Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Управление формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения иностранному языку (на примере МБОУ «СОШ» №4 г. Реутов)

nemo_art 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 146 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2019
Делая заключение проведенного исследования, можем сделать вывод, что поставленные нами задачи в начале нашей работы были решены. Приведем итоги опытно-экспериментального исследования: 1. Термин «культура межнационального общения все чаще встречается в науках, ориентированных на социальную сферу. В научной литературе данный термин рассматривается как один из сложных и многоаспектных, буду интегральным понятием, включающим в себя такие понятия как «культура», «межнациональное общение», «культура общения». Чтобы дать определение содержанию данного понятия, мы выявили сущностные характеристики понятий, входящие в состав данного словосочетания и установлены связи между ними. Мы пришли к выводу, что культуру межнационального общения это умение личности налаживать контакты, взаимодействовать с представителями других национальностей, учитывая нормы, правила поведения, моральные ценности, сложившиеся в иноязычной культуре, в результате изучения социокультурных и языковых знаний и нравственно-эмоциональной воспитанности.
Введение

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время, остро стоит вопрос необходимости совершенствовать существующие методы и формы воспитания с целью управления формированием культуры межнационального общения. Учитывая нынешние геополитические и социально-экономические изменения в многонациональном мире, данная тема еще более актуальна. Кроме того, данная тема не достаточно разработана в педагогической науке, и не имеет достаточного количества путей осуществления в учебно-воспитательном процессе, а также отсутствием научных исследований по ее формированию в процессе обучения иностранному языку. В настоящее время система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана обратить внимание на весь спектр проблем поликультурного образования и воспитания культуры межнационального общения. С каждым годом в школу приходят все большее количество детей разных национальностей. Проблема понимания и принятия другого – сложный процесс и требует не только осмысления, но и на данный момент управления со стороны работников общеобразовательных школ: начиная от директора, заканчивая учителями. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формировать у учащихся культуру межнационального общения и недостаточной разработанностью в педагогической науке путей его осуществления в учебно-воспитательном процессе, отсутствием специальных исследований по ее формированию в процессе обучения иностранному языку. Объект исследования - процесс управления формированием культуры межнационального общения в современной общеобразовательной школе. Предмет исследования – наиболее эффективные педагогические условия, в которых будет осуществляться управление формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия по управлению формированием культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Гипотеза исследования. Одной из важных качественных характеристик изучения иностранного языка старшеклассниками, выступает – сформированность у них культуры межнационального общения. Успешность ее формирования может быть обеспечена, если: – обучение иностранного языка сопровождается формированием культуры межнационального общения; – управление формированием и развитием культуры межнационального общения в процессе обучения иностранного языка строится поэтапно и способствует ее становлению у каждого обучаемого, с учетом владения им языком и уровнем его культуры; – обучаемые мотивированы и активны в овладении культурой межнационального общения. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность понятия «культура межнационального общения», выявив его содержательно-релевантные структурные компоненты. 2. Разработать и апробировать технологию управления формированием культуры межнационального общения у старшеклассников при обучении иностранному языку. 3. Теоретически обозначить и экспериментально обосновать педагогические условия по управлению формированием культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. 4. Разработать научно-методические рекомендации по управлению формированием культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в существующие концепции и теории формирования личности школьника. В нем проанализированы ресурсы дисциплины «Иностранный язык» на предмет формирования у старшеклассникков культуры межнационального общения, выявлен этнопедагогический потенциал данной дисциплины. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Практическая значимость исследования состоит в том, что использование его результатов способствует совершенствованию общения учащихся с представителями других национальностей. Разработаны конкретные методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения в процессе обучения основным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка, которые могут быть использованы учителями иностранных языков средних общеобразовательных школ. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ и пособий по английскому языку для учащихся национальных школ РФ, с учетом национально-регионального компонента, который призван играть существенную роль в формировании культуры межнационального общения. Научная новизна исследования состоит в том, что были уточнены содержательно-релевантные структурные компоненты понятия «культура межнационального общения»; разработана авторская модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в ходе изучения ими иностранного языка; выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. конкретизированы основные критерии и показатели уровня сформированности культуры межнационального общенияу учащихся старших классов. Этапы исследования: I этап поисково-теоретический – изучение уровня разработанности проблемы в научно-педагогической литературе; изучение теоретических, оригинальных исторических источников, определение темы исследования и подходов к решению проблемы. II этап опытно-экспериментальный – проведение опытно- экспериментальной работы в МБОУ «СОШ» №4 г. Реутова, диагностика и оценивание сформированности у старшеклассников культуры межнационального общения в процессе изучения иностранного языка. III этап заключительно-обобщающий – обобщение и систематизация материалов исследования, оформление теоретических выводов, рекомендаций, результатов исследования. В работе использован комплекс методов исследования: - теоретические (изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему); - эмпирические (изучение и обобщение педагогической практики; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, статистический анализ результатов эксперимента). Методологическую основу исследования составили идеи: - целостного учебно воспитательного процесса (B.C. Ильин, В.А.Сластенин); - системного подхода (B.C. Ильин, A.M. Саранов); - личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); - деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинтен и др.); - культурологического подхода (М.М. Бахтин, Е.Б. Бондаревская); - теории педагогики межнационального общения (Н.А. Асипова, З.Т. Гасанов, И.И. Серова, Матис В.И.). На защиту выносятся следующие положения: 1. Культура межнационального общения представляет собой высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основе овладения коммуникативно-речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности нравственно-эмоциональной сферы, под которой понимается способность индивида к эмпатии, этнокультурная толерантность, сочетающаяся с чувством национального достоинства, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур. 2. Организация процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников при их обучении иностранному языку на основе разработанной нами модели, представляющей собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов - цель, задачи, принципы, сферы общения, содержание, основные направления работы, формы, методы, средства позволяет значительно повысить уровень культуры межнационального общения у учащихся. 3. Основными и достаточными педагогическими условиями, способствующими повышению уровня культуры межнационального общения у старшеклассников, являются: построение процесса формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Культура межнационального общения и необходимость управления ее формированием в процессе обучения иностранному языку 7 1.1. Культура межнационального общения старшеклассников, ее сущность и содержание 7 1.2. Проявление культуры межнационального общения старшеклассников, критерии показатели ее оценки 16 1.3. Иностранный язык, как средство формирования культуры межнационального общения старшеклассников 22 1.4. Необходимость и технология управления формированием культуры межнационального общения старшеклассников обучения их иностранному языку 39 Выводы по первой главе 47 ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка технологии управления формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку 50 2.1. Организация экспериментальной проверки технологии управления формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку 50 2.2. Реализация технологии управления формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку в общеобразовательной школе 66 2.3. Результат развитие культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку 109 2.4. Пути совершенствования управления формированием культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку в общеобразовательной школе 114 Выводы по второй главе 116 Заключение 118 Список литературы 122 Приложения 129
Список литературы

1. А. Моль Социодинамика культуры. - Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с. 2. Амерзаев М. Ч. Формирование культуры межнационального общения в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и во внеклассной работе. На примере школ Дагестана: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -М., 1996 - 24 с. 3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. - М.: Амонашвили, 1996.- С.65. 4. Английский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углуб. изучением англ. яз. лицеев, гимназий, колледжей / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - 7-е изд., испр. -М.: Просвещение, 2003.-351 с. 5. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с. 6. Ариян М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - С. 913. 7. Артемова А. Ф., Леонович О. А. Новые материалы для чтения на английском языке: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. - На англ. яз. - 160 с: ил. 8. Батаршев А. В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманистический изд. центр ВАА ДОС, 1999. - 176 с. 9. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 444. 10. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. Гуманитарный университет, 1998. – С. 12. 11. Беляева Е. И. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 1. - С. 43 - 47. 12. Библер В. С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии.- 1989. -No 6.-С. 31-42. 13. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. - М.: Знание, 1990.-63 с. 14. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272с. 15. Бокарев В. А. Объем и содержание понятия «управление» // Вопросы философии. 1966.№11. С . 48. 16. Бушелева Б. В. Воспитание культуры общения школьников // Проблемы общения и воспитания. - Тарту, 1974. - С. 138-149. 17. Васильев Е. В. Интернациональное воспитание старшеклассников на традициях дружбы народов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.,1974. -24 с. 18. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский государственный гуманистический университет, 1998.-241 с. 19. Верещагин, Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Рус. яз., 1990. – С. 134. 20. Власов В. А. Этнолингводидактика в условиях многоязычия и поликультурной среды // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С.26-29. 21. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 2. - 460 с. 22. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с. 23. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003. - № 2. - С. 30 — 35. 24. Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 51-57. 25. Гасанов 3. Т. Формирование культуры межнационального общения многонациональном регионе // Педагогика. — 1994. - № 5. - С. 11-16. 26. Григорьева Е. Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2000. -218 с. 27. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.-576 с. 28. Девятова Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Дисс. ...канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2002. - 177с. 29. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. – 2011. – №1. – С. 37–42. 30. Егорычев А.М. Теоретические основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования России. – Новосибирск, 2006. 31. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2013. – №7. – С. 129141. 32. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПБ: Каро, 2005. – С.352. 33. Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. -2002.-№3.-С. 9-13. 34. Заурбекова Л. Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания (Методологический аспект): Автореф. дисс. ... канд. философ, наук. -М., 1991. - 24 с. 35. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. -М.: Рус. яз., 1989. – С.182. 36. Иванов В. А. Германо чувашская этническая педагогика (Исследование этнопедагогическотеории и практики воспитывающего обучения немецкому языку в чувашской школе на основе анализа германских источников по чувашской культуре). — Чебоксары, 1998. – С. 43. 37. Изместова И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка. Дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2002. -149 с. 38. Исенина Е. И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 1. -С. 36. 39. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: Автореф. дисс. ... канд. пед.наук.-М., 2000.-22 с. 40. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 496 с. 41. Карих Т. В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в VIII — XI классах // Иностранные языки в школе. — 1991. -№1.-С. 31-36. 42. Кармин А.С. Культурология. – СПБ: Издательство «Лань», 2001. – С. 18. 43. Касьянова К. Если Магомет не идет к горе … // Знание – сила. - №1. – 1992. – С.15. 44. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образовательное право. - 2002. - № 10. - С. 3-5. 45. Кочетова Е. А. Формирование культуры межнационального общения младших классов: дис. Кандидата психологических наук. М.: 2007. https://infourok.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-formirovanie-kulturi-mezhnacionalnogo-obscheniya-mladshih-shkolnikov-559332.html. 46. Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. - 344 с. 47. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002. – С. 159. 48. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингво-культур: монография. – Красноярск: РИО КПГУ, 2004. С.18. 49. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. -195 с. 50. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII – XIX века). – СПБ.: Искусство – СПБ, 1994. 51. Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.Д994.-35с. 52. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, расту- щего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. – 2015. - № 1. 53. Марков М. теория социального управления. М.: Прогресс, 1978. С. 28. 54. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: Учебник для студентов вузов. – Барнаул: Издательство БГПУ, 202. – С.210-2012 55. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. - № 5 - С. 11-14. 56. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 191 с. 57. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с. 58. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1969. - 900 с. 59. Орехова И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004.-№5.-С. 28-31. 60. Палаткина Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе //Школьные технологии. -2003. - № 3. -С. 217-221.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Культура межнационального общения и необходимость управления ее формированием в процессе обучения иностранному языку 1.1 Культура межнационального общения старшеклассников, ее сущность и содержание Слово культура появилось двести с лишним лет тому назад в одном из немецких словарей (1793), а первое научное определение дал И. В.Тайлор в 1871 году. Термин «культура» имеет широкое значение. Поскольку сюда относятся литература, искусство, архитектура, география, история определенного народа. Некоторые определения культуры включают стиль одежды, национальную кухню, фестивали, обычаи, привычки, традиции, всевозможные нормы-правила. Культура охватывает все сферы жизни: и трудовые процессы, и семейные отношения, и досуг, и воспитание детей, и ухаживание, и рождение ребенка, и похороны – все приведено в систему, соотнесено друг с другом, представляет «настоящий космос» . Все это относится к аспектам видимой культуры, поскольку их отличительные признаки очевидны, легко объяснимы и понятны всем и каждому. В отечественной и зарубежной литературе существует около 500 дефиниций понятия «культура» при этом не существует определения, которое можно было бы назвать всеобъемлющим или исчерпывающим. Ю.М. Лотман объясняет это тем, что значение термина зависит от типа культуры, а типов много, и каждый из типов на том или ином этапе существенно меняется. Так, например, в русской культуре слово «баран» ассоциируется с упрямством и глупостью, у американцев же это слово вызывает положительные ассоциации – «напористость». Или же в русском языке слово «свинья» содержит негативную окраску (грязный, неряшливый), а в китайском языке – это символ счастья, поэтому китайцы не понимают русского фразеологизма «подложить свинью». У них отрицательным понятием является слово «медведь».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 87 страниц
2175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg