Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Энергетическая безопасность- сущность, цели, показатели (практический пример)

gemsconslebria1971 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические аспекты страновых рисков. Для написания работы использована учебная, периодическая литература и электронные ресурсы.
Введение

Проблема энергетической безопасности на сегодняшний день имеет особую актуальность, так как именно надежные и гарантированные поставки энергии, произведенной экологически приемлемыми способами, создают предпосылки для устойчивого развития современной экономики. Современный мир – результат функционирования и взаимодействия многих сфер жизни общества, и именно энергетика является базовым и в то же время самым уязвимым его звеном. Последствия неожиданного «исчезновения» энергетики проявятся мгновенно, и масштабы потерь будут катастрофическими. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.
Содержание

1. Теоретическая часть 1.1 Энергетическая безопасность: понятие , цели и задачи 1.2 Принципы и задачи определения энергетической безопасности. 2. Аналитическая часть. 2.1 Критерии оценки энергетической безопасности. 3. Практическая часть. 3.1 Практический пример: Энергетическая безопасность регионов Приволжского Федерального округа. Заключение. Список литературы.
Список литературы

1. Гафуров А.Р. Сущность категории "энергетическая безопасность" .//Экономика России 2015.№13 2.Определение и угрозы энергетической безопасности В.В. Карпов, Р.Ю. Симанчев. 3.Стратегия обеспечения энергетической безопасности России Сендеров С.М.Санкт-Петербург,2015 г. 4.Концептуальные основы и угрозы энергетической безопасности государства в современных условиях: критерии их оценки Б.С.Лукшин.Учебное пособие 20.12.2014 5.URL: http://www/riskovik.com 6.Инностранные инвестиции: Учебное пособие 21.21.2015 7. Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2012 8.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1234-р.
Отрывок из работы

1.1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Понятие "энергетическая безопасность" впервые было введено промышленно-развитыми странами с рыночнои? экономикои? в 1947 году, когда в США был принят законодательныи? документ, регламентирующии? деи?ствия государства в сфере обеспечения национальнои? безопасности. В россии?ских научных работах понятие "безопасность" применительно к экономическои? сфере вообще и ее энергетическои? составляющеи? в частности стало активно употребляться, начиная с 90-х годов прошлого столетия. В РФ Закон о безопасности вступил в силу в 1992 г., а через пять лет, в 1997 г. появилась первая Концепция национальнои? безопасности России?скои? Федерации. Новая ее редакция была утверждена Президентом РФ 10 января 2000 г. Проблема энергетическои? безопасности активно обсуждается в России с начала 1990-х годов, однако до сих пор не существует четкои? формулировки понятия "энергетическая безопасность", закрепленнои? законодательно. Независимо от историческои? эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетическои? безопасности как важнеи?шеи? составляющеи? всеи? системы экономическои? и национальнои? безопасности является одним из условии? устои?чивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своеи? сути показателями эффективности государственного управления. Энергетическая безопасность России опирается на богатеи?шую сырьевую базу стратегических ресурсов и созданныи? производственныи? потенциал топливно-энергетического комплекса (ТЭК), способные обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать ее безопасность. Однако в последние десятилетия, несмотря на энергетическую независимость и самостоятельность, перед Россиеи? все острее встает проблема энергетическои? безопасности, что связано с неуклонным уменьшением запасов вовлекаемых в освоение объектов и ухудшением характеристик запасов данных месторождении? при том, что экспорт сырья, особенно углеводородного, продолжает неуклонно расти В современнои? отечественнои? экономическои? литературе можно выделить три основных подхода к определению понятия "энергетическая безопасность", которые дополняют друг друга. Согласно первому подходу, "энергетическая безопасность – это уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях" (Воропаи? и др., 1996). К сожалению, в данном подходе можно говорить об определеннои? узости и размытости понятия "энергетическая безопасность", так как, во-первых, в даннои? формулировке не конкретизированы объект и субъект энергетическои? безопасности, что не позволяет определить цели стратегии обеспечения энергетическои? безопасности и выработать конкретные средства для достижения этих целеи?. Во-вторых, не указывается причина возникновения угроз энергетическои? безопасности, которые могут иметь как экономическии? характер, так и политическии?, социальныи?, природныи?, техногенныи?, технологическии? и др. В-третьих, трактовка Мирового энергетического совета (МИРЭС) не предполагает дополнительного включения в понятие энергетическои? безопасности факторов, учитывающих роль ТЭК в экономике страны. Второи? подход исходит из формулировки понятия "безопасность", изложеннои? в ст. 1 Закона РФ "О безопасности": "Энергетическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных энергетических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Бушуев и др., 1998). При этом "жизненно важные интересы – совокупность потребностеи?, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства". В данном определении можно уже видеть конкретизацию объекта энергетическои? безопасности (государство, общество, личность). Не вызывает сомнении? и утверждение о том, что именно интересы, угрозы и защищенность выступают базовыми элементами безопасности. Причем ее первооснову составляют интересы личности, из которых вытекают интересы общества и государства как инструмента, обеспечивающего наилучшие условия для развития личности и общества. Но поскольку угроза безопасности – это совокупность условии? и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, то ключевым для понятия "безопасность" выступает термин "защищенность" (от внутренних и внешних угроз), через призму которого и дают определение понятия "энергетическая безопасность" многие специалисты (Благодатских и др., 2003). И, наконец, третии? подход исходит из понятия энергетическои? безопасности, сформулированного в "Энергетическои? стратегии России на период до 2020 года", утвержденнои? распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. No 1234-р: "энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны" (Язев, 2003). Третии? подход к трактовке понятия энергетическои? безопасности, по нашему мнению, более "широкии?", так как включает в себя не только способность ТЭК надежно обеспечивать в полном объеме потребности энергиеи? приемлемого качества и по экономически приемлемым ценам, но и способность потребителеи? эффективно использовать полученные ТЭР. Такои? подход к понятию энергетическои? безопасности отражает способность энергосистемы противостоять внутренним и внешним угрозам (экономическим, политическим, техногенным и природным), и, одновременно, способность минимизировать ущерб в результате воздеи?ствия этих угроз, а при чрезвычаи?ных ситуациях – гарантировать обеспечение минимально необходимого объема потребностеи? (Богатырев и др., 2003; Воропаи? и др., 1999). В целом, рассматривая приведенные выше определения понятия "энергетическая безопасность", можно заключить, что каждое из них характеризует тот или инои? аспект даннои? сущностнои? категории и может вои?ти составнои? частью в единую концепцию энергобезопасности, а их совокупность может создать целостное обобщенное представление о ее сущности с экономических позиции?. Именно поэтому, если следовать более легким путем, можно было бы попытаться синтезировать единое определение из частных формулировок, представленных выше, последовательно перечисляя отдельные признаки понятия энергетическои? безопасности, в результате чего удалось бы достичь необходимои? полноты охвата всех признаков даннои? категории. Но такое многословное определение не обладало бы высокои? степенью общности, на основе которои? можно было бы организовать четкую логическую схему исследования факторов, определяющих уровень энергетическои? безопасности региона. Кроме того, в контексте рассматриваемои? ситуации, во всех трех подходах к определению понятия "энергетическая безопасность" не прослеживаются обоюдные связи категории? энергетическои?, экономическои? и национальнои? безопасности, то есть, не отражен динамическии? процесс взаимовлияния и взаимопроникновения энергетическои?, экономическои? и национальнои? безопасности в общеи? структуре безопасности общества. Для того, чтобы уточнить формулировку понятия "энергетическая безопасность" с учетом этих замечании?, попробуем проанализировать понятие "состояние защищенности" с совершенно другои? стороны. Следует обратить внимание на то, что слово "состояние" в словаре Ожегова трактуется как "положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто-что-нибудь". Здесь можно вспомнить утверждение нобелевского лауреата И.Р. Пригожина о том, что преобладающими состояниями мира являются нестабильность, неустои?чивость, необратимость, то есть внутренние и внешние обстоятельства никогда не бывают стабильными, устои?чивыми, а значит, и сами понятия "состояние" и "состояние защищенности" имеют динамическии? смысл. Следовательно, понятие "энергетическая безопасность" – это тоже динамическая категория. Таким образом, состояние защищенности, или энергетическая безопасность государства, общества, экономики, постоянно меняясь, эволюционируя под деи?ствием внутренних и внешних факторов, достигает некоего уровня сбалансированности взаимосвязанных элементов государства, общества (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния), обладающих собственнои?, целостнои? и законченнои? системои? жизнеспособности, устои?чивости, а значит, находящихся в состоянии равновесия. Равновесие – это, прежде всего, признак отрегулированности отношении? между элементами общества, то есть признак статичности. А "состояние равновесия" – динамическое понятие, отражающее положение системы в постоянно меняющихся внешних или внутренних обстоятельствах. Однако состояние функционирующеи? системы или объекта (государства, общества, экономики) – это сиюминутное состояние, ибо система постоянно меняется, развивается и, как любая другая система, постоянно подвергается воздеи?ствию внутренних и внешних угроз, являющихся факторами потери ее устои?чивых связеи? и равновесия в системе. Возникновение дисбаланса, в свою очередь, в условиях стихии?ного развития приводит, как правило, к необходимости направления усилии? на установление нового равновесия на другом, более высоком уровне организации связеи?. А это значит, что "состояние защищенности" даннои? системы должны выи?ти так же на более высокии? уровень, что в будущем поможет справиться с еще более изощренными кризисами или предупредить еще более сильные угрозы. Причем это возможно только в том случае, если система изначально обладала высоким потенциалом жизнеспособности, надежности, способности к самосохранению, сбалансированнои? и эффективнои? системои? жизнеобеспеченности (достаточная обеспеченность ТЭР, перевооруженность энергосистемы, наличие энергосберегающих технологии?...). Именно появление дисбаланса и кризиса вызывает необходимость создания новых условии? для достижения нового уровня состояния энергетическои? безопасности и возврата к равновесию системы (Сенчагов, 2005). Возникающие и преодолимые противоречия являются одновременно следствием и источником развития системы, в результате чего обеспечивается ее динамическое равновесие. Поэтому можно утверждать, что категория "энергетическая безопасность" наиболее полно может быть определена именно в рамках теории динамических систем, согласно которои? уровень энергетическои? безопасности соответствует состоянию эволюционирующеи? системы в каждыи? момент времени . Цель энергетической безопасности – обеспечение обоснованных потребностеи? потребителеи? в энергии экономически доступными для них энергетическими ресурсами приемлемого качества. Потребители энергии: – в широком определении: страна, регионы; общество, – в узком определении: граждане, предприятия, учреждения. Задачи Энергетической безопасности: – обеспечение в полном объеме обоснованных потребностеи? в энергии в нормальных условиях; – обеспечение гарантированного минимального объема потребностеи? в энергоснабжении в экстремальных условиях; – разработка и реализация мероприятии?, повышающих защище?нность потребителеи? энергии от возникновения вероятностных угроз нарушения бесперебои?ного энергоснабжения и снижающих влияние от этих угроз в случае их наступления. Объект энергетической безопасности – объекты энергетики и ее? инфраструктура. Предмет энергетической безопасности – управленческие и производственные процессы добычи и доставки энергоресурсов потребителям. Субъекты Энергетической безопасности: – в широком определении: страна, регионы, предприятия; – в узком определении: федеральные, региональные и местные исполнительные и законодательные органы власти (представительнои? власти), руководство энергокомпании?. Следует обратить особое внимание на упомянутое «состояние защищенности», включенное в определение ЭнБ рядом авторов. Внутренние и внешние условия никогда не бывают стабильными и устои?чивыми, а значит, и само понятие «состояние защищенности» имеет динамическии? смысл. Исходя из этого, понятие «энергетическая безопасность» рассматривается как динамическая категория . Условия и факторы могут менять как сами угрозы энергетической безопасности, так и вероятность их наступления. Но понятии?ное «ядро» энергетической безопасности основывается на стабильном каркасе – объектах и цели энергетической безопасности . 1.2. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ОБЕПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ На заседании Совбеза РФ президент Д.А.Медведев потребовал от правительства разработать в 2011 г. Доктрину энергетической безопасности и определить первостепенные меры по ее реализации. К этому моменту уже были приняты документы: Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (2003 г.) Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (2009 г.) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (2009 г.) Федеральный закон «О безопасности объектов ТЭК» (2011 г.) По заданию Минэнерго проект «Доктрины энергетической безопасности» был разработан двумя организациями: Институтом системы энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН (директор Воропай Н.И.) и - Институтом энергетической стратегии при Минэнерго РФ (директор Бушуев В.В.). Проект Доктрины разрабатывался в конце 2011 г. – начале 2012 г., рассматривался на Межведомственной комиссии Совета безопасности. 29 ноября 2012 г. «Доктрина энергетической безопасности РФ» (ДЭБ) была протокольно утверждена Президентом РФ В.В.Путиным. Основная цель Доктрины определить стратегию действий органов государственного управления и общества в вопросах обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов на перспективу. В Доктрине выделены следующие основные принципы: - надежность функционирования систем топливо- и энергоснабжения, позволяющая снабжать потребителей на территории страны в достаточном объеме экономически доступными ТЭР приемлемого качества; - энергетическая эффективность работы национального хозяйства в части затрат на энергообеспечение и предотвращения нерационального расходования ТЭР; - сбалансированность производства и потребления ТЭР с учетом необходимости воспроизводства минерально-сырьевой базы и внешнеэкономических обязательств; - устойчивость энергетического сектора экономики к экономическим, социально- политическим, техногенным, природным и другим угрозам, его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлениями угроз различного характера; - разделение рисков в сфере ТЭК, полномочий и ответственности государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения энергетической безопасности. Основные задачи обеспечения энергетической безопасности: - модернизация и инновационное развитие ТЭК (через техническое перевооружение отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата); - повышение энергетической эффективности экономики страны (в особенности жилищно-коммунального хозяйства и транспорта), в том числе через разработку и реализацию отраслевых и региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, снижение энергетической составляющей затрат на производство товаров и услуг; - своевременное проведение геологоразведки и работ по подготовке и освоению месторождений, обеспечивающее воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы (МСБ) страны, повышение эффективности недропользования (в том числе повышение коэффициента извлечения нефти); - диверсификация источников и транспортной инфраструктуры энергоснабжения; - повышение степени самообеспечения регионов ТЭР посредством освоения местных топливных баз и развития малой энергетики (в том числе на базе ВИЭ); - достижение рационального уровня централизации энергоснабжения и рационального соотношения централизованного и децентрализованного энергоснабжения; - обеспечение надежной работы и своевременного развития энергетической инфраструктуры, включая обеспечение достаточности резервов производственной мощности ТЭК и пропускной способности энергетических коммуникаций; - укрепление, на основе межрегиональных и межгосударственных поставок ТЭР, оборудования, услуг и энергетических технологий, позиций России на мировых рынках, прежде всего в СНГ, Европе, АТР.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 88 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Менеджмент, 26 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Финансовый менеджмент, 65 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg