Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Психолого-педагогические условия развития орфографических умений и навыков младших школьников на уроках русского языка

natalya1980er 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2019
Объект исследования: развитие орфографического навыка младших школьников. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития орфографического навыка младших школьников. Цель: теоретически выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития орфографического навыка младших школьников. Гипотеза исследования: формирование орфографического навыка младших школьников, возможно, будет успешнее, при условии: усвоения младшими школьниками таких понятий: морфемный состав слов, орфограмма, орфографическое правило; учета этапности формирования орфографического навыка; использования системы упражнений по формированию орфографических навыков (на примере проверяемой безударной гласной в корне слова.) Задачи исследования: 1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему развития орфоэпических норм младших школьников. 2. Изучить способы формирования орфографического навыка у младших школьников 3. На основе изучения и анализа педагогической литературы выявить психолого-педагогические условия развития орфографического навыка младших школьников. 4. Провести диагностику уровня развития орфографического навыка младших школьников. 5. Разработать проект деятельности педагога по развитию орфографического навыка младших школьников. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Нижний Тагил, _ «_» класс (_ обучающихся). Для комплексного изучения разрабатываемой проблемы были использованы следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам развития орфографического навыка младших школьников. - практические: анкетирование и тестирование с целью диагностики уровня развития орфографического навыка младших школьников. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный проект деятельности педагога по развитию орфографического навыка может быть использована для развития орфографического навыка младших школьников учителем на внеурочных занятиях в школе, а также на уроках. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения, приложения и списка использованной литературы и источников.
Введение

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни. Под грамотностью подразумевается уровень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке, а также способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Именно эти навыки - залог формирования функциональной грамотности как способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Орфографические навыки наряду с другими, такими, как, например, коммуникативные навыки, обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Значимость исследования состоит в том, что орфографический навык является составной частью общей языковой культуры человека, он гарантирует точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении. Письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре. Орфографическая грамотность учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Успешное обучение любой дисциплине зависит от сформированности азов орфографической грамотности на начальном этапе обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографических навыков. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Формирование орфографического навыка - цель обучения орфографии в школе. Однако до сих пор, как показывают исследования, процент видения орфограмм, умения применить правило младшими школьниками низок. В ходе формирования орфографической грамотности особо существенную роль играет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном применении грамматических знаний, использовании орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся. Орфографический навык помогает ученику остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Одной из ведущих проблем в курсе русского языка в начальных классах является формирование орфографического навыка. Можно выделить противоречие между необходимостью развития орфографического навыка младших школьников и недостаточностью в методологическом обеспечении этого процесса. Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий, при соблюдении которых развитие орфографического навыка младших школьников будет эффективнее.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………… 1.1. Развитие орфографического навыка младших школьников как педагогическая проблема…………………………………………….. .……………….. 1.2. Способы формирования орфографического навыка.……………………………………… 1.3. Характеристика психолого-педагогических условий развития орфографического навыка младших школьников……………………….. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….... Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ОФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………... 2.1. Диагностика уровня развития орфографического навыка младших школьников…… 2.2. Проект деятельности педагога по развитию орфографического навыка младших школьников………………………………………………... ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………... ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

1.1. Развитие орфографических навыков младших школьников как педагогическая проблема Главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников в современной школе - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая взаимопонимания в письменном общении и точность выражения мысли. В «Словаре современного русского литературного языка» под орфографией понимается «общепринятая система правил написания слов данного языка, правописание». Название данного термина произошло от греческих слов орфос - «правильный» и графо - «пишу». Поэтому и орфограмма в переводе означает «правильное написание, буква». «Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: графики, алфавита и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой. Орфография – это: 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. [] В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии: 1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания; 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных; 4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую; 5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов []. Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории []. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Во-первых, орфограмма - это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда есть не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий. Для пишущего орфограмма всегда несёт в себе задачу, которую надо решить соблюдая: а) требования орфограмм, т.е. выбора правильного написания из двух или нескольких, допускаемых графикой; б) требования точной передачи смысла, содержания мысли. Следует различать теоретические и практические орфограммы. теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, на самом же деле никогда не приводит к ней. Например, теоретически, дети могут написать глагол «бегут» с буквой «д» - «бегуд», на самом же деле такая ошибка маловероятна. Однако, граница между теоретическими и практическими орфограммами условна: многие орфограммы, признаваемые в средних и старших классах теоретическими, в начальных классах являются практическими. Так, в начальных классах (особенно в первом) пишут «друзьйя», «од дома» и т.п., что отражает стихийное стремление детей писать фонетически. Следовательно, теоретические орфограммы тоже нужно уметь видеть, особенно учителю. Все орфограммы современного русского языка можно разделит на две группы, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя несколько видов орфограмм. К первой группе относятся орфограммы, связанные с обозначением звуков (фонем) буквами: орфограммы слабых позиций звуков (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.); отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях (существенные с шипящими согласными на конце, гласные после шипящих звуков и др.). Ко второй группе относятся орфограммы, не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем: - прописная буква (в начале предложения, в собственных именах существительных); - слитно-раздельные написания слов; перенос слов; сокращения слов. Термин «орфограмма» вошёл в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4 класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: «В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом… Такие буквы называют орфограммами». В настоящее время представление об орфограмме, как об опасном месте в слове, даётся учащимся уже на уроках обучения грамоте в 1 классе, где и формируются первоначальные орфографические навыки у школьников[]. 1.2. Способы формирования орфографического навыка Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он владеет определенными речевыми умениями и навыками. С другой стороны, язык - это абстрактная система, проявляющая себя в речи, и овладение этой системой представляет собой сложно организованный процесс, требующий большого труда. Чтобы хорошо усваивать орфографические правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков [6, 19]. Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль. Орфографический навык - это навык письменной речи. Когда человек пишет, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова [29, 18]. Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности. Фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени – основная функция письменной речи. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Педагогическая практика показывает, что для того, чтобы ребенок смог овладеть им, необходимо специальное целенаправленное обучение (системное образование по определенной программе). Каждый акт письма - сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его пишет. Собственное произнесение слова учеником помогает пишущему: проясняет звуко-буквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного [5, 100]. Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действия с данным материалом. Возможность контролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путём «прилаживания» действия к определённым образцам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 88 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Финансовый менеджмент, 65 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg