Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические подходы и содержательные аспекты молодёжного досуга в современном социокультурном пространстве.

natalya1980er 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Объект исследования – молодежный досуг. Предмет исследования – формирование досуговой культуры современной молодежи. Цель исследования – изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых учреждений и выработать практические рекомендации по его совершенствованию. Основные задачи исследования: 1. Определить особенности и функции досуга у современной молодежи. 2. Составить обзор социально-психологических особенностей молодежи. 3. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга. 4. Проанализировать деятельность культурно-досуговых учрежденийг. Ставрополя по организации молодежного досуга. 5. Проанализировать молодежную социокультурную среду и инфраструктуру г. Ставрополя. 6. Изучить и охарактеризовать молодежную аудиторию в ночных клубах и в развлекательных центрах г. Ставрополя. 7. Определить общие пути усовершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации молодежного досуга. Базой исследования является спортивно-развлекательный центр «Русь», ночной клуб «Incognito», ночной клуб-ресторан «Cухой закон», развлекательный центр «Квествилль» г. Ставрополя. Методы исследования: ? теоретический анализ литературы; ? изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи; ? беседы; ? анкетирование; ? наблюдение. Практическая значимость исследования: рассмотренные в ходе исследования материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами, работающими в культурно-досуговых учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодёжного досуга.
Введение

Актуальность научного осмысления обозначенной темы данной курсовой работы бесспорна, так как на нынешний день ее составляющие скорее намечены, чем глубоко анализированы. Остро чувствуется надобность концептуальных наработок, внедрение уже имеющихся теоретических образцов в практику формирования досуговой культуры у молодёжи на сегодняшний день. В течении последних десятков лет социокультурная обстановка встаёт перед нами целым рядом неблагоприятных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни людей: потерей нравственных ориентиров, отхождение от культуры и искусства молодёжи, существенным уменьшением финансирования учреждений культуры, в том числе и качества деятельности современных культурно-досуговых центров, задачами которых стали формирование социальной активности и творческого потенциала, организация разноплановых форм досуга и отдыха, а также создание условий для полной самореализации личности в досуговой сфере. Кроме того, в течении времени увеличивается потребность периодического обновления содержания деятельности культурных учреждений, усовершенствование методов ее осуществления, обновлённых досуговых технологий, перестройка формирования досуговой культуры у населения, а в особенности у современных молодых людей. На сегодняшний день остро чувствуется необходимость в формировании у молодых людей общей культуры, а так же культуры досуга. Ее наличие придает личности полную сформированность, осмысленное отношение к свободному времени как к неотъемлемому социокультурному благу, формирует у молодежи своеобразный «иммунитет» к безнравственности. Степень разработанности проблемы. Методологическими основами данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в сфере культуры и досуга (И.В. Бестужев-Лада, В.Г. Бочарова, Б. Грушин и др.), а так же по вопросам основ психологии личности (Г.М. Андреева, И.Ю. Кулагин и др.). Рассмотрение и разбор проблем молодёжного возраста находит свое место в российской философии, социологии, психологии, социально-культурной деятельности. Социально-философские проблемы молодежи как неотъемлемой социальной группы нашли свое отражение в исследовательских работах С.Н. Иконниковой, Б.С. Ерасова, Д.М. Гвишиани и др. Они говорят о том, что в отечественной науке преобладает социально-философский и культурно-исторические подходы к обозрению социальных явлений и отведению места и роли молодых людей как особой демографической группы. За последние десятки лет заметно выросло внимание исследователей, таких как Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, Л. С. Жаркова, А. М. Демченко, Т.Г. Киселева, Е.М. Клюско, В.С. Садовская к проблемам социально-культурной деятельности. Основополагающими положениями для полного рассмотрения данной проблемы явились работы, связанные со досуговой сферой: Ю.А. Стрельцова, Т.Н. Николаевой, В.Е. Новаторова. Не менее важное значение для исследований имели исследовательские работы по социально-культурной деятельности: Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.Н. Ерошенко, Ю.А. Стрельцова; и культурологии: Б.С. Ерасов и другие. Основной вклад в теорию организации досуга молодежи внесли такие учёные, как И.Н. Ерошенко, А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко, И.В. Бестужев-Лада. В трудахА.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Б.Г. Мосалев излагаются проблемы культурно-досуговой деятельности, концепции, технологии и признаки досуговой деятельности. Возрастные особенности, физические и психические возможности, психологические характеристики молодёжи рассмотрены в трудах И.Ю. Кулагиной «Возрастная психология», В.Н. Колюцкого «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека» и др. Нельзя не отметить исследования, описывающие проблемы клубной деятельности, Ю.А. Стрельцова, С.Н. Иконниковой, В.Е. Триодин, А.К. Флиер и Т.Е. Шехтер.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЁЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 1. 1. Социально-психологические особенности молодёжного возраста…… 1. 2. Досуг как часть молодёжной субкультуры……………………………... 1. 3. Специфика проведения молодёжного досуга в культурно-досуговых учреждениях…………………………………………………………………. ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. СТАВРОПОЛЯ) 2. 1. Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений г. Ставрополя……………………………………………………………………. 2. 2. Молодёжные студии и любительские молодёжные объединения, работающие в учреждениях культуры г. Ставрополя…………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс. 2. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство. 3. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат. 4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. - М.: Просвещение. 5. Вишняк, А.И., Тарасенко, В.И. Культура молодежного досуга [Текст] / А.И. Вишняк. - Киев: Высшая школа. 6. Воспитательная деятельность клубных учреждений [Текст]. - М: НИИ культуры. 7. Высокая культура избавит нас от нищеты [Текст] // Встреча. - М., - С.4-6. 8. Гагин, В.Н. Интересно ли в вашем клубе? [Текст] / В.Н. Гагин. - М.: Политиздат. 9. Горбатова, И. Создавать защитную среду [Текст] / И. Горбатова. // Встреча - М. 10. Грушин, Б. Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б. Грушин. - М: Профиздат. 11. Горбатова, И.И., Каменец, А.В. Деятельность клубов: Аналитический обзор [Текст] / И.И. Горбатова. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф. 12. Горохов, А. Музпросвет [Текст] / А. Горохов. - М.: «Ад Маргинем». 13. Демченко, А. Возможности российского досуга [Текст] / А. Демченко // Клуб - М. 14. Дискин, И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития [Текст] / И.Е. Дискин. - М.: Экономика. 15. Ерасов, Б.С. Социальная культурология [Текст]: учеб. пособ. / Б.С. Ерасов. - М: Аспект пресс. 16. Ерошенко, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенко. - М.: НГИК. 17. Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы [Текст]: учеб. пособ. / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение. 18. Запесоцкий, А.С. Из истории молодежной культуры: возникновение и развитие дискотек [Текст] / А.С. Запесоцкий. - СПб.:СПбГУП. 19. Запесоцкий, А.С. Музыка и молодежь [Текст] / А.С. Запесоцкий. - М.: Знание. 20. Иконникова, С.Н. Диалоги о культуре [Текст] / С.Н. Иконникова. - М.: Лениздат. 21. История возникновения дискотек [Электронный ресурс] / www.culture. studentu.ru 22. Калинин, И. Клубные парадоксы [текст] // Встреча / И. Калинин. - М. 23. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях [Текст]: учеб. пособ. / А.В. Каменец - М.: МГУК. 24. Карпов, А.В. Понятие «Художественный рынок» в социально-гуманитарных науках [Текст] // Художественный рынок как объект гуманитарного знания / А.В. Карпов: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года. - СПб.,СПбГУП. 25. Киселева, Т.Г., Красильникова, Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика [Текст] / Т.Г. Киселева: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР. - М. 26. Киселева, Т.Г., Красильникова, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст]: учебное пособие / Т.Г. Киселева. - М. 27. Клуб: Культура досуга [Текст] - М.: Профиздат. 28. Клубоведение [Текст]: учеб. пособ. / Под ред.В.А. Ковшарова - М.: Просвещение. 29. Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности [Текст] / Е.М. Клюско. - М.: НИИ культуры. 30. Козлов, А.С. Рок: истоки и развитие [Текст] / А.С. Козлов. - М.: «Мега-Сервис». 31. Волгоград из Интернета [Электронный ресурс] / www.yuga.ru. - 15.08.05. г. 32. Краткий словарь по социологии [Текст] / Под общей ред. Гвишиани Д.М. Лапина Н.И. - М.: Политиздат. 33. Кулагин, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. [Текст] / И.Ю. Кулагин - М.: ТЦ "Сфера" при участии "Юрайт-М". 34. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебное пособие / Под ред. Жаркова, А.Д., Чижикова, В.М. / А.Д. Жарков. - М.: Изд-во МГУК. 35. Культурная политика России / история и современность/ [Текст]. - М.: Мин-во культуры. 36. Мир развлечений [Электронный ресурс] / www.futureoftenewspaper.com 37. Молодежная эстрада [Текст]: музыкально-познавательный альманах. - М.: Искусство. 38. Мосалев, Б.Г. Досуг [Текст] / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК. 39. Музыка: энциклопедия [Текст] / Под ред. К.В. Келдыш. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 40. Николаева, Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки [Текст]: автореф. дис…канд. пед. наук / МГИК. - М. 41. Новаторов, В.Е. Организаторы досуга [Текст] / В.Е. Новаторов. - М.: Сов. Россия. 42. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях [Текст] // Клуб. - М. 43. Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности [Текст]: учеб. пособ. / З.А. Петрова. - М.: МГИК. 44. Современная молодежь [Электронный ресурс] / www.wan-press.com 45. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры [Текст]: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М. 46. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга [текст]: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М. 47. Социология [Текст]: учебное пособие. / Под. ред. Э.В. Тадевояна. - М.: Знание. 48. Скрипунова, Е.А., Морозов, А.А. О предпочтениях городской молодежи [Текст] // Социс / Е.А. Скрипунова. - М. 49. Стрельцов, Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе [Текст] / Ю.А. Стрельцов. - М.: Просвещение. 50. Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы [Текст]: учеб. пособ. / Ю.А. Стрельцов. - М: Просвещение. 51. Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы [Текст] / В.Е. Триодин. - М: Просвещение. 52. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» на 1997-1999 годы [Текст] // Российская газета. 53. Флиер, А.К. Массовая культура и ее социальные функции [Электронный ресурс] / А.К. Флиер. - www.culture.gov.ru 54. Шехтер, Т.Е. Современное искусство и арт-рынок [Текст] // Художественный рынок как объект гуманитарного знания / Т.Е. Шехтер: Матер. ежегодной межвуз. науч.-практич. конф.21-23 января 2004 года. - СПб.:СПбГУП, 2004. - С.8.
Отрывок из работы

1. 1. Социально-психологические особенности молодёжного возраста Перевод страны на рыночную экономику повлек обширные метаморфозы социального положения различных групп населения, в том числе и тех, которые изначально считались носителями идей. Одно из главных мест в новых жизненных и социальных условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры в основном определяет будущее общества. Молодость охватывает период от 14 до 29 лет, период когда человек прочнее утверждается во взрослой жизни. Высшая граница молодости может основательно сдвигаться, особенно в сторону зрелости. Некоторые авторы ее продлевают до 35-ти лет. Молодой возраст – это, в первую очередь, время основания семьи и её устройства, период изучения выбранной профессии, определение отношения к обществу и жизни в нём. Для молодости характерен оптимизм. Человек вступает на путь реализации своей жизненной цели и замысла, он активен во всём, желает осуществить свои планы. В молодости более доступны самые сложные виды профессий, а также полноценно происходит общение, легче устанавливаются и полнее развиваются личные отношения. Молодой возраст является оптимальным периодом для самореализации. В молодом возрасте формируется и развивается: ? самосознание – целостное представление о своём внутреннем мире, психологическое отношение к самому себе, оценку своей внешности, умственных, духовных, волевых качеств, полное осознание своих достоинств и недостатков, на основе этого возникают потребности целенаправленного самосовершенствования; ? своё собственное мировоззрение как общая система взглядов, знаний и убеждений своей жизненной позиции, опирающаяся на сформированную ранее сумму знаний и способность к абстрактному мышлению, без чего формирование разрозненных знаний в единую систему невозможно; ? стремление по новой и критически переосмыслить всё находящееся вокруг, утвердить свою самостоятельность, создать собственные теоретические представления о смысле жизни, любви, счастья и т п. Молодой возраст выступает как время принятия взрослых и ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь индивида, базовый психологический процесс, становление самосознания и устойчивого представления о своей личности, о своём «Я». Становление самосознания происходит по следующим направлениям: ? раскрытие своего внутреннего мира – восприятие своих эмоций не как производные от внешних происшествий, а как состояние собственного «Я»; ? появление осознания необратимости времени, понимание конечности своего существования. Осознание своих настоящих целей, жизненных стремлений, выработка жизненной стратегии–это основополагающий элемент самосознания; ? формирование целостного представления о себе, отношения к себе, причем вначале оцениваются молодым человеком особенности его внешности, а потом уже психологические, интеллектуальные и волевые качества; ? формирование самоуважения– обобщенного отношения к самому себе. Молодой человек максимально работоспособен, он наиболее легко переносит различного типа нагрузки, обнаруживает способность к овладению комплексными методами интеллектуальной деятельности. В молодости наиболее легко познаются выбранные профессии, умения, навыки и знания, изменяются требуемые индивидуальные и деятельностные качества (способности к организации, находчивость и аккуратность и т.п.). В социологии выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на социальное развитие молодёжи. С одной стороны, меняющиеся субъективные и объективные условия макросреды обходят возможность включения молодёжи в социальную структуру общества, что однозначно сказывается как на формировании социального образа молодёжи, так и на степени сформированности всей социальной структуры. С другой стороны, черты общественного прогресса, влияют на потребности молодёжи, интересы и ценностные ориентации ,что в итоге, также отражается на общественном образе современной молодёжи. Молодёжь, в большей степени, характеризуется теми общественными отношениями и формами, которые определяют её как отдельную социальную и демографическую группу. Социальные черты молодёжи определяются особенной позицией, занимающей в процессе воспроизводства общественной структуры, а также способностью не только перенимать, но и улучшать сложившиеся социальные отношения. Молодежь – социальная и демографическая группа, которую выделяют на основе совокупности возрастных характеристик, черт общественного положения и обусловленных социально-психологических свойств, определившихся общественным строем, культурой, законами социализации и воспитанием данного общества. Современные возрастные границы молодёжи от 16 до 35 лет. Определённые условия жизни молодёжи определяют особенности молодёжного самосознания, единство структурных элементов которого и образует мотивационные силы молодых людей. Для того, чтобы помочь молодым людям необходимы знания тенденций развития культуры молодёжи, психологических черт и т.д. Социология изучает молодежь как социальную общность, особенности ее становления в социуме, воспитания, процесс общественной преемственности и принятия молодежью навыков и опыта старших поколений, формирование жизненных стратегий, ценностных ориентацией, а так же выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социально-культурным работникам, для того чтобы эффективно построить свою работу. На высшей границе развития молодые люди определяются достижением профессиональной самостоятельности и личной стабильности. В этот период человек проживает важнейший этап семейной и несемейной социализации. Социализация–это процесс становления и устойчивости личности, усвоения ценностей, установок образцов поведения, устоявшихся в данном обществе. Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность, для которой своё собственное отношение к окружающим, явлением и предметам, характерно определенное поведение в разных ситуациях. Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта. Становление полноценной, творческой личности – процесс длительный и противоречивый. В молодом возрасте личность конкретного человека, подчиняется всем характерным каждой личности закономерностям развития и формирования. Эти закономерности выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к себе и к окружающей действительности в которой этот человек находится. Каждая личность связана самым прямым образом с окружающим миром, обществом, и, прежде всего, связана взаимоотношениями, складывающимися через производство и потребление разного рода благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его самосознания. 1. 2. Досуг как часть молодёжной субкультуры Прежде чем рассмотреть досуг как составляющую молодежной субкультуры, обратимся к термину «социально-культурная деятельность» (СКД). Понятий социально-культурной деятельности существует очень много. Многие исследователи трактуют его по-разному. Например, А.Д. Жарков в учебнике «Культурно-досуговая деятельность» раскрывает понятие «социально-культурная деятельность» именно так: «СКД (социально-культурная деятельность) – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга». Т.Г. Киселева и Ю. Д Красильников в учебнике «Основы социально-культурной деятельности» доказывают, что СКД поистине может рассматриваться как отдельная подсистема общей системы становления личности, социального воспитания и образования. Знание основ социально-культурной деятельности необходимо для усовершенствования культурно-досуговой сферы. Культурно-досуговая деятельность– составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами. Важность социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга людей, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов социума в целом. В данный период времени главной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи является организация молодёжного досуга. Но, к сожалению, в силу экономических трудностей социума, отсутствия должного количества культурных учреждений и, как следствие, недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны органов власти, происходит развитие не институциональных форм досуга молодёжи. Особенно важное место в социально-культурной жизни общества принадлежит свободному времени. Это время предназначено для развития различных способностей и для удовлетворения общественных потребностей. По структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Особенность досуговой деятельности заключаются в преобладании личных интересов, склонностей, в отделённости от жестоких социальных требований, регулирующих другие сферы жизнедеятельности человека. В современных условиях досуговая деятельность самоценна, она в идеале служит формированию способностей, реализации интересов и планов, нравственному развитию личности. Досуговая деятельность проявляется в многообразии форм, которые классифицируются по различным признакам: ? по субъекту деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); ? по месту существования (домашнее и внедомашнее); ? по характеру организации деятельности (организованные и неорганизованные); ? по наличию творческого элемента (активные и пассивные). Формы досуговой деятельности постоянно изменяются. Они постоянно развиваются, изменяются, исчезают и появляются вновь. Социально-культурная ценность молодёжного досуга состоит в том, что она зачастую требует от личности молодого человека принципиально новые её свойства и качества в большей мере стимулирует у нее формирование творческих способностей, создает благоприятные условия для самореализации. Изучение основного содержания свободного времени и его социокультурных ресурсов невозможно без знания его сложившихся уровней. В научной литературе выделяют следующие основные виды свободного времени: ? отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия; ? развлечение, выполняющее роль «психологической разрядки» упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующее недостаток разнообразия в труде и не только; ? просвещение, служащее средством развития разума, формирования воображения, а так же эстетических и нравственных чувств; ? творчество, соответствующее корневой и универсальной потребности индивида в самовыражении и изменении реальности в познании, окружающего мира и экспериментальной деятельности в нём; ? созерцание явлений природы и бытия, которое уводит от мелких забот, низменных желаний, эгоизма, даёт возможность возвыситься над «злобой дня» и постигнуть суть явлений. Отметим, что все вышеперечисленные виды организованного свободного времени переплетаются. Так как досуг – неотъемлемый аспект свободного времени, то перед молодёжью появляется свободный выбор разных вариантов видов досуга. На сегодняшний день разновидности досуга манят молодых людей своей свободой в смысле организации, эмоциональной окраске, позволяют комбинировать различные виды деятельности (физическую, интеллектуальную, творческую, созерцательную, трудовую и игровую). Большинство молодых людей досуг в социальной сфере является ведущей деятельностью в социально-культурном общении и самореализации индивида. Заметим, что все эти положительные черты деятельности в сфере полезного досуга пока еще не так хорошо раскрыты, чтобы стать общераспространёнными, а также войдут в повседневную жизнь современной молодежи. На практике молодежный досуг обозначает наиболее привлекательные виды полезного отдыха (таковыми являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН), но, иногда, центры культурного развития строят свою работу, упуская перемены в интересах молодёжи. Оптимизация деятельности культурно-досугового центра по организации досуга на данный момент является актуальной проблемой. Сфера досуга молодёжи имеет свои отличия. Молодежный досуг отличен от досуга других возрастных групп. Это выражается в особенных духовных и физических потребностей, социально психологических факторов. Важная задача – научиться концентрировать свою деятельность в часы досуга на решение общих задач и цели, достижении своих жизненных идеалов, развитие и улучшение только ему присущих сил, эти умения и качества индивида определяют социальное самосознание молодого человека, получение им радости от своего свободного временем. Связь культуры молодёжи и досуга базируется на поисковой, творческо-экспериментальной деятельности. Молодежь предпочитает игровую деятельность, вовлекающую в процесс психику, порождающую нескончаемый поток эмоций. Представители различных молодёжных групп требуют новых ощущений, для них однообразная деятельность скучна. К другим чертам соотношения культуры и досуга относится своеобразие среды их нахождения и протекания. Родительская среда, как показывает практика, не является преобладающим местом проведения досуга молодежи. Большее количество молодых людей предпочитают проводить свободное время не дома, а в компании сверстников. Другое соотношение культуры и досуга характеризуют также те занятия, которым отдается первое место в свободное время. Речь идет о видах досуговой деятельности, способствующих нормальному воспроизводству способности к труду, а так же совершенствованию и развитию молодого человека. У каждого молодого человека вырабатывается собственный стиль досуга и отдыха, приверженность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или же нетворческий. Важность данных потребностей велика, так как наличия только внешних, хотя бы и определяющих факторов, не хватает для реализации целей всестороннего развития личности. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, а так же понимал его необходимость. Культурно-досуговые учреждения являются посредником между личностью и социумом, оказывая огромное влияние на формирование молодежной субкультуры. Понятие молодежных субкультур и поиск собственной жизненной позиции начали реализоваться в неформальных молодежных объединениях. В число этих субкультур входят хиппи, индианисты, байкеры, панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков, которые можно даже назвать радикально-деструктивными. В процессе функционирования этих молодежных групп и объединений реализуются альтернативные досуговые интересы молодёжи. Заметной особенностью молодежной субкультуры стало сильно выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, а так же стремлении приобрести навыки общения с людьми различного социально-психологического плана. Особенность молодежной субкультуры с точки зрения культуры ее организации охватывает многие стороны этого явления –личностные и общественные. Культура досуга – это, в первую очередь, внутренняя культура человека, его качества, которые позволяют содержательно проводить свободное время. Есть прямая зависимость между духовным содержанием человека и его досугом. Но справедлива так же и обратная связь. Культурным может быть только насыщенный и, как следствие, эффективный по своему воздействию досуг. Отличительной чертой молодежной субкультуры является эмоциональная окрашенность, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий, а так же возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом. На сегодняшний день, молодежная субкультура представляет собой общественно-осознанную необходимость. Молодежная субкультура подразумевает под собой свободный выбор человеком досуговых занятий. Поэтому досуг чаще всего рассматривается как реализация интересов личности связанных с саморазвитием, общением и оздоровлением. В этом и заключается основная социальная роль досуга. Современные культурно-досуговые учреждения дают широкие возможности регулированию молодежной субкультуры и возможности непрерывного совершенствования межличностных контактов, а так же ведут работу по разумному использованию свободного времени. В молодежной социокультурной среде города Ставрополя существуют различные образования, представляющие собой альтернативные виды общественных и культурных процессов. Редко они представляют собой вызов обществу, протест против определённых общественных явлений. В Ставрополе, как и в другом большом городе, неформальное молодежное движение существует как неуправляемый государством процесс, противостоящий царящей социальной ситуации. В Ставрополе возникновение вариативных форм культуры неизбежно, так как оно возникает из-за самого факта развитых общественных отношений. Этот процесс абсолютно нормальный. Так как культура любого общества, а демократического в частности, должна интегрировать эти ответвления. Попытки запретить или уничтожить порождают наиболее худшие формы, такие как протестные и фашиствующие группы. В общем же альтернативные формы культуры ведут к обогащению всех существующих культур. Молодежь, как наиболее чувствительная группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми вытекающими из них явлениями. Условия жизни в Ставрополе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные движения, являющиеся скрепляющим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах и общие понятия о социокультурных ценностях. В молодежной социокультурной среде города Ставрополя выделяются группы, объединенные по времяпрепровождению, включающие в себя музыкальных и спортивных фанатов и др. Всех их объединяет одиночество и неумение найти себя. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой общественной и политической активности. Ставропольские молодежные группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными подсистемами (хайрасты, религиозные братства), для которых коллективное общение становится неотъемлемой частью жизни. Основными социальными факторами их возникновения являются: невозможность самореализации в кругу семьи или других социальных группах, или же формальных общественных организациях, а так же отсутствие взаимопонимания, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. В последние годы в Ставрополе произошли большие изменения, связанные с атмосферой вседозволенности, что привело к быстрому росту вариативной молодежной субкультуры. И особенно сейчас актуальными являются исследования процессов, происходящих в данной сфере, прогнозирование возможных социально-культурных ситуаций, выработка стратегии социальной реабилитации и культурного воспитания молодежи. Только этими средствами, объединенными усилиями общества и государства можно контролировать развитие движений в молодежной субкультуре. 1.3. Специфика проведения молодёжного досуга в культурно-досуговых учреждениях Специфика проведения досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях предполагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер молодого человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Необходимо учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность окрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения. Основным местом проведения досуга молодежи традиционно считаются культурно-досуговые учреждения. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества. Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа; туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др. В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений. Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской Работы. Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные. Основное назначение библиотек – собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление. Необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, но, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет - Центров, интернет - салонов и интернет - кафе. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы. За годы перехода к рыночной экономике в России почти полностью разрушена существовавшая ранее система кино обслуживания населения. В настоящее время требуется не только модернизация кинооборудования в наших кинотеатрах, но и реорганизация всей системы кинопроката. Необходимо возродить и отечественный кинематограф. За последние 20 лет в России резко возросло число театров. Рост сети происходит в основном «снизу», по инициативе местных органов власти. Как будет развиваться этот процесс дальше, сказать трудно. Многое зависит от наличия материальной и финансовой базы для театрального дела. Появляются в России и культурно-досуговые учреждения нового типа. Так, например, в крупных городах получили развитие национально-культурные центры. Связано это с большими миграционными процессами, происходящими в нашей стране, и образованием национальных диаспор в местах компактного проживания выходцев из различных регионов. Создавая различные досуговые программы в культурно-досуговых учреждениях для молодых людей, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом мероприятии превращает его в утомительную, а значит и неугодную для отдыха форму. В современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы молодого человека – создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями молодежи. Необходимо добиться того, что бы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами, поднимала их. В культурно-досуговых учреждениях не должно быть таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного участия в них.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 50 страниц
20000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg