Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Принципы построения системы государственного управления.

natalya1980er 3060 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Цель диссертационного исследования – анализ теоретических основ системы государственного управления и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: ? исследовать понятие, сущность и цели государственного управления; ? уточнить принципы построения системы государственного управления; ? рассмотреть модели государственного управления; ? проанализировать зарубежный опыт системы государственного управления; ? изучить систему государственного управления в России; ? выявить проблемы развития системы государственного управления России; ? определить перспективные направления развития системы государственного управления России. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в области системы государственного управления. Предмет исследования - нормы права, а также материалы правоприменительной практики. В соответствии с целью структура настоящей работы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуется понятие государственного управления, определяются сущность и цели государственного управления, выявлены принципы построения системы государственного управления, рассматриваются модели государственного управления. Во второй главе анализируется практика зарубежного опыта системы государственного управления, изучена система государственного управления в России. В третьей главе анализируются проблемы развития системы государственного управления России и определяются перспективные направления развития системы государственного управления России. Теоретической основой диссертационной работы явились теоретические положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения системы государственного управления. Методологическую базу исследования составили такие научные методы исследования как метод научных обобщений, научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, анализ документации, а также применены приемы логического и сравнительного анализа, использование которых дало возможность обеспечить обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании. Информационно-эмпирическая база. Информационно-эмпирическая база диссертации формировалась на основе федеральных законодательных актов, нормативного и инструктивного материала Министерства образования РФ, трудов отечественных и зарубежных ученых, материалов научных конференций по исследуемой проблеме, информационных и аналитических сайтов сети Интернет. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют и углубляют теоретическую базу по формированию системы государственного управления. Полученные теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по развитию институционального механизма управления модернизацией государственного управления как системы. Они могут быть использованы при разработке комплексной программы модернизации государственного управления в целях повышения его публичности, эффективности и подотчетности. Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения апробированы на практических конференциях: IV Межрегиональной научно - практическая конференции «Актуальные вопросы современной науки: теория и практика», «Актуальные проблемы правоприменения законодательства РФ в правоохранительной деятельности».
Введение

Актуальность темы исследования. Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат является эффективным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений. Управление имеет широкую сферу применения и масштабы применения – общегосударственный масштаб, региональный, местный уровни, уровень отдельной сферы и отрасли. Оно осуществляется органами государственного управления и должностными лицами и всегда имеет властный характер, так как обладает полномочиями, производными от публичной власти. Искусство управления государством – это умение соизмерять желания и возможности. Задача государства – создать условия для развития. Задача государства - создать условия для развития. Это возможно только тогда, когда все ресурсы используются обдуманно, во благо. Государственное управление – процесс регулирования отношений в этой архисложной системе. Имеется в виду принятие решений, учитывающих в той или иной степени интересы и потребности всех «составляющих частей». Кроме этого, важно уметь предвидеть последствия воплощения в жизнь программ, прогнозировать реакцию на них. Искусство управления государством в конечном итоге сводится к умению предвидеть (рассчитывать) последствия тех или иных законов, решений, проектов. Существуют науки, изучающие развитие государства, его экономику, политику, влияние на общество и так далее. Любой руководитель опирается на исторические тенденции и опыт, как мировой, так и своей страны. Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими основными моментами: изменениями в социально-экономической жизни страны, которые требуют коренного улучшения системы государственного управления; созданием эффективной системы государственного управления, обеспечивающей регулирование баланса общественных интересов, социальную стабильность, защиту национальных интересов России, укрепление законности и правопорядка. Степень разработанности темы. По проблемам теории государственного управления существует обширная литература. Эти проблемы рассматривались в трудах древних мыслителей – Платона и Аристотеля, философов эпохи Возрождения и Нового времени - Н. Макиавелли, т. Гоббса, Дж. Локк, Руссо и др. Теоретические аспекты и категориальный аппарат, используемый в сфере государственного управления, нашли отражение в ряде научных исследований, С.Г. Алексеевой, А.П. Альгина, И.Н. Барыгина, М. Вебер, О.В. Глушаковой, В.К. Егоровой, М.С. Козырева, М.Н. Марченко и др. Исследование вопросов управления было посвящено работе многих крупных теоретиков дореволюционного времени - А.С. Алексеева, И.Е. Андриевского, В. М. Грибовского, А. И. Васильчикова, К. Д. Кавелина , М. М. Сперанского, М. М. Стасюлевича, Л. А. Тихомирова, Б. Н. Чичерина. Анализ реформ государственного управления в России и в зарубежных странах, их основные проблемы и результаты представлены в работах Г.В. Атаманчука, О.В. Александрова, А.Г. Барабашева, М. Барбера, Х.А. Бекова, Э.М. Дмитриева, Т.В. Зайцевой, А.В. Клименко, В.А. Оболонского, Н. Парисона, Э.В. Талапиной и др. Научное обоснование моделей государственного управления закреплено в публикациях В. Нисканена, П. Окойна и С. Худа, Д. Осборна и Т. Геблера, М. Джиласа, Ж.-П. Сартра, Фромма. Проблемы эффективности государственного управления, таким ее сторонам как экономическая, социальная, политико-правовая эффективность, уделяют большое внимание как зарубежные исследователи, Г. Бухарт, Дж. Кейнс, С. Ковалевский, Х., Кок, Д. Конг, Я. Корнай, Дж. Миллер, А. Пигу, Дж. Ролз, Е. Савас, Г. Саймон, Томпсон Л. Якокка и др., так и отечественные исследователи А.В. Курочкин, В.П. Милецкий, Б.А. Райзберг, Л.В. Сморгунов, Р. А. Фатхутдинов и другие.
Содержание

Введение ….3 Глава 1. Теоретические основы государственного управления ...8 1.1. Понятие, сущность и цели государственного управления……………….......8 1.2. Принципы построения системы государственного управления……………20 1.3. Модели государственного управления………………………………………36 Глава 2. Анализ развития системы государственного управления ……..46 2.1. Анализ зарубежного опыта системы государственного управления………46 2.2. Система государственного управления в России……………………………61 Глава 3. Совершенствование системы государственного управления Российской Федерации 77 3.1. Проблемы развития системы государственного управления Российской Федерации………………………………………………………………………….77 3.2. Перспективные направления развития системы государственного управления Российской Федерации ………………………………………………83 Заключение 91 Список используемой литературы 97
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации» 3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» 4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 30 октября 2017 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017)«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 7. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» 8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) 9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) 10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) 11. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. от 28 сентября 2017 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 12. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 (в ред. от 03 апреля 2017 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 13. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 (в ред. от 10 июля 2017 г.) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» 14. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 (в ред. от 10 июля 2017 г.) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» 15. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» 16. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» Учебники, монографии, брошюры 17. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: практикум/ А.А. Демин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2015.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52226.— ЭБС «IPRbooks» 18. Административное право: учебно-практическое пособие / Конин Н. М., Маторина Е. И. и др. М.: Юрайт, 2014. 19. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2014. 584 с. 20. Атаманчук Г.В., Степашин С. В., Шахрай С.М. Государство, государственное управление, государственный аудит в Российской Федерации: сущность явлений и механизмы их реализации. М.: КнигоГрад, 2012. 584 с. 21. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — 6-е изд., пере- раб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 494 с. 22. Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право: учебник. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016. 288 с. 23. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко ; под общ. ред. Н. А. Омельченко. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 453 с. 24. Куприяшин Г.Л, Соловьев А.И. Теория и механизмы современного государственного управления: уч. пособие. М.: МГУ, 2013. 642 с. 25. Куприяшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.: МГУ, 2012. 312 с. 26. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение: Монография. М.: Проспект, 2015. 296 с. 27. Охотский Е.В. Теория и современные механизмы государственного управления: учебно-методический комплекс. М.: ЮРАЙТ, 2013. 701 с. 28. Попов Л.Л. Ренессанс государственного управления в России. М.: Норма; Инфра-М, 2015. 368 с. 29. Попов Л.Л., Мигачева Е.В., Тихомиров С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, 2012. 320 с. 30. Правовые основы государственного управления и исполнительная власть: Учеб. для магистров / Под ред. С.А. Старостина. М., 2016. 31. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: Учеб. пос. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 494 с. 32. Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография. М.: Норма, 2015. 272 с. 33. Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление; Феникс - Москва, 2014. - 368 c. 34. Шахрай С.М. О Конституции: основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 919 с. Диссертации и авторефераты диссертаций 35. Аксенова Н.А. Инновационная модель оценки эффективности системы государственного управления: Автореф. … канд. экон. наук. – Б.м., 2011. 36. Деменко А.Е. Организационно-методический инструментарий инновационного развития системы государственного управления: Автореф. … канд. экон. наук. – СПб., 2015. 37. Озорнина Ю.П. Эффективность государственного управления социальной сферой как предмет социологического исследования: Автореф. … канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2012. 38. Трегубов М.В. Эффективность системы государственного управления :Теоретико-правовой аспект: Автореф. … канд. юрид. наук. - – СПб., 2000. Периодические издания 39. Авакян Н.С. Место системы межведомственного электронного взаимодействия в Электронном правительстве РФ // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2014. – № 1–2. – с. 3–4 40. Белова Л.Н., Малахова О.В., Проказина Н.В. Инновационная политика в системе государственного управления Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. №3. с.114-123 41. Биюшкина Н. И. Вопросы совершенствования государственного управления в современной России // Вестник ННГУ. 2013. №3-2. с.37-39 42. Братановская М.С., Галицкая Н.В. Юридическая характеристика целей, задач и способов государственного управления обеспечением безопасности в России // Гражданин и право. 2013. № 7. С. 15-22. 43. Братановский С.Н., Братановская М.С. Государственное управление: сущностные признаки и элементы // Инновационное развитие российской экономики. Материалы конференции. 2014. с. 12-13. 44. Бурцев Ю.А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // ТДР. 2017. №2. с.66-67 45. Бучакова М.А. Административно-правовое регулирование координации как функции государственного управления // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2014. №2 (39). с.60-64 46. Гришковец А. А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права РАН. 2015. №4. с.56-79 47. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №1. с.127-148 48. Исаков В.Б. Взаимодействие идеологии и права в государственном управлении // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. №4 с.86-93. 49. Камалова Г.Р. Открытое государственное управление: российский и зарубежный опыт // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. №1. с.140-143 50. Кожина А. М. Общая характеристика системы государственного управления // Научные записки молодых исследователей. 2014. №4. с. 59-63 51. Козырев М.С. Идеология в государственном управлении в современной России // ПНиО. 2013. №4. с.282-291 52. Логинова Л. В., Фиглин Л. А. Проблемы государственного управления региональным развитием России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №2. с.171-177 53. Матвеева Е.В. Модернизация государственного управления: зарубежный опыт // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №4. с.119-124 54. Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии //Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 67-77. 55. Охотский Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента // Вестник МГИМО. 2014. №3 (36). с.115-127 56. Пашковский Е. А. Актуальные проблемы эффективности государственного управления в современной России // Вестник СамГУ. 2012. №8.1. с. 40-45 57. Рзаев А.Г. Содержание и сущность государственного управления // Правовая информатика. 2014. №3. с.6-13 58. Сапьяная Е.М., Косторовец Л.Б. Анализ зарубежного опыта государственного управления структурными преобразованиями в экономике // Научный результат. Серия «Экономические исследования». 2016. №1 (7). с. 64-69 59. Сорокопудова О.Е. В.В. Розанов об особенностях русского народа и государственного управления в России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. №2 (22). с.121-126 60. Фадеева Н.А. Совершенствования системы государственного управления // Мониторинг правоприменения. 2012. №2. с.49-53 61. Чабан Е. А. Понятие и сущность процесса государственного управления и административное усмотрение // Общество и право. 2013. №2 (44). с. 236-240
Отрывок из работы

1.1. Понятие, сущность и цели государственного управления В стратегии устойчивого развития страны определенную роль призвано выполнить современное государственное управление. Именно оно, будучи организующим ресурсом, связывающим, упорядочивающим звеном в системе общественных отношений, призвано направлять и согласовывать совместную, прежде всего производственную, деятельность людей, содействовать наиболее активному участию населения в управлении делами государства, исполнительно-распорядительной деятельности. Именно управление, осуществляемое на основе современной организации, способствует наиболее рациональному осуществлению целей, задач, функций государства. Без категории «управление» явления общественной жизни рассматриваться не могут. Многоаспектность и многогранность универсального понятия «управление» затрудняет возможность раскрытия его сущности одной или несколькими фразами. В русском языке ограничен набор слов, аналогичных универсальному термину «управление». В одном понятии «управление» совмещаются такие его формы, как «управление государством», «управление производством», «управление людьми», «управление машинами». Это заставляет сопровождать слово «управление» эпитетами, дополнениями, разъясняющими, в каком смысле оно употребляется. В широком понимании управление есть сознательное воздействие со стороны людей и созданных ими организаций, органов на объекты живой и неживой природы, процессы и отношения, в которых участвуют эти объекты, с целью получения желаемый результат, направить события и действия нужным образом [34, с. 78]. Определяя понятие управления, классик менеджмента А. Файоль приводит следующие шесть функций: технические операции (производство, переработка); коммерческие операции (покупка, продажа, обмен); финансовые операции (распоряжение средствами); страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц); учетные операции (Бухгалтерия, учет и статистика и др.); административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль). Административную науку наиболее интересуют именно административные операции, в которых и проявляется сущность управления. Управлять — значит предвидеть (рассматривать будущее и разрабатывать план действий), организовывать (создавать двойной - материальный и социальный - организм учреждения), распоряжаться (принуждать команду работать должным образом), координировать (взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контрoлировать (обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами). Важный вклад в теорию управления внесла наука кибернетика, предметом которой стали процессы управления в различных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, сохранения и обработки информации в какой-либо сложной динамической системе. Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы - на объект управления - сложную динамическую систему» [19, с. 64]. В юридической науке по вопросам управления выделяются следующие виды управляемых систем: механические, биологические, социальные. В механических системах управление осуществляется для сбора машин и технологических процессов. Объект управления биологических систем - процессы, происходящие в живых организмах. Социальные системы относятся к наиболее сложным. В основе их работы лежит управление сообществами людей. Со структурно-функциональной точки зрения общество - это целостная система с иерархией подсистем различной сложности и организации. Каждая из этих подсистем, являясь компонентом системы более высокого уровня, в свою очередь, включает в себя собственные системы, также склонные к слиянию. Наиболее общее понятие социального управления дал В.Г. Афанасьев, рассматривающий управление как руководство всеми социальными процессами. Он писал, что управление есть упорядочивание, регулирование любой системы в условиях изменений внутренней и внешней среды. Управление - это деятельность, складывающаяся из различных элементов, в своей совокупности придающих ему свойства, позволяющие активно воздействовать в заданных параметрах на объективно существующие явления [18, с. 94]. В.С. Основин характеризовал социальное управление как деятельность, направленную на обеспечение упорядоченности и согласованности в действиях людей для осуществления намеченных целей. Другими словами, социальное (общественное) управление - воздействие на самые различные сферы общественной жизни, управление общественными процессами с широким использованием институтов гражданского общества [50, с. 60]. Социальное управление следует рассматривать как систематически осуществляемое, сознательное, целенаправленное воздействие общественности на социальную систему в целом или ее отдельные звенья (экономику, социально-культурную и духовную жизнь) на основе познания и использования присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах его эффективного функционирования и развития, преодоления конфликтности, достижения согласия по наиболее значимым фундаментальным вопросам. По мнению Ю.А. Тихомирова, для реализации социального управления функционируют субъекты управления, т.е. структурно организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое содержание. Управление - это непрерывное накопление и непрерывное обогащение общества теорией, опытом и практикой руководства социальными системами. Обобщение и осмысление научных достижений, опыта существенно влияет на последующие действия субъектов управления, на дальнейший ход фактического положения дел. Управляющим нередко приходится даже идти навстречу трудностям, брать на себя ответственность за будущее состояние управляемых объектов. Важно работать не только над тем, как устранить сложности, конфликты, но и как не допустить их рецидивов. Управленческие процессы по существу пронизывают и сопровождают все сферы человеческой жизни, общества и государства. Именно качество жизни населения, его быт, обустройство территории государства во многом зависит от эффективности управления, уровня организационной культуры дисциплины в стране. Можно утверждать, что управление есть целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в отношениях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Именно эта закономерность упорядоченности общественных связей характерна в период перехода от административного воздействия на общество к диалогу с обществом. Широкое понимание управления заложено в Конституции РФ, в текущем законодательстве. Так, например, государственное управление применительно к сфере стратегического планирования - это деятельности органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В административной науке отмечается, что термин «государственное управление» является довольно многоаспектным. Его можно рассматривать как вид государственной деятельности, который не относится к законодательной и судебной деятельности. Государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Г.В. Атаманчук обращает внимание на то, что «государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» [20, с. 92]. Б.М. Лазарев отмечал ярко выраженный организующий, исполнительно-распорядительный характер государственного управление. И.Л. Бачило характеризует государственное управление как «целенаправленное, организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономической, политической, социальной характеристики государства на определенном этапе его исторического развития» [22, с. 101]. Таким образом, понятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Государственное управление определяется как основанная на законе организующая, юридически властная деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управление), которая заключается в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством. В этом аспекте государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координацию и контроль. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.). По нашему мнению, роль и место государственного управление в жизни общества, государства и человека не случайны, оно позволяет осуществлять единообразное, властное регулирование соответствующих общественных отношений на всей территории государства. Задача управления связана не только с созданием условий функционирования рыночных начал в экономике, управление призвано регулировать баланс общественных интересов, обеспечить социальную стабильность, защиту национальных интересов России, охранять права и свободы граждан, укреплять законность и правопорядок. В теории административного права при характеристике государственного управление выделяют такие его признаки: — проявляется пoсредством совместной деятельнoсти людей, oрганизует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет; — ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласoванных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (вoлю); — выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления; — является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений; — имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей [24, с. 128]. Совокупность взаимосвязанных и логически обусловленных стадий управления, которые характеризуются определёнными задачами и определённым составом участников образуют управленческий цикл. Взаимосвязанность может характеризоваться целенаправленным и организующим воздействием субъекта на управляемый им объект (прямые связи), а также как информационное воздействие объекта на субъект управления (обратные связи). Стадиями в процессе управления являются: анализ ситуации, выработка решения и его принятие, организация и его выполнение, контроль и подведение итогов, а также внесение корректив. Деятельность по реализации особых полномочий - это в широком понимании и есть государственное управление. Понятие, признаки, функции в основе своей здесь уже определены, но можно расширить этот диапазон, рассматривая отдельные ветви данной системы. Управленческая государственная деятельность по характеру исполнительно-распорядительная, имеет юридически подтверждённую власть. Осуществление управления происходит планово, непрерывно и постоянно, причем, всегда на основании закона. Государственное управление имеет связи как вертикальные, так и горизонтальные и осуществляет свою деятельность как в правовых, так и в не правовых формах, поскольку обеспечена системой гарантий. Нарушение норм и правил управленческой деятельности может повлечь за собой негативные последствия в виде правоограничений. Цели государственного управление - это предполагаемый результат, который предопределён и к которому стремится субъект, осуществляя управленческую деятельность. В административной науке существует несколько классификаций целей государственного управления. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от содержания управленческой деятельности [27, с. 143]. Социальные и экономические цели служат упорядочению общественной жизни и удовлетворению интересов общества, достижению благосостояния, построению и поддержанию системы отношений в экономике. Политические цели направлены на участие в управлении всеми политическими силами страны, на выработку позитивных предложений в процессах развития общества и государства, которые способствуют совершенствованию общественных и государственных структур, а также развитию человека как такового. Обеспечительные цели служат правам и свободам граждан и общественных законности, порядка, безопасности, нужного уровня благосостояния общества. Организационно-правовые цели формируют правовую систему, способствующую реализации функций государства, решения его задач с помощью демократических институтов и прочих государственных правовых механизмов. Таким образом, государственное управление распространяется на все стороны хозяйственной, политической, социальной и культурной жизни общества. Государственное управление в различных сферах общественной жизни - социальное и правовое явление. Оно является частью общего управления, видом социального управления, представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, базирующуюся на соответствующих принципах, имеет цель, задачи, осуществляется в той или иной сфере общественных отношений специальным субъектом управления посредством реализации его функций в тех или иных формах, с применением соответствующих методов. Государственное управление как целостное явление можно представить в виде частей единого процесса и подразделить его на части по различным основаниям. Традиционно в науке административного права выделяют три сферы государственного управления: экономическую, социально-культурную и административно-политическую. Органы исполнительной власти управляют этими сферами общественной жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь, требований российского законодательства. Административно-правовое регулирование по вопросам государственного управления характеризуется как актами общего содержания, так и актами, регулирующими общественные отношения в определенной сфере. Причем многообразие общественных отношений как предмет административно-правового регулирования обусловливает необходимость регулирования разнообразных по своему характеру общественных отношений, и в этой связи подчеркивается специфика государственного управления в зависимости от сферы регулирования, цели и задач в конкретной области в определенный исторический период. Постановка новых целей диктует необходимость совершенствования государственного управления по всем направлениям деятельности, и в первую очередь по осуществлению выработки государственной политики и нормативному правовому регулированию, принятию соответствующих новых актов управления, изменению или отмене действующих актов. К общим правовым актам, регулирующим общественные отношения в сфере государственного управления, относятся, безусловно, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы (Федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и иные), федеральные законы (Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и иные), конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. Основополагающую роль играют указы Президента Российской Федерации, среди которых особо следует выделить Указы Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и иные. Кроме того, вопросы государственного управления регулируются актами Правительства Российской Федерации, среди которых, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» и ряд иных. Специфика государственного управления проявляется в ряде законов и подзаконных актов, среди которых в социальной сфере большую часть занимают технические регламенты. Это такие акты, как Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию», решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию», Федеральные законы от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Указы Президента Российской Федерации регулируют общественные отношения во всех сферах жизни общества, например от 20 ноября 1997 г. N 1243 «О совершенствовании управления угольной промышленностью», от 27 сентября 2000 г. N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», от 9 ноября 2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», от 25 августа 2010 г. N 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий» и др. В то же время актами Президента Российской Федерации регулируются преимущественно общественные отношения в административно-политической сфере, актами Правительства Российской Федерации - в сфере экономики и социально-культурной сфере. Следует также отметить, что условия общественного развития в различные периоды деятельности государства характеризуются оказанием соответствующего влияния на характер регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Так, в одни периоды происходит известное уменьшение удельного веса непосредственного государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономическими процессами. Следует также отметить, что в сфере экономики государственное управление наряду с традиционными формами управления, такими как нормативное правовое регулирование, лицензирование, стандартизация, разрешительная, регистрационная деятельность, осуществляется с применением специфических форм. Таким образом, деятельность государства в различных сферах общественной жизни проявляется как традиционным, так и специфическим образом. Условия разгосударствления и приватизации, акционирования, становления институтов частной собственности, саморегулируемых организаций, государственного и частного партнерства, развития местного самоуправления, гражданского общества, единого экономического пространства и аналогичные им общественные явления в экономической и социально-культурной сферах, равно как и обеспечивающая суверенитет и безопасность в государстве деятельность в административно-политической сфере, не проявляются стихийно. Они требуют не только государственного планирования, прогнозирования, государственной поддержки и защиты, но и, в первую очередь, государственного регулирования. В силу этого роль государственного управления, его правовых рычагов сохраняется, остается ведущей. В ходе исследования мы выяснили, что сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности. Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека. Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов. Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств. По нашему мнению, государственное управление можно рассматривать как теорию и практику общественной жизни. И каждый аспект этого явления может быть использован для повышения эффективности общественной организации. 1.2. Принципы построения системы государственного управления Государственное управление как сущность и явление, содержание и форма, воздействие и деятельность, в других своих многогранных выражениях существует реально в единстве и взаимосвязи в качестве сложной, целостной системы. Идеи системного анализа представляют собой одно из плодотворных средств более глубокого теоретического изучения вопросов управления. Системность придает государственному управлению необходимую мобильность, координацию, субординацию, определенную целеустремленность и эффективность. Для любой системы характерным признаком является ее целостность (единство), наличие особых, нередко уникальных качеств, присущих данной системе и ее элементам. При этом части системы не являются простой суммой слагаемых, вся совокупность частей системы (элементов, подсистем и т.д.) приобретает новое интегративное качество, которое называют эмерджентностью, или системным эффектом. Для динамичной системы характерны следующие признаки: ? целостность; ? адаптивность, саморегуляция на основе обратной связи; ? стабильность; ? иерархическая организация; ? наличие субъекта и объекта управления; ? внутреннее и внешнее функционирование; ? историческая динамика, выражающаяся в закономерном процессе формирования, развития и гибели данной системы. Управление с позиций кибернетического анализа распространено во всех сферах, в которых имеют место системные, управляемые процессы. Соответственно, многие признаки управления стали изучаться благодаря кибернетическому подходу [17, с. 29]. Названные признаки управления недостаточны для его целостной характеристики. Для управления любой открытой и неравновесной системой важен гомеостаз. Гомеостаз - способность системы к стабилизизации и сохранению постоянства своего внутреннего состояния, которое выражается в наличии механизмов саморегуляции, устойчивости к внешним факторам, восстановлении утраченного равновесия, адаптации к внешней среде и стремлении к воспроизводству системы. Достижение определенного баланса системы посредством гомеостаза возможно в результате управления, одним из сущностных проявлений которого выступает подобный механизм регулирования. Определяющей особенностью этого механизма является способность поддерживать заданную степень неупорядоченности, разобщенности или энтропии. Таким образом, управление, как было отмечено, направлено не только на поддержание системы в состоянии, адекватном внешним условиям, но и на развитие новых адаптивных способностей системы. В этом смысле стоит подчеркнуть способность управления активно менять свойства систем и трансформировать окружающую действительность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 103 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg