Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социальные и правовые нормы и их виды.

natalya1980er 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2019
Предмет изучения — теоретические основы понятий социальной нормы, нормы права. Объект изучения — теоретические вопросы взаимодействия права и социальных норм. Цель работы — изучить право в системе социальных норм. Задачи курсовой работы: 1. Дать понятие социальных норм и их признаков 2. Привести классификацию социальных норм 3. Дать понятие правовых норм 4. Рассказать о соотношении правовых и социальных норм 5. Сделать выводы по работе.
Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что социальные нормы в системе права в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей. В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право — необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества. Неукоснительное соблюдение правовых норм и других правил, принятых в обществе, считается основой нормальной жизни общества, важным фактором развития демократии и укрепления общественного порядка в стране, непременным условием формирования человека. В системе социальных норм и общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции и обычаи. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей. Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Разработкой отдельных вопросов обычаев и частично — традиций занимались Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, А. М. Айзенберг, А. И. Денисов, О. С. Иоффе, М. П. Карева, О. Э. Лейст, А. В. Мицкевич, П. Е. Недбайло, И. С. Само-щенко, М. Д. Шаргородский, А. Ф. Шебанов и Др. Труды этих ученых-юристов положительно влияют на дальнейшие исследования данной проблемы в целом. В юридической литературе меньше всего уделено внимания исследованию связи права с традициями и обычаями как самостоятельными видами социальных норм общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ 5 1.1. Понятие социальных норм и их признаки 5 1.2. Классификация социальных норм 7 1.3. Правовые нормы 12 ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 15 2.1. Соотношение права и нравственности 15 2.2. Соотношение права и религии 16 2.3.Соотношение права и технических норм 18 2.4.Взаимоотношение права и морали 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Список литературы

1. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Отв. ред. Р.В. Шагиева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 576 с. 2. Бадиков К.Н. Основы права. Конспект лекций. Владивосток: ДВФУ, 2013. 138 с. 3. Бошно С. Теория права и государства. М.: Эксмо, 2017. 600 с. 4. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. 304 с 5. Емельянов Б.М. Теория государства и права: Курс. М.: МИЭМП, 2014. 344 c. 6. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2015. № 3. С. 5-14. 7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права М.: Омега, 2013. 678с. 8. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Знание, 2014. 600с. 9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Право, 2012. 432с. 10. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: Проспект, 2015.144 с. 11. Марченко М.Н. Проблема теории государства и права. М.: изд. "Проспект" 2015. 768с. 12. Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: МЭСИ, 2015. 250 с. 13. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.: Право, 1983. 765с. 14. Пьянов Н. А. Вопросы теории и истории государства и права. Изд. ИГУ Иркутск 2003 г 15. Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб.: Питер, 2014. 213с. 16. Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева, М.: Омега, 2013. 592с. 17. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2015. 512 с. 18. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. М.М. Журавлева. Томск: ТГУ, 2014. 138 с. 19. Терехова Л.Н. Теория государства и права. М.: Научная книга, 2014. 150 с. 20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. М.: Омега-Л, 2013. 384 с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие социальных норм и их признаки Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуации, а также определяются меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными. Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемонеприемлемо; возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определенные последствия. К примеру, убивать людей плохо -убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы. Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития; геополитической обстановки и т.п. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла». Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недопустимого поведения. Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые и признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы, (стандарты, модели) поведения участников социального общения. В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие: - социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества; - нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация; - сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»; - культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям. 1.2. Классификация социальных норм В работах современных отечественных ученых-юристов даны классификации социальных норм: Профессор Н.И. Матузов называет среди социальных норм правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов; Профессор В.Н. Хропанюк подразделяет социальные нормы по двум основаниям: по способу их установления и по средствам охраны их от нарушений: нормы права, нормы морали (нравственности), нормы общественных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов. по содержанию: политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и др. Профессор В.Д. Попков в академическом курсе по Общей теории государства и права, под ред. профессора Михаила Николаевича Марченко, классифицирует социальные нормы в зависимости от характера общественных отношений, которые регулируют эти нормы. Таким образом, к числу социальных норм он относит: экономические; политические; правовые; моральные; религиозные; эстетические и др. В качестве примера политических норм ,вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа. Вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по поводу законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования. Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный, в зависимости от обстоятельств, товарным дефицитом либо товарным перепроизводством. Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания, и т.п. В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы. В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально- значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности. К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «“Регулярное” государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. “Обычай” - жизнь не возведенная в ранг “грамматики”, - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, “закостенелостью”. Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как “регулярное”. Государственная деятельность осмыслялась как введение “регламентов” с последующим преобразованием жизни по их образцу». По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные. Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство исследователей считают прогрессивными те преобразования которые были обусловлены реформами Петра I. При этом ре формационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и моральными нормами, правилами этикета и т.п. Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, используемые в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80%. Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констатировать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил ИЮ. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.». Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе. В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий». Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения. Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора: - общезначимость; - результативность. При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития). Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия. Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и в частности противоречие «право - государство - закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной. Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право). В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, наряду с правом в процессе социального регулирования участвуют и другие правила поведения, получившие свое формальное закрепление в нормах религии, обычаев, морали и т.п. 1.3. Правовые нормы Правовая норма - первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников. Право характеризуется следующими признаками: нормативностью - право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами; общеобязательностью - правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений; формальной определенностью - правовые нормы выражены в словесно-письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности; системностью - все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства; гарантированностью государством - реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства; многократностью применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев. Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции: регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений; охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя; гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты; идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения; воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности. Соотношение правовых норм с иными социальными нормами будет рассмотрено нами в соответствующих разделах. Однако, важно иметь ввиду, что между правовыми нормами и иными социальными нормами существуют следующие принципиальные различия: Если правовые нормы носят общеобязательный характер, являясь обязательными для всех граждан, находящихся на территории данного государства, то иные социальные нормы общеобязательного характера не имеют. Например, нормы религии имеют силу лишь для определенной части общества, исповедующей данную религию. Корпоративные нормы носят обязательный характер только для участников соответствующего общественного объединения. В то время, как право обеспечивается государством путем применения государственного принуждения в случае нарушения правовых норм, иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то при условии, что они не противоречат праву. Например, государство не может поддерживать существующий у народов Северного Кавказа обычай кровной мести, т.к. он противоречит уголовному праву РФ. Нормы права санкционируются или устанавливаются государством тогда, как иные социальные нормы возникают спонтанно или вырабатываются общественными объединениями. Если нормы права обладают формальной определенностью, т.к. они фиксируется в официальных государственных документах (нормативно-правовых актах), то иные социальные нормы не имеют такого закрепления. И если иногда они и закрепляются в письменных источниках (например, нормы морали и религии в Библии), то государство не имеет к этому никакого отношения. ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 2.1. Соотношение права и нравственности Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания. Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государственноправовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (неправильные)» Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправедливого, неоправданно жестокого с точки зрения лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда. В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой. В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжными, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе, должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации. 2.2. Соотношение права и религии Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)9. Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 81 страница
650 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg