Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Специфика дифференсированного подхода в педагогике.

natalya1980er 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2019
Объектом курсовой работы является организация процесса обучения. Предметом – дифференцированной подход и его необходимость применения в организации процесса обучения одаренных детей. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработках данных экспериментального исследования. Базой экспериментального исследования является Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Пензенской области «Губернский лицей». Результаты данного исследования и выводы могут стать первоосновой для дальнейших исследований данной темы, могут быть использованы на занятиях, а также в работе педагогов, психологов и социологов.
Введение

Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать специфику работы с одаренными детьми. На каждом уроке сегодня приветствуются использование современных образовательных технологий среди которых немаловажным и успешным является дифференцированной подход. Поэтому актуальность данного исследования очевидна. Так, реализация дифференцированного подхода в обучении одаренных детей придает динамизм урока и делают его интересным. Целью данной работы является изучение специфики дифференцированного подхода в обучении одаренных детей в современной школе. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Определить психолого-педагогическую сущность и необходимость применения дифференцированного подхода в обучении одаренных детей. 2. изучить индивидуальные особенности одаренных детей с целью выявления критериев дифференциации и применения к ним дифференцированного подхода в обучении. 3. Проанализировать практический опыт применения дифференцированного подхода в обучении одаренных школьников. 4. Провести исследование на базе Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области «Губернский лицей» с целью выявления реализации дифференцированного подхода в обучении.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………………..….3 ГЛАВА 1. специфика дифференсированного подхода в педпгогике……………………………………………………………….…..5 1.1. Понятие дифференцированного подхода в обучении……………………5 1.2. Изучение индивидуальных особенностей одаренных детей с целью выявления критериев дифференциации………………………………..…7 1.3. Цель и задачи дифференцированного обучения………………………….9 ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНСИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ……………...……...………………….11 2.1.Краткая история реализации дифференцированного подхода в обучении……………………………………………………………………….…11 2.2. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний………………………………………………………………………….....20 2.3. Экспериментальное исследование…………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………27
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с. 3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. - М: Мысль, 1992. - 112с. 4. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с. 5. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М.: Просвещение, 2000. - 169с. 6. Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 784с. 7. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998. - 137 с. 8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. - 169с. 9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 954с. 10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 702с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие дифференцированного подхода в обучении В настоящее время наблюдаются признаки несоответствия уровня обучения существенной части выпускников школ растущим требованиям к подготовке рабочих распространенных профессий. Ускорение темпа и повышение качества труда, постоянное сокращение простых специальностей в производстве, переход предприятий на другие направления хозяйственной деятельности обуславливают ряд трудностей при адаптации подростков. В процессе обучения школьников в настоящее время педагоги не используют все имеющиеся резервы совершенствования образовательно-воспитательной работы. В этой связи сложившиеся трудности при социальной адаптации выпускников имеют нарастающую тенденцию. Для коренного решения возникающих сложностей необходимо поднять на качественно новый уровень дифференцированный подход в обучении. Дифференцированный подход - учет в воспитательно-образовательной работе типических особенностей, характерных для некоторой группы воспитанников [8;221]. При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный, характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с уче¬том уровня развития каждого ребенка. При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении – это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении – это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает педагогический процесс. В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий. Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей. В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение: Достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями. Совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала. Восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на «сферу ближайшего развития». Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Он направлен на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Кроме этого, метод способствует выравниванию умений и знаний. Дифференцированный подход в обучении дошкольников особенно эффективен при изучении нового материала, проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Дифференцированный подход в обучении - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой «категории» учащихся. 1.2. Изучение индивидуальных особенностей одаренных детей с целью выявления критериев дифференциации Одаренные дети склонны к наличию критического отношения и к собственной личности и к окружающим. Педагог, работающий с одаренным ребенком, должен терпимо относится к критике, в общем, и своей личности тоже. Талантливый ребенок зачастую воспринимает невербальный сигнал как неприятие собственной личности другими людьми. психологический образовательный одаренный ребенок Из-за этого одаренные дети кажутся отвлекающимися, непоседливыми, часто на все реагирующими. Одаренный ребенок не принимает стандартные требования, ему трудно стать конформистом. Одаренный ребенок очень требователен к собственной личности, зачастую ставит перед собой не осуществимую в данное время цель, все это может привести к возникновению эмоционального расстройства и дестабилизированных поведенческих форм [1;224]. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших. Необычные затеи и бесконечные вопросы ребенка не должны становиться поводом для раздражения. Большинство родителей и воспитателей интуитивно чувствуют, что необычный расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного отношения. Но зачастую они бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, сберечь ростки одаренности, понимая, что не только чрезмерная нагрузка, но и недогрузка может отрицательно сказаться на ходе развития. Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание [9;113]. Дифференцированный подход в обучении одаренных детей невозможно применять без изучения межличностных отношений. Этот метод позволяет влиять на взаимодействие личности и группы, группы и коллектива, ребенка и взрослого. Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется различными способами. Особое значение среди них имеют игровые формы, соревнования, моделирование ситуаций. Все эти мероприятия должны способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка. Эффективность метода прямым образом зависит от творческой атмосферы, содержания взаимодействия, демократического управления внутри коллектива. Применяя дифференцированный подход в обучении в современной школе, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается по-своему. В этой связи в классе появляются отстающие, отличники и хорошисты. Целесообразно сформировать уровневую дифференциацию на определенных этапах урока. Для этого мысленно можно разделить класс на несколько типологических временных групп. Образовательный процесс в этом случае будет выстраиваться согласно реальным возможностям каждой из них. Дифференцированный подход в обучении школьников позволяет продвигать ребенка из более слабой группы в сильную. В этой связи в образовательном процессе намечается два ключевых направления. Первое предполагает выделение типологических временных групп, второе – разработку и внедрение приемов и методов, отвечающих каждой категории. В процессе решения первой задачи рекомендуется отталкиваться от обученности детей. Она определяется по письменным проверочным работам, которые охватывают все элементы содержания предметного образования и требуют применения полученных знаний на различных уровнях самостоятельности. Ознакомление с успеваемостью по прочим дисциплинам осуществляется и по классному журналу. Также целесообразно узнать мнение о коллективе в целом и отдельных учениках от других педагогов. Немаловажное значение имеют беседы с родителями для выявления личных особенностей того или другого ребенка. Различать учащихся можно также по наличию либо отсутствию познавательного интереса к конкретному предмету. Если его нет или ребенок часто пропускает занятия и имеет небольшой объем знаний, то его относят к отстающей типологической группе. Таких учащихся рекомендуется привлекать к индивидуально-групповым занятиям, вовлекать их в открытые уроки и внеклассные мероприятия, способствуя развитию у них уверенности. 1.3. Цель и задачи дифференцированного обучения Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в выявлении и исследовании возможностей по специальным критериям. В качестве них выступает несколько особенностей, по которым ребенок характеризуется как целостная личность. Каждое выбранное свойство имеет существенное значение при определении успешности обучения. Среди критериев при этом есть доминирующие. Одним из таких считается степень обученности. Приоритет этого свойства обуславливается тем, что от него будет зависеть уровень сформированности интереса к познавательной деятельности. Этот критерий также влияет на обучаемость школьника. Такой метод изучения типичных личных особенностей максимально соответствует направленности педагогической деятельности в современных условиях. Исследование отличий предполагает установление показателей их определения. В соответствии с ними формируются диагностические материалы. В качестве одного из эффективных способов изучения степени обученности выступают проверочные работы, а обучаемости – школьный тест по определению умственного развития. На практике именно эти методы применяются педагогами чаще всего. Для определения степени познавательного интереса к конкретному предмету используется анкетирование. Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания [1;229]. Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся. Данный подход необходим в практике преподавания, так как позволяет развивать личность каждого школьника и его реализация повышает успешность учителя как мастера своего дела и повышает интерес учащихся к процессу обучению. ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 2.1.Краткая история реализации дифференцированного подхода вобучении Изучение истории данной проблемы показывает, что требование учитывать индивидуальные особенности личности в процессе обучения, как непосредственную предпосылку дифференцированного обучения - очень давняя традиция. Возникнув в недрах древнегреческой культуры, идеи индивидуализма и разделения людей по различным характеристикам, довольно сложно эволюционировали, проникая в философские и педагогические воззрения. Так, например, Платон (427-347 гг. до н.э.) и вслед за ним его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) сделали первую попытку дифференциации детей с учетом психолого-физиологических особенностей возраста. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит (460-370 гг. до н.э.) первым выдвинул идею природосообразности воспитания, одним из положений которой является учет природных задатков ребенка. Высоко оценивал природные способности детей древнеримский педагог Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.). В сочинении «О воспитании оратора» отмечает, что учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно, «во всем сообразоваться с силами учащихся». Из истории педагогики известно, что первая массовая школа создавались в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае, Японии. В этих школах была в основном коллективно-индивидуальная форма обучения, т.е. одновременно обучалось группа учащихся разного возраста и разного уровня развития: коллективными были занятия, которых можно было участвовать независимо от уровня развития - гимнастические упражнения, религиозные, хоровые занятия. Основные предметы же изучались индивидуально - ученику давалось задание, рекомендации по его выполнению, он выполнял их самостоятельно, а учитель проверял. Таким образом, это была первая форма дифференциации учебного процесса. В средние века возрастает необходимость в создании массовых форм обучения. Элементы классно-урочной системы обучения зародились уже в 14 веке в Голландии. В 1374 г. Джон Сил организовал школу при общине «Братья совместной жизни». Ученики в этой школе делились на классы, школа была снабжена учебниками, определен порядок перевода из класса в класс. В 1537-1582 гг. в Германии ректор школы Якоб Штурм организовал обучение подростков и юношей латинскому языку и ораторскому искусству по системе, приближенной классно- урочной. Идеи индивидуальной направленности в обучении и воспитании развивались в эпоху Возрождения и связаны с именем видного гуманиста, педагога Я.А. Коменского (1592-1670). Разработанный им принцип природосообразности обосновывает возрастную периодизацию детства, систему образования, необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей и различий детей. В 1632 г. Я.А.Коменский в своей книге «Великая дидактика» предложил и детально обосновал классно - урочную систему. Классно-урочная система обучения характеризовалась следующим: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовленности составляли класс, который сохранял в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работал по единому годовому учебному плану, программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий являлся урок. Урок обычно был посвящен одному учебному предмету, теме. Работой учащихся на уроке руководил учитель. Он оценивал результаты учения по своему предмету и в конце года принимал решение о переходе в следующий класс. Уже с момента создания четко определились как преимущества, так и недостатки классно-урочной системы обучения. К ее достоинствам можно отнести: - ее четкую организацию, простое управление, систематический характер обучения; - возможность взаимодействия детей между собой; - воспитание их в учебном процессе; - экономичность, разносторонность и обилие информации; - богатое использование наглядности, словесных методов обучения, позволяющих расширять словарный запас учащихся, формирующих речь, мышление, общение. Через некоторое время классно-урочная система получила широкое распространение, и наряду с положительными сторонами в ней обнаружились существенные недостатки, а именно: - трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, ориентация на «среднего» ученика; - преобладание фронтальных форм работы; - преобладание репродуктивной деятельности; - объект - субъектный характер взаимодействия между учителем и учеником; - строгая организация, затрудняющая тесную связь обучения с реальной жизнью, замыкая его только на школе; - преобладание вербальных методов обучения, доминирование монологической формы обучения, при которой активен учитель и пассивен ученик; - нерациональное распределение времени на уроке - большая часть на деятельности преподавателя; - чрезмерный объем домашний работы; - слабая управляемость учебной деятельностью учащихся; мало самостоятельной учебно-познавательной деятельности; - субъективность оценки результатов обучения [1;258]. Наличие этих недостатков привело к появлению различных модификации классно-урочной системы конца 18- начала 19 веков. Рассматривая историю реализации дифференцированного подхода в педагогической системе Д. Локка (1632 - 1704) необходимо отметить, что сама идея дифференциации выводится им из принципа учета способностей пользы и интересов личности. В 18 веке теоретическая разработка вопросов воспитания и обучения осуществлялась, главным образом, в рамках Просвещения. Опираясь на учение Д. Локка, передовые французские мыслители К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо неразрывно связывали проблемы воспитания свободной личности и формирования нового человека с проблемами демократии. Д. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Ж.Ж. Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания, также исходил из особенностей физического и духовного развития детей. Дальнейшее развитие идеи индивидуализации обучения и воспитания находим в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци (швейцарский педагог 1746-1827) и в теории развивающего обучения А. Дистервега (немецкий педагог-демократ 1790-1866). Как уже отмечалось, попытки усилить дифференциацию в рамках классно-урочной системы привели к рождению новых, альтернативных систем. Так в Англии, в связи с развитием промышленности появилась необходимость в массовом обучении детей из неимущих сословий, сложилась Белл-Ланкастерская система обучения. Данная система выглядела следующим образом - в классе одновременно обучалось от 300 до 600 детей, причем учитель работал с наиболее способными, а они работали с остальными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансовый менеджмент, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg