Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Теоритические аспекты неблагополучных семейных отношений как фактор влияния на здоровье ребенка.

natalya1980er 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.02.2019
Объект исследования: деструкция семейной системы. Предметом исследования: психосоматическое заболевание в рамках деструкции семейной системы. Цель исследования: заключается в изучении специфики соматического заболевания астма у подростков в рамках деструктивной семейной системы. Для ее достижения нами были намечены следующие задачи: 1. изучение литературы в рамках темы данной курсовой работы; 2. выявление закономерности между проявлениями психосоматического заболевания и нарушением функционирования семейных отношений; 3. проанализировать особенности соматического заболевания астма у подростков; Гипотеза исследования: деструктивная семейная система влияет на психосоматическое состояние подростков больных астмой.
Введение

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос высокого роста числа заболеваемости среди детей и подростков. При этом всё большую актуальность приобретают заболевания, впоследствии приобретающие хронический характер. В генезе таких заболеваний большую роль играют факторы первично имеющие психологическую структуру. Как известно в формировании и развитии заболевания немаловажную роль играет психологический фон, окружающий все жизненное пространство человека. При этом ребенок оказывается в большей степени, подвержен такого рода влиянию. Так для появления, развития и характера течения заболевания в детском и подростковом возрасте важной частью является его ближайшее окружение, а именно семья. При определенных видах семейных отношений детская психосоматизация может быть понята как вполне закономерное явление, целесообразное для поддержания имеющихся отношений или для «выживания» ребёнка в этих условиях. Таким образом, изучение вопросов взаимосвязи психики и соматики представляет большой практический интерес.
Содержание

Введение. 3 Глава 1. Теоритические аспекты неблагополучных семейных отношений как фактор влияния на здоровье ребенка. 5 1.1 Сущность теоретических обоснований проблемных семей. 5 1.2. Психосоматика и соматизация. 8 1.3. Характеристика соматических заболеваний в подростковом возрасте (бронхиальная астма). 9 Глава 2. Анализ влияния нарушения функционирования семейной ситуации на психосоматическое здоровье подростков. 11 2.1. Причинно следственная связь между нарушением функционирования семейных отношений и психосоматическим заболеванием. 11 2.2. Практическая часть исследования. 22 Заключение. 32 Список литературы: 33 Приложение 1 35 Приложение 2 38
Список литературы

Текст опросника Эйдемиллера. (для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года) 1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери). 2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном. 3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. 4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама). 5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его (ее) товарищей (подруг). 6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь делать по дому. 7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды родителей. 8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет. 9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка. 10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь). 11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы. 12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга. 13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие. 14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) неправильно по отношению к нему (к ней). 15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали. 16. Общение с детьми, в общем-то, очень утомительное дело. 17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя. 18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне. 19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины. 20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины. 21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни. 22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь). 23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если она дорогая. 24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем раз объяснить ему (ей). 25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой). 26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-либо, а потом плюну и сделаю сама (сам). 27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки. 28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) дружить. 29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их. 30. Я очень редко ругаю сына (дочь). 31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем. 32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем. 33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой). 34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше всего сделать так, как он хочет. 35. Мой ребенок рос слабым и болезненным. 36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего. 37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь. 38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее). 39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины. 40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины. 41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени. 42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания. 43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он(а) хочет, даже если это стоит дорого. 44. Если долго быть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать. 45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела. 46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле. 47. Главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.
Отрывок из работы

1.1 Сущность теоретических обоснований проблемных семей. Проблема родительской любви в семьях с неблагополучной ситуацией является одной из самых острых. В свою очередь, она нередко связана с особенностями личности родителей, с их отношением друг к другу и к самим себе. Довольно часто взрослые члены семьи (и в первую очередь супруги) используют ребенка в качестве своеобразного орудия для разрешения своих собственных проблем, демонстрируя либо чрезмерную любовь к нему, либо, наоборот, равнодушие и неприятие. Последнее встречается в неблагополучных семьях гораздо чаще, чем поддержка, одобрение и утешение. Для равнодушного или отрицательного отношения матери или отца к ребенку может быть несколько причин: дети напоминают им либо самих себя (если родители себя не принимают), либо супруга, причинившего боль (особенно это касается разведенных супругов). Иногда родители требуют от ребенка высоких достижений и не удовлетворены его реальными успехами, а бывает, что пол ребенка не соответствует их ожиданиям. Тревожные и самоуверенные родители нередко склонны отрицать индивидуальную значимость своего ребенка как личности. У одних это проявляется из-за повышенной тревожности и разочарования в жизни («ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем, и ничего хорошего у нас с тобой быть не может»), а у других – из-за самоуверенности («чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а еще неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь»). Если ребенок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то – за успехи, похвалу окружающих, и следовательно, сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью, самоотрицанием, пессимистическим отношением к жизни. Для ребенка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания[26]. То есть у него формируется предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной неполноценности, слабости и зависимости от социальных оценок. Среди личностных особенностей родителей, которые могут стать причиной личностной деформации и даже нейрогенного нарушения у ребенка, выделены, прежде всего, направленность их личности и некоторые черты характера, со временем приобретающие патологизирующие формы. Со стороны направленности личности родителей отмечается их гиперсоциальность: излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих положительных эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, неумением или нежеланием учитывать особенности их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений. Со стороны характера – это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно-несостоятельными. Но именно поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность[26]. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что, в свою очередь, порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений. Применительно к нашей работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети. ? 1.2. Психосоматика и соматизация. Переход негативных эмоций на уровень тела, при их длительном воздействии, приводит к различным нарушениям во внутренних органах, развиваются реальные соматические нарушения. Две точки зрения на соматизацию: 1. Соматизация, как следствие нарушения работы механизма психологической защиты (Бассин Филипп Вениаминович, Прангишвили Александр Северьянович, Шерозия Аполлон Епифанович, 1978), так называемый «прорыв психологической обороны». 2. Соматизация - не является ошибкой психологической защиты, а результат действия механизмов психологической защиты, но только защиты эти не совершенны, то есть, вытеснения, а не сублимации. Соматизация – это проявление вытеснения на телесном уровне[8]. Среди обращающихся за медицинской помощью, существенная доля тех, которые на самом деле не имеют заболеваний, явившихся поводом для обращения, а являются различными формами психосоматических расстройств. Последовательность формирования психосоматических расстройств: Сначала, человек сдерживает естественное отреагирование своих эмоций, не проявляет их вовне, стремится сохранить невозмутимость перед окружающими, как следствие, подавленные эмоции проявляются в виде телесных ощущений. На фоне ипохондрической настроенности, телесные ощущения воспринимаются как проявление реальной болезни. И если такое восприятие становится привычным, то накопление вызванных эмоциями физиологических сдвигов формируют уже реальную болезнь. То есть, соматосенсорное усиление связанно с ипохондрическим стилем реагирования, индивидуальными особенностями соматосенсорного восприятия висцерорецепции и кинестетической рецепции. В этом случае нормальным телесным ощущениям придается чрезмерное значение, и особый смысл, их и субъективно переживаемая интенсивность усиливается, что можно назвать личностной переработкой интероцептивных ощущений[15]. Также обязательным следствием соматизации, становится алекситимия. Наиболее частыми вытесненными эмоциями, которые проявляют себя в соматизации, есть тревога и агрессия, несколько реже - сексуальное влечение. Проявление психосоматических симптомов - это символические послания подсознания, выраженные на языке тела. Возможность коммуникации между сознанием и подсознанием, заложена в основе механизмов психологической коррекции - произвольного погружения в измененные состояния сознания, которые позволяют добиться осознания скрытого смысла заложенного в психосоматическом расстройстве[19]. Примерами могут являться: метод «психологической обратной связи» И. Шалифа, метод Ретри, фокусировка по Юджину Джендлину. 1.3. Характеристика соматических заболеваний в подростковом возрасте (бронхиальная астма). Для детей с бронхиальной астмой характерны следующие психические состояния: отрицательные деятельностные состояния, отрицательные состояния общения, отрицательные психофизиологические состояния, отрицательные эмоциональные состояния и отрицательные волевые состояния. Также таким детям свойственна выраженная негативная аффективность (высокий уровень физической агрессии, гнева, враждебности). Высокий уровень тревожности, выявленный как на индивидуально-личностном, так и на системном семейном уровне, отражает дисфункциональный характер взаимоотношений в семье. Для родителей детей с бронхиальной астмой свойственно нарушение процесса воспитания, выражающееся в гиперпротекции, минимальности санкций и фобии утраты ребенка. Для отцов детей с БА также характерна воспитательная неуверенность. Данные нарушения процесса воспитания могут свидетельствовать о тенденции к формированию патологизирующего стиля воспитания — потворствующей гиперпротекции, закрепляющей семейную дисфункцию[9]. В семьях детей с БА выявлены значимые взаимосвязи типов воспитания родителей и представлений о стиле воспитания детей, а именно - недостаточность запретов воспринимается ребенком как снижение уровня санкций, протекции и неустойчивость стиля воспитания со стороны матери и снижение уровня протекции, снижение уровня требований и потворствование со стороны отца. Для детей, страдающих бронхиальной астмой, характерны такие эмоционально-личностные особенности, как выраженная тревожность, невротичность, сензитив-ность, инфантильность, которые не позволяют им адекватно реагировать на возникающие трудности и конфликты, самостоятельно справляться с проблемными ситуациями. Исследование Е.Г. Филяковой посвящено изучению особенностей становления образа «Я» подростков, страдающих бронхиальной астмой и гастродуоденальной патологией. По результатам исследования, было обнаружено, что образ «Я» подростков с хроническими соматическими заболеваниями отличается от образа «Я» здоровых подростков. Основное отличие состоит в искажении структуры и нарушении регуляторной функции образа «Я» больных подростков. Структура образа «Я» характеризуется дисгармоничностью, внутренней диссоциацией между составляющими образа «Я». Изменение регуля-торной функции образа «Я» состоит в нарушении процессов целеполага-ния, занижении идеалов личности и искусственном ограничении потенциальных возможностей и резервов личностного развития. Глава 2. Анализ влияния нарушения функционирования семейной ситуации на психосоматическое здоровье подростков. 2.1. Причинно следственная связь между нарушением функционирования семейных отношений и психосоматическим заболеванием. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья: • Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите; • Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества; • Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи; С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Рассмотрев понятие семьи и ее функции в норме, нужно обратить внимание на возможные нарушения. Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи). Для дальнейшего рассмотрение данной проблемы обратимся к определению структуры семьи. Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем. Таким образом, нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении). Исходя из выше сказанного, рассмотрим понятия семейной организации, структуры семьи, а также ее параметры и характеристики. Исследование семейной организации особенно акцентируется терапевтами «структурной школы» системной семейной терапии, ведущим представителем которой является Сальвадор Минухин. Анализируя структуру конкретной семьи, они выделяют состав семьи; разные уровни системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); описывают структуру семьи с точки зрения ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи). На основе анализа структуры представители этого подхода оценивают характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры). Одним из первых терминов, которые мы рассмотрим - будет сплоченность. Она определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Выделяется четыре уровня сплоченности: крайне низкий — разобщенный тип семьи; разделенный — низкий к умеренному; связанный — умеренный к высокому и запутанный — чрезмерно высокий уровень. Постулируется, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными. В другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанность друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. Второе понятие – это близость. Полюса данной шкалы (близость — раздельность) отражают два фундаментальных человеческих страха — страха одиночества и страха быть поглощенным другими. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость и тесные связями со своими семьями. Семьи с раздельным типом взаимоотношений отличаются некоторой эмоциональной разделенностью, но она не проявляется в таких крайних формах, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, они способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья обычно являются разными, но некоторые разделяются с другими членами семьи. Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия [7]. Следующий термин для рассмотрения – иерархия. Она охватывает несколько фундаментальных теоретических предположений и не может быть ограничена простым определением. Можно сослаться, например, на авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других. Понятие иерархии используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. Термин, который мы разберем следующим - это граница. Ее используют при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи (например, индивидуальностью, диадами, триадами). Семейные терапевты рассматривают развитие границ как один из важных параметров эволюции семейных структур. Семейные границы могут быть выражены через правила, которые определяют, кто принадлежит данной системе или подсистеме и каким образом они ей принадлежат. Структурная теория утверждает, что дисфункцию системы задают крайние варианты. Плохо, когда границы или слишком жесткие, или слишком размытые. Если внешние границы слишком жесткие, то в системе наступает застой, происходит мало обменов между семьей и окружением. Если границы системы слишком слабые, то у членов семьи оказывается много связей с внешней средой и мало — между собой [7]. Пятый термин это семейная гибкость. Она определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет четыре уровня: от ригидного — очень низкий; структурированного — низкий к умеренному; гибкого — умеренный; к очень высокому — хаотичному типу семейной системы. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными, или хаотичными. Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. По Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Хаотическое состояние система часто обретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. В таком состоянии семья может оказаться в тот или иной период времени. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. На очереди понятие, которое является немало важным в семейной структуре, поэтому мы его рассмотрим – это коммуникация. Анализу взаимодействий особенно много внимания уделяют представители коммуникативного подхода в семейной терапии. Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами. В норме коммуникация совпадает с контекстом, а в патологии невербальный контекст может не совпадать с контекстом вербальным и тогда мы видим парадокс. Формирование семейного языка — определенных, согласованных и легко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения), шутки, остроты, дразнилки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взглядов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с определенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирования семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи [1]. Люди могут ошибаться в восприятии коммуникативных сигналов, а также фальсифицировать их, в результате чего становятся возможными искусственный смех, симуляция дружелюбия, мошенничество, розыгрыши. В связи с этим принято выделять ряд нарушений коммуникативного процесса, которые мешают конструктивно справляться с жизненными задачами и приводят к появлению симптоматического поведения. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является случай двойного зажима. Авторы определяют основные характеристики ситуации двойного зажима следующим образом: 1.Индивид включен в очень тесные отношения с другим человеком, поэтому он чувствует, что для него жизненно важно точно определять, какого рода сообщения ему передаются, чтобы реагировать правильно; 2.При этом индивид попадает в ситуацию, когда значимый для него человек передает ему одновременно два разноуровневых сообщения, одно из которых отрицает другое; 3.И в то же время индивид не имеет возможности высказаться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать, то есть он не может высказать метакоммуникативные утверждения. Кроме того, он не может в реальности покинуть ситуацию взаимодействия, а несовместимые послания обычно касаются наиболее важного чувства для ребенка в семье — любят его родители или нет. Члены семьи стоят перед необходимостью заключить множество явных и неявных соглашений, определить правила своего взаимодействия. Уровень правил является метауровнем по отношению к уровню коммуникаций. Можно выделить шесть основных аспектов, касающихся этого понятия: 1.Основная задача этих правил — контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемлемо, а что нет. Правила могут также говорить о том, какие последствия влечет за собой их выполнение или невыполнение; 2.Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия; 3.На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования; 4.Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спорить и их можно менять; 5.Правила в разных семьях разные. Когда молодые люди вступают в брак, перед ними обычно возникает задача совместить зачастую конфликтные правила взаимодействия, принятые в их родительских семьях; 6.Правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением. Взаимодействие родителей между собой отличается от их взаимодействия с детьми. От детей обычно требуется, чтобы они выказывали, то уважение родителям, которое не обязательно в их общении друг с другом. Коммуникативные правила помогают семейной системе сохранять равновесие. В процессе развития происходит обучение детей этим правилам. Если правила не соблюдаются, у членов семьи возрастает тревога. Правила относятся к более высокому логическому типу, чем просто взаимодействия. В дисфункциональных семьях обычно существует запрет на открытую, вербализованную метакоммуникацию, существует много негласных правил [7]. По мнению Хейли, конфликт в браке сфокусирован на: 1) несогласии в правилах совместной жизни; 2) несогласии в том, кто устанавливает эти правила; 3) попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом. Довольно часто, наблюдая взаимодействия членов семьи, можно с удивлением обнаружить несоответствие между незначительностью предмета обсуждения и яростью спора, накала страстей, с которым оно ведется. Например, супруги могут рассматривать варианты расстановки мебели в квартире, споря при этом до хрипоты и неявно решая для себя проблему, кто настоит на своем, кто примет окончательное решение. Пол Вацлавик называет это аспектом взаимоотношений в коммуникации, в противоположность аспекту содержания спора. Объясняя непродуктивность многих конфликтов, построенных по типу силовой борьбы, А.О. Лэнж и ван дер Харт пишут, что «многие люди никогда не проходят мимо путаницы между аспектами содержания и взаимоотношения и не достигают ничего, кроме ведения счета очков один против другого». Авторы указывают на другой вариант силовой борьбы, который они называют «пунктуационной проблемой». Суть ее заключается в указании на партнера как на источник конфликта. Обычно в семье существует стереотипная последовательность трансакций, которая поддерживает проблему (порочный круг). Поэтому первоначальная точка отсчета не является важной. Выделение единственной причины, с которой все и началось, не помогает решить проблему. Признание кого-то виноватым во всем порождает обиженного и чревато последующим его возмущением. Или «козел отпущения», например, отец, которого считают чересчур строгим, отстраняется, а мать оказывается один на один с проблемным ребенком, с которым она не может справиться. «Изменения происходят, когда люди перестают целиком концентрироваться на недостатках другого, а пытаются понять, как действует на партнера их собственное поведение».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 44 страницы
200 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 45 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 41 страница
492 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg