Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие гражданское общество - из прошлого в настоящее.

natalya1980er 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2019
Цель работы - изучение истории и современного развития теоретических и практических основ современного гражданского общества, и отношение гражданского общества с государством. Осуществление указанной цели требует осуществления таких задач: 1) осуществить анализ процесса происхождения и развития концепции относительно гражданского общества; 2) произвести всемерное исследование современных концепций относительно гражданского общества; 3) изучить и проанализировать тесное взаимодействие современного гражданского общества и государства; 4) изучить степень развития современного гражданского общества в РФ. Объект курсового исследования - непосредственно современное гражданское общество. Предметом этого исследования выступает процесс исторического становления и развития гражданского общества в условиях современности, его взаимоотношения с государством. При написании данного курсового исследования были использованы такие методы: сравнительный, исторический, философский, обобщение научного материала и другие методы.
Введение

Общество, которое отлично от государства, всегда существовало, но не всегда это было гражданское общество. Тема проблемы гражданского общества в течение вот уж многих десятков лет привлекает особое внимание и выступает одной из основных тем юридической науки. «Гражданское общество - это категория, в осмыслении которой пока что так и не сформировалось необходимой теоретической ясности» . Об этом говорится в довольно широком диапазоне представлений касаемо гражданского общества и достаточное множество трактовок самого определения гражданского общество. Актуальность данного курсового исследования заключается в необходимости и важности изучения поэтапного исторического развития, современного положения гражданского общества, его тесных взаимоотношений с государством, что позволяет организовать, отметить и сформулировать обобщенное представление об этом понятии.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2 Глава 1. Понятие гражданское общество - из прошлого в настоящее…………...3 1.1 История развития понятия «Гражданское общество»………………………3 1.2 Анализ современных концепций гражданского общества……………......12 Глава 2. Государство и гражданское общество…………………………………..21 2.1. Понятие и признаки правового государства………………………………21 2.2. Взаимодействие правового государства и гражданского общества……..23 Глава 3. Гражданское общество в современной России…………………………29 3.1. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли..29 3.2. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации………………………………………………………………………...34 Заключение………………………………………………………………………….40 Список использованных источников……………………………………………...44
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 2009. 64 с. Учебники, монографии, брошюры 1. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003. 2. Бачило И.Л. Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008. 3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 4. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1.Пер. с лат. И англ. - М.: Мысль, 1989. -Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. 5. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. 6. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008. 7. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009. 8. Кальной И.И., Лопушанский И.Н., Овчинникова Г.В., Колесников В.В. Гражданское общество: истоки и современность. Монография; -- 3-е изд., перераб. и доп.- СПб: Юридический центр Пресс, 2006. 9. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. 10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 11. Локк Дж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. 12. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. М.: Норма, 2007. 13. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. -М.: Политиздат, 1955. 14. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). - М.: 2009. 15. Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т.В. Гражданское общество и социально правовая политика в современной России: теоретико-методологический анализ // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. Т. 1. М., 2005. 16. Хабермас Ю. К разуму публичной сферы // Ах, Европа. Небольшие политические сочинения. М.: Весь Мир, 2012. Авторефераты диссертаций 1. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Автореф. дис. к. ю. н. - М., 2002. - 25 с. 2. Грачев В.С. Институты гражданского общества и их роль в обеспечении конституционно-правовых отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. к. ю. н. - М., 2011. 24 с. 3. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. д. ю. н. - М., 2011. - 26 с. Периодические издания 1. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. № 9. 2012. 2. Андронова И.В. Гражданское общество: Теоретико-методологические исследования // Вестник ОГУ. №7. 2004. 3. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство //Гражданское общество в России и за рубежом. № 2. 2015. 4. Бессонов Б.Н. Гражданское общество, правовое государство, демократия как социально политическая перспектива XXI века.// Сибирский торгово-экономический журнал. №12. 2012 г. 5. Бессонова В.В., Киселева Н.А., Мерзлякова И.С. Теоретико-методологические основы гражданского общества и современные российские реалии // Гражданское общество в России и за рубежом. №3. 2013. 6. Жукова И., Кононов В., Котов Ю. Самодеятельные инициативы. Неформальный взгляд // Коммунист. № 9. 1988. 7. Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права. № 10. 2008. 8. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. № 3. 1995. 9. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. //Российская газета. №4063. 2006. 10. Степаненко В. Гражданское общество как дискурс и социальный нормативный порядок в социологии Джеффри Александера // Социология: теория, методы, маркетинг. № 2. 2006. 11. Устинович Е. С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом, №3, 2013 12. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // "Гражданское общество в России и за рубежом", №3. 2015.
Отрывок из работы

1.1 История развития понятия «Гражданское общество» "Устоявшееся понятие "гражданское общество" (по-англ. civil society ) происходит от Римского слова civitas это "сообщество, община". Члены общины в Др. Риме выступали полноправными и достаточно свободными гражданами и субъектами Римского приватного права. Слова "civitas", ("гражданин"), "ius civil" ("Гражданское право") были синкретическим значением, их политический и неполитический смысл не отличался. Впоследствии неполитическое содержание сохраняется в определениях "гражданское общество", "гражданское право" и политическом термине " гражданин"" . Трактовка "гражданское общество" впервые использовалось древними мыслителями Платоном, Аристотелем и Цицероном в целях обозначения общественно-политических систем Др. Греции и Рима. Их работы " Государство "(автор - Платон), « Политика "(автор - Аристотель)", О Республике " (автор - Цицерон) и инициировали исследование концепции о гражданском обществе. Аристотель в своих трудах отмечал: "...государство представляет собой не что иное, как совокупность граждан, а именно гражданское общество". Для Аристотеля и большинства будущих поколений философов до 17 века понятия "государство" и "гражданское общество" были одинаковыми. "В древности было понятно, что народ, общее собрание граждан - т.е. полиса было непосредственным политическим субъектом, а именно органом управления, принимавшим решающие решения. Древнее общество было в природе политического сообщества, а значит и государства в современном понимании. Частные интересы не были противоположны общественным. Ценность была не свободой в частной жизни личности, а общим благом, воплощенным в политике. Свобода для гражданина полиса заключалась в свободе участия в принятии основных решений большинством" . Еще не покинуло господство коллективного сознания, наследования племенной системы, поэтому не было неотложных требований частных интересов, объединений по защите своих прав, так как граждане были свободны выражать и защищать их на открытом собрании. Концепция о гражданском обществе была внедрена еще в древние времена, ставшая предвестником в будущем достижений научной мысли. Начиная с семнадцатого века в понимании гражданского общества в качестве такового начинают сформировываться некоторые черты, близкие к содержанию. Подробная разработка этого понятия дана в общей теории общественного договора. Следовательно, британский философ Т. Хоббс связал появление гражданского общества, одновременно и государства, с заключением своеобразного общественного договора, то есть, по его мнению, переходом от естественного государства, естественными законами гражданского общества и гражданскими законами. "Созданное подобным образом единение именуется государством либо же гражданским обществом, а также гражданским лицом" , - отмечал Гоббс. Гражданское общество выступает союзом людей и коллективов, где все приобретают "человеческие качества", то есть, в сущности, признают и строго соблюдают естественные права. Дж. Локк наиболее детально разрабатывал договорную концепцию и теорию о неотчуждаемости прав. Он отмечал, что: "Есть только лишь один путь, направляясь по которому каждый человек вполне может отторгнуть себя от своего естественного состояния и постепенно переместиться на стадию гражданского общества, но как только этот путь, где по соглашению с иными людьми, он примкнет либо объединится в определенную социальную общность". Дж. Локк признал идею правления народа государством (то есть суверенитета народа), что выступает ярким признаком присутствия гражданского общества. Это свидетельствует о том, что, хотя он и не был непосредственно разделен гражданским обществом и государством, тем не менее, осознает, что это все же не одно и то же. Джон Локк выступает основателем традиционного толкования гражданского общества, в основе которого лежат следующие институты: труда, собственности, семьи. Вполне очевидно, что философы раннего буржуазного периода еще не отделили общество от государства, хотя и близко к нему. Возникает вопрос, приписывают ли их учения концепции гражданского общества? Определенно следует, так как у них формируется представление об окружающей среде, в которой находится индивид, всевозможные объединения граждан могут осуществлять свои личные права и интересы, отстаивать их, что гарантирует их защиту. Эта среда по существу является областью гражданского общества, "поддерживаемой" законным правительством. Кроме этого, для деятелей данного вектора научной мысли весьма характерно глубокое понимание гражданского общества (а именно, государства) как правовой организации, которая основана на признании человеческих естественных прав и полном подчинении всего, в т.ч. и государства, общей воле, которая выражена в договоре и праве взаимности прав и обязанностей между государством и его гражданами, декларации прав граждан на контроль над институтами власти и реальной возможности свержения некомпетентных и коррумпированных правителей. В целом эти атрибуты свидетельствуют о наличии вполне развитого гражданского общества и необходимых условий для функционирования правового государства. Важнейшим достижением этих ученых были выделены качественные особенности гражданского общества: признание и реализация неотъемлемых прав и свобод, защита частной собственности (это первый шаг на пути признания экономической свободы граждан), самоорганизация общества (заключение так называемого общественного договора), гражданская солидарность, а также законность. Некоторые ученые, не упоминая этот термин, предоставили существенные признаки, касающиеся гражданского общества. Британский экономист Адам Смит упомянул "общество с сильной частной деятельностью, отличающейся от семьи, отделенной от государства" . Согласно его позиции, гражданское общество приходится рыночным обществом, в котором признается экономическая свобода. Основу гегелевской и марксистской трактовки гражданского общества заложил известный шотландский историк и мыслитель А. Фергюсон. Ценность его взглядов состоит в том, что Фергюсон одним из первых произвел разделение гражданского общества с государством, "Гражданское общество -- неразделимость государства и его институтов, необходимость продолжения политического противостояния внутри основных групп общества с целью поддержания гражданского духа и взаимовлияния их претензий" . Фергюсон положил начало анализу соотношения данных сфер, где выделил особо значимые признаки относительно гражданского общества. Немецкий ученый и философ К.Маркс отметил первостепенную роль гражданского общества против государства. "Интерес - вот именно то, что наиболее сцепляет друг с другом абсолютно всех элементов гражданского общества. Реальная связь между ними не политическая, а гражданская. Поэтому не государство, а связи скрепляются между атомами гражданского общества. Только лишь политическое суеверие может еще изображать, что только государство должно связывать гражданскую жизнь, в реальности же, наоборот, гражданская жизнь связывает государство" . Оригинальный подход к концепции гражданского общества представил Ф. Гегель. Он утверждал, что гражданское общество появилось вследствие исторического преобразования общественной жизни и развития от семьи непосредственно к государственно-организованному обществу. Само гражданское общество выступает промежуточной сферой человеческого сообщества, между отдельно взятой семьей и государством. Ф.Гегель считает, что формирование и дальнейшее развитие всего гражданского общества реально возможно только лишь при Новом времени. По Гегелю, гражданское общество-это сфера общественных отношений, обеспечивающая жизнеспособность общества и осуществление гражданских прав, фактически это система рыночных отношений. Основополагающим звеном гражданского общества приходится человек, который имеет свои интересы и потребности. Гегель определил и сформулировал две существенные характеристики гражданского общества. Во-первых, люди в процессе жизни руководствуются только лишь своими сугубо частными интересами. Коллективной человеческой природы, в отличие от А. Фергюсона и Маркса, он не признал. «Индивиды как граждане данного государства являются частными лицами, целью которых выступает их личный интерес" . Во-вторых, формируются между индивидуумами разнообразные общественные связи, каждый человек зависит от другой "формы универсальности" . Другой человек является средством достижения определенных корыстных целей, но в то же время гарантируется существование каждому индивиду гражданского общества. Получается, система всеобъемлющей зависимости: " так что средства к существованию и выгода единого личностного бытия переплетаются с средствами к существованию, хорошими и правильными для всех, основанными в этом и только в этом контексте, действительными и обеспеченными" . "Особенность, которая ограничена всеобщностью, является единственной мерой, при помощи которой какая либо особенность активно способствует своему благу". Любой человек, хоть и хочет держать всеобщность и государство на определенном расстоянии, однако все же не может просто существовать без них. Только лишь в них он проявляет свои способности, инициативу и тем самым способствует, кроме своего, всеобщему благу: "...особая цель при помощи соотношения с иными придает себе определенную форму всеобщего" ."Гражданское общество-это сфера инициативы отдельных людей. Государство - высшая целостность, безусловно, стоит над всем обществом. Оно определяет все общество непосредственно в его единстве и является гарантом реальной свободы всего гражданского общества, а также устанавливает законы, ограничивающие сферу деятельности физических и юридических лиц, но обычно в этих широких пределах определяются в соответствии с соглашением сторон и на основе соотношения частных или коллективных интересов. В данном смысле гражданское общество значительно автономно от государства" . Теория Гегеля имеет большое значение, несмотря на то, что гражданское общество получило только коммерческую часть общества, сферу рыночных отношений. Более того, в сфере гражданского общества была сфера межличностных отношений (например, семейных), что, на наш взгляд, не совсем корректно. Но самое главное, выделяются существенные признаки гражданского общества, определяемые его местом во всей социальной системе. И ошибочно было бы не согласиться с тем, что "онтологическими основами гражданского общества всегда выступают рынок и его отношения" . В XX веке весомый вклад в развитие основной концепции относительно гражданского общества внес известный немецкий ученый и социолог Ю. Хабермас. Согласно его позиции "гражданское общество выступает сферой, которая расположена между личностью и государством, где они представляют собой общение, в котором основополагающую роль играют добровольные объединения. Он выдвинул концепцию публичности (общественности), которая вскоре стала центральной для разъяснительных моделей по формированию гражданского общества. Общественность является инициативной частью общества, активно участвуя в его жизни, формулируя и отстаивая различные социальные интересы" . Это его описание формирования общества в западном обществе. Изначально складывание публичности происходило в предвыборном пространстве, а именно в читательских кругах, кафе и клубах, где достаточно свободно обсуждались и дискутировались разного рода важнейшие вопросы, близкие к определенной группе индивидуумов. При широком распространении печатных СМИ была политизация общества, у нее есть претензии к участию в политической жизни и управлении страной. В сочетании с вековыми противоречиями, которые привели к буржуазной революции в нескольких странах Европы в 16 - 17 веках и привели к созданию представительных органов - парламентов, благодаря которым общественность приобрела доступ к государственному управлению. Во-первых, эта община состояла в основном из представителей буржуазии. Постепенно в общественной жизни происходит понятие общего и разумного права, согласно которому общественность трактует политическую жизнь. Присутствие государственной власти и принимаемые ею наиболее важные решения в понимании народа должны быть признаны, то есть стать легитимными. Соответственно, верховенство естественного права заменяется верховенством права. Актерами в публичной сфере гражданского общества выступают объединения граждан, СМИ и представительных государственных органов. Таким образом, общественность выступает наряду с началом широкого принятия участия в политическом управлении. В будущем развивается более широкая социальная база общества, в которой свободно обсуждаются общественные вопросы. "Основные функции современного гражданского общества Ю. Хабермас определил как сферу частной автономии, на основе частного права и либерального рынка. Достаточно важным для него выступает возможность свободного осуществления экономических инициатив, которые, однако, должны происходить лишь в рамках закона. Гражданское общество достаточно активно принимает участие в политической жизни. Это, в частности, способствует развитию его ключевых институтов - добровольных объединений за пределами государства и экономики, предоставляющих гражданам реальную возможность управлять индивидуально и действовать в оппозиции к власти на основе традиций, власти и ритуала" . Для Хабермаса явно характерна определенная идеализация всех институтов в Новом времени. Реальные перспективы в отношении развития относительно гражданского общества в условиях современности, он оценивает крайне негативно. Коммерциализация политической сферы и СМИ, постоянное расширение области деятельности многих профессиональных политиков способны сформировать только дегенеративную форму общества, оставив мало места для общественной инициативы. СМИ больше ориентированы на удовлетворение потребностей развлечений, получение прибыли, а не на мониторинге политических процессов и общественного мнения" . "Ценностный анализ "или же" культурный подход " к концепции гражданского общества проработал и выдвинул американский ученый и социолог Александер. Гражданское общество с его позиции представляет собой "форму социальной и культурной организации, восходящие, как радикальный и бескомпромиссный индивидуализм и коллективизм". Поэтому надо объединить эти два противоположных подхода к проблеме гражданского общества. В обществе бытует двоичная структура определенных мотивов, всевозможных отношений, институтов гражданских и нецивилизованных, тесно взаимосвязанных и регулирующихся определенными нормами и законами. Гражданское общество, по Александеру, - это независимая сфера, но не полностью независимая. Важной ролью гражданского общества является то, что оно "присутствует как общественный нормативный идеал и порождает ценности "хорошо" или "плохо", а также "справедливо" или "несправедливо" во многих сферах общественной жизни: международных отношениях, политике, культуре, экономике, идеологии, государстве, обществе, семье" . По мнению Александера, "в функционалистическом плане гражданское общество может пониматься как социальное измерение или подсистема, которая, из других секторов и попадая под весьма сдерживающее, но вполне существенное влияние их императивов, непосредственно препятствует им принятию мер" . Достаточно актуальным в современных условиях масштабного распространения средств массовой информации представляется огромное влияние массовой культуры на абсолютно все сферы жизни, полагает Александер. Гражданское общество в качестве социокультурной реальности оказывает весьма существенное влияние на правовое сознание граждан, их поведение. Именно в данной части гражданского общества формулируются экономические, политические, социальные, а также духовные интересы народа и его объединений, получают оформление и развитие, которые обязаны восприниматься властью. 1.2 Анализ современных концепций гражданского общества В той или иной степени, в 2000-х годах, в области отраслей правовых наук такое понятие как "гражданское общество" рассматривали ученые, представители научных школ философии, теории права и государства, конституционного права, теории гражданского права, а также информационного права, бизнеса, семейного права, трудового права и др. Профессор ЕС Устинович, доктор политических наук, в ходе анализа научных подходов современных ученых-юристов по данному вопросу говорит "о значении как минимум 2-х московских научных школ при РАН (Бачило И.Л, Керимов А.Д., Лукашева Е.А.), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Авакьян С.А., Лазарев В.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И.).РАН представлена, главным образом, в теории проблемы и ее философском и правовом обосновании. Значительную важность также необходимо признать сектором развития информационного права при Институте государства и права Российской академии наук. В МГУ имени Ломоносова в изучении правовых вопросов гражданского общества преимущественно принадлежит определенным кафедрам, а именно теории права и государства, конституционного права, а также муниципального права" .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg