Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Краеведческая деятельность школьной библиотеки как средство воспитания и социализации обучающихся.

natalya1980er 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Цель исследования: определение педагогических условий, способствующих социализации учащихся средствами школьного краеведения. Объект исследования: содержание, формы и методы школьного краеведения. Предмет исследования: реализация в школьном краеведении социализирующей функции образования. Исследование осуществлялось, исходя из следующей гипотезы: Эффективная реализация социализирующей функции школьного краеведения возможна при условии: -формирования у школьников на широкой междисциплинарной основе целостной системы краеведческих знаний как о регионе в целом, так и о близлежащей территории (местный компонент), при особом внимании к современному состоянию их развития; -учета особенностей социально-экономического развития региона и страны в целом; -ориентирования на возрастные особенности учащихся и специфику их жизнедеятельности в социуме на каждом возрастном этапе с обеспечением преемственности между ними; приоритета воспитательных задач при отборе содержания краеведения, форм и методов организации краеведческой деятельности; -обеспечения единства в школьном краеведческом образовании, аксиологического, когнитивного и творчески-деятельностных компонентов; -сочетания различных форм краеведческой деятельности с преобладанием коллективных форм; -последовательного включения учащихся в социально-полезную деятельность краеведческой направленности, при получении наглядных результатов, их переживания, осмысления и обобщения; -обеспечения тесной взаимосвязи школьного краеведения на уроках, во внеклассной и внешкольной краеведческой деятельности. В процессе исследования решались следующие задачи. 1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по педагогике, психологии, социологии, краеведению, проектированию образовательных систем по проблемам становления и социализации личности школьника. 2. Изучить опыт социализации учащихся средствами школьного краеведения. 3. Создать рабочую программу школьного краеведения, ориентированного на эффективную реализацию социализирующей функции образования. 4. Создать учебно-методический комплекс по краеведению для реализации социально-педагогической функции краеведения. Научная новизна исследования. Разработаны теоретические основы и определен комплекс педагогических условий реализации социализирующей функции школьного краеведения. - Создана научно-обоснованная и проверенная на практике целостная система школьного краеведения, ориентированного на социализацию учащихся. - Практическая значимость исследования: - Создан комплекс школьных образовательных программ по краеведению и программ дополнительного краеведческого образования детей, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции; учебных пособий, методических рекомендаций и разработок, а также дидактических материалов для практических занятий с учащимися по краеведческой тематике в общеобразовательной школе. Достоверность и обоснованность выводов определяется полнотой рассмотрения проблемы исследования, непротиворечивостью полученных результатов, использованием научно-исследовательских методов, соответствующих предмету и цели исследования как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровнях, широтой опытно-экспериментальной базы, разносторонней общественной и научно-методической экспертизой, внедрением результатов исследования в школьную практику. Структура диссертации соответствует логике и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Введение

В условиях современных социальных, экономических и политических преобразований в нашей стране, происходит становление демократического общества. И сейчас для молодежи необходимы: повышенная морально-психологическая устойчивость; чувство гражданской социальной ответственности; способность принимать жизненные решения. Подобные миссии рассматриваются на различных региональных и федеральных уровнях в различных образовательных и социальных учреждениях. В Законе Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указывается на соединение федерального и регионального компонентов, как на один из принципов, составляющих государственный образовательный стандарт. Краеведение, в данном случае, является важным инструментом для реализации этого принципа, поскольку культурное, историческое и природное наследие имеет большое значение для формирования мировоззрения и социализации школьников и выпускников школ. Современная школа общего образования может и должна стать учреждением социальной подготовки обучающихся, которым будет предоставлена возможность участвовать в разработке школьных правил и законов; подготовки и проведения исследований, внеклассной и внешкольной работы. Это дает ученикам представление о том, что происходит в их школе. Такая школьная учебная программа и внеклассные мероприятия организованы таким образом, чтобы учащиеся учились уважать мнение других людей, проявлять терпимость и склонность к сотрудничеству. И все же школьные годы являются не только подготовкой к жизни, а важным жизненным этапом, насыщенным социальной и познавательной активностью. Таким образом, характеризуя школу, в которой нуждаются общество и дети, необходимо указать её собственные признаки: - осуществление социальной и правовой защиты детей, родителей, учителей; - развитие личности, которая может быть способной к позитивной самореализации; - обширное сотрудничество со всеми элементами общества. Позитивные изменения в общеобразовательной школе, осуществляемые адекватно требованиям современной социальной ситуации не могут выполняться кратковременно и эпизодически. Этот процесс длительный и в любом случае определяет степень зрелости учителей во «внешних» и «внутренних» условиях. Одной из наиболее важных особенностей эффективности процесса обучения – является социализация личности, которая будет проходить по время всей школьной жизни, в тесном контакте с семьей, что находит свое отражение в нормативных документах, таких как 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 52, пункт 1.), где сказано, что родители (законные представители) имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении учреждением. В этом Законе большое внимание уделяется социализирующей роли школы. В первой главе (ст. 2.) говорится о принципах государственной политики в области образования, а именно: "…Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…"[2]. Во второй главе "Система образования" (ст. 14, пункт 1) отмечается, что "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства"; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества [3]. На сегодняшний день еще слабо использованы резервы социализации учеников с помощью школьного краеведения в классно-урочной системе, во внеклассной и внешкольной работе. Массовое вовлечение учащихся в краеведческую деятельность, как показывает многолетний опыт исследователя, в свободное от уроков время, позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника, о которой пишут современные социологи, педагоги и психологи. Проблема краеведения должна рассматриваться в глобальном масштабе, как право ребенка на здоровую окружающую среду и участие в ее оздоровлении, в т.ч. средствами краеведения. Неслучайно в Декларации конференции ООН по окружающей среде (с. 8) на первое место ставятся следующие меры: - "введение понятия "гражданин Планеты" и обсуждение глобальных проблем в школьных курсах; - осуществление практической деятельности учащихся по улучшению окружающего мира в социальной адаптации; - необходимость поисков путей повышения эффективности школьного краеведения в социальной адаптации при координации школьной и внешкольной систем образования." [4] Среди других мер придается большое значение практической деятельности учащихся "по улучшению окружающего мира" в процессе краеведческой работы. Такая деятельность является частью процесса социализации учащейся молодежи. Социально-педагогическая функция образовательных учреждений рассматривается на страницах печати, например: в работах В. Г. Воронцовой, В. Н. Келасьева, В. Н. Гурова, Л. Л. Селюковой, С. П. Мининой, А. Н. Степановой, Е. Н. Барышникова, в концепции системы правового образования в школе, разработанной Н.И. Элиасберг, а также в научно-популярном журнале "Социальная работа", издаваемом в Ассоциации социальной педагогики и социальной работы Р.Ф. Российской Академии образования и др. В настоящее время особое внимание в научной литературе уделяется «социальной» адаптации учащихся, основными элементами которой являются: сознание, деятельность и конкретные адаптационные механизмы, в основном социогенного характера. Зарубежными учеными накоплен большой опыт по данной проблеме. "К основным концепциям адаптологии можно отнести необихивиористскую (П.А. Айзенк), интеракционистскую (Л. Филлипс), психоаналитическую (Г. Гартман, 3. Фрейд), онтогенетическую социализацию (А. Л. Налчаджан), философскую антропологию (Э. Гюан, А. Дюссер), структурно-функционалистскую (Т. Парсонс), концепция личностных конструктов (Д.А. Келли), когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), социологическую (Я. Щепаньский), эпистемологическую (Ж. Пиаже), стрессогенную (Г. Селье, Л. Филлипс). С учетом проведенного анализа можно выделить гносеологическую концепцию, согласно которой активное приспособление индивида к изменяющимся условиям происходит с помощью адаптационных механизмов, вырабатываемых на основе деятельности и сознания, включая ценностные ориентации" [5]. Социализация школьников тесно связана с их адаптацией к взрослой, независимой жизни и включает: - интеллектуальную зрелость (продвинутые познавательные интересы, умение находить конструктивные решения, критическое представление и прогностическое мышление); - социальную зрелость (толерантное отношение к другим, готовность к сотрудничеству, совместное создание, общее состояние, ответственность за события); - личную зрелость (самосознание, независимость, наличие целей социальной ценности, стремление к достижению их позитивных позиций и инициатив, самооценка и т. д.); - эмоциональную зрелость (эмпатия, интуиция, сочувствие, соучастние и т. д.). Вместе с этими характеристиками социализация молодежи также играет важную роль в развитии социально активных личностных характеристик в школьные годы. В то же время следует учитывать следующие особенности: - способность двигаться в быстро меняющемся обществе; - большая морально-психологическая стабильность; - чувство социальной ответственности; - способность принимать жизненные решения и действовать даже при невысокой вероятности успеха и т. д. Эти характеристики находят свое эмпирическое выражение готовности молодежи к самостоятельной познавательной деятельности и продолжают школьное образование в социальной и политической жизни, помогают выбирать осознанно профессию и повышать осведомленность о выборе, который они рассматривают, организовывать свою личную жизнь, организовывать (разумный) досуг, сохранять свое здоровье, общаться и т. д. Краеведческие исследования, которые являются одним из направлений педагогической деятельности общеобразовательной школы, позволяют решать многие проблемы обучения молодежи на протяжении всей жизни. В настоящее время эта возможность еще не полностью понята и реализована, хотя этот вопрос поднят в научной и педагогической литературе. На сегодняшний день краеведческие исследования по-прежнему локальны и во многом зависят от личности педагога-библиотекаря или энтузиазма одного учителя. В то же время используемые в городе материалы, используемые в школьном образовании в России, влияют на познавательную деятельность, интеллектуальное развитие и выбор профессии выпускниками. Сегодня необходимо поощрять учащихся к изучению истории и культуры своей страны и их родного края, развивать познавательный интерес о современном положении в регионе, чтобы показать им важность краеведения в определении будущих планов их жизни. Школьная краеведческая деятельность имеет широкий круг научной литературы, но к сожалению, пути реализации социально-педагогических функций в школьном краеведении не нашли достаточного отражения. О необходимости использования местного материала в обучении и воспитании писали: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и др. В России эту идею развивали: Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, Н. Х. Вессель, Д. Д. Семенов, Е. А. Звягинцев и др. Образовательное и воспитательное значение познания своего края подчеркивали Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич. Многие российские педагоги (Д. Д. Семенов, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, А. С. Барков, В. А. Сухомлинский и др.), а также ученые современной формации (А. В. Даринский, И. С. Матрусов, Н. П. Милонов, К. Ф. Строев, Д. В. Кацуба, П. В. Иванов, К. В. Пашканг и др.) в своих теоретических построениях и педагогической практике неизменно обращаются к проблемам школьного краеведения. Большинство этих ученых утверждали, что формирование социально-активной личности школьников на базе краеведения возможно осуществлять лишь в случае, если они будут активными субъектами краеведческой деятельности, реализуя свои творческие и социальные способности в школьной жизни и досуговой деятельности. Вопросы организации досуга с учетом социальных и личностных факторов рассматривали Т. Г. Киселева, Д. М. Генкин, М. А. Ариарский, В. Д. Лутанский, В. Е. Триодин, Б. А. Титов, С. Н. Артановский, С. Н. Иконникова, В. А. Рыкованов, Э. В. Соколов и ряд других исследователей. Интеграцию краеведения с другими учебными дисциплинами (география, биология, история, химия, физика, литература и др.) освещают в своих работах такие ученые как: В. П. Соломин, Д. П. Финаров, А. В. Даринский, В. Ф. Любимов, Н. В. Добрецова и др. Родной край и окружающая природа рассматриваются ими как условия жизни и здоровья людей, как главные ценности нравственного воспитания. Перспективное развитие краеведения определяет С.О. Шмидт — академик РАО, председатель союза краеведов России. Он считает, что "краеведение помогает определить способ переустройства настоящего и выделить конкретные направления в будущее"[6]. В Законе РФ "Об образовании" определено объединение в государственных образовательных стандартах федерального и национально-регионального компонентов (ст. 7 п. 1) . Сегодня краеведение является необходимой составной частью регионального компонента, раскрывая школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности, а также для социализации школьников. Важное значение имеет эффективное осуществление социально-педагогических функций через изучение истории родного края. В развитии демократического общества в нашей стране современная школа может и должна быть институтом социальной подготовки школьников на протяжении всей жизни. Интеграция позитивных молодых людей в современном обществе - это не системное знание процессов, происходящих в обществе, а также знания о существующих сложных отношениях, это очень важные характеристики чувства гражданской ответственности человека, способности принимать жизненно важные решения, иметь моральную и психологическую стабильность. Развитие этих качеств может помочь учащимся участвовать в различных формах социально-культурных мероприятий, в ходе которых они чувствуют себя вовлеченными в жизнь своей школы, города, региона и страны, учатся уважать чужое мнение, учатся быть толерантными и хотят сотрудничать. Школьные годы – это не только подготовка обучающихся к будущей самостоятельной жизни, но и важный этап, полный социальной, творческой и познавательной деятельности. Анализ теории и практики школьного краеведения показал большие возможности для организации социокультурной деятельности школьников и, в целом, для их социализации. Но социально-педагогическая функция школьного краеведения не была отражена в современной литературе, не реализуется целенаправленно в массовой практике и на ней недостаточно концентрируется внимание ученых. Таким образом, актуальность исследования определяется особой важностью на современном этапе реализации в школьном образовании социализации учащихся, широкими возможностями для осуществления этой функции в школьном краеведении и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике.
Содержание

Введение Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1. Социализация и воспитание школьников в условиях современной образовательной школы 1.2. Место краеведческой деятельности в школьном образовании Глава 2. РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 2.1. Формирование фонда краеведческой литературы в школьной библиотеке. 2.2. Общий обзор форм и методов организации краеведческой деятельности для социализации и воспитания школьников Заключение Список использованных источников Приложения
Список литературы

1. Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с. 2. Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.: Учитель, 2013. – 75 с. 3. Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014. - №6. - с. 3-11. 4. Бессонов Г.Е. В поисках нового.- Якутск, 1989.- 100 с. 5. Библиотека в школе. – 2003.-№19.-64с. 6. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие.- М., 1987.- 255с. 7. Библиотечно-библиографические знания – школьникам. М.: Изд-во «Книжная палата», 1989.-215с. 8. Божедонова Т.Ф. О работе краеведческого кружка.// Народное образование Якутии.- 2000.-№4.- С.34 – 36. 9. Большая советская энциклопедия. Т.13.-М., 1973.- 608с. 10. Васильев Н.С. Развивать у учащихся интерес к книге и чтению. //Народное образование Якутии.-1996.-№2 .-С.125-127. 11. Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с. 12. Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014. - №6. - 27-35 с. 13. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 143 с. 14. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит.- М.: Педагогика, 1991.- 254с. 15. Дейнеко И. Привлечение детей к систематическому чтению в школьной библиотеке.// Библиотека в школе.- 2003.- №18.- С.15-17. 16. Иванов, П. В. Основы школьного краеведения. - Петрозаводск: ПГУ, 1977. 17. Кон И. С. Психология ранней юности //Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд.- М., 1979. - С.154. 18. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984. – 335 с. 19. Кон И.С. НТР и проблема социализации молодежи.- М.: Знание, 1988. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Молодежная", N11). 20. Кон И.С. Открытие "Я".- М.: Политиздат, 1978.-367с. 21. Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.- С. 97-98. 22. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.-383с. 23. Кон И.С. Эстафета поколений // Коммунист. - 1987. - № 4.-С.93-104. 24. Краткий справочник школьного библиотекаря.-СПб:Профессия, 2001.-352 с. 25. Любовь к малой родине-источник любви к России: Интервью с С.О. Шмидтом.//Школьная библиотека.-2004.-№ 5.- С.61-63. 26. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1977.- 320 с. 27. Методика историко-краеведческой работы в школе: пос. для учителя / под ред. Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с. 28. Михалченкова Т. Принцы, пудели и другие герои. Внеклассное чтение по – библиотечному.// Библиотека в школе.- 2003.- №24.- С.48. 29. Ооржак С.Я. Книга и чтение в жизни школьников Тувы: осмысление творческого наследия писателей Тувы.// Школьная библиотека.-2004.-№ 1.-С. 11-14. 30. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с. 31. Плюснина С.И. Поэзия-нравственный компас. Урок литературы ведет библиотекарь.// Школьная библиотека.-2002.-№ 9.-С. 38-42. 32. Поликарпова Е.М. Литература уруога – айар улэ. -Дьокуускай, 1997.- 85с. 33. Развитие школьных библиотек в информационно-технологическом пространстве образования. -Якутск, 2004.-63с. 34. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии.- М.: Просвещение, 1976. -414 с. 35. Соколова Е.В. Комплексные формы краеведческой работы в библиотеке.// Школьная библиотека.-2000.-№ 2.-С. 35. 36. Филиппова Н.И. Торообут литератураны кылаас таьынан аа5ыы методиката.- Якутск, 1991.- 67с. 37. Харитонов А.Е. Аа5ыы уруоктара.// Народное образование Якутии.- 2002.- №1.- С.72– 74. 38. Шаталова Н.В. Школьная библиотека как краеведческий информационный центр.// Школьная библиотека.-2003.-№ 10.-С.6-11. 39. Шмидт, С.О. Любовь к малой родине – источник любви к России // Школьная библиотека.- 2004. - №5. - С.6 40. Щерба Н.Н. Библиотечное и библиографическое краеведение.-М: Книжная палата, 1995.-190 с.
Отрывок из работы

1.3. Социализация и воспитание школьников в условиях современной образовательной школы Как говорил русский философ В. С. Соловьёв: «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества». Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. На социализацию человека влияют многие факторы, которые всегда были тесно связаны с семейными и образовательными системами. В современном информационном обществе образовательная система подвергается трансформации, а социальная коммуникация становится важнейшим фактором социализации. Чтобы понять важность социализации школьников в нынешних социально-экономических условиях, необходимо выявить социальные проблемы. Социализация – это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка — с другой. Для педагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум. Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения. Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции. Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и массовой пропаганды, система образования с ее институтами, где особенно важную роль выполняет школа. Вторая функция средств социализации — организационно-регулирующая. Они создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности детей (учебный класс, художественная студия, спортивная команда, клуб по интересам), определенные в них правила поведения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника. Третья функция средств социализации — регулятивно-контролирующая: обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются прежде всего социальные нормы. Четвертая функция средств социализации — стимулирующая. Проявляясь на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают стимулирование социальной активности личности. В основу современной школы должен быть заложен деятельностно-компетентностый подход, в котором ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка». Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности. Социализация формирует человека как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Одной из основных проблем, препятствующих успешному общению школьников, является очень поверхностное понимание того, что такое социальная деятельность, которая в принципе закрывает слово «деятельность». Это не активное участие в школьной жизни, общение с местным населением, а участие в школьной жизни. Другой проблемой социализации современного общества является проблема социальной дезорганизации, где общественные культурные ценности, нормы и ожидания находятся в конфликте друг с другом. Есть люди в группах, которые по-разному связаны с одними и теми же социальными явлениями и, следовательно, с разными правилами и концепциями в своей среде. Третья проблема, вытекающая из вышеизложенного, заключается в изменении взаимодействия между семьей и школой: семья как основной посредник социализации, школа как вторичный агент понимает, что для успешной социализации необходимы изменения. Четвертой проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения. Пятой проблемой социализации на сегодняшний день является отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов. Методологические подходы и аспекты построения системы социального образования как составного звена профессиональной подготовки кадров в должной степени пока не разработаны В контексте относительно социально контролируемой социализации важно помнить в процессе обучения подростка, что особое направление социального образования в школе состоит в том, чтобы подготовить человека в современных условиях информационных технологий, воспринимать различную информацию, оценивать последствия психического нарушения психического и приобретать коммуникационные возможности. Особую актуальность процесс социализации приобретает в становящемся информационном обществе, задавая новые параметры. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера – сфера общественной жизни, образуемая совокупностью субъектов информационного взаимодействия, собственно информации, информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Человек постиндустриальной эпохи проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации. На социальную составляющую оказывает огромное влияние информационная сфера. В ходе научно-технического прогресса это влияние будет и, можно сказать, уже неуклонно возрастает и играет определяющую роль в развитии и становлении информационного общества XXI века. Информационное общество, можно идентифицировать, по следующим конкретным признакам: • информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; • темпы смены поколений гораздо медленнее, цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); • условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; • жизнь человека зависит от умений своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать, и наиболее эффективно использовать любую новую информацию. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Определяющим фактором социализации в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности. Для формирования информационной культуры личности необходимо понять, каковы основы информационной культуры общества - какие нормы морали, права приемлемы, каков вектор развития информатизации, на чем она строится, каковы ее мировоззренческие основы и ценности. К мегафакторам социализации относят Интернет. Одновременно необходимо воспринимать Интернет как часть средств массовой коммуникации. Если рассматривать информационные потоки, в которых существует современный школьник, то оказывается, что основную информацию он получает из средств массовой информации, в первую очередь - телевизора и интернета. При этом существенная часть полученной информации оказывается недостоверной - односторонней, необъективной, неполной, либо искаженной. Использование такой информации в жизни может оказаться просто опасным. Пред школьником стоит полностью взрослая задача оценки и отбора полученной информации на достоверность. Важной задачей на современный этапе стало формирование информационной компетентности школьника, и отдельным направлением в ней выделяется обучение восприятию информации. Главной опорой в противостоянии манипуляции сознанием является системная общекультурная база и ценностное мировоззрение. Но повышение информационной компетентности, в свою очередь, помогает и их формированию. Информационную компетентность в своих работах рассматривают многие отечественные и зарубежные исследователи. Они указывают, что эта компетентность предполагает владение не только способами работы с персональным компьютером, но и с информацией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно развиваться и жить в условиях информационного общества Информационная культура личности – это одна из важнейших составляющих частей всей общей культуры человека и человечества; это совокупность системы знаний и умений и информационного мировоззрения, которые обеспечивают самостоятельную целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием новых и традиционных информационных технологий. В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы. Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способным их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности. Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование. Он убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Он умеет работать с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, обладает навыками самостоятельного, критичного, а не репродуктивного типа мышления. Все эти качества невозможны без важнейшего компонента информационной культуры личности - информационного мировоззрения. С этой целью в современной школе учащиеся привлекаются к научно-исследовательской деятельности, собственному поиску необходимой для урока информации. Участвуя на различных конкурсах, защищая свои научно-исследовательские работы, создавая компьютерные презентации, они учатся работе с информацией. Вся учебно-воспитательная работа школы должна быть нацелена на подготовку всесторонне развитой, здоровой, культурной, информационно грамотной личности, способной найти своё достойное место в современном обществе. Поэтому для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо дополнительно продемонстрировать сущность, структуру и функции социального направления образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие уровень и уровень социализации учащихся. Важными задачами являются: формирование информационных обязательств выпускника и восприятие информации; рост общей культурной базы и ценности общества в мировоззрении. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, обновлять знания учащихся о важности социальной активности, важности социально-полезной деятельности и успешной социализации. Ориентации социальной деятельности необходимо обновлять с учетом текущих изменений в обществе, научного развития национальной социальной политики в области образования, семьи и детства, обосновывая национальную стратегию развития образования и социализации школьников. Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, можно предположить, что к каждому - к родителям, школе и силовым структурам придет осознание, что растущему человеку нужно физическое здоровье, мораль и умение (умственное, трудовое, художественное, коммуникативное). Эти способности могут быть основой самоопределения, самореализации и успешной социализации. Разделив эти три блока, мы определим задачи педагога дополнительного образования. Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу. Преподаватель дополнительного образования выполняет эти задачи, создавая условия для успешного развития ребенка в его деятельности (образование, работа, досуг); связь со средствами массовой информации, искусством, взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере. В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg