Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников

gemsconslebria1971 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников, учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Темой данной работы выбрана - мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение. Мой интерес определяется тем, что формирование мотивов и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Проблема мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии и педагогике, ей посвящено множество публикаций: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу. Цель: описания содержания мотивов учения и поведения старших школьников. Объект: учащиеся 10-11-х классов (16-17 лет) - 20 человек. Предмет: Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников Гипотезой выступает предположение о том, что уровень мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников отличается в 10-11 классах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: -ознакомиться с проблемами мотивов в отечественной и зарубежной психологии; - охарактеризовать мотивы как сущность учебного процесса; - рассмотреть особенности мотивов учения и поведения в старшем школьном возрасте; - ознакомится с особенностями мотивов учения и поведения у детей 16-17 лет; - описать средства диагностики мотивов учения и поведения старших школьников. Метод: теоретический анализ научных источников. Экспериментальная база исследования: ученики 10 и 11 классов МБОУ СОШ №11 МО «Ахтубинский район» п. В.Баскунчак - 20 человек.
Введение

В настоящее время современная школа на первый план ставит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а становление личности, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Вопрос о мотивах учения и соблюдения правил поведения можно назвать главным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивов учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты психологии мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………..4 1.1 Общая характеристика понятия мотивов в психолого-педагогической науке. …………………………………………………….4 1.2 Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников………………………………………………………………..6 1.3 Особенности мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………………………………………….11 Вывод к 1главе…………………………………………………………….13 Глава II. Практическое изучение особенностей мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников……………………..14 2.1 Описание методики и хода изучения методов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………….14 2.2 Анализ мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………………………………………………………20 2.3 Рекомендации для педагогов………………………………………….22 Вывод ко 2 главе…………………………………………………………..29 Заключение………………………………………………………………….30 Список литературы………………………………………………………...32 Приложение………………………………………………………………….34
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд, перераб. - СПб/Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989. 3. Бочарова В.Г. Профессиональная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2000. - 440 с. 5. Волков Б.С. Психология подростка. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.- 432 с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.- 386 с. 8. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.: пособие для студентов., М.: Просвещение, 1991. - 158 с. 9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3., 1980. - 555 с. 10. Дистервег А.О. О природосообразности и культуросообразности в обучении.// Народное образование. - 1998. - № 7. - с.193-197. 11. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. - 1998.-№9-10. - С.96-106. 12. Зарецкая И. И. Дополнительное образование детей в контексте развития культуры личности и общества. // Школа. - 2002. - №2. - С.9-15. 13. Зарецкая И. И. Когда изменяются целевые установки… // Учитель. - 1998.-№1. - С.10-14. 14. Иванов В.Н. Социальные технологии. М.: изд-во МГСУ «Союз», 1999. 15. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.-256. 16. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса.// Воспитание школьников. - 1993. -№2. - с.4-7. 17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. //Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Владос, 2000. С. 291-292. 18. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с. 19. Концепция социального воспитания. / Теория и практика воспитательных систем. М., 1993. 20. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка: 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 316 с. 21. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Характер подростка. Какой он?// Биология в школе. - 1993. -№4. - с. 17-20. 22. Крылова Н.Б. Культурная деятельность подростка: альтернативный подход.// Школьные технологии. - 2000. -№5. -с.69-91. 23. Кузнецова Л. Основы этической культуры.// Воспитание школьников. - 1998. -№3. -с. 19-23. 24. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. - 320 с. (серия «Педагогическое образование»). 25. Курганов С. Обретение чувства взрослости в школе диалога культур.// Народное образование. - 2002. - №2. - с.119-125. 26. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: около 35000 слов. - М.: Русский язык, 1990. - 704 с. - (Малая библиотека словарей русского языка). 27. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков.// Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - с. 41-47. 29. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2002. 30. Мудрик А.В. Обобщение в процессе воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с. 31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. Пед. вузов / под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 200с. 32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - 5-е издание, стереотип. - М.: Академия, 2000. 512 с. 33. Новиков А.М., Методология образования 34. Первушкин Б.Н. статья в интернете на сайте урок.рф 35. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие. - М. Владос, 2003. 36. Подласый И.П. Педагогика. Кн.2: Процесс воспитания. М.: Владос, 2001. 37. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 144 с. - (Руководство практического психолога). 38. Психологический словарь / составители В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М Балабанова; под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с. 39. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков.// Социологические исследования. - 2001. - №2. - с. 87-92. 40. Современный словарь по педагогике / составитель Рапацевич Е.С. - Мн.: 41. Эппле Л.П. Мониторинг уровня воспитанности.// Директор школы. - 2001. - №7. - с. 41-43.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты психологии мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников. Уже в старших классах человек вступает в систему общественных отношений. Начинает взаимодействовать более тесно с другими людьми в ходе различной деятельности, сталкиваться с влиянием окружающих на поведение в обществе как социуме. Все это, непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. 1.1 Общая характеристика понятия мотивов в психолого-педагогической науке. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Мотив ( moveo — «двигаю») — это обобщённый образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. 2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению А.Н.Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных). Это — мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские. 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные и мотивы саморазвития. Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды. 6 1.2 Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников. А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: Мотив - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней (14). По определению Л.И. Божович, мотивы учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой (2). По мнению Н.Ф. Талызиной: «При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных» (30) Л.М.Фридман так характеризует отличие внешних и внутренних мотивов: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». А.Б. Орлов отмечает, что мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив - это в неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этой деятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения. В этом смысле внутренний мотив неповторим, уникален и всегда представлен в непосредственном переживании (13). Современные психологи, в частности, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и Н.Ф. Талызина, выделяют следующие уровни: 1. Отрицательное отношение к учению. В данном случае доминирующим является мотив избегания наказания. В результате возникает неуверенность в своих силах, неудовлетворенность собой. 2. Нейтральное отношение к учению. При этом интерес к результатам учения весьма неустойчив. Следствием является неуверенность, переживание скуки. 3. Положительное ситуативное отношение к учению. Наблюдается познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя и социальный мотив ответственности. Характерна неустойчивость мотивов. 4. Положительное отношение к учению. Присутствуют познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. 5. Активное, творческое отношение к учению. Наблюдаются мотивы самообразования, их самостоятельность; осознание соотношения своих мотивов и целей. 6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. М.В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям): содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности). Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива (9). Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1) мотивы связанные с содержанием обучения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п. 2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1) Широкие социальные мотивы: - мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; - мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); 2) Узколичные мотивы: - стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); - желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). 3) Отрицательные мотивы: - Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). Основными мотивами учебной деятельности по А.А.Вербицкому являются следующие мотивы: усвоения нового, развития своих способностей, знаний и личностных качеств, интерес к учебным дисциплинам и процессу учения, подготовки к будущей профессии, социальные (ценность образования, общение в группе), академические успехи, ответственности за результаты учебной деятельности, внешние по отношению к учебной деятельности. Ведущая деятельность старших школьников - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию. (6) Поэтому, основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С. Выготский говорил, что выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения , отнесенного к сравнительно далекому будущему. (8) Правда, выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражания товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связанным с мотивацией учения. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии. (3) Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка -это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям. Таким образом, роль отметки как цели учения с возрастом меняется.. Поступив в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению. Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. У старшеклассников возникает потребность вырабатывать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых. (8) И.В. Дубровина показала, что далеко не все старшие подростки к концу девятого класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них, опасения. (10) Одним из источников мотивов выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания(19,c.370). Таким образом, изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках(16, c.90). Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается. Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях. Например: родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Терпи — ты мужчина», «Будь опрятной — ведь ты девочка» и т. п. Юноши и девушки получают эталоны, установки «доброго—злого», «красивого—безобразного», «хорошего — плохого». Фрустрированность человека — степень выраженности его фрустрационного состояния — выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть)( 19,c.372). Сложным волевым актам обычно предшествует несколько различных и зачастую противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют друг другу, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, носящее название борьбы мотивов. Борьба мотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причем побеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным. Суть борьбы мотивов заключается не в механическом преобладании более сильного мотива (когда сознание будто бы пребывает в каком-то пассивном состоянии), а именно в предпочтении, сознательно отдаваемом одному мотиву перед другим. Борьба мотивов предполагает более или менее высокую организацию личности человека, ее интересов и идеалов. Чем богаче духовная жизнь человека, тем выше и сложнее руководящие им мотивы, тем сложнее и сам процесс борьбы мотивов; в нем отражаются противоречия между чувством страха и сознанием долга, между дозволенным и недозволенным, между общественными идеалами и чувственными стремлениями личности и т. д.(17,c.497) 11 1.3 Особенности мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков - углубляется содержание обучения. Учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для глубокого усваивания программного материала, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, нередко испытываемые в процессе учения старшеклассником, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Наоборот в старшем школьном возрасте ученик взрослеет и осознаёт важность учения, так как находится на пороге самостоятельной жизни. Растет сознательное отношение к учебе. Учение теперь приобретает непосредственный смысл жизни. Старшеклассники понимают, что важной и неотъемлемой частью их предстоящей жизни является определённый багаж знаний, умений и навыков, которые они приобретают в школе. К тому же очень важен тот факт, что именно в школе ребёнка учили учиться, а это ему непременно нужно будет и в дальнейшем. Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Важная причина избирательного отношения к учебным предметам— наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профориентацией. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя, профилирующими по отношению к будущей профессии предметами, но становятся равнодушными и безразличными к остальным. Однако бывают и другие причины потери интереса к каким-либо предметам, что связано с качеством, уровнем преподавания и личностью учителя. В старшем школьном возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке/отрасли знания/области деятельности. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Также это стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, ищет возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Различие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению способствуют дальнейшему развитию произвольности познавательных процессов, умению управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности. Под влиянием организации учебной деятельности существенно изменяется характер умственной работы старших школьников. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
516 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg