Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание культуры общения у детей старшей дошкольного возраста посредством использования сказки

nemo_art 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2019
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
Введение

Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Несмотря на значительную степень изученности проблемы, формирование общения у дошкольников в аспекте воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста различными методами и средствами воспитания, в частности, посредством сказки практически не рассматривалось. Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные, проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Сказки помогут педагогу показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Исследования Л.И. Божович, А.Д. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста. Процесс организации общения ребенка с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической науке. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Психологические основы развития общения у дошкольников представлены в трудах Л.И. Божович, Л.С.Выготского, А.Б.Запорожца, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и т. д. Особенности общения дошкольников раскрываются в исследованиях М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А.М. Виноградова, С.А. Козлова. Вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т.А. Антонова, В.К. Котырло, С.В. Петерина. В работах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Л. Михайленко исследуется вопрос формирования положительных взаимоотношений у дошкольников в игровой деятельности. А.В. Запорожец, изучая развитие общения у дошкольников с окружающими людьми, отмечает, что общение - решающее условие гармонического развития ребенка. Исследовательские работы Ю.П. Азаровой, Т.Н. Бондаревской, М.И. Лисиной, Т.А. Мальковской посвящены общению как условию установления благоприятных отношении между взрослыми и детьми, нравственным аспектам педагогического взаимодействия. Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т.А. Антонова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская), становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я.И. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Р.К. Терещук). Значение сформированности культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А Летровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко и др.), так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Цель исследования – изучение особенностей воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, разработка и апробация специально разработанного комплекса занятий. Объект исследования – культура общения детей старшей дошкольной группы детского сада. Предмет исследования – воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказки. Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т.е. воспитывать культуру общения детей, и это возможно через методы, в частности, сказку, как одного из самых эффективных средств обучения детей старшего дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить особенности воспитания культуры общения у старших дошкольников. 3. Проверить эффективность использования методов, в частности, сказки, как средства воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: - теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; - эмпирические методы, включающие наблюдение, беседа, метод экспертной оценки, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста………………………...……………….. 8 1.1 Сущностная характеристика понятия культура общения………………… 8 1.2 Особенности формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..….16 1.3 Сказка как средство формирования культуры общения у детей…………23 Глава II. Эмпирическое исследование эффективности программы культуры формирования общения у детей посредством использования сказки………..38 2.1 Организация и методы исследования уровня культуры общения в группе детей 5-6 лет………………………………………………………………….......38 2.2 Программа по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки…………………………………... 44 2.3 Анализ эффективности программы культуры формирования общения у детей посредством сказки……………………………………………………….51 Заключение……………………………………………………………………….54 Литература……………………………………………………………………… 59
Список литературы

1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика /Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 2011. - 232с. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255с. 3. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2012. - 94с. 4. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи /Т.Г.Винокур. Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 2011. - 154с. 5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе., Просвещение., 2011,- 273 с. 6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 127с. 7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно /Г.А.Глинка. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2013. - 221с. 8. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебн. пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2011. - 317с. 9. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова М.: Знание, 2013. – 94 с. 10. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. - 2011. - №6. - С. 54-56. 11. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2014.-16 с. 12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 2011. - 109с. 13. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 192с. 14. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 2011. - 363с. 15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. 16. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с. 17. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2011. - 416с. 18. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32с. 19. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С.201-202. 20. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С.204-208. 21. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6. - С.56-62. 22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. - 544 с. 23. Лаврентьева Г.П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: автореф. дис. . канд. психол. наук. Киев, 202. -22с. 24. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой.: М.: Наука, 2012. - С. 106-124. 25. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2013.- 365с. 26. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с. 27. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С.49-52. 28. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А.И.Максаков- М.: Просвещение, 2011. - 157с. 29. Минеева Ю.В., Салихова З. М., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 - С. 35-37. 30. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей /Н.В.Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 2013. - 236с. 31. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 2011. - 148с. 32. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими /Л.А.Пеньевская// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 13-17. 33. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.13-16. 34. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2011. - 223с. 35. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова. - М.: Аркти, 2011. – 220 с. 36. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986.- 386 с. 37. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. - М., 1997.- 220 с. 38. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 39. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Текст] / В.Я. Пропп. - Л.: Изд-во ЛГУ. - 1986- 325 с. 40. Пропп, В. Я. Морфология сказки. 2-е из. [Текст] / В.Я. Пропп. - М.: Наука. - 1969- 268 с. 41. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996- 417 с. 42. Рожина, Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина - М.: Просвещение.- 1977- 274 с. 43. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание. / И.Ф. Свадковский. - М.: Учпедгиз, 1972- 317 с. 44. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. / Е.О. Смирнова. - М.: "Школа-Пресс", 1997 – 273 с. 45. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия. / Д. Соколов. - М.: Эксмо-Пресс. – 2001- 265 с. 46. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников /Ф.А.Сохин. - М.:1989 – 318 с. 47. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., Владос, 1995 – 235 с. 48. Чуковский, К.И. Стихи и сказки; От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.:1981 – 125 с. 49. Фесюкова, Л.В. Воспитание сказкой / Л.В. Фесюкова. - Харьков, 1997 – 217 с. 50. Формановская, А.И. Речевой этикет и культура общения / А.И. Формановская. - М., Высшая школа,1989 – 363 с. 53. Эйнон, Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет. [Текст] / Д. Эйнон. - М.: Педагогика-Пресс, 1995 – 270 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущностная характеристика понятия культура общения Культура общения – это сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства общения. Культура общения является неотъемлемой частью культуры личности. Культура общения характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы общения, содержание и сущность нравственно - психологических качеств субъектов общения, способы, средства, правила, формы общения. Она включает совокупность практических приемов, норм, правил общения. В массовом сознании она отождествляется с этикой, культурой поведения [13, с. 74]. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. C точки зрения педагогики общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg