Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретико-правовые основы положения общественных объединений.

natalya1980er 3150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и деятельности общественных объединений. Предмет исследования составляют нормы, закрепляющие правовой статус общественных объединений в России. Целью является комплексный анализ правового статуса общественных объединений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели было необходимо разрешить ряд поставленных задач: • изучить понятие, виды и значение общественного объединения • исследовать эволюцию правового положения общественных объединений; • проанализировать законодательство об общественных объединениях в России; • охарактеризовать механизм обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации; • изучить статус органов студенческого самоуправления как инструмента политико-правовой социализации молодежи; • исследовать статус студенческих профсоюзных организаций как инструмента политико-правовой социализации молодежи. Методологическую основу работы составили общенаучные и частно-научные инструменты познания, выработанные и апробированные юридической наукой: общенаучные (синтез, анализ, обобщение) и частно-научные (формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системный). Теоретической основой исследования послужили научные монографии и статьи российских ученых юристов. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др., постановления Конституционного Суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Эмпирическая база исследования: – официальные данные и статистическая информация, характеризующие различные стороны теории и практики урегулирования конфликта интересов в системе государственного управления в России; – аналитические обзоры и информационные материалы, органами государственной власти по вопросам применения законодательства по вопросам урегулирования конфликта интересов; –материалы печатных и электронных СМИ, посвященные конфликту интересов; данные, опубликованные на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет. Теоретическая и практическая значимость. Полученные в работе результаты могут быть использованы при совершенствовании законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность объединений, а также вопросы, связанные с политико-правовой социализацией молодежи. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке обучающих программ. Положения, выносимые на защиту: 1. «общественное объединение» в широком смысле как механизм реализации интересов субъектов общественных отношений, осуществляющий взаимодействие гражданского общества и государства. Считаем, что необходимо унифицированное понятие общественного объединения в развитие норм, закрепленных в Конституции РФ. 2. Анализ законодательства позволил выделить этапы, характеризующие эволюцию правового положения общественных объединений в России: 1 этап (начало XVIII в. до 1905 г.); 2 этап (1905-1917 гг.); 3 этап (1918-1985 гг.) ; 4 этап: (1985-1993) гг.; 5 этап (1993-1996 гг.) ; 6 этап (1996 – по настоящее время) 3. Конституционные положения о праве на объединение конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 4. Механизм обеспечения (гарантирования) деятельности общественных объединений целесообразно представить из совокупности следующих элементов: - создание общественных объединений любой организационно-правовой формы или отказ от создания общественных объединений. - невмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений - осуществление внутриорганизационной деятельности - образования союзов (ассоциаций) общественных объединений - вступление общественных объединений в международные связи и международные неправительственные объединения. - реализация целей и интересов общественных объединений. - недопущение злоупотреблений свободой объединения и другие 5. Уточнена существующая классификация общественных объединений, в зависимости ряда признаков таких, как форма, субъекты и других критериев. 6. Построение эффективной модели политико-правовой социализации молодого поколения связано с конструктивным сотрудничеством государства и институтов гражданского общества, в частности молодежных организаций и объединений, из значимости в реализации общественно-политического потенциала молодежи и полноценной интеграции ее в общественные структуры. Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена и одобрена на кафедре конституционного права. Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, использовались при подготовке к Всероссийскому конкурсу "Студенческий лидер - 2015", итогом участия в котором стала победа. В 2016 году участвовал в составе творческого коллектива в подготовке проекта для участия в основном конкурсе РГНФ "Трансформация политико-правовой социализации молодежи России", который находится на рассмотрении в РГНФ. Структура обусловлена целью исследования и представлена следующим образом: введение, три главы, заключение и библиографический список, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. В ходе формирования российского правового государства повышается значение институтов гражданского общества, расширяются и укрепляются общественные структуры, формируются общественные отношения, основанные на конституционном принципе политического многообразия. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Активность населения проявляется через участие в различных общественных объединениях. «В условиях демократии невозможно представить себе политический процесс без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. В стране растет и число действующих неправительственных организаций, а также их членов – добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. В ходе формирования российского правового государства повышается значение институтов гражданского общества, расширяются и укрепляются общественные структуры, формируются общественные отношения, основанные на конституционном принципе политического многообразия. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу их деятельности. Основной Закон устанавливает важнейшие принципы создания и деятельности, а также формы ответственности общественных объединений. В связи с этим возникает потребность научного изучения и осмысления многих сторон демократических преобразований, осуществляемых в Российской Федерации, их правового регулирования. За последние годы в юридической науке появились новые направления, в том числе теория общественных объединений. Приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Тем самым созданы правовые механизмы для организации и деятельности общественных объединений, что способствует формированию и развитию их плюралистических и демократических начал. Однако, правовое положение общественных объединений как общетеоретическое понятие в рамках принятых в последние годы федеральных законов исследовано недостаточно. Указанное выше определяет актуальность данного исследования и необходимость комплексного рассмотрения различных аспектов реализации конституционного права граждан на объединение и анализа различных сторон деятельности общественных объединений в современных условиях. Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования носит комплексный характер и связана с широким кругом взаимоотношений человека, государства и общества. Данная проблема находится в центре внимания многих ученых, специалистов в сфере конституционного права: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.А. Белкин, Н.С. Бондарь, Н.А.Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, В.Е. Гулиев, О.Е. Кутафин, В.В.Лазарев, Е.А. Лукашев, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.И.Матузов, В.С. Нерсесянц, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, А.С. Туманова, В.Е. Чиркин, Б.А. Эбзеев, Ц.А. Ямпольская и др.
Содержание

Введение …………………………………………………………………........ 1 Теоретико-правовые основы положения общественных объединений....................................................................................................... 1.1. Общественные объединения: понятие, виды и значение .……………................................................................................................. 1.2. Общественные объединения в России: эволюция правового положения……………………………………………………………….... 2 Правовое положение общественных объединений в России................ 2.1. Характеристика законодательства об общественных объединениях в России.................................................................................... 2.2. Механизм обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации............……….......................................................... 3 Общественные объединения как эффективные инструменты политико-правовой социализации молодежи.............................................. 3.1 Орган студенческого самоуправления как инструмент политико-правовой социализации молодежи................................................................. 3.2 Студенческая профсоюзная организация как инструмент политико-правовой социализации молодежи.............................................. Заключение……………………………………………………....………….… Библиографический список…………………………………………....…… Приложение А Структура профсоюзного членства с учетом возрастных и социальных групп в 2014 году Приложение В Структура профсоюзного членства (по категориям членов Профсоюза) в 2014 году Приложение С Профсоюзное членство по образовательным и иным организациям в 2014 году
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ((с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ (в ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ.2004. – №27. Ст.2710; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2014 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2014 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1. 5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.04.2013 6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014 7. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995года № 82-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ.1995. – №21. Ст.1930; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014; 8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2014 9. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ" // СЗ РФ от 15 января 1996. – № 3. – Ст. 148, от 5 июля. – 2004. – №27. – Ст.2711. 10. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ (в ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ.2001. – №29. Ст.2950; 11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) //СЗ РФ. 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -26.11.2013. 12. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013)// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -03.07.2013. 13. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: Приказ Минюста России от 30 декабря 2011г. №455 (в ред. от 11.12.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012 №23117) // Российская газета.– 2012. –16 марта. – №58. 14. Письмо Минобрнауки России от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06 "О Примерном положении о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования") // Официальные документы в образовании. 2006. № 30. 15. Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 г. № 15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерация" // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 12. 16. Методические рекомендации по организации и осуществлению органами юстиции контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям; Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 9 "О состоянии контроля за исполнением общественными и религиозными объединениями федеральных законов "Об общественных объединениях" и "О свободе совести и о религиозных объединениях" и мерах по его совершенствованию" ; 17. Соглашение о координации работы Минюста РФ и МНС РФ по реализации контрольных функций в отношении общественных объединений, доведенное письмом МНС РФ от 22 декабря 1999 г. № АС-6-16/1034. 18. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2001 г. "Требования о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным в ст.ст.29 и 52 Закона Российской Федерации "Об общественных объединениях", подлежат рассмотрению в районном суде" (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2001 . – № 10. – С. 3. Специальная литература 1. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность – М.: Фонд ИНДЕМ, 2009. – 230с. 2. Авакьян, С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы – М.: Юристъ, 2009. – 196 с. 3. Александров, Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. – М., 1955. – С. 108. 4. Анчуткина, Т.А. Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. дисс. … к.ю.н. – М., 2003. 5. Баглай, М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. – 2003. – № 11. 6. Бартышев, В.И. К вопросу о принципах партийного руководства Советами. // Правоведение. – 1968. – № 2. – С. 43-50. 7. Басик, В.П. Политические права граждан России и иностранцев в Российской Федерации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11 Право. – 2004. – №3. 8. Березовский, Д.В. Права и свободы жителей Российской империи в период становления и развития капитализма (1861-1905 гг.) Автореф. На соискание ученой степени к.ю.н., 2003. – Саратов. – С.17. 9. Вавилин, Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. // Журнал российского права. – 2004. – №5.; 10. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т.2. – М., 1981. 11. Вопросы теории и истории общественных организаций / Под ред. Ц. А. Ям¬польской. М., 1971. 12. Выходов, А.А. Общественные объединения, содействующие обеспечению прав личности, как элемент социально-правового механизма обеспечения прав личности в современной России // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов V Международной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013. - С. 78-79 13. Градовский, А. Д. Государственное право: Курс лекций. СПб., 1884-1985. 14. Громов, А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? – М.,1990.; 15. Гущин, В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права на объединение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. – М., 1998. 16. Демидов, А.И. Мир политических ценностей // Правоведение. – 1997. – №4.; 17. Дерюжянский, В. Ф. Полицейское право. СПб., 1891. 18. Дмитриев, Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право.– 1994. – № 7. 19. Доклад Шутько Д.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государства и право. – 2001. – №5. – С. 99. 20. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения, т.2., М., 2000, с. 499, 504 21. Закон СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-I «Об общественных объединениях»: «Общественным объединением является добровольное формирование...» //Ведомо¬сти Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42, Ст. 839. 22. Зевахина, Е. Общественные объединения как институт гражданского общества: проблемы законодательства // Право и практика: Научные труды Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - Киров: Волго-Вят. ин-т (филиал) Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013, № 11. - С. 215-221 23. Златопольский, А.А. Политические права и свободы граждан и механизм их реализации в РФ. Дисс...к.ю.н. – М., 1993. 24. Зотов, Э.В. Механизм правового обеспечения деятельности общественных объединений в странах Европейского союза // Международное публичное и частное право. - М.: Юрист, 2014, № 2 (77). - С. 27-30 25. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. М., 1987 26. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. – 1998. 27. История Современной России 1985-1994. / Под общ. ред. В.В.Журавлева. Изд.центр "ТЕРРА". – М., 1995 28. Карлина, Т.Д. Понятие общественного объединения по российскому законодательству // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2014, № 8. - С. 49-52 29. Комарова, В.В. Общественные объединения в системе прямой демократии // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА, 2013, № 12 (37). - С. 1523-1528 30. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях". Второе издание, дополненное и переработанное/Под ред. М.Ю.Тихомирова. – М.: 2000. - 371 с. 31. Конституционное право России: Учебник / Отв.ред А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин. – Екатеринбург, 2002. 32. Конституция СССР. 1977 г. 33. Косарев, А.В. Право граждан на общественные объединения как конституционное право и один из основных элементов гражданского общества // 20 лет Конституции Российской Федерации: проблемы и перспективы развития конституционного строя: материалы Всероссийской научно-практической видеоконференции. 16 ноября 2013 года. - Тамбов: Принт-Сервис, 2014. - С. 162-165 34. Краткий философский словарь. – М., 1994. 35. Крашенинников, Е.А. Интерес и субъективное гражданские право // Правоведение. – №3. – 2000. 36. Лебедев, А.В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации. Автореферат дисс. к.ю.н., – Челябинск, 2003. 37. Лебедев А.В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации. Автореф. ….на соиск.. к.ю.н. – Челябинск. – 2003 – С.9. 38. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. С.443. 39. Лукашук, И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. – № 3. – 2002. 40. Лучников, А.Н. Студенческая профсоюзная организация как важная часть системы студенческого самоуправления // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2011. №4 С.161-165. 41. Макоева, Е.Р. Конституционное право граждан на общественные объединения // Правовая наука. - М.: Правовая наука, 2013, № 1 (16). - С. 25-26 42. Малько, А.В. Субъективное право и законный интерес. // Правоведение. – 1998. – №4. – С.58-70.; Братусь С.Н. Юридические лица в советском праве. – М., 1947.; 43. Методические рекомендации «Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования государственных архивов». М.: Росархив, ВНИИДАД, 1993. 44. Митин, Г.Н. Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2014, № 2. - С. 18-21 45. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. – М., 1990.; Неформалы: кто они? Куда зовут?.– М., 1990.; 46. Носаненко, Г.Ю. Общественные объединения России как субъект защиты прав и свобод граждан // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г.. - Казань: Познание, 2014. - С. 531-534 47. Нурдинова, А. Объединение работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства// Хозяйство и право. – 2003.– № 10. 48. О временных правилах об обществах и союзах" 4 марта 1906г. // Российское законодательство X-XX веков. Т.9. С.200-217. 49. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996. 50. Общественные объединения в правовом пространстве современной России (институциональный и содержательный аспект) / Фатов И.С. - М.: Юрист, 2013. - 432 c. 51. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-.20-е изд., стереотип М.: Рус.яз., 1989. С.283 52. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М., 1990.; 53. Орлов, А.В. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: Дис…. Канд. Юрид. Наук. М., 2004. 54. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980. 55. Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. 56. Полицейское право: Конспективный курс / Сост. Фельзер. Казань, 1907. 57. Пономарев, С.Н. Структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2013, № 1. - С. 124-127 58. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.– М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура. – 2002. – 959 с. 59. Постатейный комментарий к тексту Федерального закона РФ «Об общественных объединениях». Практическое пособие. – М., «АИА-Принт», 1996. 60. Российское законодательство X - XX вв.: В 9 тт., т.9 / под ред. Чистякова О.И. – М., 1994. 61. Свердлов, М.Б. От Закона Русского к "Русской Правде". – М., 1988. 62. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л.А.Чешко. –М., 1968. – С. 302, 317. 63. Соболева, Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Саратов, 2000. 64. Суняева, Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. 65. Тихонравов, Ю.В. Основы философии права. М., 1997. 66. Туманова, А.С. Деятельность Министерства юстиции России по разработке законодательства об обществах и союзах в начале XX века// Правоведение. – 2002. – № 6. – С.191. 67. Туманова, А.С. Законодательство об общественных организациях России в начале XX в. // Государство и право. – 2003. – № 8. 68. Уголовное уложение 1903 г. Глава III Ст. 99 "ответственность за политические преступления"// Т.9. С.271-320. 69. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845. 15 августа// Российское законодательство X-XX веков. Т.6 Законодательство первой половины XIX в. /Отв. ред. Чистяков 1988. 70. Устав благочиния или полицейский. Утв. в С-Пб. 8 апреля 1782 г. // Законодательство периода расцвета абсолютизма. Т.5. Российское законодательство X-XX веков. / Отв.ред. Е.И.Индова. 1987. 71. Фатов И.С. Общественные объединения как институт правового воспитания молодежи // Взаимодействие права и морали: материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – С. 140-145 72. Шутько, Д.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государства и право. – 2001. – №5. – С. 99. 73. Юрьев, С.С. Правовой статус общественных объединений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. –М., 1995. 74. Яровая, И.О. Основные права студентов, возможности их реализации и способы защиты // Общество и право. – 2010. – № 3. – С. 72 - 74.
Отрывок из работы

1.1 Общественные объединения: понятие, виды и значение Конституция РФ 1993 г. провозгласила целый комплекс прав и свобод, представляющих собой определенную систему конституционных прав, в которую традиционно включаются социально-экономические, гражданские, культурные, личные и политические права и свободы. Политические права – субъективные права, что подтверждается исследованиями ученых , занимают «особое место в существующей сегодня системе прав человека» , т.к. являются «юридическим средством вступления людей в политическую жизнь общества, в деятельность политической системы, ее отдельных субъектов» , где в качестве субъектов выступают: государство, политические партии, общественные объединения, организованные группы давления (лобби), средства массовой информации . Одним из компонентов гражданского общества в цивилизованных странах мира кроме собственности, труда, отправления религиозных культов, воспитания предпринимательства, образования и средства массовой информации, семьи понимают общественные объединения . Кроме того, объединение организаций и граждан для достижения имущественных, политических и иных целей, удовлетворения материальных и духовных потребностей - объективная закономерность общественного развития . Таким образом, «право на объединение дает возможность гражданам участвовать в деятельности политической системы» . Сравнительный анализ имеющихся в юридической литературе определений термина «общественное объединение» и их роли в гражданском обществе позволит выявить концептуальные различия в подходе юристов – конституционалистов к данному понятию. Так, например, общественное объединение в широком смысле слова - это свободное коллективное образование, осуществляющее взаимодействие гражданского общества и государства . При этом, как отмечает Акимов Д.А., «само понима¬ние «объединения» как законченного формирования существовало в русском языке не всегда. Так, в толковом словаре «Живого великорусского языка» Вла¬димира Даля, изданного в 1881 году, «объединенье» понималось только в зна¬чении «действия по глаголу» . Необходимо отметить, что практически все слова в русском языке по данной проблеме, призванные охарактеризовать конечный результат процесса, являются «отглагольными существительными» (объедине¬ние, организация, формирование, учреждение и др.), что, безусловно, затрудня-ет работу законодателя» . Обратившись в словарю «Синонимов русского языка», также следует отметить, что синонимами слова «объединение» являются «организация, союз, ассоциация» и наоборот, следовательно, законодатель обоснованно в нормативных правовых актах предусматривает равенство понятий «объединение» и «организация». Аналогом понятий «общественного объединения» и «некоммерческой организации» являлись термины «общественная организация» и «добровольное объединение граждан», тогда как Ямпольская Ц.А. указывала, что общественные организации являются лишь составной частью более широкого определения добровольных объединений граждан. Где «добровольное объединение граждан - это основан¬ная на началах добровольности организация, образуемая гражданами в целях раз¬вертывания определенного вида деятельности, в процессе которой реализуются их права, удовлетворяются их законные интересы, используются демократические сво¬боды, и обладающая как фактическим, так и формальным (официальным) органи¬зационным единством - устойчивостью состава, структуры и связей между члена¬ми». В других определениях выделяются те или иные черты объединений, добавля¬ются новые, но суть остается: объединения - это некие «организации», «образова¬ния», «формирования», которые имеют сложную самоорганизацию, структуру, вы¬ступают как особые субъекты права. Свобода ассоциаций сводится к праву созда¬ния особых субъектов права. Пронькин В.Н. справедливо отмечает недостатки названного выше подхода: во-первых, неясен ме¬ханизм образования данных субъектов, его правовая природа; во-вторых, нельзя все формы реализации свободы ассоциаций сводить к созданию этих ассоциаций, жизнь гораздо разнообразнее и сложнее; в-третьих, непонятен правовой инструмен¬тарий, правовые методы регулирования свободы ассоциаций. Далее он делает вывод – «ключ к преодолению этих недостатков кроется в правильном юридическом определении термина «ассоциация», или «объединение». Рубеж, на котором останав¬ливались все исследователи свободы ассоциаций, обозначен двумя словами: «объеди¬нение людей». От этого неюридического понятия и исходит неясность дальнейших юридических построений. Действительно, со¬единение людей есть не что иное, как соединение их усилий, возможностей, способ¬ностей. И это соединение (организация, объединение) - просто механизм сложения сил, механизм взаимодействия людей, русло, канал, куда в нужные моменты направ¬ляется деятельность нескольких лиц. Рассматривая различные подходы к понятию «объединение», следует отметить, что достаточно долгий период времени отечественная юридическая наука не знала таких терминов как «общественное объединение» и «некоммерческая организация». В частности, русское дореволюционное и советское право вплоть до начала 90-х годов XX века вообще не оперировало указанными терминами. Обращаясь к работам дореволюционных рос¬сийских правоведов, мы видим следующее понимание «объединения»: «соединение известного количества лиц» . Однако в определении союзов, сформулированном в конспективном курсе по полицейскому праву раскрывается правовая природа союзов: «Под сою-зом или ассоциацией разумеется вообще всякое добровольное и рассчитанное на про¬должительное существование соединение известного количества лиц, имеющих в ви¬ду преследование какой-либо цели посредством общих усилий» . Философский словарь дает следующее определение «организации» применимо к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам - 1) объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Объединившись в организацию, индивиды становятся взаимосвязанными «орудиями» (органами целого, участвующими в труде, сохраняющими, однако, свою индивидуальность.; 2) совокупность процессов или действий, ведущих в образованию и совершенствовании взаимосвязей между частями целого; 3) внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обуславливающее его строение . По мнению Юрьева С.С. термин «общественное объединение» следует определять как «правовую форму взаимоотношений личности и общества», как «форму ограничений притязаний власти..., противовес всесилию государственной власти, призванная обеспечить ее ограничение и самоограничение» , тогда как Солдатов С.А. рассматривает «общественные объединения как «важнейшие институты гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации личных интересов субъектов этих организаций и через их общую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных». Орлов А.В. , как и Нуртдинова А. призывает отличать общественные объединения от схожих с ними иных форм некоммерческих организаций (религиозных объединений и объединений работодателей), выделив признаки общественных объединений, вызывающие споры в науке. Так, высказывалось следующее определение термина «общественное объединение» - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе физических лиц, юридических лиц - общественных объединений, выступающее от своего имени для реализации общих целей, указанных в его уставе, и не обладающее государственно-властными полномочиями . Помимо научных исследований понятие «общественное объединение» содержится и в законодательных актах. В Конституции РФ названное выше понятие не раскрывается, однако используется в различных статьях. Например, в статье 13 признается идеологическое многообразие, что является отправной точкой для развития многопартийности; законодатель предусматривает равенство общественных объединений перед законом. Также закреплено положение о религиозных объединениях, которые отделены от государства и равны перед законом (ст.14). Кроме названных положений важное место занимает норма об обязанности соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2 ст. 15), а также о праве на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30 Конституции РФ). В Законе 1990 года под общественным объединением понимали «добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов» . Федеральный закон «Об общественных объединениях», принятом в 1995 году, в ст.5 значительно дополнил понятие общественного объединения, представив его как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели), что позволило более полно представить правовой статус объединения. Соболева Ю.В., анализируя данное понятие, дополнила признаки общественного объединения, в результате сформулировала следующее определение: общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе физических лиц, юридических лиц - общественных объединений, выступающее от своего имени для реализации общих целей, указанных в его уставе, и не обладающее государственно-властными полномочиями . Однако, выделенные Соболевой Ю.В. признаки носят дискуссионный характер, в частности, «юридические лица – общественные объединения». Гражданский кодекс РФ, в частности п.1 ст. 117, под общественными организациями (объединениями) признает добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями, которая вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, особой характеристикой общественных объединений становится некоммерческий характер их деятельности. Заслуживает внимания вывод, сформулированный Орловым А.В. : «законодатель также использует термин общественное объединение, однако не всегда одинаково». Этот тезис автор (Орлов А.В.) аргументирует следующими примерами использования термина «общественное объединение» некоторыми законодательными актами: статья 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Таким образом, если понимать под общественной организацией (объединением) лишь одну из форм некоммерческих организаций (как понимает термин «общественная организация», а ранее общественное объединение) Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» и др.), то в таком случае Конституция Российской Федерации не гарантирует право обжаловать решения и действия (или бездействие) коммерческих организаций (например, федеральных государственных унитарных предприятий) и некоммерческих организаций (например, государственных корпораций, учреждений), за исключением общественных объединений. Правовое положение общественных и религиозных организаций более подробно раскрывает Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определив в ст.2 следующее понятие «некоммерческой организации» - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Основное предназначение некоммерческих организаций - осуществление деятельности в целях, служащих достижению общественных благ, в частности, в целях: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Этот перечень не является исчерпывающим, некоммерческие организации могут создаваться и для достижения иных целей, направленных на достижение общественных благ в соответствии со статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» . Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Тихомиров М.Ю. обращает внимание на тот факт, что выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков: а) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности; б) отсутствие права распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые хотя и отнесены ГК РФ к категории некоммерческих организаций, но вправе распределять полученную прибыль между своими членами. К тому в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ГК РФ они относятся к некоммерческим корпоративным организациям. Возможность создания различных видов общественных объединений (различны цели создания и деятельности и т.д.) ведет, как показывает практика, к необходимости развития законодательства, регулирующего их деятельность, т.е. принятие специальных законов. ФЗ «Об общественных объединениях» приводит следующую классификацию: а) по признаку территории, в пределах которой осуществляет свою деятельность общественное объединение (выделяются местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные общественные объединения); б) по организационно-правовым формам (выделяются общественные организации, политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности); в) по видам, особенности правового регулирования которых предусмотрены специальными законами (в частности, выделяются профессиональные союзы, национально-культурные автономии и другие); г) в зависимости от наличия членства, выделяются общественные объединения основанные на членстве (общественные организации, политические партии), общественные объединения не имеющие членства (все остальные организационно-правовые формы общественных объединений); д) по количеству участников (членов) можно выделить массовые общественные объединения (общественные движения, политические партии) и небольшие (как правило, это органы общественной самодеятельности, общественные учреждения); е) в зависимости от наличия (отсутствия) государственной регистрации выделяются общественные объединения, имеющие государственную регистрацию, и общественные объединения, не прошедшие государственную регистрацию; ж) по возрастному составу членов, участников (детские, молодежные и все остальные общественные объединения). Общую классификацию предлагает Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела: объединение общественно-политического характера; объединение по социальной защите различных групп общества (социально-благотворительные); объединение по профессиональному признаку; объединение по признаку общности интересов . В основу классификации могут быть положены и иные признаки: в зависимости от отрасли деятельности общественного объединения; наличия (отсутствия) полномочий у общественного объединения по осуществлению мер принуждения к лицам, не являющимся участниками, членами или учредителями данных общественных объединений; по сроку, на который общественное объединение создается (бессрочные общественные объединения, созданные на определенный период времени, например, для выполнения определенной работы либо на определенный календарный срок, по истечению которого они ликвидируются; по целям деятельности (объединения граждан, цели которых лежат за пределами организации, называются инструментальными, в отличие от тех организаций, цели которых ограничиваются рамками организации и называются экспрессивными) и т.д. В исследованиях выделяется особый вид объединений – депутатские объединения , который дополняет существующие виды. Депутатское объединение – это «объединение депутатов Государственной Думы, создаваемое в виде фракции или группы, для реализации политических целей. Анчуткина Т.А. выделяет общие и особенные признаки депутатских объединений: «общие – политическая основа формирования, единообразие цели объединения, обязательность регистрации, наличие внутренней структуры и регламента, преимущества по сравнению с депутатами не вошедшими в объединения; особенные – для фракции – обязательность создания, партийная основа объединения, нерегламентированная численность; для депутатских групп – добровольность создания, формирование депутатами, не вошедшими во фракции, численные ограничения по количеству депутатов при создании и прекращении деятельности» . Исследование Анчуткиной Т.А. подтверждает положение о том, что существующий перечень видов общественных объединений не является исчерпывающем. Выявленные концептуальные различия в подходах к понятию «общественное объединение» (на современном этапе «общественная организация») позволяет сделать вывод о целесообразности рассмотрения его в широком смысле как механизм реализации интересов субъектов общественных отношений, осуществляющий взаимодействие гражданского общества и государства. Так сейчас в законодательстве мы не видим унифицированного понятия: - общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях") - под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) (Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об общественных объединениях") . 1.2. Общественные объединения в России: эволюция правового положения История человечества показывает, что все крупные социально-политические сдвиги в обществе сопровождаются стремлением ранее приниженных или вновь возникших слоев и классов получить доступ к политической власти, к участию в делах государства. Через рассмотрение проблем деятельности общественных объединений мы можем получить дополнительное и существенное объяснение вопросов возникновения, становления и упадка политических образований прошлого, причин жизнеспособности одних институтов и нежизнеспособности других, политических конфликтов и революций. Рассмотрение в историческом аспекте проблемы деятельности общественных объединений позволяют по-новому взглянуть как на некоторые стороны самой политической мысли, так и на место человека в мире политики. Анализируя древнейшие источники права такие как Русская Правда Новгородская и Псковская судные грамоты, следует отметить, что последняя более обстоятельно регламентировала гражданско-правовые отношения и институты, рассматривает некоторые виды политических и государственных преступлений, однако «общественные организации как социальный институт начали складываться в конце XVIII столетия и достигли развитой формы в начале XX в., когда в стране наблюдался настоящий бум общественной самодеятельности: регистрировались множество просветительских и научных обществ, благотворительных организаций, различных творческих союзов (в одной Москве к 1912 г. насчитывалось более 600 обществ и клубов)» . Однако необходимо отметить, что и в начале XVIII в. стремление регламентировать как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни и устранить бунтовщические выступления привело к принятию Устава благочиния или полицейский (утв. в С-Пб. 8 апреля 1782 г.), который устанавливал запрет «незаконных схотбищ или скопищ людей" (ст.124), а также устанавливалось требование - общества, товарищества или иные собрания должны проводиться с ведома или согласия управы благочиния (ст.ст.205, 250)» . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. 15августа так же регулировало деятельность обществ и содержало понятие "тайных обществ и запрещенных схотбищ" (ст. 347), где тайными признаются общества "вредные" для спокойствия, целостности государства, имеющие противоправные цели . Как справедливо отмечает Туманова А.С. «до начала XX в.в. в России отсутствовал единый закон об обществах и союзах, а относящиеся к ним правовые нормы были рассредоточены по разным частям Свода законов Российской империи , восходя своим содержанием к Уставу благочиния Екатерины II 1782 г. Создание обществ было не законным правом граждан, а милостью, даруемой властью по собственному усмотрению» . Изданный 27 марта 1867 г. Закон "О противозаконных сообществах". Правовое положение общественных организаций, их внутренняя жизнь и взаимоотношения с администрацией определялись уставами, утвержденными министрами, главным образом министром внутренних дел. На рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. - партия социалистов - революционеров. Однако деятельность их была, как правило, нелегальна. Уголовное уложение 1903 года относило к политическим преступлениям создание обществ "преследующих цели, противоправные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом , или угрожающие общественному спокойствию и безопасности, управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества преследуют политические цели", к образованию и участию в обществах не допускаются несовершеннолетние и учащиеся (ст.7), а также служащие (ст.10). Если деятельность общества угрожает общественной безопасности, спокойствию или принимает явно безнравственное направление, губернатор вправе приостановить действие общества (ст.35). По мнению Юрьева С.С. «в России право на свободу объединений, прежде всего политических партий, было провозглашено только лишь императорским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года». Его основное содержание составляли три статьи, первая - "даровала" населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов"» . В 1906 году был принят первый нормативный акт, урегулировавший ряд вопросов создания, деятельности и ликвидации обществ и союзов – это "Временные правила о собраниях, обществах и союзах" . Так, например, Елистратов А.И. указывал, что названный нормативный акт, в противоположность старому законодательству, с его, безусловно, отрицательным отношением к «сходбищам», «скопищам» и «сообществам», так или иначе признают в России начало свободы ... обществ. Но это совершенно новое для нашей административной практики начало еще с великим трудом укладывается в русскую жизнь» , а, по мнению Леонтовича В.В., «серьезный успех либерального мышления» . В 1917 году была провозглашена свобода союзов в Декларации Временного Правительства, затем были отменены ограничения прав на объединение Постановлением «О союзах и собраниях» в развитие названных норм летом 1917 года было издано постановление «О регистрации товариществ, обществ и союзов», установившее судебный порядок их регистрации и ликвидации. Однако, как отмечает Орлов А.В. , «в России закона о союзах и обществах пока не было принято», хотя о необходимости его скорейшей разработки писал еще Дерюжинский В.Ф. который утверждал, что «Россия настоятельно нуждается в таком законе о союзах, который бы закрепил правовые устои, подобные существующим в Западной Европе, ибо только в законности и уважения к ней у населения состоит единственное надежное средство для обеспечения авторитета власти и вывода России из того острого кризиса, который ей приходиться переживать» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 64 страницы
550 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 99 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 84 страницы
750 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 136 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg