Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Система языковых образов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

nemo_art 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2019
Текст как форма фиксации знаний о мире и как источник исследования этих знаний был осмыслен лингвистикой (в частности, когнитивной лингвистикой) сравнительно недавно. Это осмысление стало логическим продолжением исторически сложившейся традиции гуманитарных знаний, концептуализма как основополагающей теории универсалий. В настоящее время ведется активное изучение различных концептов в философии, психологии и языкознании. Концептуальный анализ, не ограничиваясь сферой когнитивной лингвистики, сложился в особую форму научных изысканий, выраженную в определенном типе лингвистических процедур, ориентированных на описание ключевых концептов ментального мира социума. При этом особую актуальность приобретают исследования, связанные с анализом текста художественного произведения, поскольку подобный подход позволяет выяснить особенности общеязыковой и индивидуально-авторской репрезентации тех или иных концептов.
Введение

Актуальность темы данного исследования обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к постижению концепции личности Л.Н. Толстого, мировоззрения и системы ценностей писателя. Каждая гуманитарная дисциплина рассматривает художественный текст под собственным углом зрения. В современной лингвистике художественный текст, как правило, рассматривается с позиций лингвистики текста и лингвостилистики. Одной из основных характеристик художественного текста является его абсолютный антропоцентрический характер, заключающийся в том, что в любом художественном произведении основным предметом изображения является человек, вернее, персонаж. Образ персонажа является центральным для художественного произведения. Однако исследование образа персонажа до недавнего времени было прерогативой литературоведения. Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, - не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике. В последнее время всё большую популярность среди исследователей приобретает учение о языковой личности. Следует признать, что сам термин «языковая личность», введённый Ю.Н. Карауловым, относится к числу «модных» в наше время: он встречается в трудах многих исследователей, воспринимается уже как нечто само собой разумеющееся и не требующее дополнительных расшифровок. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, хотя сам термин стал привычным и в некоторой степени устоялся, всё-таки не существует ещё единой, принятой и признанной всеми трактовки рассматриваемого понятия Таким образом, проблематика настоящей работы определяется: необходимостью исследования средств образности в структуре целостного художественного произведения как важного элемента индивидуально-художественного стиля писателя; значением художественного феномена; особой ролью системы языковых образов в художественно- изобразительной системе Л.Н. Толстого. Цель данного исследования состоит в целостном изучении и анализе языковых образов человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Цель работы определила конкретные задачи исследования: - изучение основных положений современного литературоведения относительно роли языкового образа в предметном мире произведения; - анализ разновидностей языковых образов; - выявление, сбор и систематизация различных языковых образов человека в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого; - определение особенностей использования языковых образов человека, их места и роли в творческом процессе писателя. Объектом настоящего исследования является роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». В границах данного объекта предмет исследования – языковой образ человека в художественном произведении.. Методологическую основу исследования языкового материала составляет метод лингвопоэтического анализа, который базируется на приеме тематического расслоения текста, с последующим анализом выделенного тематического слоя на разных уровнях языка, и метод лингвопоэтического сопоставления, в основе которого лежит сравнение текстов, отмеченных функционально-стилистическим сходством, для выявления значимости того или иного элемента в раскрытии содержания сквозного образа. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области литературоведения (М.М.Бахтин, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунский, В.П.Мещеряков, Г.Н.Поспелов), лингвостилистики (И.В.Арнольд, И.Р.Гальперин, В.А.Кухаренко), лингвопоэтики (О.С.Ахманова, Е.Б.Борисова, В.В.Виноградов, В.Я.Задорнова, Л.М.Козеняшева, Ю.В.Флягина, А.А.Липгарт), теории филологического анализа текста (Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотнова, Н.А.Николина), лингвокультурологии и социолингвистики (У.Брайт, В.И.Карасик, М.А.Кулинич, К.Фокс) гендерной лингвистики (Е.С.Александрова, Д.Н.Гомон, Э.Гоффман, А.В.Кирилина, Д.Кэмерон). Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историчности в литературоведении. Основными методами исследования являются: - метод комплексного литературно-текстологического анализа; -метод субъективной читательской интерпретации прозаического текста.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Языковой образ как элемент структуры художественного текста….7 1.1 «Языковой образ» как лингвостилистическая категория ………………..7 1.2 Основные языковые средства раскрытия образов литературных персонажей……………………………………………………………………….20 1.3 Функционирование языковых образов в структуре художественного текста……………………………………………………………………………23 Глава 2. Система языковых образов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»………………………………………………………………………..30 2.1 Художественное своеобразие романа «Анна Каренина»………………...30 2.2 Роль языковых образов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»……53 2.3 Взаимодействие языковых образов при создании литературно - художественного портрета персонажа ……………………………………..….61 Заключение …………………………………………………………………...….77 Список использованной литературы…………………………………………..91
Список литературы

Основная художественная литература 1.Волошинов, В.Н. Философия языка. Основные проблемы социолингвистического метода в науке о языке / В.Н. Волошинов // Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995. 2. Горшков, А.И. Русская словесность / А.И.Горшков. – М.: Дрофа, 2001.– 461 с. 3. Есин, А.Б.Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б.Есин. – М.: Наука, 1999. – 210 с. 4. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности / С.А.Мартьянова. – Владимир, Художественная литература. – 1997. – 100 с. 5. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. - М.: Художественная литература, 1999. – 678 c. 6. Шкловский В. О смысловой.детали, создающей представление о пространстве.,- В кн.: Шкловский В. Тетива:,0 несходстве .сходного. -М.: Советский писатель, 1970, с.89-95. 7. Шкловский В, Развертывание, сюжета. -,М.#: 0П0ЯЗ, .1921. -.60 с. 8. Щемелева, Л.М. Пейзаж / Л.М.Щемелева // Литературно-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1987. – 524 с. 9.Юркина, Л.А. Портрет / Л.А. Юркина // Введение в литературоведение: М.: Высшая школа, 2004. - 503 с. 10. Ковалев В.А. О стиле художественной прозы Л.Н.Толстого.- М.: Изд-во, МГУ, 1960 11. Мышковская Л.Н. О мастерстве писателя.- М.: «Сов.писатель»,1967 12. Маймин Е.А. Лев. Толстой .- М. : «Наука» , 1978. 13. Малкин В.А. Лев Николаевич Толстой (150 лет со дня рождения)- М.: «Знание», 1978. Дополнительная литература 14. Альбеткова, Р.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с. 15. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Художественная литература, 1998. – 568 с. 16. Афанасьев, В. А.И.Куприн / В. Афанасьев. – М.: Художественная литература, 1960. –204 с. 17. Бенуа А. История живописи всех времен и народов в 4т, Т.1. – СПб., 1912. – 685 с. 18. Винокур, Г.О. Избранные труды по русскому языку / Г.О.Винокур. – М.: Наука, 1959. – 410 с. 19. Волков, А. Творчество А.И.Куприна / А.Волков. – М.: Советский писатель, 1962. – 430 с. 20. Загидуллина, Д.Ф. Теория литературы / Д.Ф.Загидуллина. - Казань, 2004.- 250 с. 21.Каштанова, И.А. Толстой и Куприн / И.А.Каштанова. – М.: Просвещение, 1981. – 254 с. 22. Корецкая, И.В.Куприн / И.В.Корецкая. – М.: Знание, 1970. – 302 с. 23.Коточигова Е.Р. Вещь /Е.Р.Коточигова // Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 2004. – 521 с. 24.Крутинова, Л.В. Творчество / Л.В.Крутинова. – М.: Просвещение, 1981. – 360 с. 25. Куприн, А.И. Повести о любви / А.И.Куприн. – Тула: Приокское книжное издательство, 1992. – 462 с. 26. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста /В.А.Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 281 с. 27. Леонтьев, А.А. Краткая энциклопедия. Том 5 / А.А.Леонтьев. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 523 с. 28. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности / С.А.Мартьянова. – Владимир, Художественная литература. – 1997. – 100 с. 39. Михайлов, О.Н. Куприн / О.Н.Михайлов. – М.: Наука, 1989. – 281с. 30. Никулин, Л. Чехов. Бунин. Куприн / Л.Никулин. – М.: Советский писатель, 1960. – 325 с. 31. Одинцов, В.О. О языке художественной прозы / В.О.Одинцов. – М.: Наука, 1973. – 217 с. 32. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н.Поспелов. – М.: Высшая школа, 1976. – 422 с. 33.Путнин, Ф.В. Деталь художественная / В.Ф. Путнин //Литературный энциклопедический словарь. - М.: Прсвещение, 1987. – 851 с. 34.Страхов, И.В. Методы психологического анализа в художественном изображении характеров / И.В.Страхов. - Саратов, Наука,1978. – 100 с. 35. Фарыно, Е. Введение в литературоведение / Е.Фарыно. – Варшава, 1991. – 202 с. 36. Федоров-Давыдов, А. Русский пейзаж XVIII- н.XIX в / А. Федоров-Давыдов. – М.: Наука, 1953. – 102 с. 38. Чернец, Л.В. Деталь /Л.В.Чернец //Введение в литературоведение: - М.: Высшая школа, 2004.- 413 с. 39. Чудаков, А.П. Вещь в реальности и в литературе / А.П.Чудакова // Вещь в искусстве. – М.: Советский писатель, 1986. – 548 с. 40.Щемелева, Л.М. Пейзаж / Л.М.Щемелева // Литературно-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1987. – 524 с. 41.Юркина, Л.А. Портрет / Л.А. Юркина // Введение в литературоведение: М.: Высшая школа, 2004. - 503 с. 42. Нагибин Юрий. Изучение без чтения? «Литературная газета», 19 марта 1980, № 12. 43. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого.- Новосибирск: «Наука», 1978. 44. Плохотишина В.Г. Мастерство Л.Н.Толстого- романиста.- Днепропетровск: Книжное изд-во,1960 45. Поповкин А.И. Роман Л.Н.Толстого «Воскресение».- Тула,1954 46. Свительский В.И. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе Л.Толстого. Сб. «Русская литература 1870-1890 годов», Свердловск, 1977. 47. Свительский В.А. Уроки великого романа .»Подъем», 1980 № 1. 48.Свительский В.А. Логика авторской оценки в романе Л.Толстого «Анна Каренина» Толстовский сборник. Выпуск 5. Доклады и сообщения XII толстовских чтений. -Тула, 1975. 49. Толстой Л.Н. Что такое искусство: сборник Л.Н. Толстой. Литература, искусство.- М., 1978 50.Толстой Л.Н. Анна Каренина.- М.: Гослитиздат, 1953. 51.Толстой Л.Н. Война и мир.- М.: Гослитиздат, 1949. 52. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы.-Изд-во Саратовского университета, 1974
Отрывок из работы

Глава 1. Языковой образ как элемент структуры художественного текста 1.1 «Языковой образ» как лингвостилистическая категория Известно, что у искусства есть свое особое, специфически художественное содержание. Оно есть результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни и предстает в виде художественно типизированной или художественно освоенной характеристики, то есть такой характерности, в которой художник творчески освоил связь индивидуального бытия человека с обществом или с миром в целом. Эта художественно освоенная характерность и есть основная единица художественного содержания. Она может выступать в художественном произведении как целостный характер индивида, как характерная жизнеподобная ситуация или как характерное настроение. Если основной единицей художественного содержания является художественно освоенная характерность жизни, то основной единицей художественной формы является образ. Образ - это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ и образность являются ключевыми понятиями для языка искусства и языка художественной литературы в частности, однако до сих пор нет четкого определения этих терминов. Часто происходит смешение понятий «словесный», «языковой», «речевой» и «художественный образ». Примечательно, что даже составителями лингвистической энциклопедии «Языкознание» художественный образ не рассматривается как лингвистическое понятие. Это свидетельствует о том, что художественный образ, несмотря на многочисленные исследования, не вписан в терминологический аппарат науки о языке. Мы будем говорить о содержании понятия «образ» в художественной литературе, что уточняет качественное своеобразие данного типа образа по сравнению с другими возможными, например, логическими, психическими и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg