Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой

nemo_art 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
На современном этапе становится необходимым возвращение к гуманистическим приоритетам, прослеживается повышенный интерес к вопросу формирования гуманных чувств в дошкольном возрасте. Пробуждать интерес и любовь к животному миру у детей необходимо для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости в отношении природных объектов (чтобы помогать, заботиться и защищать родную природу), для предупреждения черствого и жестокого отношения к живой природе.
Введение

Сегoдня oсобеннo остро стoит вопрoс о нравственнoм, гуманном отнoшении челoвека к окружающему миру прирoды. Это связанo в первую очередь с потребительским и часто агрессивным отнoшением к прирoде, обесцениванием нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается материалистическое, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития у детей нравственно-oриентирoванной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дoшкольников пoявляется бескoрыстная нравственная мoтивация: они начинают испытывать потребнoсть в прoявлении добра, забoты о ком-либо, осoзнавать обязаннoсти, как перед другими людьми, так и перед oбъектами живой и неживoй прирoды. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков. Трудно представить себе воспитания у детей гуманных чувств без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Умение чувствовать, слышать и видеть природу, замечать животных и растений, нуждающихся в помощи, - не только показатель экологической культуры, но результат внутренней духовной работы. Невоспитанность и невежество в этой тонкой сфере психики ведут к чёрствости, бессердечию, равнодушию к природе, грубости в обращении с ее объектами. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого, даже если этот другой – животное или растение. «Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение», - писал в свое время Шопенгауэр. Отсутствие сочувствия дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их. Проблема изучения гуманных чувств как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода. С одной стороны, она рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А.Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, Р.Н. Ибрагимова, А.Г. Ковалев, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, З. Фрейд и другие), а, с другой стороны, как один из аспектов экологического воспитания. Педагогами и психологами подчёркивается, что гуманные чувства личности закладываются в дошкольном детстве в процессе разнообразных взаимоотношений ребенка. Учёные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие) отмечают особую значимость этого возраста для формирования основ гуманного отношения к миру природы. Несмотря на ценность психолого-педагогических работ по проблеме формирования гуманных чувств у дошкольников, многие аспекты остаются мало изучены, например, недостаточно раскрыты содержание, средства, методы и приёмы формирования гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой, что не позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) эффективно осуществлять этот процесс, а также осуществлять диагностику по данному направлению. Противоречие между потребностью общества в формировании у детей дошкольного возраста гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса определило проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой? Выявленные противоречия обусловили выбор темы «Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой». Цель исследования: изучение педагогических условий воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой. Объект данного исследования – процесс воспитания гуманных чувств у дошкольников средствами живой природы. Предмет исследования – педагогические условия воспитания гуманных чувств у дошкольников средствами живой природы. Гипотеза. Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой будет проходить более успешно при условии: - знания и понимания педагогом значения развития гуманных чувств у дошкольников как важной составляющей экологического воспитания; - использования предложенной системы наблюдений, игр, бесед и упражнений по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; - взаимодействия педагогов и родителей по формированию гуманных чувств и нравственных мотивов взаимодействия детей с объектами живой природы. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи: Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме экологического значения воспитания гуманных чувств у детей; 2. Раскрыть методы и приемы ознакомления дошкольников с живой природой; 3. Выявить условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; 4. Провести диагностику развития гуманных чувств у детей 4-5 лет; 5. Апробировать методы и приемы воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; 6. Дать анализ результатов воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы о единстве человека, общества и природы, о непреходящей ценности всего живого (В. И. Вернадский, М.С. Каган, Э. В. Гирусов, Н.М. Мамедов, И.Н. Моисеев и другие); теории формирования личности ребёнка в дошкольном детстве (Л.С. Выготский, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положения педагогов о влиянии природы на формирование гуманных чувств детей дошкольного возраста (О.Ю. Зырянова, Е.В. Виноградова, Т.С. Комарова, И.В. Корганова, О.А. Соломенникова, Ю.Г. Ширяева и другие). Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования) и методы эмпирического исследования (обобщение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, методы диагностики направленности личности дошкольника, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа). Практическая база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» г. Нижнеудинска. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная система занятий, дидактических игр, бесед и упражнений по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой может быть использована педагогами в практике работы дошкольной образовательной организации, студентами в процессе профессиональной подготовки. Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………..…………………………………………..…3 Глава 1. Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………......7 1.1. Понятие и экологическое значение воспитания гуманных чувств у детей 1.2. Методы и приемы ознакомления дошкольников с живой природой….14 1.3. Условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………………….…...19 Выводы по первой главе……………………………………………………...26 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………………………………………………....28 2.1. Диагностика развития гуманных чувств у детей 4-5 лет…………………28 2.2. Методы и приемы воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.……………………........................37 2.3. Анализ результатов воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой…………………………..………..58 Выводы по второй главе………………………………………………………61 Заключение……………………………………………………………………...63 Список использованной литературы………………………………………..65 Приложение……………………………………………………………………..69
Список литературы

1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира./ В. В. Абраменкова.- М.: ЭКСМО, 2009. - 224 с. 2. Аксенова П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.к.п.н. – М.,2012. – 36 с. 3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2004. – 135 с. 4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 2010. — 560 с. 5. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009. – 125 с. 6. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Челябинск, 2010. – 35 с. 7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.:Наука, 2006. – 408 с. 8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: ЦКФЛ РАО, 2005. – 145 с. 9. Жуковская Р.Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Козловой С. А. - М.: Просвещение, 2009. – 142 с. 10. Зайнуллина Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 62-64. 11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 2008. – 89 с. 12. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с. 13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. 14. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 2008. – 87 с. 15. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие.- М.: АРКТИ. 2005. – 149 с. 16. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова. Издательство. Детство-Пресс. 2006.-229 с. 17. Корганова И.В. Об отборе знаний о животном мире при формировании субъектно-этического отношения к природе у пятилетних дошкольников// Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII/ Сост. Н.М. Чалов. - М.: МГПУ, 2009. – 89 с. 18. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод, пособие для воспита¬телей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М.: Просвещение 2009. — 94 с. 19. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: Академия развития, 2000. — 176 с. 20. Кшнясева Л.Л. Чувство природы. Экологическое образование детей старшего дош¬кольного возраста. — Екатеринбург, объединение «Дворец молодёжи». 2010. – 97 с. 21. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. к.п.н. – Якутск. – 2003. – 35 с. 22. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. – 189 с. 23. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 171 с. 24. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.- М.: Новая школа, 2010.– 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой 1.1. Понятие и экологическое значение воспитания гуманных чувств у детей Проблема воспитания гуманных чувств у детей сложна и многогранна. Гуманность в человеческих отношениях принадлежит к числу вечных вопросов, которые волновали человечество на протяжении веков. В работах педагогов и просветителей - Д. Локка, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, поднималась проблема воспитания гуманных чувств у подрастающего поколения. Г. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира. Л.Н. Толстой отмечал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». К.Д. Ушинский среди различных сторон воспитания главное место отводил воспитанию нравственности, гуманизма. Нравственное воспитание, по его мнению, должно развивать в ребенке гуманные чувства. В.А. Сухомлинский отмечал: «Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, то есть учить сопереживать» [цит. по 14, с.35]. В словаре В. Даля читаем: «Гуманный... - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный» [7, с.39]. Гуманность рассматривается чаще всего как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сорадования и сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах соучастия, содействия, помощи» [21, с.39].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Экономика, 73 страницы
490 руб.
Дипломная работа, Кредит, 76 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg