Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Совершенствование управления творческого коллектива в системе дополнительного образования.

natalya1980er 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Объектом данного исследования является структура управления хореографическим коллективом. Предметом исследования – модель совершенствования структуры управления хореографического коллектива на примере танцевального коллектива «Моджо». Гипотеза состоит в предположении о том, что процесс управления хо-реографического коллектива в системе дополнительного образования будет успешным при реализации следующих условий, если: в основе лежат теоре-тико-методологические подходы руководителя к управлению коллектива средствами хореографии; - учитываются индивидуально-психологические особенности развития личности, как основа для заинтересованного и творчески активного освоения участниками разных видов хореографии; - спроектирована педагогическая модель управления средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования, представляющая совокупность целевого, содержательно-процессуального и результативно-корректирующего блоков, обеспечивающих взаимодействие педагога и участников в процессе теоретического и практического познания в коллективной и индивидуальной хореографической деятельности; - в процессе дополнительного хореографического образования используется разработанная управленческая программа с целью поэтапной и технологической организации управления коллективом. Теоретической основой диссертации послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива. Степень изученности темы. Педагогические основы формирования профессионального мастерства рассматривались М.Б. Бекмурадовым. Духовно-личностные аспекты становления специалиста изучались Н.Н. Ярошенко. Проблемы формирования самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовались К.В. Баклановым. Ряд исследований, выполненных в вузах искусств и культуры Российской Федерации, посвящен различным аспектам формирования личности специалиста: профориентация студентов вузов культуры проанализирована В.В.Журомским, формирование профессиональной направленности личности студента - Г.И. Анашкиной, И.М. Миргалимовым, В.М. Поляруж. Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. Противоречия и дефициты (проблемы) объекта исследования. Предстоит решить следующие основные проблемы в области управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования: - разделение и решение координации функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления коллективом; - обеспечение развития законодательной составляющей системы управления хореографическим коллективом; - обеспечение научно и практически обоснованного удовлетворения потребности желающих попасть в хореографический коллектив; - создание полноценного информационно - статистического обеспечения органов управления хореографическим коллективом. Для устранения выявленных противоречий целесообразно провести ряд работ исследовательского характера, направленных на изучение имеющейся научной базы по выявленным вопросам, определение способов решения выявленных проблем, разработку методик, методов и моделей их внедрение и апробацию. В качестве предполагаемых тем для исследования можно предложить: - Проблемы творческой реализации и профессионального роста молодых балетмейстеров. - Специфические особенности управления хореографическим коллективом. - Менеджмент в хореографическом коллективе. Структура диссертации отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографическим списком. Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования. В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хо-реографического коллектива, дано определение хореографическому коллек-тиву, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена тео-рия управления хореографическим коллективом. Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес». В заключении представлены результаты исследования. Завершает работу список использованной литературы (126 наименова-ний) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
Введение

В современной социокультурной ситуации, когда большое развитие получила индустрия развлечений, проблема организации и руководства хореографическими коллективами профессиональной подготовки постановщиков культурно-зрелищных программ, специалистов социально-культурной деятельности стала актуальной. Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. Основные проблемы в области управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования: - упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием; - обеспечить развитие законодательной составляющей системы управления хореографическим образованием; - обеспечить научно и практически обоснованное удовлетворение потребности желающих получить полноценное хореографическое образование; - создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления хореографическим образованием, а также общественности и отдельных граждан. В последнее время произошло значительное расширение возможностей систем управления образованием: - благодаря повышению уровня самостоятельности, автономности субъектов управления (что особенно заметно на уровне образовательных учреждений); - значительному расширению степеней свободы всех субъектов управления в формулировании и реализации своих миссий, в постепенном переходе от позиции пользователя, «эксплуатационника» системы к позиции проектировщика, творца; в установлении новых связей и отношений внутри управляемого объекта и за его пределами, управляющего объекта и в окружающей среде; - растущей открытости систем управления мировому опыту управления хореографией, новым возможностям получения управленческих компетенций; - реализации творческого потенциала, инновационной созидательной энергии специалистов хореографии, в том числе управленцев; - привлечению в отрасль искусства хореографии квалифицированных, современно образованных и мыслящих специалистов из других областей, развитию междисциплинарных взаимодействий, развитию информационных технологий и средств коммуникации. Многие из названных источников роста эффективности систем управления в хореографии выступают в качестве серьезных предпосылок обновления, модернизации этих систем. Исходя из актуальности темы исследования и степени ее изученности, целью является разработать и усовершенствовать модель управления, выявить и обозначить необходимые условия для управления в танцевальном коллективе «Моджо». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - рассмотреть значение современной хореографии; - определить какими качествами должен обладать руководитель хореографического коллектива; - изучить аспекты воспитательной работы в процессе репетиционных занятий; - проанализировать критерии при подборе репертуара; - определить педагогическую целесообразность проведения концерт-ных выступлений и их организации; - разработать механизм. На примере танцевального коллектива «Моджо»; - внедрение исследования.
Содержание

Введение………………………………………………………………………....12 Глава 1. Теоретическое обоснование управления хореографическим коллективом в системе дополнительного образования…………………..18 1.1. Хореографический коллектив и особенности его управления…………..18 1.2. Основные принципы управления хореографическим коллективом…......21 Глава 2. Совершенствование системы управления в хореографическом коллективе……………………………………………………………..………..25 2.1. Анализ управления деятельностью хореографического коллектива «Моджо»………………………………………………………………………….25 2.2. Методы и подходы к совершенствованию управлением хореографическим коллективом………………………………………………...32 2.3. Модернизация управлением хореографическим коллективом «Моджо»………………………………………………………….56 Глава 3. Апробация системы управления хореографическим коллективом (на примере коллектива «Моджо»)………………………….68 3.1. Условия реализации разработанной системы управления хореографическим коллективом……………………………………….……….68 3.2. Анализ результатов апробации…………………………………………….71 Заключение...........................................................................................................84 Список использованной литературы..............................................................85 Приложения .................................................................................................... …93
Список литературы

1. Монографии, учебники и периодические издания: 2. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 679 с. 3. Алишев, Б.С. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня / Б.С. Алишев, Т.Б.Алишев, А.Х. Гильмутдинов // Вопросы образования. 2010. № 4. - С.227-246. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2008. - 352 с. 5. Андрусенко, Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста /Л.С. Андрусенко // Искусство и образование 2008. - № 6. - С. 63-67. 6. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного исследования /М.А. Ариарский. СПб: Арт-студия, 2008. - 244 с. 7. Ахмедова, М.А. Культура организации в социокультурной системе общества / М.А. Ахмедова, С.Н. Митин // Человек, культура, образование: сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2006. - С. 12-17. 8. Бакланова Т.И. Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров / Т.И. Бакланова // Сборник статей. М., 2000. -С. 176- 177. 9. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия /В. П.Барышков.1. М., 2005.-244 с. 10. Бережная, М.С. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества- средствами художественного творчества: монография / М.С. Бережная. М.: ИХО РАО, Научные фонды, 2006.-144 с. 11. Бим-Бад, Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика / Б. М. Бим-Бад // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. -2001.-№3. -С. 16-18 12. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2007. - № 3. - С. 3-14. 13. Борев, Ю.Б. Эстетика: учеб.для вузов / Ю.Б.Борев. М.: Высшая школа, 2002. - 511 с. 14. Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с. 15. Брижатова, С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России / С.Б. Брижатова. Москва: МГУКиИ, 2001. - 589 с. 16. Буйлова, Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л.Н.Буйлова // Актуальные задачи педагогики: матер. Межд. заоч. науч. конф. Чита, Молодой ученый, 2011. - С. 13 8-141. 17. Бухвостова, Л. В. Фольклорный материал при созданиисценического танца // Образование и общество. 2004, №1 (24). С. 108-111. 18. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб.: Лань, 2000. - 192с. 19. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. -2003.- № 2. С.240-250. 20. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга /А.И.Вишняк, В.И. Тарасенко. Киев: Высш. школа, 2005 - 53с. 21. Выготский, Л. С. Психология развития личности /Л. С.Выготский.- М.: Смысл, 2005. 1136с. 22. Гарифуллина, P.C. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб.пособ. / Р. С. Гарифуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 288 с. 23. Герасимов, Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко.- Ростов н/Д, 2003. 456 с. 24. Гильмеева, Р. X. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития / Р. X. Гильмеева // Методист, 2006.-№Ю.-С. 2-5 25. Гладилина, В. И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007.- №4. - С. 79-81. 26. Григорьева, Е. И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганыиина, И. А. Ерохина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 444 с. 27. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца:Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П.Гусев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 208 с. 28. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. М., Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с. 29. Зеер, Э. Ф. Психология становления педагога профессиональной школы / Э. Ф. Зеер. М.: Аспект- Пресс, 2006. - 127с. 30. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-С. 55. 31. Кабурнеева, Е.О. Педагогические традиции хореографического образования в России (на примере Московской государственной академии хореографии) / Е.О. Кабурнеева //Вестник Московского университета МВД России.-2010.-№7.- С. 14-16. 32. Карелин. М.: Эксмо, 2006. - 416 с. 33. Киселёва, Т.Г.Новые образовательные технологии в вузах культуры и искусств сегодня и завтра//Библиотековедение.-2004.-№ 5.-С. 14-22. 34. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 35. Ключенко, Т.И. Математизация библиотечного образования. -Казань: Медицина, 2001.- 196 с. 36. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В.В.Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001 .-244 с. 37. Кудрина, Е. Л. Диверсификация в вузах культуры и искусств в условиях модернизации высшего профессионального образования Текст. / E.JI. Кудрина, Е.В. Утин // Вестник МГУКИ. 2004. - №2. - С.115-126. 38. Леонова, O.A. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. - № 6. - С. 15-19 39. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека /Д.А Леонтьев //Философские науки. 2009. - № 10.- С. 27-31 40. Лукиных, Ю. В. Становление социокультурных ориентаций будущего менеджера: монография / Ю. В. Лукиных, В. В. Игнатова. -Красноярск: СибГТУ, 2007,- 134 с. 41. Лысикова, Н.П. Культурно-образовательное пространство современного человека: кол. монография / Н.П. Лысикова, Н.Р. Вакулич, С.А. Алимаева и др. Саратов: Саратовский источник, 2010.-166 с. 42. Масленникова, В.Ш. Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 2011 годы» / В.Ш. Масленникова, А.Н. Хузиахметов, Р.Г Габдрахманова и др. -Казань, 2008. - 84 с. 43. Меньчиков, Т.П. «Антропный принцип»: соотношение с «антропоцентризмом» и «антропологическим подходом» /Г.П. Меньчиков// Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология. Казань, 2009. - С. 100-103. 44. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст.-М.; Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. С. 161- 175. 45. Новикова, Т.М. Искусство философии и философия искусства: философия, ее смысл и предназначение: учеб. пособие / Т.М. Новикова. М.: Вузовская книга, 2006. - 128 с. 46. Орлов, А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование. Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 480с. 47. Останина, С. А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования / С. А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.- 2009.- Т. 15.- № 2. С. 438-442. 48. Попов, B.C. Педагогическая сущность социального партнерства // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: сб. науч. тр. М.: МГУКИ, 2010.- С. 44-47. 49. Савченко, И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики: монография / И.А. Савченко. М.: ИНФРА-М,2011.-201 с. -( Научная мысль). 50. Салахутдинов, Р.Т. Социально-культурное творчество / Р.Т.Салахутдинов. Казань:Изд-во Казанск. ун-та, 1997. -87 с. 51. Сафиуллина, 3. А. Информация: ценность и оценка: науч.-практ. пособие / З.А. Сафиуллина. -М.: Либерея-Бибинформ, 2006. 222 с. 52. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие / B.C. Селиванов М.: Академия, 2004. - 336 с. 53. Смирнова Е. Художественные аналогии при изучении поэзии А.А.Блока. 11 класс: «Те же глаза, хоть различен наряд!. / Е.Смирнова // Литература в школе. 2006. - № 6. - С.32. 54. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е.И. Григорьевой Тамбов, 2002 - 504с. 55. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 224 с. 56. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: колл. монография. Ч.Т / ред.-сост. JI.E. Осипова; науч. ред. В.Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусства. Челябинск, 2006.- 280с. 57. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2003 - 151с. 58. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учебное пособ.-2-е изд. испр. и доп. / В.Я. Суртаев.- СПб., 2005.-272 с. 59. Тарасов, Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов.З-е изд. СПб.: Лань, 2005. - 496 с. 60. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.- 496 с. 61. Флоренский, П.А. Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1./П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1994. С. 38. 62. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством. Учеб.пособие / В.Ф. Чабанный; СПбГУКИ. СПб., 1999. -132 с. 63. Череднякова А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования: монография / А.Б.Череднякова. М.: Владос, 2008. - 166 с. 64. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: монография /Д. В. Шамсутдинова. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2001,- 245 с. 65. Щугарева, И.Н. Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры /И.Н.Щугарева //Известия Южного федерального университета, пед.науки. Ростов н/Д, 2008. - № 4. -С.55- 62. 66. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения /Н.Е. Эрганова.- М.: Академия, 2007- 160 с. 67. Юрьева, М.Н. Интегральное формирование понятия «личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика сущности / М.Н. Юрьева // Гаудеамус.- 2010.- Вып. 1 ( 15). С. 18-26. 68. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / H.H. Ярошенко // Вестник МГУКИ.-2001. Вып. 23.- С. 39-43. 69. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365с.
Отрывок из работы

1.1. Хореографический коллектив и особенности его управления Творческий хореографический коллектив – это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности. В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень. Взаимоотношения хореографического коллектива и отдельно взятой личности танцора в условиях творческой деятельности обусловлены следу-ющими факторами: - типом личности танцора; - соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности танцора и хореографического коллектива; - наличием и характером неформальных микро групп; - неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем хореографического коллектива; - заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого участника коллектива. Исследование показало, что педагогически эффективной является ор-ганизация воспитательной деятельности студии, которая характеризуется следующими особенностями: - деятельность коллектива студии строится в соответствии с обязательной программой, которая предполагает наличие знаний об основах хореографии каждого участника; - участники приходят на репетиции согласно установленному распо-рядку с учетом подготовки к гастрольным поездкам; - психологическая атмосфера благоприятная, носит неформальный ха-рактер; - участникам предоставляется возможность выражать свои видения и мнения в отношении проведения репетиций и форм работы; - коллектив должен вести активную исполнительскую деятельность, принимать участие и выступать организатором различных конкурсов и со-ревнований; - коллектив должен активно участвовать в жизни города, предоставлять свои услуги в организации проведения массовых мероприятий и праздников. В большинстве случаев хореографический коллектив имеет статус неформальной организации. Она характеризуется объединением людей, связанных личными интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли. Именно к такой организации относится танцевальный коллектив «Моджо». Отношения между членами в коллективе формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли. Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Как в любой другой организации, в хореографическом коллективе должен быть лидер – он, как правило, является руководителем коллектива. В полномочия руководителя входят следующие функции: - Руководитель коллектива осуществляет социальный контроль над своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение. Руководителю в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации; - Контроль над развитием и становлением коллектива. Такой процесс может проходить болезненно, руководитель должен минимизировать количество конфликтов, установить психологический контроль над атмосферой в группе. - Руководитель, как признанный лидер, должен найти подход к каждому участнику. Его опора – всецелое принятие и признание коллективом. Сфера влияния руководителя может выходить за административные рамки формальной организации. - Руководитель выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование. Для достижения поставленной цели, руководитель должен создать условия для работы коллектива. Комплекс педагогических условий включает в себя возможность профессионального продвижения учащихся (учебная программа, методики, оборудование и т.п.), осведомленность руководителя хореографического коллектива о разнообразных теориях хореографического развития, включая традиционные и инновационные теории, создание общей позитивной творческой атмосферы. Опираясь на исследования второй половины ХХ в. необходимо добавить, что создание творческой атмосферы в хореографическом коллективе базируется во многом на учете закономерностей развития малых групп, творческом подходе к созданию музыкально-пластических образов, а также на соблюдении тонкого баланса межличностных взаимоотношений и общей диалогической направленности в работе «Основные задачи хореографического коллектива – развитие композиционных форм хореографии, создание сольных и массовых композиций на имеющемся материале, а так же пропаганда посредством выступлений высокоидейного и художественно полноценного репертуара, построенного на лучших образцах танцевальной музыки. После продолжительного периода обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить каждый «артист», способный не только четко исполнять танцевально – лексическую составляющую хореографического номера, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую роль. Тематика танцевального произведения, логика сюжета, характерные персонажи позволяют заинтересовать не только исполнителя, но и зрителя, сделать его «сочувствующим соучастником», трансформирующим через свой внутренний мир все благородство и высочайшее духовно–эстетическое воздействие искусства. Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности коллектива. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность участников на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию. 1.2. Основные принципы управления хореографическим коллективом Хореографический коллектив нуждается в развитии сплоченности, единства в устремлениях и результатах. Отличительной чертой уже состояв-шихся зрелых коллективов, является слаженность работы, оперативность в организационных моментах и, конечно же, профессионализм исполнения. Педагогическое исследование деятельности хореографического кол-лектива выявило совокупность принципов, которые являются важными при работе танцевального коллектива: - Принцип выхода педагогической работы в широкий контекст социо-культурного творчества, что обеспечивается комплексной программой вос-питания. - Принцип социально-психологической поддержки обеспечивается формированием атмосферы общения в процессе творческой деятельности, способствующей развитию эмоционально-волевой устойчивости личности. - Принцип оптимизации социокультурного творчества личности, ори-ентации на достижение значимых творческих результатов, что определяет необходимость развития навыков целеполагания и организации целесообразной деятельности. - Принцип психолого-педагогической поддержки и целенаправленного развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции личности предполагает достижение результатов не столько в деятельности, сколько в формировании устойчивых тенденций личностного саморазвития. - Принцип индивидуализации и личностного подхода в обучении поз-воляет повысить воспитательно - педагогический потенциал профессионального обучения, делает весь процесс обучения и всю образовательную систему этичным, способствуя моральной удовлетворенности результатами. Индивидуализация не должна противопоставляться обучению в кол-лективе. Руководителю и репетитору по хореографии нужны не только про-фессиональные знания своего предмета, но и навыки и умение работать с творческими коллективами. Как показывает опыт педагогики и психологии творчества, в тоже время нельзя отождествлять индивидуального и личностного подходов. Дифференциация их основана на том положении, что для личностного подхода более адекватны педагогические приемы, ориентированные на психологические критерии и психологические особенности личности, включая и "заострения" характера или т.н. акцентуацию характера и личности учащихся, а для индивидуального подхода важнейшим критерием является учет физиологических параметров участников коллектива. - Принцип взаимодополняемости личностных подструктур. Творческая личность - это динамическая система взаимосвязанных и диалектически взаимодополняющих друг друга биосоциальных подструктур и элементов. «Немаловажным является способность запоминать танцевальные про-изведения, хорошая моторная память помогает передаче от одного поколения артистов другому того лучшего, что было накоплено талантом и трудом многих мастеров танца, педагогов и артистов. А именно в артисте сосредоточивается творческий труд всех троих. Для профессиональных танцоров данная проблема стоит не так остро, но вследствие нагрузок и полученных травм иногда приходится работать и в этом направлении. Собственно одно из составляющих профессионализма танцора, заключается в умении подчинять моторные функции организма, которые путем тренировок достигают определенного уровня автоматики. Но умение владеть своим телом в совершенстве это еще не все. Важен настрой танцора, умение танцевать с чувством с эмоциями, с желанием. Если танец исполняется небрежно, а порой упрощается и облегчается, происходит закономерный процесс обеднения и искажения всего танцеваль-ного произведения. Так со временем тускнеют яркие, созданные талантли-вым балетмейстером спектакли. А вместе с обеднением и разрушением фор-мы их танцев растворяется и содержание всей концертной программы в це-лом. Руководитель с помощью своих ассистентов обязан тщательно репетировать не только поставленные им программы выступлений, а и все те, что были созданы до него. Кроме того, необходимо распределять солистов-исполнителей так, чтобы лучшие из них были заняты во всех номерах. Чем богаче и разнообразнее репертуар, созданный с разными индиви-дуальностями и творческим почерком, тем шире возможности для раскрытия новых дарований хореографического коллектива. Но не только сочинители и репетиторы должны сохранять созданную хореографию, а и артисты-исполнители, которые с момента постановки или ввода становятся как бы ее постоянными хозяевами. В заключение, хотелось бы сказать, что выявлена неотъемлемая роль руководителя и его методологической деятельности в функционирование хореографического коллектива. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Он дает развитие и навыки, крайне нуж-ные для всякого рода сценических танцев. В системе дополнительного образования в творческом коллективе он остается основой основ, и на преподавание приходится обращать очень пристальное внимание. Важно то, что успешный хореографический коллектив не может нормально функционировать без определенной хореографической модели, которая включала бы в себя развитие у танцоров физических данных и эмоциональности, организацию классно-урочной модели, поддержание определенного уровня дисциплины и взаимоотношений в коллективе. Вопросы формирования эффективной модели управления, подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности. А также, применение различных форм и методов обучения и управления. Грамотно продуманные и четко поставленные цели и задачи дают важный ориентир к последующей деятельности коллектива и достигаются посредствам выполняемых руководителем управленческих методов. Именно поэтому, с учетом всего выше сказанного мы приходим к вы-воду, что работа с хореографическим коллективом сложна и многообразна. Руководителю приходится решать различные вопросы, из которых самыми сложными оказываются те, что связаны с формированием репертуара, постановкой танца. И тут со всей значимостью встает вопрос о кадрах. Глава 2. Совершенствование системы управления в хореографическом коллективе 2.1 Анализ управления деятельностью хореографического коллектива «Моджо» В рамках данного параграфа видим необходимым рассмотреть акту-альное состояние управления деятельностью хореографического коллектива «Моджо». Для того, чтобы обозначить особенности управления деятельностью хореографического коллектива, важно проанализировать структуру управления данного коллектива. На момент проведения исследования относительно актуального состо-яния по управлению, данный коллектив возглавляет руководитель, то есть то лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом, а также организации его деятельности. Направленность обучения в любительских хореографических коллек-тивах во многом зависят от квалификации самого педагога, который непо-средственно руководит учебно-воспитательной деятельностью. Педагог конкретизирует цели каждого занятия, определяет формы их организации, планирует учебно-воспитательный материал, дополняет его новыми данными как об истории, так и о современной жизни танца, подбирает танцевальную музыку, определяет приемы и методы разучивания репертуара и т.п. Помимо этого, педагог показывает и объясняет необходимые танцевальные движения, а также помогает овладеть участникам танцевального коллектива профессиональными умениями и навыками, организует конкурсы, соревнования и т.д. Одновременно с этим, педагог формирует у обучающихся любовь к танцу, потребности и интересы к содержательному проведению своего досуга и общение в эстетически согласованной среде. Для того, чтобы квалифицированно преподавать, а также быть подлинным воспитателем высоких эстетических взглядов и вкусов, руководитель хореографического коллектива должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания обучающихся. Такие высокие требования к руководителю хореографического коллектива предъявляются вследствие того, что он является основным фактором успешного развития коллектива, а также своей профессиональной деятельности. Руководитель при осуществлении управленческой деятельности над хореографическим коллективом, осведомлен в области современного состояния и тенденций развития народного творчества, а также художественной самодеятельности в конкретном регионе, области, принципов организации художественного творчества, основ хореографического исполнительства, методик и организации учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах художественной самодеятельности. Помимо этого, руководитель хореографического коллектива «Моджо» в системе дополнительного образования осуществляет профессиональную деятельность в школе-студии; обеспечивает эстетическое и художественное воспитание участников коллектива, их образование и творчество. Нами было определено, что для осуществления эффективной профес-сиональной деятельности, руководитель любительского хореографического коллектива должен обладать профессионально важными качествами, среди которых: ? высокие хореографические данные; ? художественный вкус; ? чувство ответственности; ? высокие организаторские способности; ? умение ставить цели и достигать их; ? умение планировать и видеть перспективу; ? умение грамотно распределить обязанности; ? трудолюбие; ? музыкальный слух; ? педагогический такт; ? творческая инициатива; ? внимательность. Обладание данными качествами предоставляет возможность руководителю создавать благоприятный психологический климат в хореографическом коллективе. Далее рассмотрим уровни педагогического общения, которые осу-ществляются руководителем хореографического коллектива. - Общение, которое складывается на первой, начальной стадии обуче-ния, при котором педагог недостаточно хорошо еще изучил учащихся, а учащиеся, в свою очередь, еще плохо знают друг друга. - Формирование взаимопонимания педагога с большинством учащихся, которые проявляют наибольшую активность в процессе учебно-воспитательной деятельности. В коллективе при этом постепенно зарождается атмосфера общей заинтересованности. - Общение, которое проявляется в установлении отношений товарищества, взаимопонимания и сотрудничества. - Общение, которое определяется более глубокими отношениями между участниками коллектива. Данный уровень характеризуется тем, что под руководством педагога учащиеся в процессе совместной деятельности способны осознать взаимную ответственность, зависимость. Они понимают свою роль и место в данном коллективе, в этом случае учащиеся предъявля-ют довольно высокие требования не только к окружающим, но и к себе. От-сюда следует, что способность общения руководителя коллектива с учащи-мися предполагает формирование его важнейших качеств. Данная способ-ность проявляется также в развитии педагогической наблюдательности, а именно: опытный педагог способен с «первого взгляда» оценить сложившееся положение и принять определенные решения по даже незначительным внешним проявлениям учащихся. Далее проанализируем функции управления, выполняемые руководи-телем хореографического коллектива. - Постановка цели. Умение руководителя ставить практические, четкие цели и задачи для учащихся и сотрудников является одним из основных ба-зовых компетенций в деятельности эффективного руководителя хореографического коллектива. - Планирование, под которым понимается проектирование желаемого будущего результата и эффективных путей его достижения. Планирование является процессом принятия решений. - Делегирование полномочий. Под данной функцией понимается пере-дача определенных функций, а также полномочий от вышестоящего руко-водства к нижестоящему, что в свою очередь, является условием рациональной организации процесса управления. Благодаря реализации данной функции руководитель, во-первых, формирует благоприятную атмосферу для творчества для себя и своего коллектива. В такой обстановке руководитель может сосредоточиться на основных собственных функциях, к которым относятся: ? постановка танцев, ? поиск сюжета для организации танцевальных композиций, ? подбор музыкального материала для танца. Во-вторых, чем более координированная работа «команды», тем в большей степени обеспечивается наибольшая успешность деятельности всего коллектива. Однако важно, чтобы при этом руководитель оставался беспрекословным лидером, являющимся генератором идей, а также вдохновителем коллектива. - Коммуникативная функция, которая представляет собой способность руководителя осуществлять педагогическое общение с учащимися своего хореографического коллектива. Специфика данной функции заключается в том, что такое общение реализуется под руководством педагога и своей целью имеет решение учебно-воспитательных задач. Важно отметить, что педагогическое общение в хореографическом коллективе довольно многообразно. Оно содержит в себе как непосредственное отношение педагога к каждому учащемуся, так и учащихся между собой, а именно: их взаимопонимание и сопереживание, взаимодействие их друг с другом, а также обмен информацией. В одном случае общение педагога с участниками хореографического коллектива устанавливается в ходе занятий и репетиций, а в других – в ходе обсуждения соревнований и конкурсов. В зависимости от определенных задач педагог осмысливает конкретную ситуацию воспитания и обучения, после чего строит свои действия, сопровождая их пояснениями, а также показывает учащимся танец целиком, либо его отдельный фрагмент. Для того, чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, им необходимо его понять и на такой основе повторить за педагогом демонстрируемые танцевальные движения и объяснить своё понимание этих движений. - Организационная функция. Педагогу, обучающему хореографический коллектив, необходимо иметь высокие организаторские способности. Прежде всего, они выражаются в умении руководителя планировать свою деятельность, в которой сочетаются его профессионально-хореографическая, а также психологическая подготовленность. В плане чередуются различные компоненты работы с членами коллектива; причем они проходят путь от интенсивных нагрузок к небольшим паузам отдыха. - Воспитательная функция. В процессе обучения в хореографическом коллективе деятельность по воспитанию имеет свою специфику. При реше-нии специфических задач воспитания средствами танца, педагог должен рас-сматривать их как составную часть в комплексном воспитательном процессе, который проводится в обществе в целом. Так, основными направлениями воспитательной работы руководителя хореографического коллектива являются: ? этика поведения, ? эстетическое воспитание, ? нравственное воспитание, ? физическое воспитание. - Психологическая функция. Педагог должен создавать такие условия для подлинно творческой активности, чтобы позволить учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Для этого педагогу необходимо достаточно хорошо знать психологические особенности учащихся в каждый возрастной период. Помимо этого ему необходимо уметь улавливать психологическое состояние человека, его чувства и переживания, уметь определить мотивы их поведения. Далее, исходя из возрастных, а также индивидуальных особенностей, выбрать самую эффективную меру по воспитательному воздействию, которая бы не оскорбляла достоинство и самолюбие. - Информационная функция. Данная функция связана не только с из-ложением учебной информации, но также и с методами ее получения и обработки. Сюда относятся умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, а также умения добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее в зависимости от целей и задач образовательного процесса. - Мобилизационная функция. Данная функция представляет собой следующие умения педагога: ? привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивого интереса к учению; ? формирование потребности в знаниях; ? развитие у учащихся творческого отношения к явлениям окру-жающей действительности при помощи создания и решения проблемных ситуаций; ? разумное использование методов поощрения и наказания и др. - Управленческая функция. Данная функция заключается в том, что она требует реализации руководителем множества разнообразных управленческих действий. Рассмотренная нами система управления хореографическим коллекти-вом имеет как положительные стороны, так и отрицательные. К положительным можно отнести то, что руководитель хореографического коллектива, выполняя одновременно коммуникативную, организационную, воспитательную, психологическую, информационную, мобилизационную и управленческую функции, способен осуществлять контроль за их исполнением (так как сам их исполняет), осведомлен относительно происходящего на каждом из уровней управления, владеет и теорией, и практикой, является разносторонне развитой личностью. Однако, возложение стольких обязанностей и функций может в итоге привести и к негативной стороне данного процесса. Есть риск нехватки вре-мени и внутренних ресурсов для того, чтобы: ? осуществить воспитание участников коллектива, ? продумать и реализовать их обучение, ? поддержать каждого участника психологически, ? учесть все индивидуальные особенности при организации хореографической деятельности коллектива, ? мотивировать участников на более высокие результаты, ? оценивать достижения каждого учащегося, ? проводить мониторинг деятельности аналогичных коллективов для оптимизации деятельности своего, ? заниматься связью с общественностью относительно организа-ции планируемых мероприятий, ? заниматься подбором образов и костюмов для выступлений, ? организовывать музыкальное сопровождение в рамках репетиций и выступлений коллектива и др. Важно отметить, что нами были перечислены не все обязанности руководителя хореографического коллектива, этот список дополняется и другими моментами, финансовыми, эстетическими, организационными и др. Также при выполнении перечисленных функций одним лицом суще-ствует вероятность возникновения пробелов, которые в дальнейшем могут отрицательно сказаться на качестве подготовки и организации хореографической деятельности коллектива. Для того, чтобы не допустить снижение эффективности деятельности хореографического коллектива «Моджо», нами предложено укрепление ос-новной функции руководителя – управленческой, то есть функции эффек-тивного распределения обязанностей, осуществление контроля за их испол-нением. 2.2 Методы и подходы к совершенствованию управлением хореогра-фическим коллективом В современном мире, в условиях рыночной экономики, менеджмент в сфере культуры и искусства осваивает новые навыки управления, которые позволили бы успешно развиваться и менеджменту, и искусству в целом. Работники и творцы культуры вынуждены искать новые пути и формы распространения культуры, так как в условиях нынешних экономических отношений, где основное значение рынка – выгодная реализация продукта, сложно оставаться на плаву. Сфера культуры создает «духовный продукт», который не имеет еди-ницы измерения и в отличие от материальной продукции ценность его уве-личивается по мере потребления: в зависимости от количества слушателей на концерте, зрителей на выступлении, читателей книги. Его производство происходит параллельно с потреблением.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 72 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg