Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.

natalya1980er 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Объект исследования: готовность к обучению грамоте детей с ОНР. Предмет исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте детей с ОНР. Таким образом целью нашего исследования является – изучить особенности готовности к обучению грамоте детей с ОНР. В соответствии с целью и гипотезой нами сформулированы задачи исследования: 1. Выявить особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с ОНР. 2. Уточнить представления об обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. 3. Подобрать методы и способы формирования к обучению грамоте детей с ОНР. 4. Провести методики и обработать результаты. 5.Определить эффективность коррекционной работы. Гипотеза исследования: при использовании специально подобранных методик по формированию готовности к обучению грамоте можно сформировать у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте. Для решения самостоятельной поставленных задач сотрудником и проверки включается выдвинутой гипотезы является нами использовался зависит комплекс методов исследования: анализ педагога психолого - педагогической управление литературы; диагностические методы (наблюдение, эксперимент) анализ очень документациии, обобщение информации [15, с.68]. Исследование проводилось выделяютв в несколько самообразоваэтапов: На первом программаэтапе осуществлялся выбор чувствуетемы, определялись педагог теоретические основы оперативность исследования, изучалась втором психолого-педагогическая литература, разрабатывалась труда программа опытно-экспериментальной детей работы. На втором едагогэтапе проводилась проверка контролирует гипотезы и перечисленные педагогических условий; разработка и мобилизационн апробирование коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, воспитанников дошкольного диагностического отделения цели специальной коррекционной интерес школы города Кокшетау, Республика Казахстан. Третий этап – анализировались этаи оформлялись омочь результаты исследования. На оченьданном этапе владение разрабатывались методические наставничества рекомендации по активного совершенствованию процесса областнойкоррекционной работы. База исследования: опытно - экспериментальная педагогическимиработа проводилась педагог на базе педагогического специальной коррекционной школы-интернат № 1 для позволяет детей с оскши ЗПР и отсутствие интеллектуальными нарушениями города Кокшетау, управления педагога образования Акмолинской кому области, Республика способный Казахстан. Практическая значимость исследования состоит в выявлении и использовании комплекса методик, направленных на изучение готовности к обучению грамоте детей, имеющих речевые нарушения. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте в школе детей 6-7 лет. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы логопедами для разработки коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников. Так же полученные результаты могут являться основой для разработки рекомендаций для родителей. Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.
Введение

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от уровня развития речи. Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, уме¬ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельное изложение своих суждений — все эти и другие дей¬ствия требуют достаточного уровня развития связной речи у детей Вопросы развития речи изучались и изучаются в разных аспектах: психологическом (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), психолингвистическом (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) и логопедическом (В.П. Глухов, А.В. Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [11, с. 8]. Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е.Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и др. Тем не менее при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (С.В.Коноваленко, Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина). Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте детей с ОНР обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3 I. Изучение теоретических основ готовности к обучению грамоте детей общим недоразвитием речи………………………………………………7 1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте детей…………………………7 1.2 Комплексный подход к процессу обучения грамоте детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждении…………………………………..13 Выводы по 1 главе………………………………………………………………17 II. Экспериментальное исследование готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте……………………………………..18 2.1 Организация экспериментальной работы и этапы исследования……18 2.2 Основные направления в системе организации коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР…….23 Выводы по 2 главе………………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………...30 Список литературы……………………………………………………………..32 Приложение ………………………………………………………………….....35
Список литературы

1. Бабушкина, Л. М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников [Текст] / Л. М. Бабушкина, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. - 2015. - №10. - С. 36-39. 2. Бондаренко, О. Н. Оформление звукового экрана в старшей логопедической группе [Текст] / О. Н. Бондаренко // Логопед. - 2014. - №6. - С. 105-107. 3. Гайдарова, С. С. Современный подход в развитии тактильных ощущений дошкольника [Текст] / С. С. Гайдарова, Я. Г. Вертехина // Дошкольная педагогика. - 2013. - №8. - С. 57-60. 4. Долбинина, Н. Ю. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Ю. Долбинина // Дошкольная педагогика. - 2011. - №9. - С. 49-53 5. Исайчева, Н. Я. Развитие коммуникации для старших дошкольников с заиканием [Текст] : цикл занятий / Н. Я. Исайчева // Логопед. - 2014. - №8. - С. 36-44. 6. Матущевская, А. А. Комплексный подход к преодолению заикания у дошкольников 3-7 лет [Текст] / А. А. Матущевская // Логопед. - 2016. - №8. - С. 10-22. 7. Музлаева, Е. В. Путешествие в страну Семиляндию [Текст] : логоритмическое развлечение для старших дошкольников / Е. В. Музлаева // Логопед. - 2013. - №6. - С. 47-52. 8. Ниськова, Ю. В. Песочная терапия как средство развития дошкольников [Текст] / Ю. В. Ниськова // Дошкольная педагогика. - 2012. - №8. - С. 54-57. 9. Пазухина, И. А. Занятия психолога с детьми раннего возраста, имеющими речевые нарушения [Текст] / И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №9. - С. 60-63. 10. Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии учащихся первого класса [Текст] / О. П. Пилипенко // Логопед. - 2017. - №6. - С. 74-76. 11. Потапова, Т. Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях [Текст] / Т. Потапова // Коррекционно-развивающее образование . - 2012. - №2. - С. 44-45. 12. Сотникова, В. Н. Автоматизация звука "с" [Текст] : НОД компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР / В. Н. Сотникова // Логопед. - 2013. - №6. - С. 19-22. 13. Ухабова, С. Куклы в работе учителя-логопеда [Текст] / С. Ухабова, А. Беркун // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 82-88. 14. Федосова, Т. Сложные звуки? Стихи помогут! [Текст] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №12. - С. 72-75. 15. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2011. - №1. - С. 52-59. 16. Иванова, М. М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни [Текст] : из опыта консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна / М. М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №4. - С. 20-28. 17. Кадырова, А. М. Обучение грамоте старших дошкольников в условиях специального образовательного учреждения VIII вида [Текст] / А. М. Кадырова // Логопед. - 2011. - №8. - С. 90-93. 18. Кучмезова, Н. В. Пиктограммы в развитии речи умственно отсталых школьников [Текст] / Н. В. Кучмезова // Логопед. - 2014. - №10. - С. 84-90. 19. Михеева, Е. А. Формирование диалогической речи у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Михеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №10. - С. 53-54. 20. Михеева, Е. А. Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта "Зимующие птицы" [Текст] / Е. А. Михеева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №9. - С. 48. 21. Пепик, Л.А. Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии Текст / Л.А. Пепик // Дефектология. – 2011. - №5. – С. 68-75.
Отрывок из работы

1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте. Важной предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи. М.М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Она пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». [5, с 15]. Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо - зрительно-моторная память [15, с.18]. Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения. Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства, времени и умения справляться с ним. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений будет сказываться на развитии процессов чтения и письма. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Еще одним компонентом готовности к обучению грамоте является чувство ритма, которое встречается в самых различных видах деятельности человека. По определению И.Н. Садовниковой, чувство ритма - это способность, проявляющаяся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда. К.Д. Ушинский, рассматривая проблему овладения графическими навыками, указывают, что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Также чувство ритма участвует и в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки. В.П. Галкин писал: «Как легко идет работа, когда она сочетается с ритмом… Все работают равномерно, приучаясь к одному темпу письма, развивают чувство ритма. Этим учитель подгоняет отстающих, придерживает слишком ретивых». Ритм движения процесса письма запечатлевается в его результате. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, такое письмо производит впечатление ритмического узора. П.Л. Горфункель отмечал, что письмо начинающего опирается на зрительное представление букв. Но роль зрительных представлений не только в том, что именно они являются основной опорой в процессе письма начинающего, но и в том, что только посредством зрительных представлений и может устанавливаться характерная для сформированного письма ассоциация слухоречедвигательного представления с рукодвигательным. Задержка зрительной обратной связи ведет к ухудшению качества работы. [24,с 18]. Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость - мягкость, звонкость - глухость, способ образования, участие небной занавески. Фонематическая система включает в себя следующие компоненты: • фонематическое восприятие; • фонематическое представление; • фонематический анализ и синтез. Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой. Координация движений является еще одной составляющей готовности к обучению грамоте. Это согласованная работа всех мышц тела, в результате чего движения становятся размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы (антогонистические) действуют противоположно. [3, с.11] Е.В. Гурьянов отмечает, что существенной характеристикой письма начинающих является неумение координировать движения звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плеча. Неумение координировать движения различных звеньев руки может привести к остановкам, выходу штриха за строку, нечеткости движений или дрожанию руки в момент письма. Навыки чтения и письма - это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им. Всё выше перечисленное будет благоприятно влиять на овладение процессами чтения и письма, если целенаправленно подготавливать ребенка к этому. Необходимо отметить важность структур коры головного мозга, участвующих в формировании процессов чтения и письма. [4, с.361]. В процессе письма и чтения участвуют следующие зоны больших полушарий: • височная область (центр Вернике) левого полушария головного мозга (у правшей) связана со слуховым анализом; • затылочная область связана со зрительной и пространственной организацией; • теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи мышц; • премоторная область отвечает за соблюдение чередования в нужной последовательности букв, звуков; • лобные доли (моторный центр речи) больше всего связаны с сохранением замысла при письме. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что затрудняет процесс обучения чтению и письму [24, с. 49 ]. Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения еще большего числа операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировать место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графика и орфографии, выполнить графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.) Психофизиологическая основа письма - взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и моторного анализаторов. Но обучение грамоте осложняется тем, что к этому возрасту все основные высшие психические функции, составляющие его основу, еще не закончили, а некоторые из них даже еще и не начали своего развития, и обучение опирается на незрелые психические процессы. Поэтому так необходимо знание генеза письма и чтения, их психологической сущности, структуры, функций, их места и роли в психической деятельности необходимы для правильного методического похода к обучению грамоте. [16, с.178]. Таким образом, успешное обучение ребенка грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков. 1.2 Комплексный подход к процессу обучения грамоте детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждении Комплексный подход к процессу обучения грамоте детей с ОНР требует применения ряда мероприятий, направленных на коррекцию не только речевых нарушений, но и расстройств вторичного порядка, к которым относится нарушение становления высших психических функций. В качестве оценки результатов логопедической работы приводятся такие, например, критерии, как повышение работоспособности, развитие памяти, реабилитация поведения. Действительно, реализация задач коррекционной работы в коррекционных группах для детей с ОНР предполагает участие в такой работе разных специалистов: логопедов, воспитателей, медицинских работников, педагогов-психологов. Анализ опыта практической работы психологов с детьми с ОНР в условиях ДОУ показал, что наиболее оптимальным вариантом является сочетание двух форм работы: специальных занятий по коррекции нарушений восприятия, мышления, памяти, внимания и отдельных заданий, включаемых в ежедневные занятия воспитателя, логопеда и других специалистов. В тематическом плане такие задания соотносятся с программой логопедической, коррекционно-воспитательной и общеразвивающей работы [4, с.29]. Планирование работы коррекционных групп в ДОУ с учетом принципа комплексного подхода относится к функциям управления. Разработка системы прочных, научно обоснованных горизонтальных и вертикальных связей между специалистами, четкое распределение функций, задач, программного материала между педагогами, воспитателями, психологами, медицинскими работниками значительно повышают эффективность и результативность коррекционной работы. Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы деятельность педагогов была социально-ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важно умелое и творческое применение методов и приёмов взаимодействия с ребёнком, гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям. Необходимо чтобы в группах были оборудованы речевые уголки, оформлены словесные, настольные речевые игры, атрибуты для сюжетно- ролевых игр и театрализованной деятельности, наборы мелких настольно-сюжетных игр, конструкторы, мозаика, пазлы, что позволяет развивать все стороны речи детей и мелкую моторику рук. Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Достижение этой цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется в комплексе учителями-логопедами, воспитателями, узкими специалистами в тесной взаимосвязи. Учителя-логопеды, определяя содержание коррекционной работы в логопедической группе, стремятся к тому, чтобы восстановительная и формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода. В связи с этим она широко применяются коррекционно-развивающие игры, используются варианты упражнений на автоматизацию звуков, лексико-грамматические и психологические задания. Посредством коррекционно- развивающих игр обеспечивается психологический комфорт, развивается эмоционально-волевая сфера детей во время занятий, повышается речевая мотивацию, компенсируется не сформированность фонематического слуха, активизируются необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала. Вместе с воспитателями учителя-логопеды проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж. Воспитатели закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают практическим путём овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическим категориям, согласованием в роде, числе и падеже, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи, развивается внимание, память, воображение, коммуникативные навыки [17, с.309]. Коррекционная работа с детьми проводится педагогом-психологом на подгрупповых и индивидуальных занятиях с использованием разнообразных приёмов работы, сказкотерапии, арттерапии, кинезиологии. Чтобы вызвать заинтересованность, познавательную активность детей, используются разнообразные формы организации детей: • занятия-путешествия • сюрпризные моменты • проблемные ситуации Психолог знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации, проводя «Родительский лекторий», индивидуальное консультирование (родители), а с воспитателями проводятся обучающие семинары, групповое и индивидуальное консультирование [5, с.317]. Актуальной в дошкольном учреждении является такая форма работы, как оформление тематических уголков в логопедических группах, где можно найти советы логопеда, практические приёмы работы с детьми, общие сведения о детях с проблемами речевого развития. Родители посещают занятия в группах во время проведения «Недели семьи», активно принимают участие в массовых мероприятиях, праздниках. Такое сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучения и воспитания ребёнка, путь комплексного преодоления имеющихся у ребёнка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений. Таким образом, эффективность работы и стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегрированных связей. Выводы по первой главе Изучив теоретические основы готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте можно сделать вывод, что для успешного овладения процессами чтения и письма необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетическо-фонематической, лексико- грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики), так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старших дошкольников с общим недоразвитие речи. Большое количество старших дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, составляют группу риска по дислексии, дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, развивать чувство ритма, координацию движений, общую и мелкую моторику для предотвращения дальнейших проявлений в будущем. Необходимыми условиями формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются: учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя- логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и родителей. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка. Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении. II. Экспериментальное исследование готовности детей с общим недоразвитием к обучению грамоте 2.3 Организация экспериментальной работы и этапы исследования Опытно-экспериментальное исследование проводилось достиженияна базе пути специальной коррекционной школы-интернат № 1 для компетентность детей с лернеЗПР и важную интеллектуальными нарушениями перечисленные города Кокшетау (далее ОСКШИ № 1). В своей опытнэкспериментальной работе средним мы исходили очень из того, что организация адаптация коррекционной работы с учетом обозначенных целей и определенных задач повышает динамику развития детей с нарушениями речи. В экспериментальном исследовании участвовали дети с общим недоразвитием речи 2-3 уровня, воспитанники одной из групп дошкольного диагностического отделения ОСКШИ №1, всего 10 человек. Таблица 1 Список экспериментальной дошкольной диагностической группы № Ф И ребёнка Дата рожд Диагноз 1 Кирилл М. 24.02.13 ОНР- 2 уровня 2 Виктория В. 13.12.12 ОНР - 3 уровня 3 Нурали К. 02.07.13 ОНР - 2 уровня 4 Екатерина Р. 25.06.13 ОНР - 2 уровня 5 Маргарита Ю. 15.01.13 ОНР - 3 уровня 6 Дмитрий В. 8.12.12 ОНР - 2 уровня 7 Богдан Д. 10.07.12 ОНР - 3 уровня 8 Рахман А. 13. 05. 13 ОНР -2-3 уровня 9 Артем В. 20.02.13 ОНР - 3 уровня 10 Ернар В. 14.05.13 ОНР – 3 уровня Цель экспериментальной работы: определить и повысить состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с помощью специально подобранных методик, используемых нами в процессе систематических коррекционных занятий. и разработать способность на этой процесс основе методические возможности рекомендации для подтверждаютпедагогов. Педагогический эксперимент осуществлялся в III этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента мы провели экспресс-диагностику с использованием нейропсихологических методов, разработанная на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении и воспитании. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе трудностей, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с ОНР. У большинства из них отмечается несформированность высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной помощи. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия [20, с.341]. Результаты фиксировались в диагностических картах. (Приложение 1) Уровни развития мыслительной деятельности детей I уровень - уровень возрастного соответствия (высокий) Ребенку по возрасту и уровню развития задание доступно. Однако у разных детей качественные характеристики при его выполнении значительно различаются. II уровень - возрастное несоответствие.(средний) На втором уровне детям предлагаются более легкие задания, которые обычно доступны детям на один год моложе. III уровень - возрастное несоответствие (низкий) Это уровень значительного ниже возрастного несоответствия. На третьем уровне детям предлагаются задания, которые обычно доступны детям на два возраста ниже, при этом балльная оценка уже не имеет значения. В протоколе отмечается только качественная характеристика решения задания. Сравнительные результаты, выполненным детьми экспериментальной группы, представлены в таблице 2.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg