Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Глобальные проблемы современности и пути их решения.

gemsconslebria1971 3030 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Задачи, исследования: 1.Провести теоретический анализ способов изучения глобальных проблем современности. 2.Выделить в качестве предмета экспериментального исследования проетов по наиболее актуальным глобальным проблемам, изучаемые в современных образовательных учреждениях. 3.Организовать групповое исследование и создание проектов по глобальным проблемам современности, разработав и апробировав для этого адекватные технологии учебно-исследовательской работы. 4. Разработать критерии и показатели результативности исследовательской работы. 5. Проанализировать, оценить и обобщить результаты исследования. Методологическая основа исследования - философские и общенаучные положения глобалистики, ведущие положения психолого-педагогической науки о системно-целостном подходе к обучению и развитию учащихся. Источниковедческой базой исследования послужили работы, рассматривающие: - философские, социальные и психологические проблемы научно-технической революции, соотношение научно-технического и социального прогресса; содержание глобальных проблем современности и пути их гуманистического разрешения, проблемы становления ноосферы, взаимодействия общества и природы -Н.А.Бердяев, Д.Боткин, В.И.Вернадский, Э.В.Гирусов, Ю.В.Гладкий, В.П.Зинченко, В.Книп, Ю.Н.Кулюткин, С.Б.Лавров, А.П.Лиферов, В.А.Лось, Д.Медоуз, Г.И.Мирский, Н.Н.Моисеев, В.Н.Сагатовский, Г.Сдасюк, А.И.Субетто, Р.Хенви, К.Ясперс и др.; современные концепции гуманизации образования в аспектах профессиональной подготовки и постдипломного образования учителя - И.Ю.Алексашина, В.П.Бездухов, Т.Г.Браже, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Э.Д.Днепров, Е.С.Заир-Бек, И.А.Колесникова, В.Ю.Кричевский, Ю.Н.Кулюткин, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, С.А.Расчетина, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, И.М.Титова, А.П.Тряпицына, Н.И.Элиасберг и др.; философские и психолого-педагогические основы проблемно-групповых методов обучения, основанных на диалогизации общения учащихся - В.М.Аганисьян, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Г.М.Кучинский, Х.Ю.Лийметс, И.Лакатос, А.М.Матюшкин, Г.П.Щедровицкий и др. Методы исследования. Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ практического опыта работы учителей по созданию исследовательских групп учащихся; анкетирование учителей и учащихся; контент-анализ результатов содержания групповой исследовательской деятельности учащихся; самооценка учащихся и оценки независимых экспертов; констатирующий и конструктивный педагогический эксперимент[5.С.42]. Достоверность результатов проведенной работы обеспечивается разносторонним подбором методов исследования адекватных поставленным в нем целям и задачам; достаточно представительной экспериментальной базой; проверкой разработанной автором технологии; тщательным качественным и количественным анализом полученных результатов; привлечением к оценке результатов независимых экспертов. Экспериментальная база исследования: Основана на использовании интерактивных технологий изучения темы «Глобальных проблем современности и пути их решения» в образовательном учреждении ФГБОУ ВО «ДГПУ», на базе кафедры социогуманитарных дисциплин. На защиту выносятся: Групповые способы решения глобальных проблем современности, которые характеризуются как учебные модели реальных способов исследования этих проблем специалистами, объединенными в исследовательские группы. Совокупность условий, определяющих продуктивность изучения глобальных проблем в группе исследователей: диалогичность и открытость исследовательской активности учащихся, разнообразия предложений и выводов в группе сравнительно с индивидуальными решениями. Обоснование способов и приемов в групповой работы учащихся, обеспечивающее системный, многосторонний анализ глобальных проблем современности и развитие активной позиции ученика как члена исследовательской группы и его способности к сотрудничеству и взаимопониманию. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. На основе проведенного нами исследования разработана и экспериментально проверена новая система групповой исследовательской деятельности учащихся, направленная на изучение глобальных проблем современности. Установлено, что групповое исследование позволяет более самостоятельно и осмысленно познавать причины порождения глобальных проблем в природе и обществе, включаться в обсуждения и дискуссии, выражать свои взгляды в виде проектов решений этих проблем. Тем самым групповые исследовательские группы являются важным педагогическим средством развития творческого мышления, способности к многогранному видению изучаемой проблемы, к критике и самокритике. Практическая значимость На основе проведенного теоретического анализа и экспериментального исследования разработана и практически апробирована форма группового исследования проектов по глобальных проблем современности с использованием новых информационных технологий в процессе обучения. Глава I. Современные глобальные проблемы. Методологические решения. Глобализация процессов мирового развития предполагает международное сотрудничество и солидарность внутри мирового научного сообщества, возрастание социальной и гуманистической ответственности ученых. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности и социального прогресса - вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна объединять ученых всего мира. Это предполагает не только более тесное единение науки и практики, но и разработку фундаментальных проблем будущего человечества, предполагает развитие единства и взаимодействия наук, укрепление их мировоззренческих и нравственных оснований, соответствующих условиям глобальных проблем современности[7.С.80]. Стратегия решения глобальных проблем, обращенная в будущее, не может не соединять в себе, поэтому, научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам. И она не может не иметь единой “точки отсчета”, в качестве которой выступает человек и его будущее. Только такая гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человека и человеческой культуры в целом. Последняя имеет и более широкое значение, так как гуманизм связан не только с наукой. И с этой точки зрения в равной мере опасны как абсолютизация значение науки в жизни человека и человечества, в развитии гуманистической культуры будущего, так и попытки принизить ее, а то и попросту “развенчать”, представив в качестве антигуманной силы. Подлинный смысл наука приобретает лишь в связи с другими формами человеческой деятельности, образующими материальную и духовную культуру человечества. Поэтому нравственные, гуманистические основы науки и всей человеческой культуры приобретают все большее значение сегодня и в будущем, так как, по-видимому, без этого возможны только мрак бескультурья и небытия, духовный и физический крах человечества. И в этом плане научно достоверное прогнозирование, тесно смыкающееся с более конкретным определением целей социально-экономического и культурного развития цивилизации, сейчас является одним из важнейших участков концентрации усилий представителей многих наук, включая географические, не говоря уже об обществоведческих. [13.С.12]. Прогнозирование имеет разные объекты и осуществляется с помощью разнообразных методов, среди которых наиболее распространенным является - по крайней мере - применительно к глобальным проблемам, составляющим существенную часть мирового развития, - моделирование вообще и глобальное в частности и в особенности. Существенное значение имеет здесь, однако, методологическая база, на которой развивается этот эффективный метод исследования, а также его теоретическая интерпретация. Известно, что моделирование уже по своей гносеологической природе эффективно лишь в связи с теоретическим познанием объекта. Более того, оно служит вспомогательным исследовательским орудием последнего и в своих конечных выводах должна подчиняться ему. И это в особенности относится к глобальному моделированию, имеющему дело с исключительно сложными и по большей части условно вычленяемыми объектами, какими, несомненно, являются процессы мирового развития. Здесь, безусловно, сохраняются все характеристики, относящиеся ко всякой целостной системе, но в большей, чем где бы то ни было, мере обнаруживается сложная взаимосвязь компонентов, неоднозначность причинно-следственных отношений между подсистемами и их элементами [18.С.10].
Введение

Актуальность исследования. Динамические изменения в современной жизни, социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие приобретают в настоящее время подлинно глобальный характер. Глобальные проблемы современности возникают во всем мире и во всех сферах деятельности: предотвращение ядерной угрозы; преодоление социально- экономической отсталости; экологические катастрофы; антропологический кризис, нищета, насилие, терроризм и т.д. Мировая общественность, наука, культура рассматривают решение глобальных проблем современности в качестве наиболее важных и первоочередных проблем человечества. Естественно, и образование призвано внести свой посильный вклад в воспитание личности в современном изменяющемся мире, помочь осмыслить сущность глобальных проблем человечества и понять методологию их решения. Данное исследование осуществлялось в рамках научно- исследовательской программы кафедры социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Необходимо актуализировать рассмотрение основных методологических подходов к решению проблем глобалистики: - гуманистическая направленность, задающая ценностные основания для осмысления глобальных проблем и их решений; - методология системно-целостного подхода, определяющего, с одной стороны, процесс понимания, исследования, объяснения и раскрытия проблем глобального характера, а с другой - воспитание гуманистических отношений студентов к проблемам современного мира через творческое общение в группах, активный диалог и дискуссию, совместное исследование изучаемых проблем. В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на педагогических условиях, которые необходимы для самодеятельного, творческого осмысления студентами основных глобальных проблем современности. Мы исходили из того, что при использовании учителем традиционного информационно-рецептивного метода учащиеся могут в лучшем случае поверхностно ознакомиться с проблемами и идеями глобалистики, но не проработать их в качестве "собственных выводов". Мы исходили также из того, что в жизни, в науке и практике решение глобальных проблем современности является результатом совместных исследований в группах ("в командах"), включающих в себя разных специалистов. В обучении этот процесс группового исследования в группах может быть своеобразным образом смоделирован и реализован в виде проекта. Проблема, таким образом, состоит в организации исследовательской групповой работы в вузе, а ее цель - в создании условий для успешной творческой деятельности групп студентов, осмысляющих глобальные проблемы современного мира [1.С.35]. Таким образом: объектом нашего исследования была групповая деятельность студентов, создание проекта по теме глобальных проблем современности, развитие умений строить творческие самостоятельные решения в процессе группового исследования глобальных проблем современности. Гипотеза исследования. Имеются основания полагать, что понимание учащимися сущности глобальных проблем современного мира и умение студентов строить творческие решения в процессе группового исследования этих проблем предполагает: организацию всестороннего обсуждения и проработки сущности глобальных проблем современности; формирование групп исследовательского характера, в которых студенты разрабатывают самостоятельные проекты решений; реализацию исследовательской деятельности учащихся на основе специально разработанной технологии групповой работы в форме конкурса. Мы вовсе не считаем, что к названным условиям может быть сведена вся проблема освоения глобалистики. Однако мы предполагаем (и ставим своей целью проверить это предположение), что вне организации исследовательских групп, в которых мог бы развертываться активный диалог, обсуждения, дискуссии, создаваться проекты - невозможно полноценно изучать проблемы глобального характера в школе.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 Глава I. Современные глобальные проблемы. Методологические решения…………………………………………………………………..……..8 1.1. Понятие глобальной проблемы и ее значение для современного мира………….........................................................................................................10 1.2. Развитие исследований глобальных проблем и их решение ……………………………………………………………………………………35 Глава II. Глобальные проблемы современности как предмет педагогического осмысления ………………………………………………………………………………..…..52 2.1. Изучение глобальных проблем современности в контексте гуманистической парадигмы образования. Гуманизация образования………………………………………………………………..….…52 2.2. Использование интерактивных технологий при изучении темы «Глобальные проблемы современности и пути их решения» ……………………………………………………………………………….……68 Заключение…………………………………………………………………...…95 Список использованной литературы………………………………………………………………..….…97
Список литературы

1. Бараташвили Д.И., Принцип суверенного равенства государств в международном праве. М., 1978213.3агладин В.В., Фролов И.Т., Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспект. М.,1981 2. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, А.Ю. 3. В.Е. Ермолаев. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации//Социс.- 2009.- № 7.- с. 77-86 4. В.Е. Ермолаев. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации//Социс.- 2009.- № 7.- с. 80 5. В.Е. Ермолаев. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации//Социс.- 2009.- № 7.- с. 80 6. Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере. Русский космизм.//Общественные науки и современность.- 2008.- № 5.- с. 34-39 7. Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере. Русский космизм.//Общественные науки и современность.- 2008.- № 5.- с. 34 8. Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере. Русский космизм.//Общественные науки и современность.- 2008.- № 5.- с. 35 9. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.//Общественные науки и современность.- 2008.- С. 11-17 10. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.//Общественные науки и современность.- 2008.- С. 12 11. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.//Общественные науки и современность.- 2008.- С. 13 12. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.//Общественные науки и современность.- 2008.- С. 12 13. Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков.- Информатика и образование. – 2006. – № 2 –123 с. 14. Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы/ Е.И. Еделева Е.И. школьный психолог. – 2004. №15. 15. Иноземцев H.H. (ред): Глобальные проблемы современности. М., 1981 16. Ирхин Ю.В.Социология. Учебник. М., Проспект, 2009. 560 с. 17. Ирхин Ю.В.Социология. Учебник. М., Проспект, 2009. с. 106 18. Ирхин Ю.В.Социология. Учебник. М., Проспект, 2009. с. 290 19. Ирхин Ю.В.Социология. Учебник. М., Проспект, 2009. с. 37. 20. Каламкарян Р. А., Международно правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984 21. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы/Е.А. Капранова// Вестник Полоцкого государственного университета. - 2012. - № 7. 22. Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./С.С.Кашлев – М.,2005г. 23. Кишенкова О.В. Новейшая история 9 - 11 классы: Методическое пособие / О.В. Кишенкова. - М.: Дрофа, 2001. - С.150-163. 24. Клименко Б.М., Государственная территория. М., 1974 25. Козина Е. Польза от интерактивного обучения/Е. Козина// Педагогика-2001. 26. Конституции Буржуазных Государств. М., 1982 27. Кравченко А.И. Обществознание.10 класс / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2005. 28. Крылов Н.Б., Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986 29. Кузнецов В. Экологическая безопасность человека//Социс.- №1.- 2009.- С.41-43. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М: Аванта, 2004. 178 с. 30. Кузнецов В. Экологическая безопасность человека//Социс.- №1.- 2009.- С.42 31. Кузьмин Е., Мировое государство иллюзии или реальность. М., 1969 32. Лазарев M .Pl., Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983 33. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с. 34. Лапин Н.Ю., Построение базового сценария глобального развития (в:) Материалы конференции на тему "Глобальное моделирование: социальные процессы. М., 1984 35. Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. М. 1981 36. Левин Д.Б., О некоторых чертах современного буржуазного государства и права, Дискуссия в "Cahiers Internationaux". Варшава 1960 37. Лейбин В.М., Модели мира и образ человека. Критический анализ Римского клуба. М., 1982 38. Лукашук И. И. Функционирование международного права. М.,1992 39. Лукашук И. И., Международное право. Общая часть. М., 1996 40. Лукашук И.И., Международно правовое регулирование международных отношений (системный подход). М., 1975 41. Мальцев В.А. Основы социологии. Учебное пособие. М., Питер, 2008. 480 с. 42. Мальцев В.А. Основы социологии. Учебное пособие. М., Питер, 2008. с. 202 43. Мальцев В.А. Основы социологии. Учебное пособие. М., Питер, 2008. с. 189 44. Мальцев В.А. Основы социологии. Учебное пособие. М., Питер, 2008. с. 158 45. Мовчан А.П., Конвенция ООН по морскому праву вклад в прогрессивное развитие международного права. М., 1981 46. Морозов Г.И., Международные организации. М., 1969 47. Мясоед Т.А. «Интерактивная технология обучения. Специальный семинар для учителей», М., 2004 – 151 с. 48. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. - М.: изд-во "Экзамен", 2006. - 383 с. 49. Садовский М., Основание общей теории систем. М., 1974 50. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. -167 с. 51. Талалаев А.Н., Право международных договоров. М., 1980 52. Тимошенко А.С., Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М., 1980 53. Тинберген Я., Пересмотр международного порядка. М., 1980 54. Тункин Г.И., (ред.) Международное право. М., 1982 55. Тункин Г.И., Право и сила в международной системе. М., 1983 56. Тункин Г.И., Теория международного права. М., 1970 57. Ушаков H.A., Проблемы теории международного права. М., 1998. 239.Черниченко C.B., Международное право: Современныетеоретические проблемы. М., 1993 58. Ушаков H.A., Суверенитет в современном международном праве. М., 1962 59. Хозин Г.С., Глобальные проблемы современности. Критика буржуазных концепций. М., 1982 60. Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Просвещение, 2000. 61. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М: Аванта, 2004. с. 69 62. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М: Аванта, 2004. с. 79 63. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М: Аванта, 2004. с. 90 64. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М: Аванта, 2004. с. 91 65. Шестаков Л.Н., Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1982 66. Шибаева Е.А., Специализированные учреждения ООН. М., 1966.
Отрывок из работы

1.1. Понятие глобальной проблемы и ее значение для современного мира. Термин "глобальные проблемы" (les problems globaux - франц., Globale Probleme - нем., global problems - англ., los problemas globales - исп., problemy globalne - польск.) в разных языках проявляет звуковое сходство. К сожалению, на этом это сходство и кончается. Сходство звучаний-названий не переводится на содержание, определяющее их семантическое поле. По своей природе глобальные проблемы не знают границ. Они требуют, чтобы государство как важнейший субъект международного права несло ответственность за возбуждение таких процедур, которые благоприятствовали бы унификации диапазона-каталога вопросов, входящих в его состав. Они требуют также, чтобы на основе обязывающих в современном международном праве норм государство создавало такой правовой инструментарий, который наряду с другими (политическим, экономическим, социальным) облегчал бы их решение. Осознание существования глобальных проблем зародилось в конце 60-начале 70-х гг. Этому, безусловно, содействовал экологический доклад Генерального секретаря ООН У^ано: от 1969 г., а также созванное в Стокгольме в 1972 г. совещание, во время которого была создана программа охраны окружающей среды - ЮНЭП, являвшаяся первым в мировых масштабах , экологическим учреждением с постоянным местом в Найроби. За реализацией решений ЮНЭП следят ее специализированные учреждения, например, УНДП, а также специально созданная Комиссия постоянного развития (Comission on Sustainable Development). В конце 60-х гг. было положено начало также государственным программам в области законов по охране окружающей среды. Первыми Соединенные Штаты Америки приняли в 1969 г. так наз. iр. экологические законы {National Environmental Protection Act). Очередным государством, которое в 1971 г. принало единую правительственную программу по охране окружающей среды, была Федеративная Республика Германии. Интерес к глобальной проблематике усиливают очередные конференции (Всемирные саммиты), результатом которых являются, между прочим, международные конвенции по предотвращению парникового эффекта и ограничивающие эмиссию "парниковых газов", а также конвенция по охране проживающих на Земле видов флоры и фауны. Современный мир характеризуется сложностью системы взаимосвязей, отношений или союзов, возникающих между различными субъектами междунароных отношений. Эти явления подразумевают наличие таких процессов, которые оказывают сильное влияние на мировое сообщество, являясь, с одной стороны, фактором мощного цивилизациоиного развития, а с другой, - потенциальной угрозой различным аспектам человеческого существования [31.С.67]. Вместе с полным проявлением вышеупомянутых моментов, равно как и формированием научного подхода к их познанию, в политологическую, экономическую, а также в международно-правовую терминологию вошли такие понятия, как "глобальные проблемы", "глобальность", "глобализация". В международном праве, как и в других дисциплинах, присутствует связь между существенными процессами, происходящими в реальности, и теми проблемами, которые доминируют в исследовательской практике. К числу важнейших направлений в развитии современного мира можно отнести взаимозависимость социальных и политических отношений, заключающуюся прежде всего в постоянном расширении и углублении связей между государствами и целыми географическими регионами. Сила и интенсивность этих связей такова, что для современного мира характерным стал тот процесс, который многие исследователи называют процессом глобализации. [22.С.27]. Проблема взаимосвязи между современными глобальными проблемами и международным правом - из числа наиболее важных проблем, которые находят свое разрешение как в международно-правовой доктрине, так и в соответствующей практике. Косвенным доказательством справедливости вышеприведенного положения является то место, которое занимают глобальные проблемы в деятельности международных организаций, а также - в международно-правовой практике и в документации, в деятельности других членов мирового сообщества, таких как международные корпорации, профессиональные союзы, религиозные институты, разнообразные организации и общественные движения. Тема глобальных проблем, несомненно, значительно раньше появилась в философской и социальной плоскости, чем в нормативном аспекте. Редко возникающая в международных отношениях, такого рода ситуация потребовала определенной активности, целью которой было нивелирование или устранение последствий несоответствия между степенью понимания грозящих человечеству опасностей и недостатком практических решений этих проблем субъектами международного права. Степень разработанности проблемы. Хотя сама тематика глобальных проблем появилась в 70-е годы, т.е. сравнительно недавно, библиография предмета весьма обширна. Она включает как монографии общего характера, так и разработку отдельных тем авторами из разных стран и представляющих разные области знания. Наиболее широкую разработку получила экономическая, экологическая и политологическая стороны глобальных проблем в плане их решения. В то же время ощущается сильная нехватка хорошо разработанного международно-правового аспекта современных глобальных проблем. Проведенное исследование основывается на работах советских, российских, польских и американских юристов-международников. Прежде всего необходимо отметить монографические исследования польских, американских и российских авторов по глобальным проблемам, причем в случае польских исследователей следует отметить, что они являются специалистами по современным международным отношениям. В особенности следует выделить работы В. Аниола, Т. Кегель и М. Табора. Среди американских авторов особо следует выделить Г.С. Йипа, Д.Х. Блэйка, Р. Хопкинса, Ф. Пухала, М. Смита, P.O. Кэоэне, Дж.С. Нийе, Е. Луарда, П.М. О'Брэйена, С.Б. Коэна, Э.Р. Уиткопфа, Р.В. Мэнсбаха, Ю.Х. Фергусона, Д.Э. Ламберта, И. Уоллерстейна, К.Н. Уолца, Т. Гордона, Дж. Гальстера, Ц. Мика, Т. Бургенталя, Х.Г. Майера. Среди российских авторов следует назвать Г.С. Хозина, В.Г. Афанасьева, H.H. Иноземцова, Е. Кузьмина, В.В. Загладина, И.Т. Фролова, Г.Х. Шахназарова, А.П. Мовчана, A.C. Тимошенко. В работе были также учтены труды польских, американских и российских юристов-международников, хотя эти работы не относились к затрагиваемым автором проблемам непосредственно. Среди польских назовем Р. Бежанека, Я. Симонидеса, Л. Эрлиха, Я. Гиляса, В. Гуральчика, А. Гурбеля, З.М. Клепацкого, В. Моравецкого. Среди американских - И.Л. Клоуда, Р. Фолка, Ф. Кратохвила, С.Х. Мендловица, Н.С. Голдмана, Ч. Лунг-Чу, Б. Конфорти. Среди российских - Д.И. Бараташвили, Д. Левина, Г.И. Тункина, А.Н. Талалаева, P.A. Каламкаряна, Г.И. Морозова, Л.Н. Шестакова, H.A. Ушакова [51.С.35]. По-другому представляется ситуация в области научных статей: их значительно больше, чем монографий, и тем не менее тех, которые относятся к вопросам глобальных проблем и международного права, весьма немного: Э. Будкевич, М. Будниковски, X. Холай, К. Кшиштофек, 3. Петрась, М. Петрась, К. Лось-Новак, Э. Штатмюллер, А. Васильковски, Г. Модельски, A.M. Скотт, Ю. Йалем, Ю.Г. Барсегов, Д.М. Гвишиани, Ю.М. Колосов, Е.А. Шибаева, A.B. Виноградов. Работа учитывает также доклады Римского клуба и WorldWatch Institute, в частности, таких авторов, как: Ю.В. Боткин, М. Эльмандйра, М. Малица, Л. Браун, А. Кинг, Б. Шнайдер, Э. Ласло, А. Пеццеи, Я. Тинберген, X. Кэйн, Д.М. Рудмэн, М. Месарович, Е. Пестель, В. Брандт. Представляется, что, несмотря на существующие разработки названных авторов, данная работа в определенной степени заполнит имеющиеся в литературе по данному предмету пробелы. Принимая во внимание затронутый в работе аспект глобальных проблем (а работа предполагалась как исследование по международному праву), достижения других научных дисциплин - прежде всего политологии, в частности всего того, что связано с теорией и практикой международных отношений - привлекались лишь в абсолютно необходимых размерах. 1. До сих пор не существует четкого определения "глобальных проблем". Нет также обязывающих критериев, позволяющих заклассифицировать данную проблему именно как глобальную. Такое положение, безусловно, не помогает в доктрине, наоборот, становится препятствием в попытках решения вопросов. В работе предпринимается попытка сформулировать определение "глобальных проблем" и наметить исследовательское поле [8.С.80]. 2. В работе упорядочиваются методологические вопросы, связанные с современными глобальными проблемами. Обосновываются семантические различия между понятиями, которые неоднократно употребляются в порядке замены: "глобальные вопросы", "глобальные явления", "глобальные проблемы". Пользуясь категорией настоящего и будущего времени и категорий пространства, автор приходит к выводу, что эвристически многообещающим является понимание мира как системы, делающей возможным анализ "центральных" и "периферийных" элементов. 3. Исследуя научные достояния "глобалистики", автор приходит к выводу, что мировая глобалистика в настоящее время располагает значительными эмпирическими достижениями. В ней не хватает, однако, всеобъемлющих синтезов - разработок. В этом контексте подчеркивается роль и значение исследований, предназначенных для Римского клуба и деятельности Worldwatch Institute. В то же время наблюдается недостаток внимания к этой проблематике со стороны кругов реальной власти. 4. В работе формулируется тезис, что глобальные проблемы являются результатом противоречий, появляющихся в процессе интеракции между участниками мировой системы международных отношений, главным образом государств. В то же время подчеркиваются взаимные реляции международных отношений глобальных проблем международного права, понятий, которые должны приниматься цельно, которые тем самым не могут трактоваться раздельно. 5. В работе обосновывается тезис, что глобальные проблемы не должны подвергаться иерархизации, т.е. что они должны решаться комплексно, так как прилагательное "глобальный" заставляет не совершать выбор, какая проблема больше, а какая меньше по значению. В то же время обосновывается тезис, что вопросы мира и безопасности, их международно-правовое урегулирование, являются фундаментальными для решения современных глобальных проблем. 6. В работе доказывается, что в сфере решения современых глобальных проблем принципы международного права выполняют первостепенную функцию. Они определяют основы функционирования субъектов международного права, а также определяют основные обязанности государств, к которым относятся, в первую очередь, такие ценности, как мир, безопасность, сотрудничество. 7. В эпоху существования глобальных проблем особую роль в их решении должны играть многосторонние договора, содержащие нормы, которые относятся ко всем государствам (примером для них могли бы послужить "традиционные" многосторонние договора по вопросам мира и безопасности). В том же контексте существенным является также вопрос многосторонних договоров и неучаствующих государств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg