Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Рыночные структуры в Российской экономи.

natalya1980er 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение типов рыночных структур в экономике современной России. Глава 1. Рыночная структура, Рыночная конкуренция. Важным условием действенного функционирования рыночной экономики, ключевой движущей мощью ее считается конкурентность. Конкурентность разрешает гарантировать более действенное рассредотачивание экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено. Конкурентность инициирует работу членов экономики, побуждая их к сокращению потерь изготовления (издержек производства), улучшению свойства выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, понижению цены. Если сказать по-другому, то конкуренция - есть определенный, присущий товарному производству метод выбора более качественного, оптимального хозяйственного решения. Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция включает ценовую и неценовую рыночную конкуренцию. Рыночная конкуренция имеет определенные плюсы и минусы. Плюсы: 1) способствует эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров; 2) вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям производства; 3) создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрение новой техники и технологий, разработка более современных методов организации и управления производством; Недостатки: 1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (полезные ископаемые); 2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 3) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования ( дамбы, дороги , общественный транспорт и т.д.); 4) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; Рыночная конкуренция и ее виды обладают следующими функциями: • выявлением или установлением рыночной стоимости продукции; • распределением прибыли, исходя из затрат труда, выравниванием индивидуальных стоимостей; • регулированием перелива денежных средств между различными отраслями. В современном мире ценовая конкурентность потеряла этот смысл в пользу неценовых способов конкурентной борьбы. Это не значит, что , собственно, на современном рынке не применяется "борьба цен"., она есть, но не всегда ее видно в очевидной форме. Дело в том, собственно, что "борьба тарифов в раскрытой форме вероятна лишь только до такого этапа, пока компания не исчерпает резервы понижения себестоимости продукта. В целом, ценовая конкурентность в раскрытой форме приводит к понижению общепризнанных мерок выгоды, усилению негативных тенденций денежного состояния компаний и, как последствие, к разорению. В следствие этого, компании избегают вести ценовую конкурентность в раскрытой форме. Разновидность рынка несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция. Ей свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции.
Введение

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Рыночные реформы еще не завершились, а потому не до конца сформировался круг участников рыночных отношений и правила их поведения, включая «рыночные» законы. Рыночный уклад распадается на множество отдельных рынков, как по группам товаров, так и по территориям. Рынки плохо связаны друг с другом и поэтому сохраняются неоправданно большие различия в цене на один и тот же товар, который продается в разных городах страны. Рыночные отношения нарушаются и даже заменяются незаконными нормами поведения теневой экономики. Эти и ряд других причин искажают рыночные цены в России и отличают экономику России от экономики других стран Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Содержание

Глава 1. Рыночная структура. 1.1 Монополистическая Конкуренция 1.2 Ценовая и неценовая рыночная конкуренция 1.3 Структура рынка 1.4 Монополия 1.5 Олигополия Глава 2. Анализ уровня монополизации и антимонопольная политика в России 2.1 Анализ уровня монополизации в современной России 2.2 Конкурентная структура Российского рынка 2.3 Методы антимонопольной политики в России Заключение Список литературы
Список литературы

Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. Экономика». М.: Издательство «Омега - Л», 2012. 481 с. Литвинов Д.А. Основы рыночных отношений: Учебное пособие. Воронеж: ВИ МВД России,2009. 630 с. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. Таллин, 2009. 288 с. Нехамкин А.Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики. - Вестник Московского университета, сер. 6. 2011. №1. 24 с. Шамхалов Ф. Государство и экономика основы взаимодействия. М.: экономика,2010. 564 с. Долбаева В.Ю. Состояние и особенности развития малого и среднего предпринимательства в России / В.Ю. Долбаева // Известия. - 2012. - №5. - С. 79-82. .Николаев Д.В. Методический подход к идентификации типа рыночной структуры / Д.В. Николаев // Проблемы прогнозирования. - 2013. - №1. Плещинский А.С. Анализ результатов модернизации производства в условиях олигопольной конкуренции инноватора и его преследователя / А.С. Плещинский, Е.С. Жильцова // Экономика и математические методы. - 2013. - Т. 49. - №1. - С. 88-105. Ранх и ГС. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики // Экономическая политика. - 2012. - №6. - С. 5-53. Веретенникова О.Б. О моделировании процессов конкурентного противоборства / О.Б. Веретенникова, Е.А. Королёв // Известия. - 2012. - №3. - С. 25-33. Шаститко А. Ошибки I и II рода в сфере антимонопольного контроля сделок экономической концентрации / А. Шаститко // Экономическая политика. - 2012. - №1. - С. 95-117. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М (Серия Высшее образование), 2003 г. Курс экономической теории: Учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович М.Г. Муталимов и др.; Под редакцией М.И. Плотницкого. Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003 г. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией В.Д. Камаева. 6-е издание 1999 г. Российская модель экономики: Основы экономической теории России XXI века. Учебное пособие Владимир: ВГПУ, 2000 г. Электронные материалы. http://bukvi.ru/ekonomika/osobennosti-formirovaniya-rynochnoj-struktury-v-rossii.html http://www.referat-web.ru/referat65350.html http://studbooks.net/2123082/ekonomika/rynochnye_struktury_soderzhanie https://studopedia.su/9_3376_struktura-rinka.html https://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0066/ http://fb.ru/article/242897/oligopoliya-v-ekonomike---eto-chto-rol-oligopoliy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii http://investorov.net/permanent/rynochnaya-konkurenciya-i-ee-vidy
Отрывок из работы

1.1 Монополистическая Конкуренция Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка. Для монополистической конкуренции не требуется наличие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции: 1. Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами. 2. Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны. 3. Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов . Преимущества рынка монополистической конкуренции: ? дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя; ? сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции); ? рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены; ? это рынок наиболее благоприятный для покупателей. Недостатки рынка монополистической конкуренции: Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых. Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка. ? Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих. Сейчас ценовая и неценовая конкурентность считаются принципно разными формами рассматриваемой категории. Так, при применении первого варианта уместно перемена цен на продукцию с целью обеспечивания предельного спроса. При оражении представленного процесса на кривой спроса возможно проследить, собственно, что фирмы-продавцы движутся по ней, то снижая, то увеличивая стоимость на личный продукт. Но в выигрыше остается что предприниматель, который располагает всеми шансами издержек на производство продукта. На напряженность ценовой конкуренции в первую очередь воздействует процентная ставка, уровень финансового риска, дифференциация продукции, а еще лимитирование силы продавцов на рынке. Неценовая конкуренция предполагает отведение роли цены на второй план, в то время как главным аспектом «сражения» делаются совсем иные моменты. Среди них уникальные свойства продукции, ее надежность в техническом плане, а также высокое качество. 1.2 Ценовая и неценовая рыночная конкуренция Ценовая конкуренция - это есть такое соперничество продавцов, когда каждый стремится выиграть за счёт более приемлемой для покупателя цены, Проще говоря, продавец старается предложить товар по цене, ниже конкурентной. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров. При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями. Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции. Механизм ценовой конкуренции следующий. 1) Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных цен. 2)Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию, установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении. Формы неценовой конкуренции К основным формам неценовой конкуренции следует отнести следующие пункты: Внедрение на рынок инновационного продукта, именуемое дифференциацией товаров. Оно может иметь пассивный характер, когда предложение идет следом за изменением платежеспособного спроса, или же активный, предполагающий навязывание уже смоделированного предпринимателями спроса посредством прогнозных, конъюнктурных и экспертных сведений. Неценовая конкуренция предполагает улучшение показателей качества и потребительских свойств продукции, уместное в следующих случаях: • фирма намерена расширить перечень свойств продукции, рыночных сегментов для реализации товара; • компания стремится к повышению своего авторитета на рынке или же старается добиться выхода на более масштабный рыночный сегмент; • продавец намерен улучшить потребительские свойства продукта. Дифференциация каналов сбыта продукции, куда следует отнести и виды продажного, а также послепродажного сервиса. Данные действия направлены исключительно на организацию сбыта продукта посредством привлечения новых категорий потребителей или же их побуждения к повторной покупке. Методы неценовой конкуренции Неценовыми являются следующие комплексы методов, свойственных соответствующим конкурентным действиям хозяйствующих субъектов: Поддержание собственного статуса в сформировавшихся совокупностях ценностей, а также вхождение в новые цепочки аналогичных ценностей. В данном случае компании как бы продолжают конкуренцию вокруг продукта, тем не менее в отношения с ними вступают совсем не потребители, а контрагенты, в том числе партнеры по ведению общего дела. Методы неценовой конкуренции, обуславливающие процессы влияния и давления как на прямых (реальных), так и на косвенных (предполагаемых) конкурентов. Сюда следует включить пропаганду в отношении прямых конкурентов, сбор в одну совокупность важной (пусть даже и конфиденциальной) информации, присоединение компании-конкурента и целью его подавления и так далее. Методы, с помощью которых осуществляется поддержание, а также повышение собственного авторитета фирмы в обществе, куда следует отнести установление индивидуальных норм поведения с конкурентными компаниями, участие в мероприятиях некоммерческого характера или же применение PR-коммуникаций для повышения имиджа компании. 1.3 Структура рынка Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен. Рынок - это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Современный рынок - это рынок новинок, так как новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность, долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Структура рынка - это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка. Структура рынка существует в 4 видах: - совершенной конкуренции. При этом виде существует большое количество мелких фирм со схожей продукцией. Вхождение и выход из отрасли не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции. - монополии. Существует одна фирма, производящая уникальную продукцию. Доступ к информации частично ограничен, вход на рынок других организаций практически не возможен. При такой структуре организация сама устанавливает цены, которые выше чем могла бы быть при совершенной конкуренции. Государство стремится проводить антимонопольную политику, создать конкуренцию в реализации товаров и осуществлении услуг. Монополии существуют в следующих формах: закрытой, открытой и естественной. Первая защищена юридическими запретами на конкуренцию. Вторая специальной защиты не имеет. При третьей долгосрочные средние издержки фирмы являются минимальными, если она обслуживает весь рынок. - монополистической конкуренции. Такая структура рынка существует в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной. Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен. - олигополии. Свою деятельность осуществляет небольшое количество крупных фирм с однородной или неоднородной продукцией. Могут возникать затруднения при выходе фирмы из отрасли, доступ к информации частично ограничен. Обычно, такая структура рынка у технически сложный отраслей промышленности. Например, металлургии, автомобилестроении, самолетостроении, химии, электроники. В настоящее время существует множество организационных форм рыночной структуры. Например: - традиционные городские рынки; - товарные, фондовые, валютные биржи или биржи труда; - рынки "продам-куплю" на страницах газет; - системы купли-продажи товаров в сети интернет. Кроме этого, можно классифицировать рынок по объектам обмена: - рынок потребительских и промышленных товаров; - рынок услуг; - рынок капитала; - рынок ценных бумаг; - рынок трудовых отношений; - рынок валют; - рынок информации; - рынок инноваций. Классификация рынка по механизму функционирования: - свободный рынок (основанный на свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); - рынок монополий (основанный на монополистической конкуренции); - регулируемый рынок (государство использует экономические инструменты воздействия на конкуренцию). Также можно классифицировать рынок по степени легальности: - легальный рынок (функционирует в режиме правового управления государством); - нелегальный рынок (теневой рынок не учитывает правовое поле). Рынок подразделяется по степени насыщенности на: - равновесный (спрос и предложение находятся на одном уровне); - дефицитный (преобладание спроса); - избыточный (преобладание предложения). Типы рынков определяются по нескольким критериям. Географическое положение: местные рынки; национальные; мировой рынок. Степень ограничения конкуренции: монополистические; олиполистические; монопсонические; свободные; смешанные. По характеру продаж встречаются такие типы рынков в экономике: оптовые; розничные. Типы и виды рынков по уровню насыщения: равновесные; избыточные; дефицитные. В соответствии с действующим законодательством типы мировых рынков бывают: легальные; нелегальные (черные). Отраслевой критерий: компьютерные; вещевые; книжные; продуктовые и т. п. Основные виды рынков можно подразделить рыночные сегменты. Сегментация рынка - это деление потребителей конкретного товара на группы, которые предъявляют к товарам неодинаковые требования. Сегментация проводится по факторам, учитывая демографические, географические, половые и возрастные характеристики, а также обращают внимание на психологические и поведенческие характеристики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 27 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 22 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 45 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 21 страница
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg