Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Роль, место и функции президента Российской Федерации

natalya1980er 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2019
Президент –абсолютно новый для России государственный институт, введение которого внесло значительные перемены в прежнее устройство государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились главы и в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента реализован во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. По аналогии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений. Стоит отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер: 1. Президент выступает как глава государства; 2. Глава является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; 3. Президент обладает законодательными полномочиями; 4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия. Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает независимое главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.
Введение

Цель моей работы рассмотреть вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, определить правовую характеристику его положения в нынешнем государстве. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. «Президент» от латинского слова «Praesidens», что означает «сидящий впереди». В современном мире термин «Президент» - это глава государства, избираемый народом, на определенный срок. В России президент был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», далее интегрированным в Конституцию РСФСР 1978г. Но только в июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избрали Б.Н. Ельцина. Официальной резиденцией Президента Российской Федерации является – Кремль, расположенный в Москве. Символом президентской власти служит флаг, с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента, и датами его пребывания на этом посту. Познание статуса Президента Российской Федерации, его функции как главы государства возможно лишь при понимании и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, преимущественно глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». В соответствии Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Содержание

Введение. Становление института президентства Функции и полномочия Президента РФ Полномочия Президента РФ в различных сферах государственной жизни Глава III Ответственность Президента РФ Заключение
Список литературы

Отрывок из работы

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти[1] . Общее историко-правовое прошлое стран СНГ, сходные трансформации и демократические преобразования неизбежно порождали общие черты организации и функционирования института президентской власти. Изучение этих общих черт требует специального теоретико-правового исследования. В России изучение института президентства ведется по нескольким направлениям. Прежде всего, это общие работы по конституционному праву, в которых есть соответствующие разделы, посвященные президентству. В последние годы опубликован ряд примечательных статей американских и европейских авторов о специфике института президентства в постсоциалистических странах, а также о достоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С.Холмс, А.Валенсуэла. Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц. Г. О’Доннелл, Х.Дж. Линц и другие). В то же время следует отметить, что формирование общих закономерностей становления и функционирования института президентства в переходный период еще не было предметом специального исследования. Между тем анализ огромного и разнообразного материала о становлении и функционировании президентской власти в постсоциалистическом мире позволяет выделить ряд важных закономерностей этого процесса. Для уяснения подобных закономерностей прежде всего уточним некоторые понятия, по поводу которых в научной литературе существуют различные точки зрения. Одним из таких ключевых понятий является определение «института президентства». Само понятие «президент как выборный глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общем для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов как «глава государства» (Беларусь, Россия) , «глава исполнительной власти» (США) , «арбитр» (Франция) , «высшее должностное лицо» (Россия с 1991-1993) . Иногда конституционный статус президента не определен (ФРГ) Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких либо других государственных органов, что не снимает с него обязанностей действовать на основе и во исполнение законов; пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами[6] . При этом, несмотря на высокую степень разработанности научного аппарата в области исследования президентства, в научной литературе при характеристике президентства за рубежом используется термин «институт президентства», а когда речь идет о России - «институт президента». По мнению автора, использование второго термина не совсем правомерно, поскольку, во-первых, является отступлением от общепринятой научной терминологии, а во-вторых, не в полной мере отражает сущность данного института. Президентство включает не только Президента как высшее должностное лицо в государстве, но и конституционные нормы, регулирующие функционирование президентской власти; прецеденты, возникшие в результате конституционной практики; реальный объем полномочий, сложившийся в результате соотношения политических сил в государстве; структурные подразделения, обеспечивающие работу Президента. Президент России является главой государства, но не главой правительства. Парламент лишь утверждает кандидатуру премьер-министра, министров же назначает лично президент, при этом, даже не нуждаясь в согласии парламента. Президент России также имеет право на роспуск парламента, но это его право ничем не уравновешено. Президент и назначает правительство, и распускает парламент. Полномочия Президента России превышают полномочия президента США. Например, Конгресс США утверждает все персональные назначения в правительстве; президент США ни при каких условиях не может распустить Конгресс. В отличие от стран Латинской Америки президент РФ может избираться на второй срок[8] . Так же, как и в России, своеобразный тип президентства сложился в Украине. Крайне обобщенно можно сказать, что политическая система Украины является промежуточным (переходным) вариантом между современной российской политической системой и политической системой большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Важнейшее отличие процесса политической трансформации на Украине от российского – его эволюционный характер. В известном смысле украинский сценарий трансформации похож на восточноевропейские «бархатные революции». Между Верховной радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995г. был заключен конституционный договор «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой конституции Украины». Разработка Конституции Украины была процессом согласования решений, однако, в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Конституционный процесс на Украине был гораздо более длительным и согласительные процедуры оказались там гораздо менее успешными, чем в Восточной Европе. Показательный факт – Украина приняла новую Конституцию только в 1996 г. последней из всех бывших союзных республик. Верховная Рада Украины по конституции 1996 г. является представительным органом власти, сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и фактически монопольное право внесения изменений в Конституцию. Это обстоятельство заметно отличает Украину от других бывших постсоветских и постсоциалистических стран. С одной стороны, в Украине действует необычайно сильный для постсоветской республики парламент, с другой – необычайно сильный для восточно-европейских стран президент. В результате в Украине имеется крайне слабое, по сравнению с другими постсоциалистическими странами, правительство, что ведет к постоянным кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике «президент – правительство – Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована, и ее перманентный кризис носит системный характер; результатом является слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который зачастую является жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами. Какова же практика становления института президентства в постсоциалистических странах на фоне мирового опыта? Как показывает анализ западных политологов, политическая практика в постсоциалистических странах хорошо согласуется с мировым опытом. В период между 1973 и 1989 годами в 77 из 168 государств хотя бы в течение одного года существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24 «старые» демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, то остаются 53 страны, из которых 28 были парламентскими республиками, 25 – президентскими. На протяжении рассматриваемого периода демократиями в течение 10 лет подряд оставались 17 из 28 парламентских республик (или 61%) и только 5 из 25 президентских (20%). Другими словами, уровень «выживаемости» парламентских демократий был в 3 раза выше, чем президентских[9] . В заключении можно сказать, что анализируя становление и деятельность института президентства в постсоциалистических странах, многие исследователи утверждают, что данный институт в большинстве бывших социалистических стран оказался достаточно эффективным, хотя с ходом политического процесса он неизбежно будет претерпевать изменения. Опыт стран Восточной Европы является прекрасной иллюстрацией того, что только созданные с учетом национальной культурной специфики, национального исторического опыта формы могут быть успешными, прочными и стабильными. Ни в одной из стран Восточной Европы не произошло «слепого» копирования иной конституционной модели, в каждой из них была разработана своя конституционная модель, вобравшая, в том числе опыт социалистического конституционного строительства. Лучшее – значит разное и в каждом конкретном случае свое. И подобный выбор является следствием прагматического подхода к государственному строительству. Этоиестьподлиннаяреализациядемократическихпринципов[10] . Функции и полномочия Президента РФ 2.1.Роль Президента РФ в системе управления государством. Исходным положением для определения роли Президента РФ в системе управления Российской Федерацией является положение статьи 80 Конституции РФ, которая устанавливает, что он является главой государства. Как отмечалось, по Конституции РФ Президент РФ не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную). Вместе с тем, он не стоит над другими ветвями власти, они не подконтрольны ему. Роль президентской власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержки и противовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти. В системе высших органов государства Президент РФ выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы. Во-первых, Президент РФ представляет российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны он имеет полномочных представителей в субъектах (их группах), семи федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах парламента, конституционном суде, которые обеспечивают осуществление полномочий Президента). Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени РФ. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Действуя в этом качестве, Президент следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, он – гарант прав и свобод человека и гражданина. Он является в частности последней инстанцией, куда может обратиться осужденный для помилования. В-четвертых, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Выполняя эти задачи, президент действует в частности в качестве Верховного главнокомандующего, в случае угроз безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Право определять основные направления внешней и внутренней политики государства – излишне широкое полномочие Президента РФ. Правда, Президент должен это делать в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). В-шестых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для выполнения функций Президента при нем существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Управление делами, несколько десятков различных советов (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), последние являются совещательными органами Президента РФ. Часть из них в 2000г. упразднена. Важнейший совещательный орган при Президенте РФ –Государственный совет, созданный указом Президента от 1 сентября 2000г.[11] В соответствии с положением о Государственном Совете, утверждены этим же указом, председатель Совета – Президент РФ, члены – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов субъектов РФ), занимающие в нем места по должности. Кроме того, Президент РФ может включить в состав совета лиц, замещавших должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум из семи членов, назначаемых Президентом РФ. Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основными задачами Государственного совета является содействие реализаций полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов; обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти Федерации и субъектов, местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, законов Федерации, актов Президента РФ и Правительства РФ; обсуждение (по предложению президента РФ) проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального бюджета и информации правительства РФ о ходе его исполнения; обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ, а по предложению Президента РФ иных важных вопросов, имеющих важное государственное значение. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. Как глава государства, Президент обладает неприкосновенностью (ст.91)[12] . Против Президента нельзя возбудить уголовное дело (оно может быть возбуждено только после отрешения Президента от должности), он не может быть принудительно доставлен в суд, например в качестве свидетеля, он не подлежит административной ответственности. Дисциплинарная ответственность вообще исключена, так как он в иерархии самое высшее должностное лицо. Президент не может быть задержан, подвергнут личному досмотру. Неприкосновенность не означает, однако, отсутствия всякой ответственности, о чем говориться ниже[13] . Выполнение функций Президента РФ требует соответствующего обеспечения, в том числе материального. Заработная плата Президента РФ составляла 12 тысяч рублей, но представительские расходы в 10 раз больше. Необходимы расходы на телохранителей (до 2000г. одновременно работали 44 телохранителя), на Администрацию Президента (2 тысячи человек), Управление делами, обслуживание апартаментов главы государства (75 человек) и т.д. В целом на исполнение функций Президента РФ расходуется около 55 миллионов рублей в месяц[14] .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Политология, 13 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Политология, 26 страниц
312 руб.
Контрольная работа, Политология, 11 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Политология, 14 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Политология, 9 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg