Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культура эпохи Возрождения.

natalya1980er 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.02.2019
Возможность построения обобщающей модели культу¬ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло¬гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз¬можности специального межпредметного исследования культуры. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Содержание

Введение 3 1.1.Происхождение и значение термина «культура» 4 1.2. Структурная целостность культуры 4 1.3.Структура культуры 7 1.4.Основные социальные функции культуры 16 Заключение 23 Список литературы 25
Список литературы

1. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. – 617с. 2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с. 3. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с. 4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с. 5. Ор¬лова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994, - 319с. 6. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. - 1987. №6. с.12-15 7. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и современность. - 1999. № 6. с. 153—154.
Отрывок из работы

1.1.Происхождение и значение термина «культура» Понятие «культура» (про¬исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством. Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет¬ся в природе человека. 1.2. Структурная целостность культуры Культура выступает как предмет и область гло¬бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль¬туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально от¬личного от существующего в мире живой природы. Зада¬ча глобалистики — построить «генетику» культуры, кото¬рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про¬блем: 1) выявление «гена» и «генетического кода» культур¬ных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответ¬ственны за сохранение, передачу социального опыта; 2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута¬ционное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе твор¬чества; 3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира. В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяютсяследующие структурные составляющие культуры: 1) явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос¬ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия; 2) паттерны - относительно устойчивые и повторя¬ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе¬ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том,что культура включает в себя образцы человеческих отноше¬ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде¬лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва¬ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны.Они могут быть универсальными для данной культуры (на-пример, государственное творчество), а могут быть и специфич¬ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха¬рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы. 3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ¬единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе¬реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль¬тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох¬новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре¬лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы¬тия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты. 4) символические объекты– это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость. 5) тех¬нологию — это специально организованная деятельность, ориен¬тированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выде¬лить различные типы технологий: технологии создания физичес¬ких объектов, социальные технологии, ориентированные на орга¬низацию социального взаимодействия, символические техноло¬гии, связанные с порождением и трансляцией символов. Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Воспроизведение культуры как целого осу¬ществляется на трех уровнях: 1) сохранение культуры, ее ба¬зисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой; 2) обновление культуры, инсти¬туты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры; 3) трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика» экономика и т.д.), в то же времяпозволяют выявить структуру, образ деятельности, целос¬тность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры и предполага¬ет постановку, а также концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности. Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, а так же потребностей в творческой реализациисвоих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом. 1.3.Структура культуры Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи¬мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи¬мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения. Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото¬рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче¬ской, а может быть и пустыми хлопотами. То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про¬изводство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующаяцепочка понятий: потребности — интересы —ценности — культура. Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры». Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради¬ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными. Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма¬териальной культуры и духовной культуры. Материальная куль¬тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло¬щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче¬ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе¬чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер¬гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про¬изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу¬жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст¬ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики. Духовная культура — одна из частей целостной человечес¬кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел¬лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе¬чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по¬ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет¬но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе¬ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи¬лософии, науки и т. д. Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест¬венно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — ре¬ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху¬дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше-ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ — это суть искусства, это чувст¬венное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, автор¬ских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке,в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художествен¬ный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, словеи в тоже время реализовать себя как музы¬кальное произведение, картина, роман, а также фильм и спек¬такль в целом. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, сти¬лях.Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объ¬единяет в исторически изменяющееся целое художественноетворчество, искусствознание, художественную критику и эс-тетику. Искусство обогащает культуру духовными цен¬ностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему обра¬зов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и бу¬дущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, кото¬рые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, аван¬гардные ценности, ориентированные на будущее. Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благода¬ря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость чело¬века, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия.В религии какформе духовно-практического освоения мира осу-ществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоз¬зрения, определяющие отношение человека к миру и выступаю¬щие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Культурология, 15 страниц
500 руб.
Реферат, Культурология, 6 страниц
450 руб.
Реферат, Культурология, 15 страниц
500 руб.
Реферат, Культурология, 20 страниц
230 руб.
Реферат, Культурология, 11 страниц
230 руб.
Реферат, Культурология, 17 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg