Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Общая характеристика законности в России.

natalya1980er 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Объектом исследования является процесс функционирования законности и правопорядка. Предметом исследования являются понятия законности и правопорядка. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов законости, рассмотрение ее значения для государства. Задачи данной курсовой работы: 1. определить, что такое законность, каково ее значение для государства и общества на современном этапе развития; 2. рассмотреть основные гарантии законности в Российском государстве; 3. рассмотреть понятие и признаки правопорядка; 4. определить методы и средства обеспечения правопорядка. Работа состоит из 2 глав, разделенных на 5 параграфов, освещающих отдельные аспекты данной темы, а также списка использованной литературы, включающего в себя 20 наименований.
Введение

В данный период времени Россия находится в стадии построения правового государства. Совсем недавно завершился переход от тоталитарного общества к демократическому, хотя некоторые исследователи считают, что этот переход совершается и поныне. Что такое правовое государство? Ответ на этот вопрос таков: это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство подразумевает наличие высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, наличие гражданского общества, которое следит за выполнением законов и за тем, чтобы власть имущие не злоупотребляли ею. Но для функционирования этого института нужна некая база, основа. Такой основой, и не только для этого института, является законность. В самом общем виде законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение законов. Но для того, чтобы все участники общественных отношений добросовестно исполняли закон и не нарушали его, нужны определенные гарантии, которые и устанавливает государство. Законность реализуется в правопорядке, воплощается в нем. Таким образом, правопорядок – воплощенная в жизнь законность. Эти два понятия тесно связаны между собой. Всем вышесказанным и определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Список литературы

1. Абдуллаева М.И. Правоведение. – М.: Финансовый контроль, 2009. – 445с. 2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М.: Финансовый контроль, 2014– 332с. 3.Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева. М.: 2013– 400с. 4. Бабаев В.К. Теория государства и прав. – М.: Юристъ, 2012. – 592с. 5. Венгеров А.Б. Теория государства и права – М.: Юриспруденция, 2009.– 255с. 6. Верховцева У.В. Государство и право. – М.: Проспект ,2009. – 566с. 7. Власов В.И. Теория государства и права:Учебник для ВУЗов и факультетов. – Ростов Н/Д: Феникс,2015. – 512с. 8.Коломийцев В.Ф. Теория государства и права. М.: 2013. – 200с. 9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства – М.: Юристъ, 2010. – 520с. 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: Юристъ 2004. – 512 с. 11. Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: 2012.– 120 с. 12.Осин В.В. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: 2013.– 120 с. 13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Юрист, 2009. –240с. 14. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров– М.: Проспект, 2016. –400с. 15. Смоленский М.Б. Теория государства и права – Ростов – на – Дону ,2007.– 282с. 16.Сулейманов М.Н. Право как система– М.: Статут, 2014. –600с. 17. Танимов О.В. Лекции по общему государственному праву– М.: Юнити-Дана, 2017. –270с. 18. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова – М.: Издательство "Интерстиль", 2008. – 384 с. 19. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. – М.: НОРМА, 2012. – 616 с. 20.Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования– М.:Статут, 2015. –500с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие законности и ее основные принципы Законность и правопорядок – важнейшие социальные ценности, это основа нормальной жизни общества и потому одна из главных задач самого общества и государства состоит в их укреплении и поддержании. В условиях перехода к правовому государству проблема законности приобретает еще более важное и актуальное значение. Необходимость законности в Российском государстве на данном этапе развития обусловлена тем, что без нее невозможно решить основные задачи, стоящие перед государством и обществом, а именно: • упешное проведение экономических реформ; • успешная борьба с преступностью, коррупцией, терроризмом; • построение истинно правового государства и гражданского общества; • наиболее полная реализация прав и свобод человека и гражданина; • обеспечение эффективного функционирования различных институтов демократии; • обеспечение формирования политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и общества в целом • и многие другие задачи. Законность – явление по сути своей многоплановое. Существует множество определений законности и каждое раскрывает ее сущность с какой-то определенной стороны, в определенном аспекте: как принцип деятельности государственных органов, как политико-правовой режим общественной жизни, как требование строгого и неуклонного соблюдения законов. Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Законность – это основа нормальной жизнедеятельности любого цивилизованного общества, а также всех звеньев его политической системы. Относительно времени возникновения законности до сих пор ведутся споры в научных кругах. Одни ученые считают, что законность как определенный режим управления обществом присуща только демократическим политическим системам и возникает с развитием буржуазной демократии. Другие придерживаются мнения, что любая общественно-политическая система нуждается в соблюдении правовых предписаний, нуждается в реализации законности. Но независимо от места и периода исторического развития законности всегда присущ один главный признак, ее суть – это неуклонное и строгое соблюдение норм права. А уже в конкретных условиях (географических и исторических) законность приобретает соответствующие формы. Итак, законность, как сложное, многоплановое явление, может выступать в трех формах: • как принцип, требование соблюдать правовые предписания, обращенные к субъектам общественных и правоотношений; • как особый метод осуществления государственной власти; • как режим общественной, а также и государственной жизни. В первой форме законность – это своеобразный идеал, а в двух других – воплощение этого идеала на практике. Законность выступает в качестве ориентира для развития общества, в качестве особого «маяка» в деятельности государственных органов и должностных лиц. Она значима не только в сфере применения права, но и на этапе правотворческой деятельности, ведь законы, устанавливаемые государством, должны соответствовать общественно-политическим потребностям общества, а не быть направленными против них, иначе говоря, они не должны превращаться в узаконенный произвол. Таким образом, законность не тождественна соблюдению законов, установленных государством, а эти законы должны соответствовать требованиям законности и другим принципам права. Исходя из вышесказанного, законность можно определить как основанный на праве принцип, режим и метод осуществления государственной власти, состоящий в строгом, неуклонном соблюдении юридических норм всеми участниками общественных отношений. Основными принципами законности являются следующие принципы, способствующие более глубокому уяснению сущности данного понятия: • всеобщность законности; • единство законности; • верховенство закона; • неотвратимость реализации законности; • недопустимость противопоставления законности и противоправности; • неразрывная связь законности и культурности. Всеобщность законности заключается в ее всеобщей обязательности, независимо от ранга, чина, положения, а также расы, пола и возраста. Родственен этому принципу принцип равенства всех перед законом, и примыкает сюда также принцип неотвратимости ответственности. Единство же законности состоит в распространении ее на всей территории Российского государства. Кроме того, единство законности состоит в ее единообразном понимании. Обычаи, которые имеют место в различных регионах нашей огромной страны также должны подчиняться требованиям законности. Верховенство закона – также важнейшее свойство законности. Оно отражает исключительность закона, иерархию нормативных правовых актов, закрепленную в Конституции РФ. Неотвратимость реализации законности предполагает пресечение любых нарушений закона и неотвратимость ответственности за эти нарушения, так как любое правонарушение является одновременно и нарушением законности. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности предполагает следующее: законность и есть высшая целесообразность. Любое отступление от закона по каким-либо, пусть даже самым благородным причинам, является неправильным, приводит к разрушению моральных устоев общества, росту правового нигилизма, неуважения к закону. Поэтому, если закон становится со временем нецелесообразным, то его следует изменить или заменить, но, опять же, в рамках законности, а не просто нарушать его. В то же время законность сама по себе предполагает учет целесообразности, общественной полезности в процессе правоприменения. 1.2. Гарантии законности в Российском государстве Гарантии законности – это специально разрабатываемые государством средства, способы и объективные условия общественного развития, обеспечивающие надлежащую реализацию правовых предписаний, соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Гарантии подразделяются на: • духовные; • экономические; • социальные; • политические; • общественные; • информационно-идеологические; • специально-юридические. К духовным гарантиям относятся различные формы общественного сознания, в том числе мораль, наука, правосознание, религия, искусство. Кроме того, к духовным гарантиям можно отнести системы общего и профессионального образования, повышение уровня правовой культуры населения, работу средств массовой информации. К экономическим гарантиям относятся материальные условия жизни общества, основой которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, хозяйственная обособленность физических и юридических лиц. Социальные гарантии включают в себя комплекс мер по борьбе с правонарушениями. Это профилактика преступлений, контроль общества за соблюдением норм и тому подобное. Политические гарантии законности представлены составляющими политической системы общества, т.е. государством, республиканской формой правления, федеративным устройством государства, многопартийностью и политическим плюрализмом, разделением властей и так далее. Общественные гарантии – это соответствующая деятельность муниципальных органов власти, партий, профсоюзов, иных организаций, объединений и союзов граждан, способствующая укреплению законности. Информационно-идеологические гарантии законности – это уровень распространенности и качество правовой информации, уровень развития правового воспитания, системы юридического образования, уровень развития официальной правовой идеологии государства. Специально-юридические гарантии – это система специфических правовых институтов, непосредственно нацеленных на обеспечение законности, а также деятельность специальных уполномоченных на то органов по предупреждению и борьбе с правонарушениями. Также существуют еще и международные гарантии законности – это деятельность международных организаций, деятельность специализированных органов ООН и т.д. Созданная в 2005 г. Общественная палата Российской Федерации одним из своих направлений деятельности уполномочена осуществлять контроль за законностью действий правоохранительных органов. В ходе своей работы она выявила проблемные вопросы, связанные с законностью и продолжительностью содержания под стражей подследственных лиц. Глава 2. Общая характеристика правопорядка 2.1. Понятие правопорядка, его признаки и сущность Правовой порядок – сложная социально-правовая категория, в которой тесно переплетаются мотивы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества. В юридической литературе по-разному понимают и определяют правопорядок. Говорят о системе правовых отношений, охраняемых государством; о результате законности, соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан; о режиме, подчиненности субъектов правовым предписаниям; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях; о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и т.д. Однако правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом. Существует утверждение, что правопорядок – это государственный, конституционный порядок. В принципе это верно. Но нельзя не учитывать и другого: не всегда государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы, Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями. В данном случае выделяется лишь одна связь – государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Правопорядок и конституционный порядок не равнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, отношения. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других – лишь правовая оболочка произвола и беззакония (как это имеет место при фашистских режимах). Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию. Правовой порядок подлежит анализу как целостное и комплексное образование. Здесь наблюдаются различные уровни упорядоченности. Части и целое имеют свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, регламентированы нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, характеристик, которые не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен. Это такие категории, как справедливость, нравственность, демократизм, соответствие требованиям социальной нормативности и т.п. В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация и пр.), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия. Таким образом, правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Правовой порядок отражает коренной вопрос политики – государственную власть как свидетельство ее реальности и достижения поставленных задач. Здесь созданы формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательства выступают как центральные звенья правопорядка. В них закреплены экономические интересы в виде фиксации форм собственности на орудия и средства производства, способы и размеры распределения произведенного продукта. Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое – их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когда правопорядок перерастает в свою противоположность – узаконенный произвол. Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань. Вместе с тем правопорядок по своему содержанию – весьма динамичная категория. Здесь имеют место такие дезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие. Поэтому при исследовании понятия порядка важно учитывать не только идеи и стремления, но и их реальное воплощение на практике. Выделяют следующие признаки правопорядка: Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях. Системность. Правопорядок – это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка – это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система. Правопорядок выступает сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, а с другой – существуют более динамичные и многообразные проявления внешних отношений. Правопорядок реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание. Материальное содержание – это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией. Государственно-волевое содержание следует рассматривать как суммированный результат государственной воли и интересов всех участников правопорядка. Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: а) реализации прав и законности, проявляющейся в поведений всех участников правовых предписаний; б) взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка; в) упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и связей. Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способа существования правового порядка. Сюда следует отнести: а) правовое оформление порядка – внутреннюю организацию и внешнее проявление; б) все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права; в) динамические процессы – развитие, движение и изменения» отраженные в процессуальном праве; г) единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников. Содержание и формы правопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более консервативна, более устойчива и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определенность. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg