Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Предпринимательство в дореволюционной России.

natalya1980er 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Русское предпринимательство развивается уже более тысячи лет. Благодаря предпринимательству, а точнее некоторым факторам развития, страна смогла освоить страны мира. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство приобрело достаточно сильные и мощные экономические ресурсы. Но XIX век принес России основательные изменения в этой сфере: финансовые реформы 60-х годов; крестьянскую реформу 1861 года; земскую и судебную реформы 1864 годов и др. Все эти события совершались в условиях упадка феодально-крепостнической системы, который проявился обострением революционной ситуации в государстве. Нарастающая значимость российской буржуазии в формировании прогрессивных экономических взаимоотношений привела к демократизации государственного строя страны, возникновению новых форм предпринимательских отношений.
Введение

В дореволюционный период предпринимательская деятельность в России прошла огромный путь в развитии. С развитием предпринимательской деятельности формировалась отечественная и международная история. Благодаря знаниям о происхождении деловых отношений, начавшиеся еще в глубокой древности, можно раскрыть сущность российского предпринимательства. С общими особенностями развития экономики напрямую связаны закономерности и особенности формирования и развития предпринимательской активности. Предпринимательство – это деятельность людей, которые осуществляют организацию производства или торговых отношений. Предпринимательство есть нечто иное как метод хозяйствования, утвердившегося в экономике абсолютно всех развитых стран мира в ходе многовекового развития. Предпринимательской деятельностью считалась любая деятельность, целью которой было повышение прибыли, и не запрещенная законодательством. Однако лишь к XVII предпринимательская деятельность сформировалась, как устойчивое явление. Оно развивалось с большими усилиями и бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Совместно со становлением рыночных взаимоотношений происходило первое развитие.
Содержание

1. Введение………………………………………………………………….....2 2. История российского предпринимательства до революции 1917 года 2.1.Зарождение предпринимательства в Древней Руси……………………...3 2.2. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности………………………………………………………………..5 2.3Монголо-татарское нашествие и предпринимательство…………………6 2.4.Развитие предпринимательства в Московской Руси…………………….8 2.5.Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного…..10 2.6.Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере……………………………………………………...12 2.7.Предпринимательство в России в период правления Екатерины..........13 2.8.Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России…………………………………………...14 2.9.Предпринимательская деятельность во второй половине XIX в. - начале XX в. в России………………………………………………………………...16 3. Заключение………………………………………………………………..23 4. Список используемой литературы……………………………………….24
Список литературы

I.Монографии, учебники, учебные пособия: 1) Бурышкин П.: Москва купеческая. 1954. 2) История предпринимательства в России: От средневековья до середины ХIХ века. Кн.1. М.: РОССПЭН, 2000 (*) 3) История предпринимательства в России: Вторая половина ХIХ - начало ХХ века, Кн.2. М.: РОССПЭН, 2000 (*) 4) Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России. М. ПРИОР, 1998 5) Галаган А. А. История предпринимательства российского. М.: Ось-89, 1997 6) Тимофеева А.А. История предпринимательства в России. Учебное пособие. 2016. 7) Бессолицын, А.А. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства / А. А. Бессолицын. – М.: ГУВШЭ, 2005. 8) Мандрик, А. Т. История предпринимательства в России: учеб. пособие / А. Т. Мандрик. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2006. 9) Кулишер, И.М. История русской торговли и промышленности / И. М. Кулишер. – Челябинск: Социум, 2008.
Отрывок из работы

2.1Зарождение предпринимательства в Древней Руси. История формирования предпринимательства в России непосредственно связана с историей самой России – ее появления, развития, распада и становления: Киевская Русь, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, реформы Петра I, Екатерины II и Александра II, проводимые Россией войны. Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. В своем изначальном состоянии торговая деятельность была похожа простому натуральному обмену. Торгово-экономическая деятельность у восточных славян была еще вплоть до образования Древнерусского государства. Уже в VIII – начале IX веков, торговля становится важной областью хозяйственной деятельности восточных славян. Первыми предпринимателями можно считать профессиональных торговцев. Их возникновению поспособствовали: формирование ремесленных поселений и местных рынков, накопление у племенной знати излишков сельскохозяйственной продукции. Но сперва торговая деятельность была занятием только для общественных верхов: князей, их дружинников и достаточно маленькой группы состоятельных горожан. Княжеская дружина и городское купечество представлялись одним общественным слоем, который носил общее название Руси и занимался исключительно войной и торговлей. Характер экономического быта Античной Руси целиком зависел от условий природы местности и естественно-географического положения, той территории, которую заселили славянские племена. По этой причине, главную значимость в торгово-обменных взаимоотношениях в данный период представляли Днепровские реки, которые представляли собой естественные пути для транспортировки товаров. Эффективный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался обширным формированием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), который жил примерно в конце XII - начале XIII века, совмещал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. Он не только предоставлял кредиты, но и брал их. В период Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Наиболее известный основоположник рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири. Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество разных храмов, были инициаторами отправления отрядов Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Строгановы прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Кредит на Руси приобрел особое мнение. Большинство считало, что не по-христиански брать большие проценты. Однако пришлые люди стремились заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что нередко кончалось для них печально. Позже Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, копившийся на народной нужде. Признаком формирования торговли как местной, так и между отдельными княжествами считались становившиеся все более множественными сборы и пошлины, которыми облагалась торговля. Эти сборы содержали: мыт (с воза или лодки с товаром), мостовщину (за проезд по мосту), тамгу (пошлину с ценности товара), гостиное (за склад товара в торговом помещении), явку (при предъявлении товара властям) и др. Торговые сборы составляли существенную часть княжеских доходов. Важнейшими статьями межобластной торговли считались хлеб и соль, стоимость на них существенно колебались, в особенности во время неурожаев и торговых блокад на коммуникациях во время княжеских междоусобиц, которые в рассматриваемый период были частыми. 2.2. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности. В XII-XV веках на Руси настал период феодальной раздробленности. Вследствие формирования новых внутренних рынков и перемены характера торговли в данный период предпринимательство встало на новые пути формирования. В XII-XIII веках на Руси возникли четыре наикрупнейших межобластных рынка. Они охватили: северо-западную Русь (Новгород, Псков и другие); северо-восточную (Ростов, Суздаль и другие); южную (Киев, Чернигов и другие) и юго-западную (Владимир-Волынский, Галич и другие). Появление и функционирование этих рынков были обусловлены отличиями их географических условий и начавшейся специализацией отдельных районов огромной территории Руси. Рынки различались источниками поступления товаров и в том числе ценами на них. В данный период формирование торговли и предпринимательства в Новгороде приобрело высокое значение. Его отделение как самостоятельного государства началось с 30 – 40-х годах 19 века. На данный процесс повлиял акт, сформированный Ярославом Мудрым в 1019 году, об избавлении Новгорода от уплаты годичной дани Великому Князю. В тоже время закончилось развитие государственности в Новгороде. Но только через сто лет – в 1136 году – Новгород официально объявил свою независимость. Класс настоящих новгородских торговцев все же был показан купцами, которые, как правило, либо работали у бояр, применяя их капиталы и кредиты, или служили комиссионерами в их торговых оборотах. Свободолюбие и экономическая активность предприимчивых жителей Новгорода провоцировали формирование их наиболее различных способностей, отображались буквально во всех сферах городской жизни. Здесь впервые на Руси появилось летописание, большая часть русских книг XI-XV вв. написаны в Новгороде. Живопись (иконы) и архитектура Древнего Новгорода составили конкретный этап в развитии русского национального искусства. Новгородские берестяные грамоты, имевшие экономический и бытовой характер, были неповторимы. В них широко отражены особенности экономической жизни города, не отмеченные в других источниках. Экономическая и предпринимательская активность была характерна для всех слоев населения Новгорода. 2.3Монголо-татарское нашествие и предпринимательство. Основной свой удар монголы сделали по рынку и городам. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль и многие другие были целиком разрушены. Только лишь некоторые значимые города в Западной и Северной Руси, такие, как Смоленск, Новгород, Псков и Галич, избежали разорения в этот период. Целая группа населения ? ремесленники и торговцы была «уничтожена как класс», «раскулачена» монголами. Исчезают целые отрасли ремесленного производства: искусство перегородчатой эмали, техника чернения, производство глазированной и полихромной керамики, включая декоративные изразцы, производство стеклянных бус и браслетов, искусство резьбы по камню, изготовление булатных мечей и т.д. Подрыв товарного производства и товарного обращения стал итогом. Пресекается нацелившийся в конце XI века начале XII века переход к мелкотоварному производству в ремесле. Все это сделало значительную брешь в удовлетворении потребительского спроса. Сельское население зависели от того, что они изготовили лично у себя дома. Князья и бояре не имели альтернативы совершенствованию ремесел в личных имениях. На население городов возлегла главная тяжесть выплаты дани в Орду. Потеря большого числа денежных средств в Орду привела к почти полному завершению денежной чеканки в княжествах, что нанесло удар по развивающимся товарно-денежным взаимоотношениям и восстановило обычный продуктообмен, сводило к минимуму возможность накопление капиталов в руках торгово-ремесленных людей, а кроме того задерживало преобразование горожан в средневековое бюргерство, из среды которого в последующем должны были выделиться буржуазные элементы (т.е. собственно предприниматели). Предполагаемая века тенденция к формированию в более развитых русских городах типичного для средневековья «городского строя» в XI веке начале XIII была прервана. Европейские структуры, довольно сильные в до монгольской Руси были раздавлены. Итог – лавинообразное возрастание архаизации всей жизни. Присваивающее хозяйство начинает развиваться в ущерб производящему. С экономической точки зрения монголы сделали на Руси концепцию жесточайшей редистрибуции, изымавшей из торговых городов весь прибавочный и часть требуемого продукта. Ордынцы взимали с русского населения дань и корм, не считая множественных презентов, которые доставляли русские князья в Сарай и Каракорум в ходе первого пятнадцатилетия после завоевания. Орда усилила налоговый пресс, введя в его функционирование жестокую регулярность и планомерность после того как последние очаги сопротивления были сломлены. То обстоятельство, что редистрибуции подлежали не только вещи и деньги, но и сами люди, было одним из наиболее трудных. Монгольская политика забирать опытных мастеров и квалифицированных ремесленников накладывало тяжелое бремя на русские города. К великому хану посылалась квота наилучших русских ювелиров и ремесленников. Кузнецы, оружейники, шорники и так далее также поступали в распоряжение дома Джучи, а также высших военачальников монгольских армий. В монгольском мире очень истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций рассредоточение русских мастеров-ремесленников. Кроме того, русские должны были с определенного количества дворов поставлять в орду подневольных воинов и просто рабов. Все более и более разоряя их, дань эта сдиралась с русских городов с жесточайшей беспощадностью. 2.4.Развитие предпринимательства в Московской Руси. XIV-XV века обусловлены первым условным периодом формирования предпринимательства в Московском княжестве. Невзирая на присутствие междоусобных конфликтов и опустошительных набегов внешних врагов, это время постепенного и последовательного возвышения Москвы, что благотворно отражалось и на положении купечества. Совместно с возрождением ремесел после 1240 года шло активное восстановление нарушенных торговых взаимосвязей русских земель. Этому поспособствовала и заинтересованность в этом правителей Золотой Орды, получавших значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Вместе с Новгородом Великим, Псковом и Смоленском оживленными центрами внутренней и внешней торговли в XIV-XV веках стали Москва, Нижний Новгород, Тверь. Вокруг них и других крупных городов сформировались областные рынки, налаживались межобластные связи. Больше всего сохранилось свидетельств о торговле зерном, солью, пушниной, льном и рыбой. Наиболее основной фигурой в предпринимательстве оставался крестьянин, который вывозил на рынок продукты, чтобы оплатить налог. Местную торговлю вели главным образом мелкие торговцы, покупавшие и продававшие незначительные партии товаров. Абсолютно понятно, что такая торговля не смогла бы обеспечить накопление в руках купечества значительных капиталов. Накопление купеческих капиталов было связано с развитием внешней торговли, при условиях, когда главной хозяйственной единицей сохранялся Княжеский двор и он же выступал в качестве основного потребителя товаров, тем более, что Москва находилась на перекрестке основных торговых как водных, так и сухопутных путей. Что касается возрождения предпринимательства, то в таком случае в известной ступени оно было сопряжено с ремеслом и сельским хозяйством. Углубление специализации и упрощение технологий ремесленного производства поспособствовали удешевлению изделий массового спроса, предназначенных для сбыта на рынке, и были существенными в связи с невысоким платежеспособным спросом населения. В городах ремесленники занимались изготовлением изделий в основном на заказ и лишь иногда выносили их на рынок. В условиях сохранения ордынского ига и нестабильности жизни выручку, полученную от продажи изделий, в оборот не пускали, а прятали в "кубышки" – специально изготовленные сосуды сферической формы, что, безусловно, не способствовало расширению производства. Так как главными заказчиками были государство в лице князя и церковь, максимальное формирование получили такие отрасли ремесленного производства, как создание оружия, монет, колоколов и различной церковной утвари. Наибольший простор для развития предпринимательства по-прежнему представляла торговая деятельность. Наиболее важным был всплеск предпринимательской активности в относительно более выгодной и сравнительно независимой внешней торговле. Здесь же сосредотачивались и наиболее крупные капиталы. Таким образом, в рассматриваемый период, основным предпринимателем являлся русский купец, а главной сферой предпринимательства оставалась торговля. Главными сдерживающими условиями для развития предпринимательской деятельности на Руси были однородность элементов ее экономической жизни, натуральное княжеское хозяйство и традиции общины. Представители купечества, подобно другим сословиям, рассматривались московскими властями как государевы прислуги, вынужденные осуществлять всевозможные поручения и беспрекословно подчиняться великокняжеским указам. Представители делового мира в последующем попадали под гнет налогов военно-бюрократического и чиновничьего государства, освобождаясь от данных пут по мере централизации государства и собирания земель. 2.5.Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного. Новым этапом в формировании предпринимательства становится XVI век, который ассоциируется с правлением Ивана IV (1533-1585 гг.). Именно в рамках этого периода наступает процесс развития централизованного государства. В этот период подготавливаются условия, в целом благоприятствующие возникновению русского торгового предпринимательства. Это приобретает проявление в расширении трех взаимосвязанных процессов. 1.Прослеживается рост количества городов, которые из городов-крепостей постепенно трансформируются в торгово-промышленные центры. 2.В рассматриваемый период панируются и со временем становятся все более крепкими рыночные связи между регионами Русского государства. Этому способствует зарождающаяся специализация ремесленников отдельных городов и областей в изготовлении той или иной продукции. 3.Государство со временем покрывается сетью крупных или малых рыночных центров сельской и городской торговли – рядков, ярмарок. Новым явлением в организации торговли в XVI веке явилось возникновение в городах гостиных дворов, в которых вели торговлю в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем наиболее активного, чем прежде, формирования хозяйственных взаимосвязей между различными регионами Русского государства. В XVI век в составе купечества и характере его торговой деятельности совершаются значительные качественные сдвиги. 1.В Москве складывается относительно мощный (сравнительно с другими городами) слой торговых людей, располагающих внушительными капиталами, что явилось итогом принудительного переселения (свода) в Москву состоятельных новгородских, псковских, смоленских, вятских купцов. Данный процесс продолжается вплоть до конца XVI века. Так, в 1569 году в столицу были переведены 145 семей из Великого Новгорода. В том же году в Москву было взято 500 человек из Пскова и 470 из Переяславля Залесского. Имели место переводы и из Великого Устюга, Вязьмы, Твери, Старицы, Ржева. 2.Проходит встречный процесс, обусловленный политическими соображениями центральной власти, – перевод московских торговых людей на жительство в центры бывших самостоятельных княжеств, прежде всего, в Новгород и Псков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 22 страницы
100 руб.
Реферат, История, 10 страниц
100 руб.
Реферат, История, 15 страниц
150 руб.
Реферат, История, 24 страницы
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg