Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

История развития пенсионного обеспечения

natalya1980er 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития пенсионного обеспечения в России и реализации пенсионной реформы. Объектом исследования является история развития Пенсионного фонда России. В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи: 1. изучить историю пенсионного обеспечения России; 2. рассмотреть реализацию пенсионной реформы в России; 3. рассмотреть развитие Пенсионного фонда Российской Федерации.
Введение

Исторически пенсионное обеспечение в России зарождается и развивается с начала XVIII века в форме государственного материального обеспечения военных, статских, придворных чиновников и священнослужителей за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством и в соответствии с Табелью о рангах. Этот законодательный акт Петра I от 24 января 1722 года, с небольшими изменениями, действовал до октября 1917 года. С 1917г. по 1922г. в области социального и пенсионного страхования было принято около ста декретов и распоряжений, при этом социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организации крестьянской взаимопомощи. Актуальность темы курсовой работы вытекает из значения исторического опыта осуществления российским государством функций в области социального обеспечения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. История развития пенсионного обеспечения 4 1.1. История развития пенсионного обеспечения России 4 1.2 Понятие пенсионного обеспечения 12 1.3 Развитие пенсионного обеспечения до революции 15 1.4 Советская пенсионная система 21 1.5 Современный этап развития пенсионного фонда 22 Глава 2. Пенсионная реформа Российской Федерации 27 2.1 Пенсионная реформа 27 2.2 Анализ судебной практики 29 Заключение 32 Литература 33
Список литературы

Нормативно-правовая литература 1) Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ. 2) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. 3) Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 20 мая 2011 г. №126-ФЗ. 4) Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ. Основная литература 5) Дмитриев М.Э. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / М.Э. Дмитриев.- СПб.: Норма,1998. - 45с. 6) Зурабов М.Ю. Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения / М.Ю. Зурабов // Пенсия.- 2003.- №4. – с.24-25. 7) Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России / А.П. Колесник // Пенсия, 2004. №3. - 53с. 8) Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы / Т.М. Малева, О.В. Синявская / Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005. – с.7-9. 9) Мудраков В.И. Тенденции и проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации / В.И. Мудраков // Пенсия.- 2000.- №7. - 44с. 10) Рашид М. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Мансура Рашид, Лоуренс Томпсон, Херманн фон Герсдорф, Елена Зотова; Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – с.9-12. 11) Чеснокова Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cyberleninka.ru 12) Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pfrf.ru 13) Статистические данные о развитии пенсионного страхования //Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pfrf.ru
Отрывок из работы

1.1. История развития пенсионного обеспечения России В России пенсионное обеспечение имеет глубокие исторические корни. Однако, изначально оно представляло собой помощь, которая предоставлялась только военнослужащим и их семьям в натуральной форме в виде предоставления земельных наделов, богаделен, приютов в старости и т. д. Наиболее распространенным было «поместное» обеспечение. Одновременно практиковалось и кормление. Необходимо отметить, что «служилые» люди были очень важны для государства, в связи с чем, их наделение поместьями в середине XVI в. совмещается с выплатой денежного жалования, которое соответствовало чину. При этом, «служилые люди», получая такое денежное содержание, являлись уже основой постоянного войска. Кормление в 1556 г. было отменено. Отметим, что Соборное уложение 1649 г. сыграло значительную роль в становлении пенсионного законодательства, в частности, оно не только обобщило постановления царя Михаила Федоровича в отношении обеспечения указанных лиц, но и установило их имущественные права (ст. 8, 9,10, 16-22, 29, 30-34, 53-58 Главы XVI). Например, ст. 8 Главы XVI Уложения устанавливала право вдовы и малолетних детей помещика, который покинул службу по старости или болезни, на получение части поместья на «прожиток». В ст. 9 Главы XVI Уложения была установлена возможность предоставления родственникам прожиточного поместья его престарелым владельцем взамен пожизненного содержания. Уложение очень детально регламентировало порядок предоставления членам семей погибших дворян или бояр прожитка, размер которого зависел как от причины смерти служащего, так и от размера его оклада. Необходимо отметить, что содержащийся в Соборном Уложении принцип в части зависимости размера пенсии от размера денежного содержания, а так же причин нетрудоспособности, в настоящее время реализован в нормах Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Первым нормативным актом, который содержал в себе нормы пенсионного обеспечения, явился Морской устав 1720 г. При Петре I служивые люди, получившие увечье на службе, могли быть повышены в чине и устроены в гарнизоны или на статскую службу, в случае если человек не был годен к службе, его надлежало кормить до конца жизни в госпитале или выделять денежное пособие. Денежное пособие выплачивалось из государственного бюджета. Появляются первые в России военные госпитали и инвалидный дом. Повинность по содержанию отставных офицеров и солдат возлагалась на все монастыри, где они должны были получать денежное и хлебное жалования из монастырского доход в размере уровня военнослужащих гарнизонов губерний по месту нахождения обители. Кроме того, впервые появляется понятие «выслуга лет», в соответствии с которой официальным властям надлежало выплачивать офицерам, вышедшим в отставку по старости, жалование для пропитания пожизненно. Таким образом, началось государственное пенсионное обеспечение военнослужащих. Было введено пособие в размере 1/8 части годового жалования вдовам убитых и умерших воинов (выплачивалось единовременно женщинам до 40 лет, ежегодно до кончины или выхода замуж после 40 лет) и детям до12 лет (1/12 часть). До XVIII века продолжалось дальнейшее формирование обеспечения государством служивых людей и их родственников. В 1764-1765 гг. Екатерина II предоставила право на пенсионное обеспечение не только военным, но и гражданским чиновникам, оставлявшим службу по выслуге лет, в связи с чем, для этих целей из казны выделялись определенные суммы. Считается, что в России в этот период была проведена первая национальная пенсионная реформа. Так, в России к концу XVIII века складывается прообраз системы пенсионного обеспечения служивых людей и их родственников, которая включала как денежную, так и натуральную форму обеспечения. Основные формы обеспечения: - поместная - поземельное владение, которое предоставлялось служивым людям и они становились собственниками земли; - кормовая- когда офицеры в период военной службы для своего обеспечения вместо жалования получали несколько дворов на человека, вместе с тем, данное обеспечение сохранялась и после выхода его в отставку. - содержание отставных воинов при монастырях. В данном случае, были установлены нормы натурного довольствия для каждого воина и размер денежных выплат, и, на каждый монастырь было определено конкретное число воинов; - инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам. Так, Екатерина II в европейской части определила 31 город, куда направлялись отставные офицеры и нижние чины, при этом, в каждом городе могло размещаться строго определенное число военнослужащих различных чинов. Отметим, что такие меры относились только к лицам, не имеющим иных источников дохода. На местах они обеспечивались квартирой и денежным содержанием; - помещение в богадельни, больницы и инвалидные дома тех воинов, которые были не способны ухаживать за собой, а так же неизлечимо больных; - зачисление в инвалидные команды для несения сторожевой службы. В данном случае, к инвалидам относили не только нетрудоспособных воинов, но и солдат, отслуживших положенные 25 лет службы; - денежные пенсии и пособия. Вместе с натуральной формой обеспечения постепенно вводилась практика назначения денежных пенсий и пособий. Отметим, что в действовавших нормативных актах первой половины XVIII в. были закреплены субъекты пенсионного обеспечения, а именно, служилые люди и члены их семей – дети и вдовы. Ряд авторов считают, что в данный период объектом пенсионного обеспечения была земля, в частности, прожиточное поместье и выслуженная вотчина, а условиями назначения пенсии считались: увечье или иные причины неспособности служилого человека к службе, а так же смерть служилого человека, который был кормильцем в семье. Однако, другие исследователи считают, что указанный вид обеспечения считается только прообразом пенсионного обеспечения, поскольку отождествление пенсий и предоставления поместий является небесспорным, т.к. у пенсии предполагается только денежная природа. Полагаем согласиться с данной позицией. Кроме того, полагаем согласиться с мнением Ю.В. Применко, что пенсионное законодательство данного периода носило сословный характер, поскольку оно закрепляло пенсионное обеспечение только служилых людей, и не разрешало проблем остального населения. В России в 1803 году был принят первый устав о пенсиях, согласно которому, военнослужащие в части пенсионного обеспечения в зависимости от срока службы и причины увольнения в запас были разделены на 2 класса. Пенсия назначалась в размере 1/3 жалования, отличалась только основа исчисления пенсии. В дальнейшем размер пенсии варьировался в зависимости от срока службы: 20 лет - 1/3 жалования, 30 лет – ?, 40 лет - полное жалование. С 1827 года в нормах «Устава о пенсиях и единовременных пособиях» была окончательно закреплена законодательная база пенсионного обеспечения государственных служащих. Право на пенсионное обеспечение у чиновников возникало в связи с «беспорочной выслугой» установленного срока службы, а так же «особым усердием в исполнении должностей». В уставе были определены следующие принципы: - выплата пенсий и единовременных пособий производится из государственного казначейства, которому перечислялись пенсионные капиталы и суммы, предназначенные для этих целей (ст. 170 Устава). Итак, в России был создан первый бюджетный государственный пенсионный фонд; - пенсионное обеспечение гарантировано вдовам и сиротам государственных служащих, в связи с чем, на эти цели были предназначены вычеты за повышение в чине, а так же отчисления с пенсий и вычеты с окладов. Отметим, что при недостатке данных сумм Уставом было предписано дополнять их средствами Государственного казначейства. Право на полную государственную пенсию было у лиц, имеющих 35 лет гражданской службы. При общем стаже более 30 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полного пенсионного оклада; более 25 лет – ?. Вдовам и детям умерших гражданских чиновников пенсии назначались на основе тех же окладов по разрядам и выслуге лет главы семьи, жене назначалась в половинном размере пенсии мужа, а детям - каждому 1/3 из другой половины. Развивается практика назначения пенсий по особым положениям: - учебно-воспитательная служба в учебных военных заведениях; - по военно-медицинскому ведомству; - служба в отдаленных местностях; - время, которое было проведено в плену, и которое учитывалось при расчете пенсии в обычном порядке. В конце XVIII века устанавливаются пожизненные пенсии офицерам, прослужившим более 25 лет, и увечным воинам вне зависимости от количества лет службы. Также пенсии или пособия в денежном эквиваленте назначались членам семей отставных чиновников. В первой половине XIX века стабилизировались нормы обеспечения, используется принцип дифференцированного подхода. Денежные пенсии Правительства становятся основным видом обеспечения военнослужащих. Во второй половине XIX века в связи с развитием капитализма необходимо было развивать систему пенсионного обеспечения рабочих, особенно при профессиональных заболеваниях, производственных увечьях и выслуге лет. Для решения данных проблем государством были приняты меры на законодательном уровне. Так, согласно законам 1861 и 1862 года на государственных и частных предприятиях горнодобывающей промышленности были установлены пенсии по нетрудоспособности по увечью и в связи с престарелым возрастом, для чего были созданы товарищества со вспомогательными пенсионными кассами. Согласно закону от 1888 году владельцы частных железных дорог обязаны были создать пенсионные кассы для выдачи пособий по болезни и пенсии при потере трудоспособности (инвалидности). Полагаем, согласиться с позицией О.А. Сорокиной, согласно которой, пенсионные кассы – это прообраз современных негосударственных пенсионных фондов. В целом, в России в дореволюционный период не существовало государственной системы пенсионного обеспечения. Система пенсионного обеспечения начала формироваться в СССР, и была частью общей системы социального обеспечения. Отметим, что в ее развитии выделяют два основных этапа. В период 1917-1956 гг. происходило становление и формирование централизованной пенсионной системы, которая была построена на принципах социальной справедливости. В данный период разрабатывается законодательство, регулирующее выделение в отдельный самостоятельный вид пенсионного обеспечения по старости, в частности, постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности были установлены первые пенсии по старости. В 1929 году было принято постановление о введении пенсионного обеспечения для рабочих горной промышленности, металлургии, энергетики и транспорта. Кроме того, был установлен возраст выхода на пенсию: мужчины - 60 лет, женщины -55. При этом, и для мужчин, и для женщин, минимальный трудовой стаж должен был составлять 25 лет. В 1956 г. пенсионная система приобретает универсальный характер, в частности, Верховным Советом СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», который стал основой пенсионной системы советского государства . Данный закон, подтверждал право советских граждан на получение денежного обеспечения по старости и при потере трудоспособности. Согласно закону, существовали следующие виды государственной пенсии: по инвалидности, по старости и по потере кормильца. К категориям граждан, которые согласно закону имели право на государственную пенсию, относились: - рабочие и служащие; - военнослужащие; - учащиеся высших, средних специальных учебных заведений; училищ, школ и курсов по подготовке кадров; - другие граждане, в том случае, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; - члены семей граждан указанных категорий в случае потери кормильца. Рабочие и служащие получали право на пенсию при наличии следующих условий: - женщины по достижении 55 лет и стаж работы не менее 20 лет, - мужчины по достижении 60 лет и стаж работы не менее 25 лет. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения персональных пенсионеров, являлось «Положение о персональных пенсиях» № 1475. Необходимо отметить, что согласно нормам Закона «О государственных пенсиях» выплата пенсий была обеспечена государством за счёт средств государственного бюджета, в том числе, из средств государственного социального страхования, которые образованы из взносов предприятий, учреждений и организаций без вычетов из заработной платы. В связи с чем, вся финансовая нагрузка приходилась на государство. Завершающим этапом советской пенсионной системы стало принятие Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», который гарантировал право на материальное обеспечение всем нетрудоспособным гражданам СССР посредством предоставления пенсий. Законом было установлено два вида пенсий: трудовые - пенсии по возрасту (старости), по случаю потери кормильца, по инвалидности и за выслугу лет, а так же социальные. Кроме того, не был изменен возраст выхода на пенсию, однако, исчисление размера пенсий претерпело изменения, в частности, основной критерий для определения размера пенсии стал трудовой стаж, а не размер заработка. В постсоветский период реформирование пенсионного обеспечения было продолжено. Так, 7 августа 1995 года была утверждена Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, согласно которой определялись основные цели реформы, в частности, реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, совершенствование управления и его адаптация к рыночным отношениям, а так же рационализация и оптимизация условий предоставления и размера пенсий. Указанным актом была сохранена универсальность пенсионного обеспечения, а именно, им было охвачено все население. В конце 2001 года был принят Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действующий в настоящее время, который установил основные положения пенсионного обеспечения. Ряд авторов считают, что до настоящего времени реформирование системы пенсионного обеспечения еще не окончено. Итак, впервые попытки юридического оформления отношений в части обеспечения воинов при получении ими увечья и по потере кормильца были предприняты в XVI в. Особенностью пенсионного обеспечения XVII-XYIII вв. являлся ограниченный характер действия законодательства, поскольку оно устанавливало право на обеспечение только военных людей. Начало становления государственной системы пенсионного обеспечения приходится на период правления Петра I, в частности, был принят первый нормативный акт- Морской устав 1720 г., который содержал нормы пенсионного обеспечения. Данный акт устанавливал три вида пенсий - по инвалидности, по потере кормильца, по старости. Однако, первая национальная пенсионная реформа была проведена в период царствования Екатерины II. Так, пенсионное обеспечение распространялось на лиц, которые имели конкретную выслугу лет по государственной службе, которая к концу XVIII века стала условием для приобретения права на пенсию, а именно, наличие 25-летней выслуги лет. В России к началу XIX в. пенсии финансировались из государственной казны и представляли собой награду за службу государю. Основания для выплаты пенсии – это старость, инвалидность, потеря кормильца, а также выслуга лет. Вместе с тем, единая пенсионная система в России отсутствовала, в связи с чем, был утвержден общий «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» от 6 декабря 1827 г., который определял организацию пенсионного обеспечения Российской империи. С данного момента пенсия стала основным видом социального обеспечения не только отставных служащих, но и их семей, а также гражданским служащим и их семьям. Итак, существовали пенсии за выслугу лет; по инвалидности (увечью); по случаю потери кормильца. В период 1917-1990 гг. происходило становление и формирование централизованной пенсионной системы, которая была построена на принципах социальной справедливости. В данном периоде разрабатывается законодательство, регулирующее выделение пенсионного обеспечения в отдельный самостоятельный вид. 1.2 Понятие пенсионного обеспечения Пенсионная система России — совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.[12] В соответствии с установленными правилами пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с названным Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется другими федеральными законами. Статья 2 содержит определения основных понятий, используемых в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении.[6] Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) страховой части; 2) накопительной части. Основные цели пенсионного обеспечения: - реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение; - повышение уровня жизни пенсионеров. - создание финансово - устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Задачами пенсионного обеспечения являются: - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; - повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования пенсионного управления. Функции пенсионного обеспечения: - компенсация утраченного дохода в связи с наступлением пенсионного возраста; - рационализация условий и размеров предоставления пенсий; -адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации; На основе выше сказанного становится ясен смысл понятия пенсионного обеспечения, его сущность и виды. Для наиболее полного понимания темы, стоит разобраться с тем, как развивалось пенсионное обеспечение в дореволюционное время. 1.3 Развитие пенсионного обеспечения до революции В последнее время российское правительство предпринимает попытки реформировать пенсионную систему, доставшуюся в наследство от Советского Союза. Как оказалось, сделать это не так то просто. Причин медленного развития пенсионной реформы достаточно много, но едва ли не основная - отсутствие единого понимания целей преобразования пенсионной системы и механизмов их достижения. Для нахождения определенного компромисса было бы полезно оглянуться назад и посмотреть, как функционировала подобная система в Российской империи на рубеже XIX и XX веков. Тогда было характерно как раз сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. Государственные пенсии для чиновников Дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось "беспорочною выслугою определенных в законе сроков".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
250 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 28 страниц
220 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg