Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теоретические основы кредитования сельхозтоваропроизводителей коммерческими банками.

natalya1980er 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Объект наблюдения - акционерное общество «Россельхозбанк». Объект исследования - процесс кредитования коммерческими банками сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предмет исследования - факторы, в том числе социально-экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе кредитование коммерческими банками сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цель работы - разработать мепроприятия по повышению эффективности для АО «Россельхозбанк». Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: — изучить механизм кредитования сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации; — рассмотреть состояние субсидирования кредитования сельхозтоваропроизводителей в России; — определить основные проблемы кредитования сельхозтоваропроизводителей; — привести организационно-экономическая характеристику Алтайского регионального отделения АО «Россельхозбанк»; — проанализировать особенности кредитования сельхозтоваропроизводителей АРФ АО «Россельхозбанк»; — определить перспективы кредитования сельхозтоваропроизводителей АРФ АО «Россельхозбанк. Методической и теоретической базами проведенного исследования явились нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, труды российских авторов по теме исследования, публикации периодической литературы в сфере экономики, сведения статистической отчетности, интернет-ресурсы, а также данные финансовой отчетности исследуемого кредитного учреждения. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы исследования, такие как: обзор, анализ, синтез, способы обобщения и сравнения, системный подход, логическое, графическое и экономико-математическое моделирование. Структурно работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение

В современных условиях сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются в своей деятельности с серьезными трудностями. Одной из них является дефицит оборотных средств. В условиях сезонности и длительности производственного цикла последствия этого явления сказываются более пагубно, чем в других сферах экономики. Ввиду невозможности обеспечения потребности в оборотных средствах за счет собственных источников возникает объективная потребность в привлечении средств со стороны. Однако это сдерживается ограниченной доступностью кредитных средств для сельскохозяйственных производителей. Обеспечение доступности ресурсов в значительной степени связано с взаимодействием государства, коммерческих банков и кредитных кооперативов. Ввиду неразвитости сельскохозяйственной кредитной кооперации основным источником обеспечения товаропроизводителей остаются коммерческие банки, но механизм их взаимодействия также требует совершенствования с учетом особенностей сельскохозяйственной деятельности, а также мирового опыта. Вследствие этого перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоит проблема надежных источников заемных средств, в том числе, возможность кредитования в коммерческих банках. С учетом слабого развития системы сельскохозяйственного кредита необходимо также активное участие государства в обеспечении кредитными ресурсами производителей аграрного сектора экономики страны. Высокая зависимость деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей от привлечения средств со стороны и низкая их доступность послужили основанием для выбора темы исследования. В работах российских экономистов-аграрников тезис о необходимости предоставления сельскому хозяйству дешевого и доступного кредита, а также оказании прямой помощи государства широко распространен, однако специфика различных кредитных организаций не всегда раскрывается. Исследователи ограничиваются, как правило, констатацией растущей роли банковского кредита в формировании ресурсов сельского хозяйства, но не углубляются подробно в существующие механизмы кредитования.
Список литературы

1. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — №1 (1 ч.). — Ст. 27. 2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.01.2010 №120 // Собрание Законодательства РФ. — 2010. — №5. — Ст. 502. 3. Авилова, А.В. Каковы перспективы органического земледелия в России? / А.В. Авилова // Вестник Рос. акад. наук. — 2017. — Т.86, №3. — С.237-243. 4. Алтухов, А.И. Пути нейтрализации рисков зернового хозяйства / А.И. Алтухов // Экономист. — 2016. — №12. — С.28-36. 5. Аскаров, А.А. Оценка и прогноз развития аграрной экономики регионов / А.А. Аскаров. — Уфа: Гилем, 2017. — 158 с. 6. Балынин, И.В. Сельское хозяйство Российской Федерации: реалии и перспективы развития, проблемы и пути решения / И.В. Балынин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — №37. — С.32-43. 7. Барсукова, С.Ю. Аграрный бизнес России в условиях ВТО: ожидания и реальность / С.Ю. Барсукова // Мир России: социология, этнология. — 2017. — Т.23, №4. — С.98-124. 8. Беспахотный, Г.В. Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей/ Г.В. Беспахотный // Образование, наука и производство. — 2017. — № 3 (4). — С. 8-11. 9. Вернигор, Н.Ф. Государственная политика в отношении сельского хозяйства и сельских территорий Сибири: ретроспектива и современность/ Н.Ф. Вернигор // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2017. — № 1 (111). — С. 182-185. 10. Галиновская, Е.А. Основные проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России / Е.А. Галиновская // Журнал российского права. — 2017. — №4. — С. 64-71. 11. Гатаулина, Е.А. Господдержка сельского хозяйства в условиях ВТО, санкций и антисанкций / Е.А. Гатаулина // ЭКО. — 2017. — № 1. — С. 115-123. 12. Гатаулина, Е.А. Новые меры господдержки АПК по импортозамещению / Е.А. Гатаулина // Экономическое развитие России. — 2017. — Т.22, №8. — С. 56-65. 13. Голубев, А.Н. Парадоксы развития аграрной экономики России / А.Н. Голубев // Вопросы экономики. — 2017. — №1. — С.115-126. 14. Гончаров, В.А. Производственный потенциал АПК: оценка и проблемы развития / В.А. Гончаров // Экономист. — 2017. — №2. — С.33-43. 15. Доклад «О мониторинге и состоянии продовольственной безопасности в 2016 году и прогнозе на 2017 год». URL: http://government.ru/quotes/11326 (дата обращения: 30.09.2017). 16. Долгова, С.А. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования сельских территорий / С.А. Долгова // Финансовый менеджмент. — 2017. — №3. — С.97-103. 17. Ишмуратова, М.М. Инновационное развитие как важнейший фактор модернизации сельского хозяйства региона/ М.М. Ишмуратова // Экономика сельского хозяйства России. — 2017. — №8. — С. 15-20. 18. Калугина, З.И. Социально-экономическая поляризация сельского пространства России / З.И.Калугина, О.П.Фадеева, С.В.Братющенко // Регион: экономика и социология. — 2017. — №3. — С.123-145. 19. Кирюшин, В.И. Проблемы инновационного развития сельского хозяйства / В.И. Кирюшин // Инновации. — 2017. — №7. — С.3-11. 20. Коваленко, Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков: Курс лекций / Н.Я. Коваленко. — М.: Эксмо, 2016. — 548 с. 21. Комзолов, А.А. Проблемы формирования благоприятного налогового и инвестиционного климата в сельских муниципальных образованиях / А.А. Комзолов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — №1. — С.40-49. 22. Коокуева, В.В. Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года / В.В. Коокуева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — №8. — С.28-34. 23. Кулапчина, Т.А. Перспективы развития реального и банковского сектора экономики в условиях импортозамещения / Т.А. Кулапчина // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения / Материалы международной научно-практической конференции. — 2017. — С.317-320. 24. Кумехов, К.К. К вопросу о фактическом состоянии производства основных видов сельскохозяйственной продукции в России / К.К. Кумехов, А.К.Кумехова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — №16. — С.47-51. 25. Курцев, И.В. Основные количественные и качественные изменения в аграрной экономике Сибири за 2006-2016 гг. / И.В. Курцев // Актуал. статистика Сибири. — 2017. — №3. — С.48-65. 26. Кутта, Ф.Н. Система управления процессами в сельскохозяйственной отрасли / Ф.Н. Кутта. — М.: Колос, 2017. — 584 с. 27. Ларцева, С.А. Аграрная политика России: история и вызовы современности / С.А. Ларцева, Р.И. Салахутдинова // Власть. — 2017. — №6. — С.32-34. 28. Лосевская, С.А. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей при участии ОАО «Россельхозбанк» / С.А. Лосевская // В сборнике: Экономика, теория и практика. Перспективы ХХI века / Материалы международной научно-практической конференции. — Саратов, 2017. — С.11-13. 29. Лосевская, С.А. Механизм поддержки и регулирования АПК в условиях санкций и политики импортозамещения / С.А. Лосевская, А.В. Владимирова, С.В. Семенченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.15. – С. 201–205. 30. Маршалова, А.С. Модернизация сельской экономики и достижение продовольственной безопасности / А.С. Маршалова, В.И. Бакулина // ЭКО. — 2016. — №11. — С.86-96. 31. О состоянии сельского хозяйства Российской Федерации в 2010-2016 гг.: материалы Госкомстата России // Общество и экономика. — 2017. — №8-9. — 223 с. 32. Основные показатели развития сельского хозяйства Сибирского Федерального округа за 2000-2016 гг. // Актуальная статистика Сибири. — 2017. — №3. — 84 с. 33. Рыманова, Л.И. Междисциплинарные методологические аспекты регулирования финансовой устойчивости сельхозпредприятий/ Л.И. Рыманова // АПК: экономика, управление. - 2017. - № 6. - С. 34-42. 34. Родионова, О.А. Дивергенция аграрной политики/ О.А. Родионова, Н.А. Борхунов // АПК: Экономика, управление. — 2017. — № 7. — С. 22-31. 35. Стадник, А.Т. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий / А.Т. Стадник, С.Л. Кириллов, Н.В. Григорьев и др.; под общ. ред. А.Т.Стадника. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2016. - 143 с. 36. Фролов, Р.С. Влияние продуктового эмбарго на кредитование сельскохозяйственных предприятий и перспективы развития отечественного производства в условиях импортозамещения / Р.С. Фролов // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения / Материалы международной научно-практической конференции. — 2017. — С.320-324. 37. Хабиров, Г.А. О сущности финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей / Г.А Хабиров, Е.А. Кежун // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. — 2017. — №4. — С. 94-96. 38. Шелковников, С.А. Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций/ С.А. Шелковников, А.И. Желтиков, А.И. Капинос, М.С. Петухова // Экономика и предпринимательство. - 2016 - №12(49). - С. 384-391. 39. Экономическая теория (Общие вопросы) / М.И. Плотницкий и др.; под общей ред. М.И. Плотницкого. — М. Изд-во МГУ, 2016. — 598 с. 40. Алтайский край - аграрный край [Электронный ресурс] // Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. - Электрон, текст, дан. - Барнаул, 2016. - Режим доступа: http://www.altagro22.ru/apk. 41. Годовая финансовая отчетность по РСБУ АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс] // Интерфакс. - Электрон, текст, дан. - Москва, 2017. -Режим доступа: http://www.e-disclosure.ru/#. 42. Крупнейшие агрохолдинги России [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсантъ. - Электрон, текст, дан. - Москва, 1991-2016. - Режим доступа: http://www.kommersant.ni/doc/2639877. 43. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс] // Центральный Банк РФ. - Электрон, текст, дан. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1605.pdf. 44. Основные показатели сельского хозяйства в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Электрон, текст, дан. -Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru. 45. Россельхозбанк [Электронный ресурс] [офиц. сайт] / АО «Россельхозбанк». - Электрон, текст, дан. - Москва, 2000-2016. - Режим доступа: http://www.rshb.ru. 46. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Электрон, текст, дан. - Москва, http://www.gks.m/wpsAvcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog /doc_l 135087342078. 47. Сельское хозяйство в России [Электронный ресурс] // Все дела. -Электрон. текст. дан. - Москва, 2015. Режим доступа: http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2699.0. 48. Справочная информация о Россельхозбанке [Электронный ресурс] // КУАП.ру. - Электрон, текст, дан. - Москва, 2016. Режим доступа: http://www.kuap.ru/banks/3349/profit/year/2016. 49. Справочная информация о банках России [Электронный ресурс] // Банки.ру. - Электрон, текст, дан. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/?PROPERTY_ID=30. 50. Статистический сборник. Инвестиции в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Электрон, текст, дан. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/invest.pdf. 51. Стратегия развития Россельхозбанка до 2020 года [Электронный ресурс] // АО «Россельхозбанк». - Электрон, текст, дан. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://www.rshb.ru/download-file/19063/strategy.pdf.
Отрывок из работы

1.1 Механизм кредитования сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации Агропромышленный комплекс (АПК) считается сферой высокого риска, поскольку на деятельность сельхозтоваропроизводителей оказывают влияние природно-климатические условия, сезонный характер поступления выручки от реализации продукции. Особенности воспроизводственного процесса в АПК влияют на состав источников финансирования производственной деятельности аграрных предприятий, среди которых немалую роль играют банковские кредиты. По мнению российских ученых, в условиях членства Российской федерации в ВТО и усиления негативных последствий от введения санкций повышение доступности кредитных ресурсов является одним из главных условий устойчивого развития АПК [34, с. 22]. Стоит отметить, что согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» сельскохозяйственный кредит - это особый вид кредитных отношений, с предоставлением денежных ресурсов разным категориям товаропроизводителей кредитными организациями в сочетании с государственным регулированием [38, с. 384]. К особенностям сельскохозяйственного кредита, характеризующим его специфику, можно отнести: — предоставление денежных средств как юридическим лицам (в различных организационно-правовых формах), так и физическим лицам, выступающим в качестве производителей сельскохозяйственной продукции; — кредиторами могут быть как банки (специализированные и универсальные), так и другие финансово-кредитные институты; — кредит может предоставляться на цели финансирования как текущей, так и инвестиционной деятельности; Рисунок 1 — Элементы рыночного и государственного механизмов кредитования АПК [23, с. 318] — кредитование сельского хозяйства, как правило, осуществляется на льготных условиях, что требует особой системы контроля расходуемых с этой целью бюджетных и внебюджетных средств и оценки результативности их использования [23, с. 318]. Совокупность видов и форм организации кредитных отношений, условий и методов кредитования, необходимых для формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих выполнение экономических, социальных, экологических, политических функций сельским хозяйством представляют собой механизм кредитования АПК. При этом можно выделить элементы рыночного и государственного механизмов кредитования, позволяющих обеспечить аграрную сферу необходимыми финансовыми ресурсами (рис. 1). Стоит отметить, что правовое регулирование банковского кредитования АПК осуществляется Федеральным законом о «Банках и банковской деятельности», Федеральным законом о «Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)», нормативными актами Банка России и рядом других федеральных законов. Отличительными особенностями современного механизма кредитования российского АПК являются: — значительный удельный вес кредитования сельскохозяйственных производителей в рамках государственных программ по развитию АПК; — основными кредиторами сельского хозяйства являются банки с высокой степенью участия государства - «Россельхозбанк» и «Сбербанк»; — преобладание инвестиционных (долгосрочных) ресурсов в кредитовании сельского хозяйства; — компенсация процентной ставки в виде субсидий; — увеличение уставного капитала сельскохозяйственных банков за счет бюджетных средств [12, с. 56]. Можно выделить несколько категорий заемщиков, получающих банковские кредиты для сферы АПК: 1) сельскохозяйственные предприятия; 2) ремонтные, обслуживающие организации, заготовительные и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию организации для выплаты авансов по договорам контрактации сельскохозяйственным организациям за поставляемую ими сельхозпродукцию; 3) предприятия для закупки техники с последующей поставкой ее сельскохозяйственным товаропроизводителям; 4) организации для строительства, реконструкции и ремонта производственных объектов сельскохозяйственных предприятий; 5) предприятия для импортозамещения сельскохозяйственной продукции, техники и оборудования [26, с. 69]. Заметим, что сельскохозяйственный кредит имеет конкретное целевое назначение. Данный вид займа разрабатывается по индивидуальной схеме, обязательно с учетом нужд заемщика. Поэтому очень важно предусмотреть потенциальные риски, также запланировать расходы и рассчитать прибыль. Кредит такого рода можно взять в банке на 12 - 24 месяца для различных целей, таких как выплата заработной платы, заготовка кормов, приобретения животных и т.д. Что касается схемы выплат, то есть самого погашения кредита, схемы погашения кредитных средств будут зависеть от сферы деятельности хозяйственного предприятия. Этот немаловажный пункт, как правила стороны прописывают в договоре. Банк выплачивает деньги тогда, когда у заемщика возникает потребность в этих средствах. Кредит будет погашаться только уже после реализации готовой продукции (когда заемщик получит прибыль). Средства заемщик может получить как банковским переводом, так и наличными [30, с. 87]. Одним из самых важных условий данного вида кредитования является точное планирование заемщиком своих затрат. Для этого заемщику крайне необходимо максимально точно спрогнозировать уровень затрат в определенный период кредитования. Одни банки могут потребовать ежемесячное прогнозирование, другие требуют поквартальный прогноз. Также нельзя исключать из внимания какие-либо форс-мажорные обстоятельства. В этом случае банки могут отсрочить срок выплаты кредита, но данный пункт непременно должен присутствовать в договоре. Еще одним важным пунктом является целевое назначение кредита для ведения сельского хозяйства, ведь отдельными банками оплачиваются лишь затраты, которые прописаны в договоре. Более стабильное развитие в аграрном секторе не может произойти без активного участия государства. Следует учитывать, что сельское хозяйство даже теоретически не является саморегулирующей системой вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности, как производственной системы. Во всех, без исключения, странах с высокоэффективным сельскохозяйственным производством действуют стабильно работающие системы государственной поддержки аграрного сектора. Основной и наиболее эффективной формой государственной поддержки является установление существенных льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям. В настоящее время в условиях экономических санкций участие государства в сфере кредитования аграрного сектора имеет следующие формы: — административный выбор кредиторов и заемщиков, участвующих в госпрограммах кредитования АПК; — принятие целевого установления кредита; — выдача госгарантий для предоставления кредита; — контроль за полученными льготными кредитными средствами; — пополнение уставного фонда кредитных организаций за счет ресурсов госбюджета, принимающих участие в кредитовании АПК; — компенсация по части процентных ставок по кредитам, выданных для сельхозпредприятий; — списание просроченной задолженности по кредитам, выданным сельскохозяйственным организациям [34, с. 25]. Государственная кредитная поддержка АПК реализуется в виде субсидий, которые выделяются из федерального и регионального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов: — по краткосрочным кредитам (займам) на развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработку и реализацию продукции указанных отраслей; — по инвестиционным кредитам (займам): на развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции отраслей растениеводства и животноводства; на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства; — по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [38, с. 384]. При кредитовании сельхозпроизводителей господдержка оказывается заемщику напрямую, банк в процессе субсидирования участия не принимает. Размер государственной помощи зависит от формы собственности заемщика (фермерское хозяйство или юридическое лицо), период кредитования и целей заимствования средств. Все формы участия государства в кредитовании сельского хозяйства подчиняются задаче реализации разработанных Госпрограмм по развитию АПК и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям. К положительным моментам можно отнести обеспечение дешевыми кредитными ресурсами для основных и оборотных фондов сельхозпредприятий. Отрицательным моментом считается снижение мотивации товаропроизводителей к эффективной финансово-хозяйственной деятельности, т. е. получение субсидий, а также ослабление к инновационной деятельности, внедрение банковских кредитных продуктов в условиях импортозамещения. Ограниченный объем выделяемых в соответствии с государственными программами субсидий является одновременно сдерживающим фактором спроса на доступные по стоимости кредитные ресурсы и фактически является проявлением политики кредитной рестрикции в отношении предприятий малых форм хозяйствования. Субсидирование процентной ставки по существу представляет собой способ перераспределения дохода между одними производителями в пользу других, затрагивая одновременно интересы налогоплательщиков. По нашему мнению, субсидирование процентной ставки по кредиту затрудняет перераспределение кредитных ресурсов, негативно отражается на рентабельности производства, закрепляет низкий уровень дохода и способствует решению проблем в сельском хозяйстве. Правительство России утвердило новые правила льготного кредитования АПК. Соответствующее постановление подписано 29 декабря 2016 г. и размещено на портале правовой информации. Как сообщается в справке к документу, правила предусматривают, что «субсидии будут предоставляться системно значимым российским кредитным организациям, а также российским кредитным организациям, отобранным Минсельхозом» [38, с. 385]. В числе критериев отбора банков - наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 20 млрд руб., а также специализированных кредитных продуктов и программ для организаций агропромышленного комплекса. Субсидии предоставляются начиная с 1 января 2017 г. банкам, участвующим в реализации нового механизма льготного кредитования сельхозпроизводителей, на возмещение недополученных ими доходов в размере 100% ключевой ставки Банка России по кредитам, выданным по ставке не более 5%. При этом заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного краткосрочного и (или) льготного инвестиционного кредита. В 2017 г. господдержка льготного кредитования в АПК составит 21 млрд, руб., из которых 11 млрд. руб. предусмотрены на инвестиционные кредиты, 10 млрд. руб. - на краткосрочные [29, с. 201]. Таким образом, использование кредита позволяет организациям АПК увеличить производительность труда и тем самым обеспечить рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, улучшается финансовое состояние сельхозпредприятий, повышается их конкурентоспособность по сравнению с другими отраслями. В то же время дальнейшее развитие механизма кредитования агропромышленного комплекса невозможно без прямой поддержки государства. 1.2 Субсидирование кредитования сельхозтоваропроизводителей в России Как мы уже отметили в предыдущем подпункте нашего исследования, с января 2017 г. работает разработанный Минсельхозом РФ план льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей Российской Федерации. В соответствии с этим планом с 2017 г. установлены две квоты для малого бизнеса: по краткосрочным кредитам – 30%, по долгосрочным – 10%. Общая сумма субсидий составила 4,93 млрд руб. В Госпрограмме развития сельского хозяйства субсидии подразделяются по подпрограммам растениеводства, животноводства и т.д. Краткосрочные субсидии поделены именно так, как предусмотрено Госпрограммой. По инвестиционным кредитам введена совершенно иная градация субсидий. Они подразделяются по размерам кредитов. На инвестиционные кредиты для малого бизнеса в 2017 г. запланировано 586 млн руб. субсидий (10%), на кредиты до 1 млрд руб. – 1998 млн руб. (34%), на кредиты от 1–8 млрд руб. – 2639 млн руб. (45%) и свыше 8 млрд – 641 млн руб. (11%). Вполне очевидно, что такое распределение субсидий подразумевает, что в последней группе будет один получатель (если он возьмет кредит на 8 млрд руб., то государство должно выплатить ему 640 млн руб. субсидий в год при ключевой ставке ЦБ РФ 8%), в предпоследней группе – примерно 8 получателей (возможны варианты – от 4 до 32) [13, с. 115]. Таким образом, основная часть субсидий (56%) в плане предусмотрена для нескольких избранных хозяйств. Отметим, что в России около 20 тыс. активно работающих сельскохозяйственных организаций (СХО), претендующих на субсидии [15]. В результате никаких новых явлений в распределении субсидий в 2017 г. не наблюдалось. И в предыдущие годы субсидии получали отдельные избранные собственники. Так, в 2016 г. ООО «Брянская мясная компания», входящая в состав агрохолдинга «Мираторг», получила 90,7% всех субсидируемых кредитов, выделенных на развитие мясного скотоводства - 33,6 млрд руб. Еще 2,3 млрд руб. субсидируемых кредитов получили три компании (по одной в Калмыкии, Воронежской и Калининградской областях). Вся остальная страна осталась без субсидий [15]. В составленном плане субсидии на краткосрочные кредиты были распределены между субъектами РФ. По инвестиционным кредитам такое распределение не было произведено. Видимо, это связано с тем, что при распределении стало бы ясно: крупные кредиты планируется выделять лишь отдельным субъектам, а остальные их не получат. В краткосрочных кредитах нуждаются все субъекты РФ и было бы логично распределять их пропорционально валовой продукции сельского хозяйства в том или ином регионе. Однако плановое распределение осуществлено на основе каких-то других принципов, в связи с чем в расчете на рубль валовой продукции одни регионы получают в несколько раз больше субсидий, чем другие. Например, Белгородская область производит 4% валовой продукции сельского хозяйства страны, но ей планируется выделить почти 10% субсидий. И, наоборот, доля Костромской области в валовой продукции в два раза выше, чем в субсидиях [15]. При распределении краткосрочных кредитов во всех субъектах РФ на малые формы хозяйствования было выделено 30% от общей суммы субсидий. При этом не было учтено, что роль малых форм по регионам существенно различается. В среднем по стране на долю крестьянских хозяйств в 2016 г. приходилось 12,5% валовой сельскохозяйственной продукции, в 25 субъектах РФ крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) давали менее 5% валовой продукции, а в ряде субъектов – более 20% [16, с. 97]. Реализация плана льготного кредитования осуществлялась следующим образом. Минсельхоз РФ отобрал 15 крупнейших банков. Отобранные банки выбрали потенциальных заемщиков, претендующих на получение льготных кредитов. Списки потенциальных заемщиков направлялись в Минсельхоз РФ, где принималось решение, кого из потенциальных заемщиков включить в реестр получателей льготных кредитов, а кому отказать [16, с. 98]. На 31 марта 2017 г. на льготные краткосрочные кредиты было подано около 12 тыс. заявок на общую сумму 71,6 млрд руб. Сумма заявок почти в 5 раз превышала объем выделенных средств [27, с. 33]. Несмотря на многочисленные отказы, по состоянию на 23.04.2017 г. по основным мероприятиям Госпрограммы на 2017 г. все субсидии на инвестиционные кредиты уже были распределены, на отдельные мероприятия по краткосрочному кредитованию осталось 3–7% субсидий (табл. 1). Таблица 1 — Кредитование и субсидирование кредитов в 2017 г. (млн руб.) [27, с. 33] По состоянию на 23.04.2017 г. Мероприятия План субсидиро-вания на 2017 г. распределено субсидий остаток млн руб. (на 23.04.2017 г.) % к плану Краткосрочное кредитование - всего 15431 11722 3709 24,0 в т.ч. на кредитование малых форм хозяйствования 4377 1322 3055 69,8 растениеводства 4812 4736 335 7,0 животноводства 2359 2254 76 3,2 молочного скотоводства 1201 1190 105 4,8 мясного скотоводства 280 269 и 1 3,9 переработки продукции растениеводства и животноводства 2401 2274 127 5,2 Инвестиционное кредитование - всего 5865 5865 0 0 в т.ч. на кредиты малым формам хозяйствования 587 587 0 0 кредиты менее 1 млрд руб. 1998 1998 0 0 кредиты 1-8 млрд руб. 2639 2639 0 0 кредиты более 8 млрд руб. 641 641 0 0 Таким образом, к концу апреля 2017 г. субсидии были распределены почти полностью, кроме сумм, предназначенных для кредитования малых форм хозяйствования. По этой статье удалось распределить лишь около 30% субсидий. Проблема в том, что малые формы не могут выполнить предъявляемые чиновниками и банками условия получения субсидируемых кредитов. Кроме кредитов на весенние полевые работы, сельхозпроизводители обычно берут также кредиты на уборочные работы и под урожай будущего года. Например, в 2015–2016 гг. Сбербанк выдал на указанные цели около 30% всех краткосрочных кредитов [34, с. 24]. Без дополнительных субсидий в 2017 г. на летне-осенние работы льготных кредитов не будет. Главные причины, из-за которых малый бизнес остался без краткосрочных кредитов: — ошибки в распределении лимитов субсидий по субъектам РФ; — крупным банкам не выгодно кредитование малого бизнеса; — бюрократические препятствия. Например, банки и чиновники установили одинаковые требования по оформлению документов и на кредиты более миллиарда рублей, и на кредиты в сто тысяч рублей. Договор на льготное кредитование содержит 25 страниц. Только список документов к нему занимает 4 страницы. Многие документы имеют срок действия 2–4 недели и устаревают в ожидании решений банков и чиновников [11, с. 116]. Из проведенного анализа следует два важных вывода. 1. Субсидии крупнейшим компаниям должны быть ограничены. Поддержка отдельных крупных компаний облегчает жизнь чиновникам и банкирам, она способствует росту производства и его эффективности. Но у нее есть и обратная сторона: создавая беспрецедентные конкурентные преимущества крупнейшим компаниям, государство способствует разорению остальных сельхозпроизводителей страны: они становятся неконкурентными и вынуждены сворачивать производство. Сельское хозяйство превращается в очаговое, появление точек бурного роста сопровождается расширением зон запустения, где люди остаются без работы, земля забрасывается, вырастающая на ней трава – один из важных ресурсов, сохнет и становится причиной пожаров на огромных территориях, ежегодно горят леса и даже населенные пункты. В отдельных отраслях (молочное животноводство, мясное скотоводство, овцеводство) политика развития за счет мегаферм привела к продолжающемуся в течение 25 лет кризису, падению поголовья и объемов производства. Теория государственной поддержки фермеров базируется на том, что эти хозяйства небольшие, отдача на единицу вложенных средств в них ниже, чем в других отраслях, доходы подвержены резким колебаниям из-за погодных условий. Для того, чтобы средства господдержки не расходовались в АПК преимущественно на крупный бизнес, в большинстве стран имеются ограничения на получение субсидий на одну ферму. Например, в США фермы с выручкой более 900 тыс. долл. не имеют права на субсидии, остальные не могут получить более 300 тыс. долл. субсидий в год (до недавнего времени было ограничение – 50 тыс. долл.). В России таких ограничений нет. Крупнейшим бюджетополучателям государство выдает многие десятки и даже сотни миллионов долларов ежегодно [30, с. 86]. Основную часть бюджетных средств поддержки сельского хозяйства необходимо расходовать на малый и средний бизнес. Для поддержки крупного бизнеса могут использоваться другие механизмы. Крупные проекты могли бы осуществляться, например, через Российский фонд прямых инвестиций. В этом случае инвесторы вкладывали бы деньги после тщательной оценки ожидаемого эффекта, осуществляли бы контроль реализации крупных проектов, заемщики выплачивали бы дивиденды вкладчикам, выкупали бы у них акции. Отметим кстати, что РФПИ был учрежден Внешэкономбанком, он же выдает льготные кредиты ООО «Мираторг». При этом государство фактически дарит собственникам компании субсидии, по сумме равные или даже превышающие стоимость инвестиционных объектов, компенсируя в течение 15 лет основную часть затрат на уплату процентов по кредитам [36, с. 321]. 2. Механизмы льготного кредитования малого бизнеса необходимо кардинально изменить. С этой целью целесообразно: — развивать соответствующую малому бизнесу финансово-кредитную инфраструктуру: малые региональные банки, муниципальные сберкассы, кредитные кооперативы и банки. Опыт развитых стран показывает, что уровень развития малого бизнеса тесно связан с распространенностью сети малых финансово-кредитных учреждений; — включить малые банки и кредитные кооперативы в список уполномоченных организаций по предоставлению льготных кредитов малым формам хозяйствования; — предоставить кредитным кооперативам право на получение льготных кредитов под гарантии Национальной гарантийной системы и Региональных гарантийных фондов кредитования малого бизнеса с целью кредитования членов кооператива; — распределять лимиты субсидий на кредитование малых форм хозяйствования с учетом их фактической доли в товарной продукции сельского хозяйства в субъекте РФ; — перераспределять квоты субсидий малых форм хозяйствования между краткосрочными и инвестиционными кредитами с учетом спроса на кредиты. 1.3 Основные проблемы кредитования сельхозтоваропроизводителей В современной экономике России важную роль в обеспечении производственной деятельности агроформирований в силу ее высокой специфичности играют заемные финансовые источники. Кредит сглаживает временный разрыв между производственными затратами и реализацией готовой продукции. В мировой практике сформировались тесные взаимоотношения аграрной и банковской сфер, сельскохозяйственный кредит стал постоянной основой всего хозяйственного процесса фермерских хозяйств. Однако в России ссудный капитал в форме банковского кредита доступен только для рентабельных крупных клиентов, интегрированных агроформирований [35, с. 58]. В сложившихся условиях продуктовых контрсанкций, установленных Правительством РФ, потребность в бесперебойном снабжении продовольствием населения страны актуализирует деятельность отечественных производителей сельскохозяйственной продукции всех организационно-правовых форм, включая средние и мелкие. Это означает, что без разумного государственного регулирования кредитной банковской политики в сфере сельского хозяйства обойтись невозможно. В этой связи российское правительство в последние годы активно предпринимает меры государственной финансовой поддержки кредитования агропромышленного комплекса [37, с. 94]. Не первый год для сельского хозяйства применяется система бюджетной поддержки в форме субсидированных кредитов, которая предусматривала получение субсидий хозяйствующими субъектами - заемщиками банковского коммерческого кредита. Сельхозтоваропроизводители заключали кредитный договор с коммерческим банком, уплачивали коммерческие проценты и только после этого они могли подать заявку в региональное управление на субсидирование процентной ставки. Проходил достаточно длительный период до получения возмещения от государства, на это время замораживались собственные оборотные средства, которые сельхозпроизводители направляли на оплату субсидируемой части процентной ставки. С 2017 года механизм кредитной поддержки АПК было решено изменить для устранения существовавших недостатков, повышения оперативности и эффективности. Согласно Постановления правительства от 29 декабря 2016 г. №1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию по льготной ставке», субсидии в размере ключевой ставки ЦБ РФ теперь предоставляются не сельскохозяйственным товаропроизводителям, а кредитным организациям, выдающим краткосрочные и инвестиционные льготные кредиты аграриям. При этом российским кредитным организациям из федерального бюджета будут перечисляться средства на возмещение недополученных ими доходов при предоставлении кредитов по льготной ставке от 1 до 5% годовых. Это связано с уровнем средней ставки по кредитам, которая составляет сегодня 15%, и ключевой ставки, составляющей на сегодняшний день 10% [37, с. 95]. Новый механизм выдачи льготных кредитов был запущен в регионах с началом подготовки к весенним полевым работам. В государственном бюджете были предусмотрены объемы льготных кредитов для сельхозпроизводителей на общую сумму 240,17 млрд руб., в том числе краткосрочных кредитов - 129,46 млрд руб., инвестиционных - 110,71 млрд руб., которые разбиты по финансовым годам, плановым периодам, отраслям и объектам. В частности, на 2017 год расходы федерального бюджета на господдержку льготного кредитования были заложены в объеме 21,3 млрд руб. (на краткосрочные кредиты - 15,43 млрд руб., на инвестиционные кредиты - 5,86 млрд руб.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Антикризисное управление, 118 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 65 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 89 страниц
2225 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 79 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg