воспитатель сам определяет, какие задачи (словарь, звуковая культура или связную речь) решать в начале, в середине или в конце занятия - это зависит от его содержания и уровня речевой подготовки детей. Программное содержание специального занятия содержит задания по работе только с одним компонентом речи, например, над звуковой культурой речи. Воспитатель закрепляет тот материал, который подавался на комплексных занятиях, и дополнительно планирует одно-два новых задания по работе над звуковой культурой речи. Планируя специальное занятие со словарной работой, особое внимание стоит уделить формированию у детей обобщающих понятий (мебель, одежда, транспорт и т. д.), ознакомлению их с качествами и свойствами предметов. При планировании нужно следить, чтобы занятие речевого общения было взаимосвязано с другими занятиями, прежде всего из художественной литературы, ознакомлением с окружающим миром, родной природой и тому подобное. Так, например, для составления рассказа на занятии речевого общения детям следует предложить уже знакомую картину, которую они рассматривали во время занятия по родной природе или ознакомлению с окружающим миром; для перевода можно взять сочинение, с которым детей ознакомили на занятии по художественной литературе. Предлагая тему для рассказывания, воспитатель должен учитывать предыдущий опыт детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg