Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЧВОВЕДЕНИЕ

Теоретические аспекты теории культивации.

natalya1980er 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Цель: выявить взаимосвязь времени просмотра телепередач с вариативностью мнений телезрителей. Задачи: 1.Изучить теоретические аспекты теории культивации 2.Рассмотреть основы контент-анализа 3.Проанализировать анкеты телезрителей на вариативность просмотра телепередач и провести контент-анализ 4.Выявить, путем анкетирования, зависит ли мнения телезрителей от времени просмотра телепередач. Предмет: мнение группы телезрителей Объект: телевизионное вещание Гипотеза: Существует ли взаимосвязь времени просмотра телепередач с вариативностью мнений телезрителей. Методы исследования: кабинетный и эмпирический, анкетирование, контент-анализ, наблюдение, теоретические методы исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Введение

В современном мире средства массовой коммуникации все чаще проникают в наше сознание, многократным повторением одной и той же информации, они формируют общественное мнение. СМК создают определенные стереотипы, формируя уровень культурного и самосознания человека. Очень важно понимать, что информация, насаждаемая СМК, зависит от многих факторов. Главный из них - политика нашего государства. Какого гражданина хочет видеть государство, такую информационную политику и буквально «насаждает» через средства массовой коммуникации. В связи с этим актуально исследование, зависит ли вариативность мнения телезрителей от времени просмотра телепередач.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.Теоретические аспекты теории культивации. 5 1.1. Понятие и роль теории культивации 5 1.2. История становления и структура контент-анализа 8 ГЛАВА 2. Взаимосвязь времени просмотра телепередач с вариативностью мнений телезрителей. 16 2.1. Анкетирование телезрителей 16 2.2. Контент – анализ вариативности просмотра телепередач 20 2.3. Анкета на выявление вариативности мнения группы телезрителей 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Список литературы

Основная литература: 1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: РИП-холдинг: 2013. 2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2013 3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.; Киев: Рефл-бук: Ваклер: 2101. 4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью" / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер: 2013. 5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: 2013. Дополнительная литература: 1. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора / Т.В. Астахова. – М., 2016. 2. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 2016. 3. Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий / С.И. Беглов. – М., 2007. 4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М., 2000. 5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М., 2011. 6. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Бореев, А.В. Коваленко. – М., 2008. 7. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти / Б.Л. Борисов. – М., 2008. 8. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004. – 624 с. 9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. – М., 2005. 10. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием / Е.Л. Вартанова. – М., 2017. 11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. – СПб., 2005. – Ч.1. 12. Вопросы социологии радиовещания и телевидения. – М., 2006. 13. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. – М., 2004. 14. Головко Б.Н. Масс-медиа России: историко-политический очерк теории и практики / Б.Н. Головко. – М., 2009. 15. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. – М., 2011. 16. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М., 2009.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и роль теории культивации Теория культивации представляет собой одну из современных концепций, в которой утверждается, что чем больше времени тратит индивид на просмотр телевизионных передач, тем более искаженно он воспринимает реальность. Эта теория, связанная с попыткой ученых объяснить влияние телевидения на телезрителей, зародилась в рамках исследовательской программы по воздействию медиа насилия в начале 1970-х гг. В то время одной из главных тем исследований было воздействие медиа насилия на сознание и поведение людей. Наряду с медиа насилием изучались процессы формирования возрастных и гендерных стереотипов, а также причины других явлений, происходящих в обществе. Например, было доказано, что американцы, которые проводят много времени перед телевизором, отличаются неадекватными представлениями об уровне преступности, который они считают более высоким, чем он есть на самом деле.[2] Основными методами, изучающими феномен культивации, являются контент-анализ телевизионных передач и опрос телезрителей, просмотревших определенные передачи. В рамках теории культивации используются специальные термины — “мейнстриминг” и “резонанс”. Термин “мейнстриминг” (“господствующая тенденция”) означает трансляцию средствами массовой информации доминирующих убеждений, взглядов, традиций таким образом, чтобы сформировать общественное мнение относительно основных принципов сосуществования в сообществе. Мэйнстриминг предполагает, что систематический и долговременный просмотр телепередач может привести к ослаблению и стиранию различий в восприятии и поведении, которые обычно зависят от других факторов и воздействий. Другими словами, различия в реакциях разных категорий телезрителей — различия, обычно ассоциирующиеся с разнообразными культурными, социальными и политическими особенностями этих категорий, — ослаблены или даже отсутствуют в реакциях зрителей, относящихся к разным категориям, но потребляющих большие объемы телевизионной информации.[4] Термин “резонанс” применяется для обозначения случаев, когда реальные события подтверждают ту искаженную реальность, которая была показана в средствах массовой информации. Тогда опыт, пережитый человеком, и соответствующая ему искаженная реальность входят в состояние резонанса, усиливая эффект культивации. Ученые, проводящие исследования влияния СМИ, считают, что данный эффект зависит от многих условий: социального статуса человека, уровня образования, его личностных характеристик, а также от того, что он уже ранее воспринял посредством СМИ. Хотя пол зрителя, или его возраст, или социальное положение отражаются на мировоззрении, подобное интерактивное воздействие оказывает и просмотр телепередач. Телевидение может помочь определить, например, в чем выражается принадлежность к определенной социальной группе. Это взаимодействие телевидения и зрителя — длительный процесс (как и процесс культивации), начинающийся в младенчестве и продолжающийся до самой смерти человека. Необходимо отметить, что теорию культивации зачастую называют гипотезой ввиду недостаточного количества исследований, а главным образом из-за отсутствия психологического механизма, объясняющего данный феномен. При этом одни исследователи полагают, что эта гипотеза не относится к социально-когнитивному направлению, а уходит корнями к парадигме понимания, согласно которой культивационный анализ “предназначен для понимания постепенных долгосрочных сдвигов и трансформаций в процессе социализации поколений, а не краткосрочных резких изменений во взглядах или поведении индивидов. Другие разделяют точку зрения, согласно которой основой гипотезы культивации является когнитивная парадигма, потому что в процессе культивации задействованы обучение и конструирование. [9] Это означает, что при просмотре телевизора зритель обучается определенной манере поведения и конструирует мировоззрение на основе той информации, которую он получил из СМИ. Так, согласно теории, разработанной в свое время А. Бандурой, поведение индивида определяется как внутренними факторами, т.е. уровнем интеллекта и физической возможностью восприятия информации, так и внешними факторами, т.е. воздействием внешней среды. Воздействие СМИ на общественное сознание зависит от наличия и взаимодействия этих трех факторов — поведения, внутренних и внешних условий. Несмотря на перманентную критику теории культивации, ученые проводят все больше эмпирических исследований, нацеленных на ее подтверждение. Особый интерес представляют недавние исследования, результаты которых позволили сделать следующие выводы: 1. Зрители, которые смотрят информационные программы (новости) в большом объеме, обычно смотрят много других телепрограмм. 2. Постоянные телезрители, как правило, смотрят подобные по содержанию программы как по эфирным телеканалам, так и по кабельным, а также на видео. 3. Интенсивность эффекта культивации и сопротивляемость ребенка его воздействию обычно зависят от того, смотрит ли он телевизор вместе с родителями или один, а также от сплоченности семьи. 4. Дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого питания более питательны, чем блюда домашнего приготовления.[6] Теория культивации остается актуальной прежде всего потому, что сегодня ученые всего мира заинтересованы в изучении конкретного воздействия СМИ на культурную составляющую общества. Появление новых видов средств массовой информации способно привести к новым тенденциям исследований в рамках данной теории. 1.2. История становления и структура контент-анализа Первым можно назвать этап в развитии контент-анализа, когда внимание исследователей было направлено в основном просто на подсчет частот появления в текстах различных слов или тем. Г.Г. Почепцов условно относит появление контент-анализа к 18 веку, «когда в Швеции частота появления тем, связанных с Христом, использовалась для принятия решения о «еретичности книги». Таким способом был проанализирован сборник церковных гимнов, прошедших государственную цензуру, и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия определялось путем подсчета в текстах гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности, текстами запрещенных церковью «моравских братьев». В конце 19 – начале 20 вв. в США появились первые контент- аналитические исследования текстов массовой информации. Их целью была демонстрация «пожелтения» тогдашней нью-йоркской прессы. Контент-анализ начал регулярно использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг. XX в. в США. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент- аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. Во время Второй мировой войны имел место самый, пожалуй, знаменитый эпизод в истории контент-анализа – предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа ( совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент- анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. Б.Берелсон сформулировал 17 целей, воспроизводимых с тех пор в пособиях по контент-анализу. В их числе – описание тенденций в изменении содержания коммуникативных процессов. А также описание различий в содержании коммуникативных процессов в различных странах; сравнение различных СМИ; выявление используемых пропагандистских приемов; определение намерений и иных характеристик участников коммуникации; определение психологического состояния индивидов и/или групп; выявление установок, интересов и ценностей (и, шире, систем убеждений и «моделей мира») различных групп населения и общественных институтов; выявление фокусов внимания индивидов, групп и социальных институтов и др.Начиная с 1950-х годов контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников – в теории массовой коммуникации, в социологии, политологии, истории и источниковедении, в культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, психологии и психиатрии. Активно использовали метод контент-анализа в 60-е гг. эстонские социологи (руководитель – Ю.Вооглайд), исследовавшие содержание газеты «Эдази» в Тарту. Ежедневный контент-анализ содержания газеты (по специальной программе) позволил повысить ее оперативность и обогатить содержание. Очевидно, что простая частота встречаемости каких-то слов или словосочетаний в тексте будет иметь совершенно различный «вес» в зависимости от общей длины текста. Поэтому в контент-анализе чаще используют относительные частоты, которые вычисляются как отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста. В зависимости от того, что является переменной содержания, под длиной текста может пониматься количество слов в нем, количество предложений, абзацев и пр. Другая проблема связана с качественным характером информации, заключенной в текстах. Одно и то же слово может употребляться в совершенно различных значениях, а с другой стороны, слова имеют синонимы. Поэтому вводятся категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Для каждой выделенной категории определяются возможные слова, словосочетания или другие элементы, которые представляют данную категорию в тексте. [11] Иными словами, в категории включаются различные наборы слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. В качестве реального примера анализа текстов с использованием категорий можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержали примерно 7000 -10000 слов. Для проведения контент-анализа были выделены категории слов. Они относились к экономике, бюджету страны, образованию. Например, была выделена категория «Экономика». В нее входили слова «экономика», «безработица», «инфляция» и т.п. В категорию «Семья» входили слова «ребенок», «семья» и т.п. По изменению относительных частот встречаемости различных категорий в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Хотя все категории нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить об изменении приоритетов правительства. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволил судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам. Очевидно, что от качества составления категорий во многом зависит качество результатов анализа. Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. Два основных типа задач, решаемых с его помощью: 1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отношении нагрузки на определенные категории. Например, можно выяснить, какое внимание уделяют два разных учебника по одному предмету определенным темам. Скажем, существенное различие в частотах встречаемости определенных категорий в учебниках истории позволит судить о различиях в идеологической направленности этих пособий и их авторов. 2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории. Относительные частоты позволяют сравнивать более двух текстов, но иногда требуется сделать вывод на основе анализа лишь одного текста. В подобных случаях могут использоваться частотные словари, в которых для различных слов и словосочетаний указываются их относительные частоты употребления средним носителем данного (в нашем случае – русского) языка. Например, таким образом, с помощью контент-анализа, можно произвести оценку агрессивности некоторого текста (например, выступления депутата Думы). Прежде всего, для решения этой задачи должна быть составлена категория агрессивно окрашенной лексики. Далее, для ответа на вопрос о степени агрессивности, нужна некоторая норма, своеобразная нулевая отметка агрессивности. В качестве нее берется средняя относительная частота употребления агрессивно окрашенных слов, которую находят с помощью частотных словарей. Сравнивая относительную частоту употребления агрессивно окрашенной лексики в выступлении депутата, с частотой ее употребления средним носителем русского языка можно сделать вывод о степени агрессивности. Дальнейшее развитие контент-анализа привело к появлению более тонких методов анализа текстов. [13] Уже к середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для изучения связей обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других - наоборот. При этом можно подсчитать коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями. Например, анализируя сочинения старшеклассников различных школ на тему «Школа в моей жизни», можно исследовать совместное употребление категорий «Школа» и «Негатив». При этом было обнаружено, что для некоторых школ наблюдается тенденция совместного употребления этих категорий, для других школ – нет. На этом примере должно быть видно, насколько непростое дело – выделение и описание категорий для анализа: как предусмотреть все возможные словесные выражения, определяющие категорию? Также очевидно, что интерпретация полученных результатов – задача сложная. Для приведенного примера, выявленное совместное употребление категорий «Школа» и «Негатив», может быть отражением подсознательного негативного отношения к школе, а может быть свидетельством высокого уровня критичности сознания. Отсутствие совместного употребления этих категорий может быть отражением реального отношения учеников к школе, а может быть следствием неискренности (например, если сочинения не анонимны, и ученики знали, что они будут проверяться учителем). В целом же, изучение связей между категориями значительно расширяет круг задач, которые может решать контент-анализ. Одно из направлений развития контент-анализа в последующие годы – так называемый «контекстный анализ». Его суть хорошо проиллюстрирована следующим примером: «Представим, что мы взяли статью натуралиста о змеях и решили ее проанализировать. Для этого мы отметили в тексте все предложения, в которые входит слово, и составили статистику слов из этих предложений. Можно предположить, что частотными в этих предложениях окажутся слова: яд, ядовитый, укус, т.е. те слова, которыми наиболее часто характеризуются змеи. Таким образом, формальный метод анализа текстов позволил выделить существенные признаки, характеризующие змей. Ценность описанного метода анализа текстов очевидна, так как позволяет на основе формальных методов извлекать из массивов текстов содержательную информацию. Метод нахождения контекстов употребления слов допускает дальнейшее развитие. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, была получена под выборка текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа. т.е. контексты употребления слов и категорий в свою очередь могут быть подвергнуты контент-анализу. Если выразиться образно, то контекстный анализ позволяет выделить в тексте несколько тематических нитей и анализировать их отдельно». Таким образом, при анализе текстов категории могут задаваться априорно, т.е. до знакомства с текстом, составляющим предмет анализа. Тогда аналитик исходит из собственных представлений о трактовки темы. В этом случае реализуется дедуктивная схема контент-анализа. Очевидно, что такой путь более адекватен, когда подход к содержанию текста определен извне. В другом случае категории могут выделяться в самом процессе анализа текста, и тогда схема анализа оказывается индуктивной: от субъективных категорий, использованных автором текста, к их анализу с позиции аналитика. Такой подход более уместен при изучении произвольных текстов в поисковых исследованиях. В любом случае при работе с одним текстом различных аналитиков использование одинакового перечня категорий обеспечивает большую общность результатов и их объективность. Использование при контент-анализе определенного набора категорий задает концептуальную сетку, в терминах которой и анализируется текст. Как уже отмечалось, от того, насколько удачен набор используемых категорий, зависит качество результатов анализа. Поэтому исследователей давно интересовала задача автоматической категоризации слов текста, т.е. выделение обсуждаемых в нем тем не по заранее определенной исследователем схеме, а на основании самого текста. Был предложен ряд подходов для решения этой задачи. В настоящее время существуют компьютерные программы, нацеленные на решение различных задач контент-анализа, в том числе и этой. Следует отметить, что автоматическая категоризация возможна лишь в том случае, если объем анализируемых текстов достаточно велик.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Почвоведение, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Почвоведение, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Почвоведение, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Почвоведение, 34 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg