Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Теоретические аспекты региональной налоговой политики

natalya1980er 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Объектом исследования данной работы являются процессы формирования и реализация региональной налоговой политики. Предмет исследования – совокупность финансово-экономических отношений в сфере налоговой политики, направленной на оптимизацию налогообложения в регионе. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методологических рекомендаций по совершенствованию региональной налоговой политики. Для достижения указанной цели в диссертации потребовалась постановка и решение следующих основных задач: - изучить историю становления налоговой политики России; - рассмотреть принципы налогообложения и их роль в построении налоговой политики; - исследовать сущность и принципы построения региональной налоговой политики; - изучить полномочия региональных органов власти в области налогообложения; - проанализировать реализацию полномочий органов власти в области налогообложения на примере Орловской области; - выявить проблемы налоговой политики Орловской области; - обосновать механизм налогового стимулирования малого бизнеса в Орловской области; - предложить направления совершенствования региональной налоговой политики в области имущественного налогообложения; - выявить направления налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Проведенное исследование базируется на системном подходе с применением следующих научных методов: монографического, абстрактно-логического, экономико-статистического, расчетно-конструктивного и графического. Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Орловской области по вопросам налогообложения, региональной политики, отчетность Федеральной налоговой службы России, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации и Орловской области. Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в разработке научно-методических основ и совершенствование механизма формирования и реализации региональной налоговой политики с целью поддержания инвестиционной и инновационной деятельности региона, а так же создания благоприятной экономической обстановки для развития региона. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что применение методических подходов и рекомендаций, способствует достижению целей регионального развития. Результаты научного исследования могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации при формировании концепций экономического развития регионов и основных направлений региональной налоговой политики. Основные положения и результаты исследования были изложены в 2 научных статьях.
Введение

В системе государственного регулирования экономики налоговую политику следует рассматривать в качестве значимого фактора формирования экономических отношений. Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер, осуществляемых представителями региональной и муниципальной власти, нацеленных на стимулирование накопления и рациональное использование ресурсов, гармонизацию интересов экономики и общества. В условиях федеративного государства каждый субъект РФ заинтересован в полноценном развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечении своей финансовой самодостаточности, укреплении доходной базы бюджета, наращивании экономического и финансового потенциала. Регионы могут отличаться по структуре взимаемых налогов, отношению их жителей к государственным программам и т.д. Тем не менее каждый регион стремится найти свою позицию в налоговой политике, построить свой собственный комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить собственные налоговые ресурсы. Региональная налоговая политика обладает особым статусом, функционально дополняя право на регулирующую роль общегосударственной политики мобилизацией налоговых поступлений, обеспечением собираемости налогов и расширением налоговой базы территории. Вследствие чего, для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение её основных задач. Вопросам формирования и реализации налоговой политики посвящены работы отечественных ученых А.В. Аронова, С.В. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, Н. И. Малиса, И.А. Майбурова, С.Д. Шаталова, и др. Рассмотрение и оценка отдельных элементов налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма представлены в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова, Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, Л.С. Гринкевича, Ковалевой Е.И., О.А. Ляха, О.А. Мироновой, А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева и др. Однако, не смотря на достаточно большой объем научных исследований, все же возникает необходимость в совершенствовании элементов региональной налоговой политики.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты региональной налоговой политики 6 1.1 История становления налоговой политики России 6 1.2 Принципы налогообложения и их роль в построении налоговой политики 14 1.3 Региональная налоговая политика: сущность, принципы построения 21 2. Оценка налоговой политики региона на примере Орловской области 29 2.1 Полномочия региональных органов власти в области налогообложения 29 2.2 Реализация полномочий региональных органов власти в области налогообложения на примере Орловской области 34 2.3 Проблемы налоговой политики Орловской области 41 3 Направления совершенствования региональной налоговой политики 51 3.1 Налоговый механизм стимулирования малого бизнеса 51 3.2 Совершенствование региональной налоговой политики в области имущественного налогообложения 59 3.3 Налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности 64 Заключение 70 Библиографический список 71
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) 4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 5. Постановление Правительства Орловской области от 5 сентября 2017 г. N 378 «Об утверждении основных направлений бюджетной политики Орловской области на 2018 - 2020 годы и основных направлений налоговой политики Орловской области на 2018 - 2020 годы» 6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» 7. Проект Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2017 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения 23.12.2017) 8. Закон Орловской области от 02.11.2012 № 1423-ОЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения» (с изменениями на: 05.10.2017) 9. Закон Орловской области от 5 сентября 2014 года № 1650-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организация, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области» (в ред. Закона Орловской области от 07.07.2017 № 2123-ОЗ) 10. Закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (ред. от 08.11.2017) 11. Закон Орловской области от 10 мая 2012 года № 1343-ОЗ «Об установлении налоговых ставок по налогу на игорный бизнес на территории Орловской области и о признании утратившим силу закона Орловской области от 29 июня 2007 года №686-ОЗ «О запрете на территории Орловской области деятельности по организации и проведению азартных игр» 12. Закон Орловской области от 26 ноября 2002 года № 289-ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями на: 07.11.2016) 13. Закон Орловской области от 10 марта 2015 г. N 1750-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (с изменениями на: 05.09.2015) 14. Закон Орловской области от 5 сентября 2015 г. N 1833-ОЗ «Об установлении на 2016 - 2018 годы налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» 15. Приложение к распоряжению Правительства Орловской области от 24 мая 2017 г. № 203-р «Инвестиционная стратегия Орловской области «Открытый Орёл» на период до 2020 года» 16. Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 31.10.2012 года № 25/0438-ГС «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Орла» (в редакции от 31.10.2013 года № 39/0780) 17. Абзгильдин Д.А. Перспективные направления налоговой политики в современных экономических условиях. Научные достижения молодых исследователей [Электронный ресурс]: сборник научных статей аспирантов и магистрантов Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / Д.А. Абзгильдин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 242 c. 18. Ардашев А.М. Налоговая политика как инструмент преодоления современных барьеров развития России [Электронный ресурс]: наш вклад в университетскую науку. Сборник научных статей аспирантов и магистрантов кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / А.М. Ардашев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 276 c. 19. Архипцева Л.М. Вопросы теории и практики налогообложения [Электронный ресурс]: сборник научных статей / Л.М. Архипцева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 174 c. 20. Брянцева, Л.В. К вопросу об эффективности Российской налоговой политики на современном этапе экономики. [Электронный ресурс] / Л.В. Брянцева, О.В. Улезько, И.Н. Маслова, А.Г. Казьмин. — Электрон. дан. // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2015. — № 1. — С. 72-78. 21. Владимир, Г. Обзор законодательных инициатив по вопросам налогообложения за первый квартал 2016 г. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Экономическое развитие России. — 2016. — № 7. — С. 70-77. 22. Гончаренко, Л.И. Некоторые аспекты совершенствования налоговой политики России в кризисных экономических условиях. [Электронный ресурс] / Л.И. Гончаренко, Н.И. Малис. — Электрон. дан. // Казанский экономический вестник. — 2015. — № 1. — С. 5-11. 23. Гордиенко М.С. Бюджетно-налоговая политика России [Электронный ресурс]: генезис, оценка качества. Монография / М.С. Гордиенко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Русайнс, 2016. — 245 c. 24. Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: Финансы и статистика, 2014. — 288 с. 25. Гречина А.И. Налоги и налоговая грамотность [Электронный ресурс]: сборник научных работ студентов Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / А.И. Гречина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017. — 68 c. 26. Громов В.В. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.В. Громов, Т.А. Малинина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дело, 2015. — 84 c. 27. Дятлова, Н.К. «Налоговая ловушка» как следствие проводимой политики [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. — Электрон. дан. — 2015. — № 2(т.5). — С. 201-204 28. Ковалева, Е.И. Роль региональных налогов в бюджете Белгородской области и перспективы развития налоговой политики региона в 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] / Е.И. КОВАЛЕВА, А.В. КОННОВА. — Электрон. дан. // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 7. — С. 110-117. 29. Кожанчиков О.И. Налоговые механизмы развития малого бизнеса в регионе. Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. 2017.Том 12, № 3. – С. 125 – 130 30. Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. Перспективы развития патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей в Орловской области. Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. 2016.Том 11, № 2. – С. 146 – 151 31. Лях О.А., Гринкевич А.М. Региональная налоговая политика России на современном этапе [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. 2015. Т. 312, № 6. С. 16–18. 32. Лях О.А., Гринкевич Л.С. Региональная налоговая политика: сущность, направления совершенствования. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010 .-240с. 33. Майбуров И.А. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 412 c. 34. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 275 с. – (Серия «Magister»). 35. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис [и др.] ; под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 388 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). 36. Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / Л. Я. Маршавина, Л. А. Чайковская; под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 503 с. — (Серия: Профессиональное образование). 37. Моисеенко, И.А. Налоговая политика в системе стабилизации хозяйственного комплекса [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. — Электрон. дан. — 2015. — № 21. — С. 57-66. 38. Налоговое право. Общая часть в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Кучеров [и др.]; под ред. И. И. Кучерова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 384 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). 39. Налоговое право. Общая часть в 2 т. Том 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Кучеров [и др.]; под ред. И. И. Кучерова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 380 с. 40. Ночёвка А.А. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности региона, как фактор развития // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 101-105. 41. Рощупкина, В.В. Актуализация направлений фискального контроля на уровне субъекта федерации (на примере налога на прибыль организаций) [Электронный ресурс] // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — Электрон. дан. — 2015. — № 29. — С. 2-9. 42. Руденко, А.М. О роли регулирующей функции налоговой политики государства в процессе стабилизации экономики. [Электронный ресурс] / А.М. РУДЕНКО, Е.В. ЛОМАКИНА. — Электрон. дан. // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 4. — С. 26-35. 43. Савина, О.Н. Налоговая политика как инструмент преодоления современных барьеров развития России: наш вклад в университетскую науку: сборник научных статей аспирантов и магистрантов [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / О.Н. Савина, Л.И. Гончаренко. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2016. — 276 с. 44. Сапрыкина, Т.В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — Электрон. дан. — 2015. — № 1. — С. 213-221. 45. Сеферова, З.А. Роль налоговой политики в экономике регионов [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. — Электрон. дан. — 2014. — № 7. — С. 51-52. 46. Студми. Учебные материалы для студентов. Региональная налоговая политика как направление налоговой политики Российской федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/34085/ekonomika/regionalnaya_nalogovaya_politika_kak_napravlenie_nalogovoy_politiki_rossiyskoy_federatsii 47. Токмачева Н. В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов южного федерального округа. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 1. — С. 30-36. 48. Толмачев И.А. «Специальные налоговые режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД» (3-е издание, переработанное и дополненное) под ред. Т.В. Гороховой – «ГроссМедиа», «РОСБУХ» - 2017. 49. Черник Д. Г. Налоговая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 408 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). 50. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] URL: http://www.nalog.ru/rn57/ (дата обращения 03.11.2017) 51. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс] URL: http://orel.gks.ru (дата обращения 03.01.2018)
Отрывок из работы

1.1 История становления налоговой политики России Налоговая политика служит одним из основных инструментов государства в управлении экономическими и социальными процессами общественного развития и их регулирования. Она определяется главными целями, которые государство ставит перед собой на данном историческом этапе. К этой мысли человечество пришло не сразу. Первоначально на протяжении нескольких тысячелетий налоги носили исключительно фискальный характер. Основу налогообложения составляли подоходные налоги, имущественные налоги и акцизы в виде торговых и превратных пошлин. Налоговая политика состояла из трех элементов: повышение налогов, снижение налогов, стабилизация налогов. Да еще из определения категории налогоплательщиков. За многовековую свою историю налоги выступали в самых раз-нообразных формах, однако современные черты налогообложения стали складываться лишь в XIX в., когда произошло оформле¬ние финансов как самостоятельной пауки. Хотя идеи обновления налогов, правовых начал в государственном устройстве и других прогрессивных социально-экономических проектов были в ходу уже в XVII в., однако их практическая реализация началась лишь двумя столетиями позже. Среди требований времени — отмена поголовных налогов, постановка вопросов о справедливости в налогообложении, недо-пустимости налоговых привилегий, дифференцированный подход к разным видам доходов, разработка проблем платежеспособности, распространение идеи необлагаемого минимума дохода, апробация налогов с прогрессивными ставками, устранение внутригосудар¬ственных различий в налогообложении. С повсеместным распространением налогов и ростом их значе¬ния в государственных доходах появляется и объективная необхо¬димость их теоретического осмысления. В России, как и в других странах, налоговые отношения развивались от варварства к цивилизации, от дани к налогу, от произвола к закону. Налоговая реформа в России проводилась достаточно бессистемно и сумбурно, особенно и 1990-х и. Многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, анализа зарубежного опта и учета конкретной экономической ситуации. При принятии чисто экономических решений превалировали политические эмоции. Налоговая реформа в России началась стремительно и агрессивно: с 1 января 1992 г. была введена принципиально новая налоговая система, установленная Законом РФ от 27 декабря 1991 г. X» 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон о налоговой системе). Период налоговой реформы целесообразно делить на два больших этапа: - I Этап - с конца 1991 до конца 1998 г., т.е. с момента принятия Закона о налоговой системе и до введения в действие части первой НК РФ. - II этап - с 1 января 1999 г., т.е. с момента введения части первой НК РФ и по настоящее время. I этап отличался бессистемностью, непродуманностью принимаемых законов. О какой-либо вразумительной налоговой доктрине говорить не приходилось - главным было в условиях разваливающегося народного хозяйства и супер инфляции обеспечить чисто фискальный интерес бюджета. Этот этан налоговой реформы можно характеризовать следующим образом: - фискальная направленность налоговой политики государства; - нестабильность налогового законодательства; - сложность, запутанность и противоречивость законодательной и нормативно-правовой базы налогообложения; - нарушение единого экономического пространства за счет широкого местного законодательства в сфере налогообложения; - перекос в сторону увеличения прав налоговых органов и соответственно ущемления прав налогоплательщиков. Налоговую политику на этом этапе можно характеризовать как политику максимальных налогов, которая выразилась в установлении многочисленных налогов, высоких ставок налогов, отмене налоговых льгот и расширении налоговой базы. За эти годы в законы было внесено много изменений и дополнений, которые учитывали и обобщали опыт применения законодательства. Однако в целом это делалось бессистемно, создавая нестабильную и непредсказуемую ситуацию для налогоплательщиков. Особо следует выделить два указа Президента РФ (от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» и № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровнен»), которые предоставили практически неограниченные права региональным и местным уровням власти вводить (в нарушение Закона о налоговой системе) любые налоги, в том числе не предусмотренные указанным Законом. Кроме того, на федеральном уровне были введены три новых специальных налога, не предусмотренных законодательством: для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1991 - 1995) и транспортный (1991- 1997), на превышение нормативной величины расходов на оплату труда (1993-1997). Реализация указов привела к массовому неквалифицированному введению новых налогов. Точное их число неизвестно. По разным оценкам, от 170 до 300. Все вновь введенные налоги в точности распадались на две группы: первая группа – налоги, имеющие ярко выраженную цель пополнения казны, вторая – налоги, преследующие благие цели регулирования (помочь, изменить, запретить и т.п.). В первой группе – налог на превышение так называемого совокупного дохода, налоги на содержание дорог, реализацию водки, вина, табака. Во второй – налоги на захоронение, использование иностранных слов и т.п. налоги первой группы реальны, их объекты налогообложения на виду – личные супердоходы, оборот. Налоги второй группы стол же безжизненны, сколь и благонамеренны. Действие множества региональных и местных налогов подтвердило идею о том, что в условиях кризиса регулирующая роль налогов близка к нулю, и, напротив, единственной реальной их основой остается фискальная: налог надо брать там, где можно, где есть что взять, а не там где хочется! Беспочвенные надежды на возможность эффективного воздействия налогами на любые социально – экономические процессы свидетельствовали, прежде всего, о слабом понимании дела и приводили к появлению таких налогов, как налог на продукцию, реализованную за пределами области; на снижение производства; на неустановленное оборудование; на оборот по кассе. Необходимо объективно отметить, что, несмотря ты многие недостатки и просчеты, российская налоговая система обеспечила минимальный уровень финансирования и не дала государству развалиться. Все провалы в экономике были следствием ошибочной монетаристской либеральной доктрины экономической реформы. Закономерными итогами такой экономической политики стали дефолт 1998 г. и ухудшение всех и без того низких показателей уровня жизни населения. Структуру налоговой системы и содержание налоговых отношений в России в этот период определил Закон о налоговой системе, и котором были определены важнейшие понятия и принципы построения налоговой системы, ее структура, виды налогов, ответственность налогоплательщиков и др. Налоговые отношения в этот период регулировались также постановлениями и другими нормативно-правовыми актами Правительства РФ. К концу I этапа в 1998 г. в бюджет и в социальные фонды продолжали взиматься до 63 налогов и сборов (56 согласно Закону о налоговой системе н семь видов взносов в социальные фонды). В этот период налоговая политика была ориентирована на взыскание косвенных налогов. С учетом таможенных пошлин, которые в тот период входили в налоговую систему, доли косвенных налогов доходила до 75-80%. Также взималось большое число малоэффективных, но обременительных региональных и местных пактов. Большое число налогов и сборов, высокие ставки, общее падение производства и банкротство предприятий привели к резкому росту уклонения от уплаты налогов, с которым государство не могло справиться. Инициатива дальнейшего реформирования (II этап налоговой реформы и России) налоговой системы исходила от Совета Федерации, который еще в 1994 г. проанализировал итоги налоговой реформы и определил основные недостатки созданной в России налоговой системы. Советом Федерации и 1995 г был разработан проект реформирования, отклоненный Государственной Думой, которая в свою очередь в 1995 г. в трех чтениях принята «свой» закон «Об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации». Он должен был заменить Закон о налоговой системе. Однако этот закон был отвергнут Советом Федерации и Правительством РФ. В 1996г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу свой проект налоговой реформы в виде НК РФ, идея которого во многом была заимствована в США. К сожалению, идеология этого этапа основывалась и продолжает основываться на неолиберальных методах государственного регулирования, целью которого была реализация либеральной модели рыночной экономики с минимальным участием государства. Эта экономическая теория и налоговая политика стали основой налоговой политики на II этапе налоговой реформы и продолжают реализоваться до сих пор. Разработка и принятие НК РФ явились значительным шагом по пути к рыночной экономике и правовому государству. В нем нашли отражения проверенные мировой практикой общие принципы налогообложения, особенности и опыт российской налоговой реформы. Работа над кодексом велась с участием многих министерств, ведомств и научных учреждений, были приняты во внимание тысячи замечаний региональных и местных органов власти и управления, отдельных предприятий и граждан. Налоговый кодекс был введен и действие с 1 января 1999 г., что и знаменовало начало II этапа налоговой реформы. Главными целями этого этапа были: - создание единой в границах России налоговой системы; - упрощение налоговой системы, снижение числа налогов; - упрощение налогового законодательства, его стабилизация и рационализация. Сделать НК РФ законом прямого действия; - снижение налогового бремени; - создание самостоятельной отрасли права — налогового права, и том числе создание налоговых судов; - либерализация взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Обсуждение и принятие части первой Кодекса проходило в обстановке беспрецедентного давления на его разработчиков со стороны всех сколько-нибудь влиятельных сил. Это затруднило и без того сложный, противоречивый путь формирования единой системы налоговых норм. Разумеется, процесс совершенствования налогов непрерывен и вечен, но, по-видимому, российская специфика в том и состоит, что серьезные недостатки принимаемого документа очевидны как до, так и после парламентского голосования по нему. После ряда серьезных изменений и дополнений часть первая НК РФ позволила решить ряд проблем нашей налоговой системы. С 1 января 2001 г. началось введение глав части второй НК РФ, в которых был определен механизм взимания ряда важнейших налогов (НДС, акцизов, НДФЛ, ЕСН). Законодательную и нормативно-правовую базу II этапа налоговой реформы составили следующие документы. 1. Главным законодательным актом стал НК РФ, который является законом прямого действия. 2. Правительство РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах, определенных НК РФ имени право издавать нормативно-правовые акты по налогам и сборам которые не могут изменять или дополнять законодательство по налогам и сборам. ФНС России и ее территориальные органы не имеют права издавать нормативно-правовые акты по налогам и сборам. 3. К законодательству по налогам и сборам относятся законы и нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления и пределах компетенций, установленных НК РФ. 4. К законодательству по налогам и сборам были отнесены также законы, принятые до вступления и силу части первой НК РФ, но в части, не противоречащей ей. 5. В силу прямого действия НК РФ и системе законодательства по налогам и сборам важная роль принадлежит постановлениям, определениям, решениям, разъяснениям судебных органов: Конституционного и Верховного судов. 6. В систему законодательства о налогах и сборах входят международные договоры по вопросам налогообложения. Положения международных договоров по налогообложению имеют приоритет над нормами российского законодательства. С фискальных позиций результаты налоговой реформы можно признать удовлетворительными. Однако во многом они определяются не столько ростом и вводом новых предприятий, сколько благоприятной мировой конъюнктурой на энергоносители и сырье. Основной вклад в доходы бюджета дают восемь налогов (более 90% всех налоговых доходов). Эти обязательные платежи обычно называют бюджет образующими. Так, важнейшими источниками поступлений являются доходы от налогов на потребление (НДС и акцизов), налоги и пошлины на внешнеэкономическую деятельность, взносы по внебюджетные социальные фонды, а также платежи за пользование природными ресурсами, налог на доходы физических лиц. В ходе II этапа налоговой реформы удалось решить следующие важнейшие проблемы. 1. Введение НК РФ позволило стабилизировать российскую налоговую систему. 2. Сокращение числа налогов и ограничение прав регионов по их введению. В целом введение НК РФ позволило приостановить разрушение единого экономического пространства страны. 3. Новый подход к определению налоговых правонарушений, введение презумпции невиновности налогоплательщика, а также существенное снижение ответственности за налоговые правонарушения. 4. Принятие Налогового кодекса закона прямого действия. Такой шаг с самого начала вызывал неоднозначную реакцию: от потного одобрения до редкого отрицания. Налогоплательщики видели в законе прямого действия некоторую защиту от произвола и некомпетентности чиновников. При этом предполагалось, что принятый закон будет идеален, четко прописан, в нем не будет неясностей и двусмысленностей. Правда, были и возражения, что идеал невозможен, что необходимо время для обкатки законодательства. Однако эти возражения в расчет приняты не были. В результате в настоящее время мы имеем закон прямого действия со всеми его неясностями и противоречиями, отсутствием инструкций, а также возможностью трактовать закон уже непосредственно каждым налоговым инспектором (а их около 160 тыс.) на местах. 1.2 Принципы налогообложения и их роль в построении налоговой политики Рассматривая принципы налогообложения, следует отметить, что налог, помимо всего прочего, является правовой категорией. В свою очередь любое право, в том числе и налоговое, функционирует на основе определенных принципов, в которых закреплены объективные закономерности общественного развития. Основу налогово-правового регулирования составляют принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это некоторые основополагающие аксиомы, на которых должно строиться налогообложение как таковое. Они должны давать четкие ответы на важнейшие вопросы налогообложения: кто должен платить налоги, с чего должен взиматься налог, в каком виде и из какого источника он должен уплачиваться, зачем нужно уплачивать налог. Основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом и не устарели до настоящего времени. 1. Принцип всеобщности и справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства. 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны налогоплательщику, а так же всем другим лицам. 3. Принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика. 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы сбора налога. По сути, принципы – это основополагающие руководящие идеи, которые являются своего рода главными ориентирами для всех участников налоговых правоотношений, а них же основываются государство при построении и реформировании налоговой системы. Совокупность таких принципов составляет идейную основу налогообложения – налоговую доктрину, которая в свою очередь формирует налоговую политику. Последняя же находит свое выражение в форме нормативных правовых актов о налогах и сборах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления. Современные принципы построения системы налогообложения могут быть объединены в три группы: 1) экономические; 2) организационные; 3) юридические. В группу экономических входят принципы: - равенства и справедливости, что предполагает равное и справедливое распределение налогового бремени; - эффективности: налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным; максимальная эффективность каждого конкретного налога выражается в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата; - соразмерности налогов, который включает ряд аспектов. Прежде всего, налоговая система должна быть основана на совокупности разных налогов и объектов налогообложения, которая бы отвечала требованиям оптимального перераспределения налогов по плательщикам. Другим не менее важным аспектом является недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при определенных экономических и политических обстоятельствах это может привести к краху всей финансовой системы. Множественность налогов позволяет государству проводить гибкую налоговую политику; - всеобщности, что предполагает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. Вместе с тем он предполагает, что законодательство может исключать из налогообложения отдельные категории налогоплательщиков. В группу организационных принципов налогообложения входят следующие принципы: - универсальности, который предполагает, с одной стороны, одинаковые требования к налогоплательщикам независимо от формы собственности, субъекта налогообложения, отраслевой принадлежности. С другой стороны, должен быть обеспечен одинаковый подход к начислению налога, независимо от источника или места получения дохода или объекта налогообложения; - единства налоговой системы, что означает недопустимость установления налогов, нарушающих единство экономического пространства и налоговой системы страны; - эффективности, что означает требование минимальных издержек при осуществлении налогового администрирования; - одновременности, когда один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный период; - разделения налогов по уровням власти, что предполагает обязательное законодательное распределение налогов по уровням органов власти, как в части установления самих налогов, так и их элементов. К группе юридических относятся следующие принципы: - законодательной формой установления налогов; - равенства и справедливости, что означает обеспечение справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков перед законом; - приоритетности налогового законодательства, что на практике означает верховенство законодательства по налогам и сборам только в вопросах установления налогов над другими ветвями законодательства. Принципы налоговой политики хотя и базируются на фундаментальных принципах налогообложения и построения налоговых систем, однако имеют свое самостоятельное значение. По своему содержанию они представляют собой основополагающие идеи, правила, положения, которые применяются в процессе формирования важнейших характеристик налоговой политики, выбора ее целей, способов и инструментов их достижения. По своему содержанию принципы налогообложения, построения налоговой системы и налоговой политики принципиально различаются, образую некую иерархию целей. Очевидно, что при формировании принципов налоговой политики необходимо учитывать принципы налогообложения и построения налоговой системы. Основные принципы современной государственной налоговой политики: 1. Принцип научной обоснованности. Современная налоговая политика должна быть научно обоснована и выверена, т.е. исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы и прогнозировать их развитие. Ее формированием обязательно должны заниматься профессионалы из разных предметных областей (экономисты, юристы, социологи, философы). Неотъемлемым элементом научной обоснованности должна быть ее тщательная научная экспертиза. Слишком велико значение налоговой политики государства, общества и экономики, чтобы допустить ее формирование волюнтаристским образом. 2. Принцип определенности. Налоговая политика в силу своей значимости не может являться простой совокупностью программных установок президента. Она должна быть определена программными документами стратегического (концептуального) характера и регулярными содержательными документами тактического, нормативного правового характера и иметь обязательную силу для органов исполнительной власти. 3. Принцип оценки и учета ожидаемых эффектов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов, обоснования как можно более точной их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные эффекты, всегда присутствующие при любой налоговой новации. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически – сумма положительных эффектов должна быть во много раз больше суммы отрицательных эффектов. 4. Принцип учета и согласования различных интересов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться не только на основе оценки и учета эффектов. Такой выбор должен сопровождаться также обязательным учетом интересов различных видов бюджетов и разных категорий налогоплательщиков. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные эффекты имеют различных адресатов: чьи-то интересы будут реализованы, а чьи-то ущемлены при внедрении того или иного налогового инструмента. 5. Принцип единства стратегии и тактики. Формирование налоговой политики должно предусматривать выработку концепции (доктрины) и разработку ее стратегию, а реализация налоговой политики должна предусматривать разработку тактики. Причем она не должна противоречить концепции налоговой политики. 6. Принцип гибкости. Налоговая политики должна быть достаточно гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации не только в регионе, стране, но и в мире. В обще смысле налоговая политики должна следовать строго в фарватере социально-экономических изменений, но в ряде случаев она должна даже предвосхищать и опережать ожидаемые изменения. Сформулированная налоговая политика – это не догма, а руководство к действию, ее непрерывному совершенствованию и объективной коррекции. При этом доктрина и стратегия должны демонстрировать наибольшую стабильность, а вариативность должна обеспечиваться за счет изменения тактики налоговой политики. 7. Принцип гласности. Как формируемая налоговая политика, т.е. программные документы стратегического характера, так и реализуемая налоговая политика, т.е. регулярные содержательные документы тактического характера, должны быть доступны для широкого использования и обсуждения. Государство обязана заблаговременно информировать налогоплательщиков о готовящихся изменениях, чтобы последние успели адаптировать свою деятельность к новым налоговым условиям. Но этим гласность не ограничивается. В идеале должна быть предусмотрена и регламентирована сама процедура общественного обсуждения. Налогоплательщики должны иметь возможность выразить свое отношение к готовящимся налоговым изменениям, тем более что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют это легко реализовать. 8. Принцип политической ответственности. Согласно этому принципу государство постоянно должно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, на те ли нужды расходуются средства налогоплательщиков. То есть налоговая политика должна адекватно реагировать на предпочтения общественного выбора, не позволяя использовать инструменты налогообложения для превратной реализации групповых интересов. Политическая ответственность должна заключаться в том, чтобы ограничивать способность государства получать какие-либо преимущества от быстрого принятия налоговых изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков, и держать налогоплательщиков в неведении о готовящихся изменениях. 1.3 Региональная налоговая политика: сущность, принципы построения В системе государственного регулирования экономики налоговую политику следует рассматривать в качестве значимого фактора формирования экономических отношений. Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика — деятельность органов законодательной и исполнительной власти субъектов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Налоги, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Налоги, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg