Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Управленческий учет товарных запасов в розничной торговле.

natalya1980er 3150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Цель диссертационного исследования – изучить управленческий учет товарных запасов в розничной торговле и разработать рекомендации по его совершенствованию. Задачи диссертационной работы: 1) раскрыть сущность и методы управленческого учета, рассмотреть проблемы и особенности управленческого учета движения товарных запасов в розничной торговле; 2) сравнить организацию управленческого учета в малых, средних и крупных предприятиях; 3) наметить рекомендации по совершенствованию управленческого учета товарных запасов и управленческие решения по их оптимизации; 4) проанализировать экономическую эффективность от принятия управленческих решений по оптимизации товарных запасов. Предметом магистерской работы явились теоретические и методологические вопросы организации управленческого учета товарных запасов на предприятиях розничной торговли. Объектом исследования является розничная торговля. Методология и методы исследования. В качестве источников информации в магистерской работе использовались труды таких ученых-экономистов, как Вахрушина М.А., Ивашкевич В.Б., Мансуров П.М., Рогуленко Т.М., Синицкая Н.Я., Санин М.К., Палий В.Ф. и др., а также материалы периодической печати по указанной проблематике, законодательные и нормативные акты РФ. Выполненное исследование базировалось на данных отчетности торгового предприятия, а так же на статистических данных Росстата. При подтверждении теоретических положений и обосновании практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использо¬вались методы наблюдения, сравнительного и логического анализа. Научная новизна проведенного исследования заключается в теоретическом обобщении и развитии практических рекомендаций по управленческому учету товарных запасов и отражается следующими положениями: 1) выявлены особенности управленческого учета товарных запасов в предприятиях розничной торговли; 2) проведено сравнение управленческого учета товарных запасов в малых, средних и крупных предприятиях; 3) предложены и апробированы рекомендации по совершенствованию управленческого учета торговой деятельности и в частности, товарных запасов; 4) предложены для внедрения в торговых предприятиях модели управления товарными запасами с целью дальнейшего усовершенствования управленческого учета товарных запасов. Отдельные методические разработки и положения магистерской диссертации приняты к внедрению в практическую деятельность торговых предприятиях. Практическая значимость исследования определяется возможно¬стью его широкого использования различными торговыми предприятиями в целях осуществления их учетного и управленческого процесса. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, 12-ю таблицами, 4-мя рисунками, списком литературы и 6-ю приложениями.
Введение

В совокупности основных бизнес-процессов предприятий розничной торговли является процесс реализации товаров с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Реализация товаров в розничной торговле сопровождается ростом потребностей населения к качеству реализуемых товаров, присутствием конкуренции между торговыми предприятиями. Эффективность управления торговыми процессами на предприятиях розничной торговли в большей степени зависит от обеспечения руководителей данных предприятий информацией о финансовых результатах от продажи товаров, о величине издержек обращения и т.п. Данную информацию для нужд управления можно получить на основе данных управленческого учета. Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что в современных условиях именно объем продажи товаров формирует бизнес-план финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий. Получение достоверной и своевременной экономической информации, отражающей результаты операций, составляющих процесс продажи товаров, является целью учетного процесса. Совершенствование методики управленческого учета товаров и его практики является важным направлением развития и повышения роли учета в управлении деятельности предприятий отрасли торговли. Жизнеспособность торговли во многом зависит от того, в какой мере обеспечено финансовая отдача авансированных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего экономического роста торговых предприятий. Состояние изученности проблемы. Вопросы управленческого учета, и в частности учета товарных запасов, описываются в работах таких ученых-экономистов, как Л.Б. Абдулхаева, О.А. Александров, М.А. Вахрушина, О.В. Гришина, А.Ф. Данилова, В.Л. Лукина, Т.М. Рогуленко и других. Развитию управленческого учета, а также повышению эффективности управления посвящены труды Н.С. Советкина, Э.К. Салахова, Т. Чепракова, Т.Н. Чепракова и других. Различные методики анализа товарооборота предприятия и также рекомендации по повышению финансовых результатов от продажи товаров, необходимые для управленческих целей, изложены в работах А. Д. Шеремета, Е. В. Негашева, В. В. Ковалева, О. В. Ефимовой, Г. В. Савицкой, Л. Т. Гиляровской, Н.Н. Селезневой и др. Несмотря на значительное количество научных трудов по развитию теории и методики управленческого учета товарных запасов, комплексное исследование специфики теории, методологии управленческого учета товарного обращения в полном объеме практически не проводились. Недостаток теоретических и практических разработок конкретных методов и методик данной отрасли обусловило выбор темы диссертации, определили ее приоритетные направления, цель и задачи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ……………………….………… 7 1.1 Сущность и методы управленческого учета …………………………. 7 1.2 Понятие товара и методы его оценки ………………………………… 16 1.3 Виды и формы осуществления розничной торговли …………………25 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ……………….……35 2.1 Экономическая характеристика розничной торговли и ее отраслевые особенности ………………………………………………..35 2.2 Оценка эффективности использования товарных запасов …...……... 44 2.3 Особенности управленческого учета движения товарных запасов в розничной торговле на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса …………………………………………………………..56 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ………………..………66 3.1 Рекомендации по совершенствованию управленческого учета торговой деятельности …...……………………………………………..66 3.2 Принятие управленческих решений по оптимизации товарных запасов ………………………………………………………..78 3.3 Модели управления товарными запасами …………………………….85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..98 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...106 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………114
Список литературы

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая от 30.11.94 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 №4-ФЗ). 2.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства финансов РФ от 9 июня 2001г №44н (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 №132н). 3.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст. 4.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 617 с. 5.Абдулхаева Л.Б. Управленческий анализ издержек обращения на предприятиях розничной торговли по продаже продовольственными товарами [Текст] // Электронный журнал «SCI-ARTICLE.RU.- 2014. - №7. 6.Абдукаримов И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c. 7.Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2012. - 432 c. 8.Александров О.А. Совершенствование управленческого учета на основе методики АВС [Текст] // Экономический анализ: теория и практики. – 2006. - №14 (71). – С. 20 – 26. 9.Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 510 с. 10.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, 8-е изд, испр. – М.: Омега-Л, 2010. – 570 с. 11.Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник. -М.:Юрайт, 2013.–551 с. 12.Вовк А.А., Вовк Ю.А., Чуприкова З.В. Сущность собственно бухгалтерского и бухгалтерского финансового учета // Экономика железных дорог. – 2013. - №5. – С.48-51. 13.Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 326 с. 14.Гаврилов В.В. Экономический анализ в разработке финансовой стратегии (учетно-аналитические показатели и модели) // Экономический анализ: теория и практика.- 2009. - №8. 15.Губина О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Практикум: учебное пособие / О.В. Губина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 192 с. 16.Герасимова Л. Методы управленческого учета. – М.: Проспект, 2016. – 184 с. 17.Горшкова Л.В. Планирование торговли (учебное пособие). – Владивосток: Дальневосточный университет, 2005. – 89 с. 18.Гришина О.В. Перспективы развития управленческого учета в торговле [Текст] // Экономика. – 2015. - №4. - С.16-19. 19.Гришина О.В. Перспективы разработки и внедрения внутри-фирменной отчетности// Управлен¬ческий учет, № 10/2014. – с. 30–39. 20.Данилова А.Ф. Процессы управления в торгово-посреднической сфере на основе принципов бережливой логистики [Текст] // ЭКОНОМИНФО. - 2014. - № 22. С. 82 – 86. 21.Ендовицкий Д.А. Финансовый анализ: учебник / Д.А. Ендовицкйи, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2016. – 300 с. 22.Закирова Р.А. Концептуальная модель управленческого учета [Текст] // Вестник Казанского ГАУ. – 2011. – №1. 23.Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 208 c. 24.Ивашкевич О.В. Управленческий учет и анализ в розничной торговле одеждой: Учебное пособие / О.В. Ивашкевич. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. - 127 c. 25.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: Инфра-М, 2011. - 576 с. 26.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2003. – 618 с. 27.Кондратенко О.Н. Сущность финансового и управленческого учета и их взаимосвязь [Текст]/ О.Н. Кондратенко // Наука и современность.- 2016. - № 45. – С. 171- 176. 28.Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2010. – Стр. 413. 29.Кальницкая И.В. Управленческая учетно-аналитическая система для целей управления организацией / И.В. Кальницкая // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – №45. – С 11–17. 30.Ковалев К.Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть [Текст] / К.Ю. Ковалев, С.А. Уваров, П.Е. Щеглов. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с. 31.Лукина В.Л. Особенности управленческого учета в торговых организациях / В.Л. Лукина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4–1. – С 15–18. 32.Левушкина Н.В., Макарова Л.М. Сравнительная характеристика методик бюджетирования деятельности предприятий [Текст] // Молодой ученый . – 2013. - №4- С. 253-257. 33.Мансуров П.М. Управленческий учет: учебное пособие / П. М. Мансуров. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 175 с. 34.Молчанов С.С. Управленческий учет за 14 дней. Экспресс-курс. Новое, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 480 с. 35.Мизиковский И.Е. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / И.Е. Мизиковский, А.Н. Милосердова, В.Н. Ясенев. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 112 c. 36.Николаева О., Полякова С., Шеремет А. Управленческий учет. Учебник для ВУЗов, 4-е изд., перераб., доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с. 37.Остаев Г.Я. Управленческий учет. – М.: ДИС, 2016. – 272 с. 38.Орлова О.Ю Центры ответственности. Классификация центров ответственности // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. - №2-2 (61) – С.93-94. 39.Пчелинцева Л.Б. Управленческий учет как система формирования и источник данных для управления современным предприятием [Текст] /Л.Б. Пчелинцева // Международный бухгалтерский учет. - 2011. – № 45. – С. 29-34. 40.Пономарева С.В. Базовые принципы теории информации, управления и бухгалтерского учета, их причинно-следственные связи [Текст] / С.В. Пономарева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 158-163. 41.Пономарева С. В. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг [Текст] / С. В. Пономарева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 14-1. - С. 81-87. 42.Петрова Е.К., Комисарова И.П., Гришин А.И. Торговля. Учет товаров в примерах. - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2006. 43.Рогуленко Т.М. Управленческий учет как интегрированная система информации для внутрихозяйственного управления [Текст]/ Т.М.Рогуленко, Е.В. Михайлова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 13. - С. 188-191. 44.Рогуленко Т.М. Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы [Текст]/Т.М. Рогуленко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 173-177. 45.Рогуленко Т.М. Управленческий учет как инструмент управления экономическим субъектом [Текст] / Т.М.Рогуленко, Д.С. Лукин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 2. - С. 170-175. 46.Рогуленко Т.М., Михайлова Е.В. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях [Текст] // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2015. - №5. – С. 20-25. 47.Рогуленко Т.М. Концепция управленческого учета на предприятии [Текст] / Т.М. Рогуленко, Д.С. Лукин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 1. - С. 157-162. 48.Рудницкая Е.В. Управленческий учет процесса реализации товаров на торговых предприятиях [Текст] // Экономика и банки.- 2016. - № 2. – С.11-19. 49.Салахова Э.К. Управленческий учет в торговле: процессно-ориентированный подход [Текст] // Вестник пермского университета. – 2016. - №1 (28). – С. 185-194. 50.Советкина Н.С. Совершенствование механизма управления финансовыми результатами торгового предприятия на региональном уровне [Текст] // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики (Серия «Экономика и Право»).- 2013. – № 11. 51.Синицкая Н.Я. Управленческий учет. Конспект лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2017.- 112 с. 52.Санджарыкова Е. Н. Управленческий учет как основа управленческого анализа // Экономический журнал. 2006. - № 12. 53.Санин М.К. Управленческий учет: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 80 с. 54.Сенков В.А. Совершенствование методики формирования данных и анализа финансового состояния организаций в ходе налоговых проверок с учетом отраслевых особенностей [Текст] / В.А. Сенков, Т.М. Рогуленко // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 5. С. 159-162. 55.Сергеева, И.А. Управленческий учет в сельском хозяйстве: Учебник / Л.И. Хоружий, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторова, И.А. Сергеева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 207 c. 56.Слободняк И.А. Информационная база для формирования информации бухгалтерской управленческой отчетности // Известия Иркутского государственной экономической академии. 2011. - №5. – С. 29 - 32. 57.Стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие/Бескоровайная С.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 277 с. 58.Сигидов, Ю.И. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета: Монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 175 с. 59.Теория и методология сквозного внутреннего контроля: Монография/Серебрякова Т. Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 328 с. 60.Фетисов, Н. Идеология лин как основа построения логистической системы в сфере торгово-посреднической деятельности [Текст] / Н. Фетисов, Н. Данилова // Логистика. – 2010. - № 4. – С.51-52. 61.Управленческий учет и анализ. С примерами из российской и зарубежной практики: Уч.пос. / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, И.В. Кобищан и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с. 62.Управление финансами. Финансы предприятий : учебник / под ред. А. А. Володина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 509 с. 63.Финансы: учебник для бакалавров / [А. Я. Барабаш и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 590 с. 64.Финансы предприятий: пособие / С. Е. Витун, А. И. Чигрина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 305 с. 65.Финансы предприятий: учебное пособие / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина. – Москва: Альфа–Пресс, 2009. – 638 с. 66.Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 302 с. 67.Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 248 с. 68.Чая В.Т., Чупахина Н.И. Перспективы развития управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2007. - №22. – С.2-14. 69.Чая В.Т. Управленческий учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Т. Чая, Н.И. Чупахина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 332 c. 70.Чепракова Т. Н. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях [Текст] / Т. Н. Чепракова, Н. Д. Антонинко // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 71.Чепракова Т.Н. Место и роль управленческого учета в информационной системе управления торговой деятельностью малых предприятий / Т.Н. Чепракова, А.Г. Чернова // Модернизация экономики и управления. II Международная науч.-практ. конф.: Сборник научных статей / Под общ. ред. В.И. Бережного. – 2014. – С. 243–246. 72.Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с. 73.Шукаев А.И. Оптимизация запасов на российских предприятиях // Финансовый менеджмент. – 2006. – № 2. – С. 9-14. 74.Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / под ред. Войтоловского Н.В.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИД Юрайт, 2010, 507с. 75.Экономический анализ: учебник / [Ю. Г. Ионова и др.]. – Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 426 с. 76.Экономический анализ в торговле / под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 400с. 77.Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c. 78.Эриашвили, Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / О.В. Ахалкаци, М.В. Вахорина, Н.Д. Эриашвили; Под ред. Е.А. Федорова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 239 c. 79.Якубайтис Э.А. Управленческий учет: принципы и практика / Э.А. Якубайтис. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 952 c. 80.Янковский С.А. Управленческий учет: Учебное пособие / С.А. Янковский. - СПб.: Питер, 2011. - 368 c. 81.http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
Отрывок из работы

1.1 Сущность и методы управленческого учета Учетная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия сосредоточена в рамках бухгалтерского учета. Однако для нужд управления только одних данных бухучета не достаточно. В связи с этим на предприятиях наряду с бухучетом ведется управленческих учет, при этом оба эти вида учета имеют взаимосвязи. Управление предприятием базируется на соответствующей информации, позволяющей принимать и выполнять различные управленческие решения. Для нужд управления может использоваться любой вид учетной, справочно-нормативной, административно-правовой и другой подобной информации. Вид информации зависит от тех задач, которые ставит перед бухгалтерией или экономическим отделом предприятия его руководство. «Цели и задачи получения и применения информации могут быть самыми различными, в результате этого учетная и экономическая деятельность внутри предприятия содержит множество аспектов или направлений сбора и обработки внутренней и внешней информации» [39, с. 30]. Порядок формирования и направления использования информации внутри предприятия представлены на рисунке 1. Из рисунка видно, что большая часть информации, используемой для нужд управления, формируется в управленческом учете. Он включает в себя информацию, формируемую в первичном учете, бухгалтерском учете, информацию из экономического анализа. Наличие управленческого учета и формирование управленческой информации является прерогативой каждого отдельного предприятия. Это связано с тем, что в отличие от бухгалтерского учета, содержание и место управленческого учета в системе учетно-экономической деятельности законодательно не определены и считается, что управленческий учет является внутренним делом каждого предприятия. Так же нет четкого понимания целей, задач и содержания управленческого учета. Рисунок 1 - Порядок формирования учетной, экономической и управленческой информации на предприятии В научной литературе имеется множество работ, посвященных управленческому учету, однако не всегда четко трактуется его сущность, не формулируются его цели и задачи. Не всегда понятно место и роль управленческого учета на предприятии, не показан процесс и каналы формирования управленческой информации. «Так, например, бюджетирование приравнивается к методическому обеспечению управленческого учета. Контроль воспринимается как система управленческой отчетности и т.д.» [22]. В большинстве случаев управленческий учет трактуется как оперативный или производственный учет. Для четкого понимания особенностей управленческого учета необходимо рассмотреть его понятие и определение. Синицкая Н.Я. предлагает следующее определение: «Управленческий учет – это прежде всего интегрированная система учета затрат, их определения, измерения, разложения и анализа, система, содержащая сбор, интерпретацию и передачу оперативной информации для принятия управленческих решений менеджерами соответствующих центров ответственности» [51, с. 11]. Пчелинцева Л.Б. считает: «Управленческий учет – это синтез нескольких видов учетной и экономической деятельности внутри конкретного предприятия (фирмы, объединения и т.п.), направленных на сбор, переработку, составление специализированной управленческой отчетности и анализ показателей работы предприятия для достижения целей и решения задач, поставленных менеджерами и специалистами данного предприятия в каждом отдельном конкретном случае» [39, с. 31]. Кондратенко О.Н. дает такое определение: «Управленческий учет представляет собой систему, опирающуюся на данные финансового учета и использующую информацию, поступающую из внешней среды для оперативной обработки и формирования отчетности, нужной руководству предприятия для принятия решений» [27, с. 173]. Таким образом, исходя из определений управленческого учета, его можно представить как информационную систему, которая осуществляет учет, обработку и передачу финансовой информации об определенном объекте учета для принятия управленческих решений менеджерами различных уровней. Исходя из определения управленческого учета, необходимо сформулировать его предмет и метод, а также цели и задачи. Предметом управленческого учета являются активы предприятия, хозяйственные процессы и их результаты. Активы выступают в данном случае как ресурсы, а показатели их движения и использования, составляют главное содержание управленческого анализа. Метод управленческого учета можно выразить как совокупность различных приемов и способов, при помощи которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия. Среди основных способов можно выделить следующее: - планирование, то есть, разработка бюджетов предприятия, формирование производственной или торговой программы предприятия; - контроль, то есть, составление отчетов о результатах деятельности каждого центра ответственности, анализ исполнения бюджетов предприятия; - принятие решений, осуществляемое на основании сбора и предоставления информации, необходимой менеджерам при осуществлении снабженческой, финансовой, производственной или торговой деятельности; - мотивация, то есть, стимулирование деятельности персонала предприятия путем подготовки отчетов об исполнении бюджетов по центрам ответственности на основе предварительной оценки результатов. Объектами управленческого учета выступают производственные (или торговые) ресурсы и результаты хозяйственной деятельности различных структурных подразделений предприятия, являющихся центрами ответственности. Можно выделить следующие объекты: - затраты на производство (или издержки обращения); - центры ответственности; - результаты финансово-хозяйственной деятельности; - отчетность. Наиболее важным и основным здесь является совокупность затрат (или издержек обращения). Под центрами ответственности понимается область или сфера, либо сегмент во главе которого находится ответственное лицо (как правило, это менеджер), наделенный определенной ответственностью за результаты и затраты данного сегмента. Важной задачей управленческого учета является организация учета именно по центрам ответственности, либо по центрам затрат. Производиться контроль за затратами по местам их возникновения для качественной оценки результатов деятельности предприятия. Цель управленческого учета можно сформулировать как сбор, группировку бухгалтерской и другой экономической информации для ее анализа и принятия управленческих решений. Для достижения цели перед управленческим учетом стоят следующие задачи: - «сбор и регистрация первичной информации; - передача данных и их обработка; - хранение информации и группировка данных; - формирование итоговой отчетности по функциям и уровням управления» [51, с. 12]. Таким образом, сущность управленческого учета состоит в том, что бы на основе финансовой информации принимать правильные и оперативные управленческие решения, связанные с производственной или торговой деятельностью предприятия. На сегодняшний день управленческий учет по своей сути стал системой информационной поддержки внутрифирменного управления предприятием. Это своего рода «язык общения» внутри предприятия, понятный как бухгалтеру, так и менеджеру, маркетологу, руководителю предприятия. В бухгалтерском учете к информации предъявляются следующие требования: информация должна быть полезной для пользователей, она должна быть уместной с точки зрения заинтересованных пользователей, информация должна быть надежной (то есть, не содержать существенных ошибок), информация должна позволять провести сравнение данных о предприятии за разные периоды времени, информация должна уместной. В отличие от бухгалтерского учета, к информации в управленческом учете предъявляются свои специфические требования. Для нужд управления, информация должна быть: - оперативной, формируемой по принципе «чем быстрее, тем лучше»; - целевой, то есть, направленной на решение конкретных задач управления; - адресной, имеющей ориентацию на конкретного потребителя (менеджера); - достаточной, то есть, она не должна быть излишней, но при этом вполне достаточной для принятия соответствующих управленческих решений; - экономичной в получении и использовании; - гибкой, приспособленной к возможностям изменений в бизнесе. Как правило, информация для целей управленческого учета берется из бухгалтерского и налогового учета. Так, автор Слободняк И.А. предлагает следующую схему информационного обеспечения управленческого учета (рисунок 2) [56, с. 31]. Рисунок 2 - Информационное обеспечение управленческого учета Первоначально информация для нужд управленческого учета поступает без применения бухгалтерских счетов. Началом информационного потока служит использование нормативного метода учета затрат, или стандарт-коста, а затем и всей системы бухгалтерского учета. В западной практике управленческого учета сложилась два варианта взаимосвязи управленческого и бухгалтерского учета. Связь между этими видами учета осуществляется при помощи счетов учета расходов и доходов, при наличии прямой корреспонденции счетов управленческого учета со счетами бухгалтерского учета. Если под-система управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т. е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны. Ведущую роль в информационном обеспечении управленческого учета играет бухгалтерский учет. Но наряду с бухгалтерской информацией, поступаемой из первичных бухгалтерских документов и сводных регистров, управленческий учет использует также и маркетинговую информацию, характеризующую внешнюю среду предприятия, информацию технологических и кадровых служб предприятия, то есть, так называемую небухгалтерскую информацию. Менеджеры могут получать информацию сами непосредственно от объектов управления, либо информация может поступать в обратном виде от специальных информационных служб, важнейшей из которых является бухгалтерия предприятия. На многих предприятиях бухгалтерия фактически является единственным поставщиком документально подтвержденной, обоснованной и системно обеспеченной информацией, в частности, информации о затратах предприятия. Следовательно, от состояния бухгалтерского учет и качества учетной информации зависит в конечном счете качество управленческих решений, так как именно учетные системы формируют информационную базу для управленческого учета и управленческого анализа. Управленческий учет приближен к объекту управления, как территориально, так и по времени. В системе управления он формирует информацию для: - обеспечения контроля посредством количественного сопоставления фактических результатов с расчетными в соответствии с организационной структурой предприятия; - принятия управленческих решений и планирования с помощью количественных данных, с целью оценки альтернативных направлений действий. В отличие от бухгалтерского учета, в управленческом учете наряду с количественной информацией (в стоимостном, натуральном измерении) может использоваться неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.). В свою очередь количественная информация может быть как учетной, так и не учетной, то есть документально подтвержденной и не подтвержденной. А в бухгалтерском учете используется только документально подтвержденная информация. Как правило, учетная информация в управленческом учете занимает 20-30%, а остальные 80-70% занимает информация, основанная на экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Информация, формируемая в управленческом учете, как правило, носит конфиденциальный характер и не подлежит оглашению. В отличие от бухгалтерского и налогового учета, отчетность которого является публичной и подвержена публичной огласки, конечная информация управленческого учета является закрытой и предназначена для определенного круга лиц. Если бухгалтерская информация предназначена как для внутренних пользователей, так и для внешних пользователей, то информация управленческого учета предназначена только для внутренних пользователей, в лице руководства предприятия, менеджеров структурных подразделений и др. Таким образом, можно сделать вывод, основа управленческого учета – это структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. На предприятиях сложилось так, что поиск и анализ данных – это одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Однако, за частую маркетологи ограничиваются сбором и обработкой только внешней информации, например, о конкурентной среде, ценах на сырье и т.п. Но цель управленческого учета – это так называемый внутренний маркетинг, предусматривающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. При помощи управленческого учета появляется возможность составить полную картину финансово-экономического состояния предприятия в любой момент времени, выявить запас его финансовой прочности, определить его потенциал и перспективы дальнейшего развития. Управленческий учет нужен, прежде всего, для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчетности перед контролирующими органами в лице налоговой инспекции и т.п. Это принципиальное его отличие от бухгалтерского учета. В результате этого, осуществление управленческого учета должно быть возложено на планово-экономический отдел, а не на сотрудников бухгалтерии. Для промышленных предприятий логичнее и целесообразнее создавать специальную службу совместно с маркетинговым отделом, выделенную в самостоятельный отдел или в форме подразделения в других отделах, занимающихся сбытовой деятельностью. Также возможно объединение группы организаций по региональному или отраслевому принципу для совместного использования информационной службы на правах собственности, аренды, договорных отношений. Это даст возможность совместно используя дорогостоящие информационные, коммуникационные, компьютерные технологии, адаптированные к нуждам и объединяющихся организаций, максимально полно использовать информационный ресурс. Исходя из определения управленческого учета, его объектов, можно сформулировать его цель, как обеспечение руководства предприятия (директоров, менеджеров, управляющих и др.) необходимой информацией для принятия решений по эффективному управлению предприятием. Управленческий учет прежде всего необходим для удовлетворения информационных потребностей внутренних пользователей, то есть, управленческого персонала предприятия и принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Задачами управленческого учета являются: - планирование; - определение затрат и их контроль; - принятие решений. Предметом управленческого учета служит производственная деятельность предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений. Управленческий учет содержит информацию, необходимую для: - контроля текущей деятельности предприятия в целом и в разрезе его отдельных подразделений; - планирования будущей деятельности и отдельных хозяйственных операций; - оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия; - корректировки управленческий действий на ход производства и процесса реализации продукции. 1.2 Понятие товара и методы его оценки Товарное обращение предметов потребления играет важную роль в развитии экономики страны, в обеспечении пропорциональности между предложением и спросом товаров, в рационализации связей между отраслями производства и торговой сетью. Основным звеном в товарном обращении являются торговые предприятия. Торговое предприятие – это прежде всего организационная единица, которая при этом территориально обособлена, административно самостоятельна и непосредственно производит процесс обращения товаров. По форме осуществляемых функций они разделяются на предприятия розничной торговли (то есть, магазины, палатки и т.п.) и оптовые торговые предприятия (то есть, базы, склады и т.п.). Товарооборот – это прежде всего сложный экономический показатель. Который характеризует процесс движения товаров, то есть, материальных благ от производителей к потребителям посредством актов купли-продажи. Товары, находящиеся в сфере обращения, совершают в ней длительный и сложный путь. На каждую точку времени в торговом предприятии всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условий, они проводят в торговом предприятии некоторое время до момента продажи. Такие товары и формируют товарные запасы. Товарные запасы – это прежде всего товары, находящиеся на складе торгового предприятия и ожидающие момента продажи. То есть, до момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма товара является статичной, следовательно, товарный запас является моментной величиной. Товарные запасы изменяют свой размер, то есть они постоянно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают являться запасами. Но тем ни менее товары замещаются другими партиями товаров, то есть товарные запасы постоянно возобновляются и, значит, являются постоянно существующей величиной, размер которой изменяется под воздействием конкретных условий. Замена постоянной формы запаса динамичной формы товарооборота составляет содержание процесса товарооборачиваемости. Сосредоточение и хранение товаров, операции, связанные с контролем их качества, упаковкой, выбором товара, передачей его покупателю и т.д. требуют материально-технического обеспечения. Для осуществления беспрерывной купли-продажи товаров и для их постоянной сохранности необходимы специально оборудованные торговые помещения, то есть, магазин, склад и т.п., торговое оборудование и др. Их наличие, состояние и состав отражаются показателями материальной базы торговли, технической оснащенности и научно-технического прогресса в торговле. Денежным измерением стоимости товара, эквивалентом обмена товара на деньги, стоимостным измерителем товарооборота служит цена. Цена является важнейшим показателем деятельности торговых предприятий, она тесно связана с показателями прибыли и рентабельности. Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально - производственных запасов», в соответствии с которым товары принимаются на учет по фактической себестоимости. Фактической стоимость товаров, купленных за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение (с учетом суммовых разниц) кроме НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарении или безвозмездно - их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче предприятием. Предприятия, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (или баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в сумму расходов на продажу. Предприятия, выполняющие розничную торговлю, могут выполнять оценку купленных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). При отпуске товаров в реализацию или другом их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости), оценка товаров осуществляется одним из трех приемов: 1)По стоимости каждой единицы. 2)По средней себестоимости, которая рассчитывается по каждому виду товаров как математическое деление всей суммы себестоимости вида товара на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало и месяца и по поступившим товарам в этом месяце (формула представлена в приложении 1). Для подведения общего сальдо стоимость всех видов товаров суммируется. 3)По себестоимости первых по времени приобретения товаров (метод ФИФО). Оценка товаров этим методом основана на допущении, что товары, первыми поступившие в реализацию, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости товаров числящихся на начало месяца. В данном случае, товары, находящиеся в запасе на конец месяца, отражаются по фактической себестоимости последних по времени поступлений на предприятие. Рассмотрим данные методы в таблице 1. Таблица 1 - Оценка реализованных товаров методами ФИФО, средней себестоимости Показатели Дата Количество Цена, руб Сумма, руб А 1 2 3 4 Остаток на начало месяца Поступило Поступило Итого приход с остатком Расход за месяц 1.03.17 18.03.17 26.03.17 - - 100 50 50 200 160 6 8 9 - - 600 400 450 1450 - Определение стоимости израсходованных материалов: -методом ФИФО 100 50 10 6 8 9 600 400 90 Остаток 40 9 360 Остаток 40 6 240 -методом средней себестоимости 160 7,25* 1160 Остаток 40 7,25 290 Средняя стоимость товара определяется по формуле, представленной в приложении 1. 1450 р. Средняя стоимость = --------------- = 7,25 руб 200 ед. Важным бизнес-процессом на торговых предприятиях является закупка, хранение и реализация товаров. «Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи» [28]. Движение товаров на торговых предприятиях осуществляется в рамках сбытовой политики, которая планируется ежегодно и отражает следующие моменты: определение стратегии и каналов сбыта, выбор методов сбыта, создание торговых точек и складов для хранения товарных запасов, разработка маршрутов товародвижения, организация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также прочие вопросы связанные с логистикой. «Процесс продажи товарных запасов предприятиями розничной торговли обычно делят на следующие этапы: - маркетинговое исследование рынка продажи товаров; - выбор группы покупателей и формирование соответствующих договоров; - планирование процесса продажи товаров; - хранение, сортировка, обработка, упаковка и предпродажная подготовка товарных запасов; - транспортировка товаров к покупателю и их страхование; - ремонт и эксплуатация производственных подразделений сбыта; - гарантийный ремонт и обслуживание реализованных товаров» [48, с.11-12]. Все перечисленные этапы движения товаров на торговых предприятиях сопровождаются определенными расходами, которые являются объектом планирования и анализа, а также объектом бухгалтерского и управленческого учета. Такие расходы принято называть издержками обращения и их можно разделить на следующие основные статьи: - расходы по перевозке товаров; - заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды; - аренда; - затраты по содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря; - затраты по хранению товарных запасов; - реклама; - представительские и прочие расходы. Затраты представляют собой стоимостное выражение использованных в хозяйственной (экономической) деятельности предприятия за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Затраты это прежде всего экономическая категория, характеризующая расходы предприятия в денежной и натуральной форме. В данном случае необходимо отметить три момента: а) затраты определяются величиной использованных ресурсов, то есть, материальных, трудовых и финансовых; б) величина израсходованных ресурсов, как правило, должна быть представлена в денежном виде в целях обеспечения соизмерения различных видов ресурсов; в) понятие затрат необходимо соотносить с конкретными целями и задачами предприятия. Затраты представляют собой уменьшение экономических выгод предприятия в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов предприятия либо увеличения его обязательств, приводящий к уменьшению капитала предприятия. Затраты признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением имущества, или увеличение кредиторской задолженности может быть измерено с достаточной степенью надежности. Как правило, затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции. Статьи затрат (калькуляционные статьи) называют определенный вид затрат, формирующий себестоимость как отдельных видов продукции (товаров), так и в целом товарного выпуска. Затраты делят на основные и накладные. Первыми называются затраты, непосредственно связанные с производственным или торговым процессом. А накладные расходы появляются в связи с организацией, обслуживанием и управления предприятия. Накладные расходы состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. «Учет затрат в управленческом учете представляет собой выполнение множества различных функций, включающих прогнозирование, планирование, анализ и измерение затрат, регулирование и контроль их уровня, принятие управленческих решений, составление внутрифирменной отчетности, а также решение определенных стратегических задач, связанных с управлением затратами» [51, с. 19]. В отличие от бухгалтерского учета, где перечень статьей затрат четко регламентирован, для целей управленческого учета перечень статьей затрат устанавливается торговой организацией самостоятельно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg