Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Организационно – педагогические условия эффективного управления дошкольной образовательной организацией (теоретический аспект)

natalya1980er 3210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 107 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Объект исследования: управление дошкольной образовательной организацией как системой. Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления дошкольной образовательной организацией. Цель исследования: выявление, теоретическая аргументация комплекса организационно-педагогических условий, выделение критериев и показателей, характеризующие уровень управления ДОО которые повысят эффективность управления дошкольной образовательной организацией через множество значений эффективности. Гипотеза: деятельность руководителя дошкольной образовательной организации, направленная на совершенствование условий эффективности управления ДОО. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи: 1) изучить и проанализировать состояние проблемы управления в целом; 2) выделить критерии и показатели, повышающие эффективность управления ДОО и разработать диагностический инструментарий; 3) теоретически обосновать, раскрыть и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления ДОО. 4) разработать требования, которые будут влиять на качество услуг дошкольной образовательной организации, при котором и будет достигаться эффективность управления ДОО. Теоретико - методологической основой исследования выступили: научные положения: системного подхода как общенаучного метода познания и основы управления (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, М.С. Каган, В.Н. Садовский, В.Г. Шорин, Э.Г. Юдин и др.), в т.ч. в теории управления системами образования (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.П. Беспалько В.П. Худоминский, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, Г.Н. Сериков и др.) и производные от него: программно-целевой подход в управлении развитием образования (В.В. Поташник, С.В. Зарайкин, И.Ю. Белая, Г.В. Сериков, А.Н. Троян и др.) и управление образованием в современных условиях рыночной экономики России (в т.ч. теория педагогического менеджмента) (С.В. Кульневич, В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль, В.И. Гончарова, Н.В. Третьякова, А.Х. Бжихатлова, Л.А. Лозовова, Г.Н. Макушева, С.С. Белых, Л.В. Геращенко, С.Н. Алиев, А.А. Скамницкий, Г.А. Балыхин, М.Л. Левицкий, Г.Н. Панкратова и др.); системно-квалиметрический подход (М.В. Старцев, С.Ф. Багаутдинова, М.М. Калейчик и др.); ситуационного подхода к управлению (М.Х. Мескон, Д.А. Поспелов, З.П. Румянцева); процессуального подхода к управлению (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, Г.Н. Сериков); личностно-ориентированного подхода в решении проблем образования (Л.С. Выготский, В.Я. Ляудис, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская т др.); теории социального управления (В.Г. Афанасьев, М.М. Марков). Выбранная основа и поставленные задачи исследования установили ход исследования проблемы, которое осуществлялось в несколько этапов с 2015 по 2017 год на основе статистических данных с 2013 года. На этапах, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, экономической литературы и других научных источников и нормативно-правовых документов по теме исследования, сравнение функционирования и развития различных образовательных систем, метод экспертных оценок, анкетирование, беседа, наблюдение, пооперационный и поэлементный анализ, изучение и анализ документации, моделирование, педагогический, экономический и организационный эксперимент и другие методы исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что дана характеристика ДОО как организационной системы и раскрыты пути оценивания эффективности управления ДОО, представлены особенности формирования организационной структуры, педагогического процесса в условиях рыночной экономики и выявлен механизм эффективного управления организационной, педагогической и экономической деятельности ДОО. Выделен комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления ДОО в условиях рыночной экономики. Практическая значимость выполненного исследования содержится в том, что обобщен опыт эффективного управления системами образования. Исследована специфика особенностей управления ДОО в условиях рыночной экономики. Результаты теоретико-экспериментального исследования позволяют при их внедрении в практику увеличить эффективность управления ДОО. Разработанные по результатам исследования характеристика ДОО как организационной системы, механизм управления организационной, педагогической и экономической деятельности ДОО, комплекс организационно педагогических условий эффективного управления ДОО и индикативные показатели эффективности управления могут быть использованы в практике управления ДОО. Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических положений; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом полученных данных. Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение теоретических источников, моделирование; эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики, математические и статистические методы обработки данных. Этапы экспериментальной работы 1 этап подготовительно -организационный: Анализ существующих авторских образовательных систем и поиск собственной образовательной системы . 2 этап теоретико-аналитический: Он представлял собой деятельность по отработке учебных планов, образовательных программ, методик обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, новых организационных форм содержания детей в ДОО, различных возможных вариантов коммерческой и некоммерческой деятельности в ДОО. 3 этап опытно-экспериментальный: поиску всевозможных дополнительных организационно-педагогических условий, способствующих лучшему регулированию ресурсного обеспечения реализации поставленных задач . 4 этап заключительный: Выделение критериев эффективного управления ДОО. Разработка диагностического инструментария эффективного управления дошкольной образовательной организацией и диагностика представлений руководителей ДОО о развитии дошкольных образовательных организаций. Создание эффективной модели управления ДОО, обеспечивающей его развитие в соответствии с современными требованиями. По результатам исследования опубликовано 2 статьи: 1) Слабко Л.С. Теоретические подходы к определению комплекса организационно-педагогических условий эффективного управления ДОО // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. 294 с. 2) Слабко Л.С. Экспериментальное исследование комплекса эффективного управления дошкольным образовательным учреждением // INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. 222 с. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования определена следующими факторами. Социально-экономические процессы, происходящие в российском обществе и конкретно касающиеся дошкольного образования, подталкивают к переосмыслению и совершенствованию механизма управления ДОО. Это связано с созданием необходимых организационно-педагогических условий, способствующих организационно-экономической и педагогической эффективности управления дошкольной образовательной организацией и позволяющих, с одной стороны, выстроить современный организационно-экономический механизм дошкольного образования и, с другой стороны, совершенствовать педагогический процесс, решая не только задачи образования и воспитания, но и охраны и укрепления здоровья и развития детей. В начале нашего исследования мы пытались найти в уже существующих научных подходах то единство организационно-педагогических условий эффективного управление ДОО. Из анализа литературы по вопросам касающимся управления дошкольным образовательным учреждением (К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, Н.Л. Денякиной, Л.В. Поздняк, Л.Г. Русия, Р.Я. Спружа, А.Н. Троян, Л.И. Фалюшиной, И.А. Селиверстова, С.Ф. Багаутдинова и др.) можно сказать о том, что в качестве организационно-педагогических условий управления ДОО рассматриваются вопросы планирования и анализа работы дошкольных учреждений по организации методической работы и работы коллегиальных органов управления, что несомненно приводит авторов к выводам о составляющих педагогической эффективности управления ДОО. Во многих диссертационных исследованиях С.Ф. Багаутдиновой, А.Ю. Виноградова условием эффективного управления образовательным учреждением рассматривается аналитическая деятельность управленцев как важнейшая составляющая организационных условий, однако в анализе не рассматриваются результаты финансовой деятельности учреждения, которые могли бы наглядно отразить действие социально-экономических тенденций. К сожалению, в литературе по вопросам управления дошкольным образовательным учреждением мы не увидели целостности организационно-педагогических условий эффективного управление ДОО в современных социально-экономических тенденциях, а это на наш взгляд очень важно. Это подтолкнуло нас к необходимости изучения и применения ведущих положений теорий управления системами образования, социального управления и управления в сфере предпринимательства. Проведенный нами анализ отечественной и зарубежной литературы по теории социального управления организационных систем (В.Г. Афанасьев, В.Н. Бурков, П.Ф. Друккер, В.А. Ириков, В.В. Кондратьев, М.Х. Мескон, А.И. Пригожин, А.А. Радугин, М.И. Сетров, Ю.А. Тихомиров, Э.А. Уткин, Р.М. Фалмер, В.И. Франчук и др.), теории управления образовательными учреждениями (Е.С. Березняк, В.И. Зверева, Л.Де Калуве, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, С.П. Машовец, В.С. Пикельная, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Н.С. Сунцов, В.С. Татьянченко, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.) показал, что на современном этапе существуют различные аспекты управления обществом, предприятиями, общеобразовательными учреждениями и даже существуют теоретические предпосылки для решения различных проблем управления, но опять же только теоретические. Особое внимание уделяется в современной науке проблемам эффективности управления организациями. Понятие эффективности управления связывается с различными аспектами деятельности организации: достижение цели деятельности и приближение к максимальному результату (А.А. Радугин, Д.С. Синк, Ю.А. Тихомиров), эффективностью осуществления механизма управления и полнотой реализации управленческих функций (В.Н.Гудков В.А. Ириков, В.В. Кондратьев), рациональным использованием ресурсов и оптимизации процессов в организации (Р. Грант, В.И. Кнорринг, М.М. Поташник). Все же анализ литературных, учебных и научных источников позволяет нам сделать вывод о том, что в управленческом цикле функции не могут быть едиными, на разных условиях существования организации определенная функция управления может становиться приоритетной. Изученные нами источники, по эффективному управлению образовательными учреждениями на разных условиях, рассматривают лишь как составляющие эффективного управления не в полной мере, говоря только в однонаправленном подходе. Многие ученые раскрывали в свои тенденции лишь только в организационных, либо в организационно-педагогических без экономической составляющей. В исследованиях этих авторов используется только экономический подход. В настоящее время существуют различные теоретические подходы по реализации управления. В этих подходах просматриваются организационно-педагогические условия эффективного управления: системный (Ю.А. Конаржевский В.П. Беспалько, Г.Н. Сериков и др.), в том числе от него образованные составляющие: программно-целевой подход (Ю.А. Конаржевский, А.Н.Троян, С.Ф. Багаутдинова, Г.Н. Сериков и др.), теория педагогического менеджмента (авторы Л.И. Фалюшина, В.И. Зверева, С.В. Кульневич и др.) и системно-квалиметрический подход (М.В. Старцев, С.Ф. Багаутдинова, М.М. Калейчик и др.); процессуальный подход (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, и др.); личностно-ориентированный (Г.К. Селевко, В.Я. Ляудис, И.С. Якиманская и др.) и, социально-экономический (А.Х. Бжихатлова, Н.С. Комлев, С.С. Белых, Г.А. Балыхин, Ю.В. Рябченюк, В.П. Михалев, С.В. Зарайкин, А.А. Скамницкий, С.Н. Алиев, Л.В. Геращенко, В.К. Чумаков и др.). Проанализировав и изучив данные теоретические подходы, мы увидели, что нет отдельно взятого подхода, который помог бы нам обнаружить важный для нас единый комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления для того чтобы в дальнейшем сделать и осуществить на практике управления ДОО. Если же исследовать системно эффективность управления ДОО мы пришли к выводу и остановились на таком функционально-структурном подходе, как квалиметрический, где каждую функцию управления ДОО можно оценивать как качество созданных условий и объема затраченных ресурсов и качества полученных нами результатов. Этот подход позволяет сделать анализ проблемы на базе квалиметрии с помощью которого можно изучить методологию и проблематику комплексных оценок качества любых объектов. Такой метод исследовали многие ученые и практики управленческой деятельности как Калейчик М.М., Болотов В.А., Ефремова Н.Ф., Троян А.Н., Старцев М.В., Сафонова О.А., Комарова Е.С., Багаутдинова С.Ф., Корнещук Н.Г. и т.д. Именно выбранный нами квалиметрический подход поможет нам оценить эффективность управления ДОО, и на основании этого даст возможность многосторонней оценки исследуемого объекта. Мы определили, что целостному процессу управления дошкольным образовательным учреждением в условиях рыночной экономики свойственно, прежде всего, внутреннее единство организационно-педагогических условий. Мы пришли к выводу, что необходимо создать целостный комплекс организационно-педагогических условий управления ДОО, именно он и будет являться на наш взгляд залогом эффективности управления в современных социально-экономических тенденциях. Ситуация в нашем случае и помогла наметить и выявить проблему исследования: определить составляющие целостного комплекса организационно-педагогических условий, которые должны достигать одновременно организационно-экономическую и педагогическую эффективность. Несоответствие между возможностями эффективного управления и темпами преодоления сложившихся традиций и стереотипов в подходах к целям и способам управления это и выявило актуальность нашей проблемы исследования. Выявленное противоречие и актуальность обозначили тему исследования, которая обусловливается совершенствованием управления его эффективности, функций и организационно-педагогических условий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ 12 1.1. Теоретико-практические подходы к выявлению проблем управления дошкольной образовательной организацией 12 1.2. Проблемы по изучению эффективного управления ДОО в современной психолого-педагогической и управленческой литературе 20 1.3. Выделение критериев в целях эффективного управления дошкольной образовательной организацией 34 1.4. Организационно-педагогические условия эффективного управления ДОО и оптимальный комплекс 38 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42 ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45 2.1. Этапы опытно-экспериментальной работы , организационно-педагогические условия эффективного управления дошкольной образовательной организацией 45 2.2. Критерии и показатели, характеризующие уровень эффективности управления ДОО и диагностический инструментарий эффективного управления дошкольной образовательной организации 55 2.3. Диагностика представлений руководителей ДОО о развитии дошкольных образовательных организаций 63 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86 ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. 1996. № 7. С. 3–60. 2. Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 199с. 3. Асмолов А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития // Дошкольное воспитание. 1995. № 7. С. 2–12. 4. Афанасьев В.В., Пидкасистый П.И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований // Педагогика. 2001. № 5. С. 12–17. 5. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 26–46. 6. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. 432 с. 7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с. 8. Бабанский Ю.К. Повышение эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с. 9. Бабунова Т.М. Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения // Актуальные проблемы дошкольного образования: сб. науч. тр. Магнитогорск: МаГУ, 2003. С. 41–45. 10. Безрукова В.С. Педагогика Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с. 11. Белая К.Ю. Система управления ДОУ: дис. … канд. пед. наук / К.Ю. Белая. М., 1998. 165с. 12. Беликов В.А. [и др.] Педагогический мониторинг эффективности образовательной деятельности Магнитогорск: МГПИ, 1998. 34 с. 13. Белкин А.А. Гуманистическая педагогика – парадигма образования третьего тысячелетия. М., 2000. 167 с. 14. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. 336 с. 15. Бжихатлова А.Х. Организационно-экономические принципы развития образовательных услуг в рыночной экономике: дис. … канд. пед. наук. Нальчик, 2000. 48 с. 16. Блауберг И.В. Системный подход и системный анализ / И.В. Блауберг, Э.М. Мирских, Н.В. Садовский // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 47–64. 17. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с. 18. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика. 2006. № 1. С.22–31. 19. Бондаренко А.К. [и др.] Заведующий дошкольным учреждением: пособие. М.: Просвещение, 1984. 223 с. 20. Букаев И.В. Организационно-педагогические условия управления конфликтами в первичном производственном коллективе: дис. … канд. психол. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 166 с. 21. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами / отв. ред. В.В. Кульба. М.: Наука, 1994. 157 с. 22. Васильев А.Б. Научно-экономические познания как абстрактная деятельность: философский методический анализ: дис. … канд. филос. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 67 с. 23. Васильев Ю.В. Методы педагогического управления: Подходы к анализу и классификации // Новые исследования в педагогических науках. 1989. № 1. С. 14–23 с. 24. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий: Доклады и материалы к научно-практической конференции. М., 1997. 15–36 с. 25. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1997. 218 с. 26. Вишневская В.П. Педагогическая условия управления учебным процессом педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1998. 168 с. 27. Волченко Н.А. Подготовка студентов вуза к управлению качеством образования в дошкольном учреждении: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 210 с. 28. Вотчель Л.М. Философский анализ онтологических основ предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. филос. наук. Магнитогорск, 2000. 46 с. 29. Гавлюковская Л.А. Дидактические условия повышения эффективности экономико-статистического обучения студентов экономических специальностей педагогических вузов: дис. … канд. эконом. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 103 с. 30. Гартунг Ю.И., Кайдаров К.К.Программно-целевой метод управления качеством учебного процесса. Алма-Ата, 1989. 144 с. 31. Герасимова А.Г. Передовые методы управления – в практику // Специалист. 1990. № 11. С. 34–35. 32. Глинский Б.А. [и др.] Моделирование как метод научного образования: гносеологич. анализ. М.: Изд-во МГУ, 1965. 246 с. 33. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр.. М.: ТОО ИПЦ «Крылья», 1998. 224 с. 34. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 135 с. 35. Гранатов Г.Г. Диалектический метод в психолого-педагогических исследованиях // Вестник МаГУ. 2000. № 2. С. 186–191. 36. Грант Р.М. Современный стратегический анализ: пер. с англ. 5-е изд. / под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. 560 с. 37. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка ь. М.: Госуд. изд. иностр. и национ. словарей, 1955. С. 345. 38. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф.О руководстве детским садом: для молодой заведующей. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1972. 159 c. 39. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: метод. рекомендации / Л.М. Денякина. М.: Новая школа, 1997. 48 с. 40. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2006. 41. Друккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ.. М.: Технолог, школа бизнеса, 1992. 192 с. 42. Дударова Ф.Н. Управление развитием школ-комплексов в республике: дис. … канд. пед. наук. 1999. 42 с. 43. Едакова Е.Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1999. 143 с. 44. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие для вузов. 2003. 311 с. 45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с. 46. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1974. № 4. С. 40–42. 47. Захарова Л.В. Формирование и развитие рынка образовательных услуг: дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2002. 139 с. 48. Зверева И.М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 160 с. 49. Зверева В.И. Как оценить эффективность и действенность управления школой // Менеджмент в управлении школой / под ред. Т.И. Шамовой. М., 1992. 205 с. 50. Злобин Б.К. Маркетинг философия современного рынка // Самоорганизация, организация, управление. M., 1995. С. 97-105. 51. Калейчик М.М. Квалиметрия: учеб. пособие. М.: МГИУ, 2003. 200 с. 52. Калина И.И. Программно-целевой метод как фактор развития региональной системы образования: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 261 с. 53. Климин Е.В. Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 164 с. 54. Клюев Ф.Н. Подготовка руководителей к деятельности по разработке и осуществлению программ инновационного развития учреждения НПО: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курган, 1996. 25 с. 55. Кнорринг В.И. Искусство управления: учеб. пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997. 288 с. 56. Князева О.Л., Маханева М.Д.Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 72 с. 57. Ковкина Ф.С. Организационно-педагогические основы полготовки руководителей образовательных учреждений к опытно-экспериментальной работе (в деятельности ИИК): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1997. 27 с. 58. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Э. Турченко, Л.Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991. 296 с. 59. Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада: пособие для руководителей ДОУ. М.: Просвещение, 2006. 127 с. 60. Корепанова М.В. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. 2006. № 3. С. 10–20 61. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 103–116. 62. Кузнецова В.К. Педагогические основы развития образовательного процесса в условиях учебно-воспитательного комплекса: дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 169 с. 63. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. С. 9–12. 64. Кузякин А. Школы нового типа как зеркало перемен // Частная школа. № 3. 1995. С. 149–155. 65. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. 144 с. 66. Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: метод пособие для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: из опыта работы. М.: Просвещение, 2002. 158 с. 67. Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю удовлетворенности потребителя: диссертация. Новосибирск: НГПУ, 2004. 132 с. 68. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. 224 с. 69. Лехтман В.Ф. Педагогические условия управления инновационными учебными заведением: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 196 с. 70. Лозовова Л.А. Институционально-экономические структуры и тенденции развития рынка образовательных услуг в транзитивной экономике России: дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004. 26 с. 71. Лопаткин В.М. Интегративные тенденции в развитии региональной системы педагогического образования: диссертация. Новосибирск: НГПУ, 2004. 463 с. 72. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с. 73. Люблинская А.А. Еще раз о преемственности в работе детского сада и школы // Дошкольное воспитание. 1982. № 8. С. 31–34. 74. Майер А. Программа развития дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное образование: прил. к газ. «Первое сент.». 2005. Янв.(№1). С. 7–18. 75. Макушева Г.Н. Функционирование и развитие рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг. Барнаул, 2002. 144 с. 76. Марков М. Теория социального управления. М., 1978. 447 с. 77. Мескон М.Х. Менеджмент – наука управления. М.: Дело, 1991. 187 с. 78. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А., Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания: метод. рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. № 5–6. С. 17–27. 79. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. 200 с. 80. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.,Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с. 81. Погребняк Л.П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты (в вопросах и ответах). М.: Сервисшкола, 2003. 208 с. 82. Поддьяков Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С 69 -73. 83. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986. 288 с. 84. Радугин А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. М., 1997. 429 с. 85. Распопов В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ: учеб. пособие для студ. экон. специальностей пед. институтов. Магнитогорск: МГПИ, 1994. 112 с. 86. Рыбалова И.А. Менеджмент качество в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 3. С. 17–22. 87. Рябченюк Ю.В. Взаимосвязь социальных нормативов и нормативов бюджетной обеспеченности в управлении социально-экономическим развитием муниципального образования: дис. … канд. экон. наук. СПб., 1999. 185 с. 88. Савинков Л.А. Педагогическое Обеспечение преемственности управления образовательным процессом гимназии: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1998. 161 с. 89. Садовский В.Н. Блауберг И.В., Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с. 90. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 47 с. 91. Селиверстова И.А. Содержания и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1999. 172 с. 92. Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. 171 с. 93. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М.: Педагогика, 1997. 264 с. 94. Стерхина Р.Б. Материалы по организации функционирования дошкольных учреждений. М., 1993. 43 с. 95. Табунидзе Л.В. Стратегическое планирование ДОУ // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 5–9. 15 с. 96. Татьянченко B.C. Системный подход как средство повышения уровня внутри школьного планирования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1977. 22 с. 98. Третьякова Н.В. Маркетинговые стратегии как инструмент развития рынка образовательных услуг региона. Ростов н/Д, 2004. 219 с. 99. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательный учреждением: учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 206 с. 100. Фадеева Е.И. Технология обучения руководителей ОУ преодолений личностных затруднений в управлении: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 155 с. 101. Фалюшина Л.И. Технология менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: учебно-метод. пособие. М.: АРКТИ, 2005. 141 с. 103. Фролова И.М. Аналитико-синтетический подход к исследованию системы управления организацией: дис. … канд. экон. наук. Оренбург, 2000. 192 с. 104. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь управления образования как социальной системой. Уральское издательство, 2003. 103 с. 105. Худоминский П.В. Государственно-общественная система управления народным образованием. М., 1991. 43 с. 106. Шемятихина Л.Ю. Развитие персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 161 с. 107. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
Отрывок из работы

1.1. Теоретико-практические подходы к выявлению проблем управления дошкольной образовательной организацией Первой нашей задачей является, прежде всего, раскрытие и анализ существующих на сегодняшний день теоретических подходов к управлению, а также постараемся определить специфику понятийного аппарата по проблемам управления системой образования. Управление – функция организационных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другое состояние в соответствии с объективными закономерностями существования данной системы, реализация программы или сознательно поставленной цели. Если взять управление как самостоятельную науку в сфере как производство, то сегодня нет ни одной такой сферы деятельности, которая бы не уделяла особое внимание управлению. Существуют множество подходов к определению понятия «управление» и в трудах ученых, прежде всего они отличаются своими целями управленческой деятельности. Попытаемся в нашем исследовании структурировать по видам наук. Теория управления в сфере производства, экономики (П.Ф. Друккер, А.А. Радугин, И.И. Сигов, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхутдинов) и производные от нее: теория основ и методов маркетинга (Е.П. Голубков, В.Е. Хруцкий, Ф. Котлер, В.Е. Демидов, П.С. Завьялов и др.), теория управления социально-экономическим развитием (В.П. Михалев, В.Г. Чумаков, Ю.В. Рябченюк, Н.С.Комлев, Н.П. Хватков, Тихонов и др.); новые парадигмы управления (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П..Ф. Драккер и др.), в т.ч. теория стратегического менеджмента (Р. Грант, П. Друккер) широко используют ситуационный и системный подходы. Ситуационный подход рассматривает процесс управления как деятельность по реализации целей организации. Управление включает в себя: производственную коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции, управлять – значит предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Процесс управления – общая сумма всех функций равнозначных между собой всегда, но при этом иерархически выстраивающихся по ситуации. Функция (лат.functio) – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей [118, с. 176]. Можно сказать о том, что в настоящее время обновлены экономическими методами все функции управления. В теории педагогики управление системой образования основополагающими являются труды таких ученых, как Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, Г.Н. Серикова, В.П. Симонова, М.М. Поташника, В.М. Распопова , П.И. Третьякова ,В.П. Худоминского , В.И. Зверевой и многих др. Благодаря именно этим ученым педагогам стал важным в образовании факт рассмотрения управления системой образования, которое в дальнейшем превратилось в самостоятельную научную дисциплину. В настоящее время разрабатываются новые концепции, программы развития , управленческие методы. Поэтому новые социальные условия поставили ученых перед необходимостью вести этот поиск, но с опорой на многолетнюю педагогическую теорию и практику. Если рассматривать управлении системами образования , то можно выделить такие понятия как : образовательный и управленческий процессы, образование. Значение слова «образование» трактуется как: 1) получение систематизированных знаний и навыков , обучение, просвещение, 2) совокупность знаний, полученных в результате обучения. В исследовании мы взяли более широкое понятие «образование» заострив внимание, прежде всего на обучении, воспитание и развитии. Закон РФ «Об образовании » трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения интересов человека, общества, государства , сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных цензов [1, с. 2]. В современных подходах к образованию исследователи дают нам понимание феномена «образования» как возможность осуществления человека в культуре [76, с. 6]. Чтобы эта возможность была реальной, осуществляется работа по определению стратегии самого образования. Само понятие «образование» в педагогике как «целостный процесс. Во всех этих определениях упоминается слово «процесс». Поскольку динамика социально-экономических изменений, в России за последнее время изменилась, это и привело к важности процессов управления системой образования, а именно образовательного и управленческого в целом. Сам же образовательный как вид развития и функционирования образовательных систем, где функционирование и развитие является объективными процессами, в подчинении соответствующими законами , которые определяются как существенные устойчивые связи между объектами, элементами , явлениями, процессами. Системы образования анализируются учеными как открытые , организованные, управляемые и самоуправляемые. Они считаются подсистемами общества, которые должны обеспечить в будущем безотказную деятельность других подсистем, с одной стороны, и подвигнуть огромную инерционность образовательных с другой . Сегодня актуально совершенствование механизма развития систем образования и управления этим процессом [24, с. 17]. Что касается управленческого процесса на сегодняшний день существует очень много определений. Долгие годы если взять экономическую теорию, управленческий процесс определялся как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах . Если рассматривать труды ученых педагогов все чаще в них доказывается значимость управления совершенствованием систем образования и эффективность. Педагоги ученые рассматривают управленческий процесс только лишь согласно образовательному процессу . Они говорят о том, что это взаимодействие будет эффективным , если целенаправленно между ними осуществлять обмен информацией. Можно сказать о том, что главной особенностью эффективного управленческого процесса является переход управления на автономизацию и единство по конечным задачам и целям административного , педагогического, семейного и общественного воздействия в процессе формирования личности школьника [26, с. 26]. Ученые-педагоги в своих исследованиях обозначают управленческий процесс только к системам образования как воздействие , основанное на научных принципах и методах , направленное на оптимальную организацию учебного процесса, обеспечивающее наиболее полное соответствие достигнутых результатов с поставленной целью [26, с. 58]. Гармония образовательных и организационных процессов заключается в согласовании между управленческими моделями и образовательными. Управление образованием это целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации , оптимального функционирования и обязательного развития [103, с. 43]. Принцип системного анализа наиболее важный на наш взгляд заключается в построении системы и достигая конечной цели . Цель является системообразующим и стержневым элементом системного анализа. Прежде всего раскроем понятие «эффективность управления». Лазарев В.С., Конаржевский Ю.А. и Поташник М.М . представляют эффективность управления как характеристику, отражающую соотношение между достигнутой и возможной продуктивностью и связывают с взаимодействием каждого вида деятельности в системе цикла с другими видами управленческой деятельности [84, с. 9]. Беспалько В.П . для эффективного управления считает необходимым наличие управляющего и управляемого объектов, диагностичных целей , возможности объективно отслеживать качество функционирования системы и действенного воздействия на нее для коррекции ошибок и промахов [14, с. 131]. При всем этом прослеживается тенденция в настоящее время к объединению этих подходов для комплексных показателей и оценки эффективности. за основу мы берем обобщающее (на наш взгляд ) определение Беспалько В .П., его понятие в большей степени подходит и соответствует системному подходу, однако системный подход требует декомпозиции понятия эффективности . Троян А.Н . и Шамова Т .И. в широком смысле эффективность представляют как четыре компонента причем взаимосвязанных друг с другом. Эффективность управления может быть представлена в виде множества, содержащего четыре компонента – целевая эффективность управления, ресурсная эффективность управления, социально-психологическая эффективность управления и технологическая эффективность управления [98, с. 7]. Произведенный нами анализ управленческой литературы позволил нам выявить определение эффективности управления, отражающий общий результат управленческого воздействия, которое оценивается через коэффициент соответствия достигнутых результатов целям . В условиях динамичности современного мира управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Существует мнение, что любое положительное изменение в организации считается ее развитием. Изменения могут повлиять на качество и эффективность деятельности, но принципиальная основа может остаться прежней и результат не изменится. Развитие имеет место тогда, когда система приобретает новые свойства, которых у нее не было. Рассмотрим, что вкладывается в термин «развитие» и в чем состоит сущностная характеристика этого явления. Развитие можно рассматривать, как процесс, направленный на изменение объектов с целью их усовершенствования в других случаях, это достижение приемлемого уровня жизни для всех людей путем улучшения рассматривают данное понятие как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности. Более адекватным для системы образования может служить определение развития, в основу которого положены качественные позитивные изменения, при которых организация приобретает какие-то новые свойства и эффективнее выполняет свои функции. В целях нашего исследования мы сформулируем понятие «развития» и адаптируем его с учетом исследуемого объекта – управление развитием дошкольной образовательной организации. Развитие дошкольной образовательной организации – это закономерное, управляемое позитивное изменение, производимое в запланированные (обозначенные) сроки самой организацией и ее управляющей системой (соответствующий уровень органа исполнительной власти), приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности. Расшифровка словосочетания «качественно новые результаты» и выбор индикаторов, которые могут сигнализировать о достижении этих новых результатов. Итак, развитие организации – это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности. Во временном аспекте развитие организации может рассматриваться как в краткосрочном, так и средне и долгосрочном периодах. Это может быть среднесрочный период (трехлетнее планирование бюджета) или краткосрочный период – это срок реализации государственного задания, которое утверждается на год. В итоге под развитием ДОО мы так же будем понимать процесс, направленный на усовершенствование возможностей решать различные проблемы и способность к изменениям (обновлению) путем создания определенных экономических условий через повышение эффективности управления дошкольной организацией. Использование ресурсов организации, обеспечиваемых государственным финансированием при качественном выполнении и расширения перечня дополнительных образовательных услуг. Эффективное использование ресурсов ДОО означает оптимальное их использование с целью достижения наибольшего или максимально возможного удовлетворения потребностей, как членов самой организации, так и потребителей ее услуг. Переход организации в режим развития может быть только при условии грамотных управленческих действий руководителя. Чтобы раскрыть понятие «управление развитием организации», необходимо уточнить понятие «управление». Таким образом, управление развитием организации – это часть повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности. В ряде федеральных законодательных актов об образовании ДОО предоставлено право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности, право выбора концепций и программ, которые открыли широкий простор для инновационной деятельности. На этом фоне государственные с наличием частных групп, частные, кооперативные, семейные. В связи с этим, появляются различные альтернативные, образовательных услуг. В ходе нашего исследования мы выделили несколько трактовок данного понятия, самое распространенное из них: «образовательная услуга это профессиональная деятельность у правомочного лица, направленная на предполагающая интеллектуальную деятельность обучающихся, направленную на получение знаний, умений, навыков, подтвержденных профессиональной деятельностью» [33, с. 10]. Деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. Под бесплатными образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными образовательных стандартов. Платные образовательные услуги – оказываемые образовательными учреждениями виды услуг за соответствующую плату. Необходимо отметить, что ДОО имеют право оказывать платные образовательные программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т.ч. родителей воспитанников, и оказывать платные дополнительные образовательные услуги, которые должны быть в обязательном порядке закреплены в уставах (положениях) ДОО. В целях исследования мы уточняем понятие «услуги» для системы дошкольного образования, которое будем использовать в качестве рабочего понятия. Исходя из того, что в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации» разделены услуги по присмотру и уходу за детьми и собственно образовательные услуги мы будем образования. Услуги дошкольного образования – профессиональная деятельность правомочного лица, направленная на реализацию образовательных программ дошкольного образования и реализацию услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. В условиях модернизации сферы образования, направленной в т.ч. на повышение эффективности бюджетных расходов, усиливается заинтересованность образовательных организаций в получении дополнительных финансовых средств. Одним из факторов развития организации может выступать переход учреждений на новую организационно-правовую форму – автономное учреждение. Данная организация сможет самостоятельно формировать ориентированную на потребности семей и учащихся с разными способностям. В дополнение к этой свободе возникает свобода управления кадровыми ресурсами. Руководителям предоставлена большая самостоятельность в формировании педагогических коллективов, образовательных программ, информационных ресурсов. Финансовой самостоятельности ДОО особое значение приобретают учреждениями в результате экономической деятельности. 1.2. Проблемы по изучению эффективного управления ДОО в современной психолого-педагогической и управленческой литературе Наглядное подтверждение о необходимости и важности организационно-экономического механизма функционирования системы дошкольного образования. Развитие системы дошкольного образование можно сказать тормозит из за несоответствия механизма, поэтому механизм нужно реформировать с учетом конкретных социально -экономических условий дошкольного образования. В настоящее время Департамент государственной политики и нормативно -правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России разрабатывает целый комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации . Такой комплекс мер предположительно должен осуществляться по двум основным направлениям: ? в обеспечении качества; ? в обеспечении прежде всего доступности дошкольного образования; на муниципальном уровне и уровне субъектов РФ : 1) разработать региональные программы оценки качества дошкольного образования; 2) развивать видовое многообразие ДОО с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей, а также дополнительные образовательные услуги на базе ДОО; 3) обеспечить переход на новые условия оплаты труда, установление размеров должностных окладов (ставок ) заработной платы по образовательным учреждениям, подведомственным субъектам РФ и органам местного самоуправления исходя из величины прожиточного минимума региона и собственных финансовых возможностей. Если проанализировать состояние сети ДОО на сегодняшнее время , то можно сказать о том, что существенные изменения были . Проведена структурная перестройка сети ДОО по видам и категориям , группы кратковременного пребывания детей в д етских садах, формы организации коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим ДОО, увеличение количества образовательных учреждений для детей дошкольного, негосударственных образовательных учреждений обеспечивающих рациональные организационно-педагогические условия преемственности между дошкольным и начальным образованием. Комарова Т .С., Кутузова И .А., Поздняк Л .В., Стеркина Р .Б. считают, несмотря на столь положительные результаты, что существующие современные условия отразились негативно на следующих характерных особенностях управления системой дошкольного образования , отсутствие экономических методов управления, отсутствие система контроля бюджетных средств , управленцы не имеют финансовых возможностей в поощрении при достижении хороших образовательных результатов . Такие противоречия выявленные нами еще раз доказывают о правильности постановки исследовательской цели нашей диссертации: выявить , теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления дошкольным образовательным учреждением. Проанализировав динамику развития сети ДОО, можно сказать, что она подверглась существенным изменениям , которые характеризуются прежде всего разнообразием стратегий образовательного маркетинга каждого учреждения, отсюда разноплановым комплексом организационно-педагогических условий. Разнообразие существующих в настоящее время организационно-педагогических условий во всей сети ДОО говорит нам о, различии стратегий образовательного маркетинга, и выстраивается в требуемой иерархии для соответствия разнообразным изменяющимся требованиям общества к системе образования. Исследовательская деятельность показала нам, что в теории управления ДОО выделяются основные функции управления – предвидение , организация, планирование, координирование , распорядительство, контроль. Данные функции составляют классический управленческий цикл, где управленческий цикл – целостное явление, он рассматривается как система и имеет следующие показатели : 1) делимость в рамках управления; 2) выполнение только ему присущие функции ; 3) каждую функцию можно представить как перечень определенных операций со своими методами; 4) функция управления может выполнятся при условии взаимодействия с другими функциями в рамках данной системы; 5) каждая функция взаимодействует с другими системами. Это и есть традиционная модель управленческого цикла ДОО, на основе работ ученых педагогов – управленцев Ю.А. Конаржевского и Т. Шамовой. Связи порождения выстроены между элементами , развития и преобразования показаны на рисунке 1. Рис. 1. Традиционная модель управленческого цикла ДОО Мы видим, что такая связь характерна для функций педагогического контроля и анализа . Сделав педагогический анализ итогов работы за прошедший период, можно сказать, что эта наша основа чтобы скорректировать новые задачи и цели, для дальнейшего определения путей их достижения. Планирование , порождает функцию организации , а контроль порождает функцию регулирования, данные контроля, должны обязательно подвергаться анализу. При этом связь регулирования и контроля может быть связью развития и может качественно изменить контроль. Все чаще в трудах ученых функции представлены в таблице 1, делят по признаку: гностическая (получение информации), проектировочная (формулировка целей и задач), конструктивная (моделирование разнообразных ситуаций), организаторская (исполнение поставленных задач ), коммуникативная (построение связей управления): 1) предвидение; 2) планирование; 3) организация; 4) координация; 5) распорядительство; 6) контроль. Таблица 1 Современный стандартный набор функций управления ДОО Гностическая Получение информации Проектировочная Формулирование целей и задач Конструктивная Моделирование разнообразных ситуаций Организаторская Исполнение поставленных задач Коммуникативные функции Построение связей управления Далее мы разбили эти функции и структурировали в комплекс эффективного управления ДОО по миссиям. (Приложение А). Основной, главной на наш взгляд является гностическая функция , направленная на получения информации о всех компонентах функционирование педагогической системы. Для того чтобы сформулировать цели и задачи мы берем проектировочную функцию . Конструктивная функция помогает в моделировании разнообразных ситуаций. Функция исполнительская – деятельность управляющего, а коммуникативная функция рассматривается в выстраивании взаимоотношений и связей между субъектами управления. Эти функции совершенно не изменились на другие , наоборот они лишь расширились благодаря новым методам управления. Закономерность , которая происходит в социально-экономическом развитии общества, требуют организационных действий, управленческих решений не только по проблемам образования, но и всех проблем , какие только могут возникнуть как у любого предприятия, функционирующего в рыночной экономике . Нами уже было , что происходит обновление методов создания условий эффективной управленческой деятельности , что и порождает маркетинговое управление. Функцией маркетингового управления мы хотим обогатить стандартный набор функций управления ДОО, взяв экономический и гностический метод управления. Не обеспечивается преемственность не смотря на разнообразие содержания образовательного процесса отсутствует координация воспитателей групп и специалистами в рамках целостного образовательного процесса, это проблема прежде всего для руководителя иными словами нужен поиск новых эффективных управленческих стратегий , хотя методы управления уже делятся на экономические, административные, методы психолого-педагогического воздействия , методы общественного воздействия, выявленные нами ранее, мы пришли к выводу ,что при условиях существования организации функция управления может становиться приоритетной, а в управленческом цикле не может быть единой , установленной иерархии. Анализ показал, что на этапе, когда ДОО работали в системе, главную роль играла функция педагогического анализа в управленческом цикле. Особое значение в деятельности руководителя ДОО на современном этапе приобретает функция организации, то есть гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, функция организации взаимосвязана, взаимодействует с другими функциями управления , как планирование, регулирование контроль, анализ при этом достижения общей цели управления дошкольным учреждением и будет являться эффективным при совершенствовании такой важной организации. Именно анализ поможет найти пути при совершенствовании функции организации и повышения качества управления и работы ДОО в целом не преуменьшая значение других функций управленческого цикла. В литературе по вопросам управления дошкольным образовательным учреждением к сожалению , в мы не увидели важной для нас целостности организационно -педагогических условий эффективного управление ДОО, но теоретический анализ позволил нам увидеть особенности системы управления ДОО в современных условиях и главное разработать в дальнейшем комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления применительно к системам дошкольного образования. Мы решили в ходе нашего исследования использовать в качестве теоретико-методологической основы системно-квалиметрический подход.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 75 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg