Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Теоретико-методологические особенности гражданско - патриотического воспитания в педагогическом процессе

gemsconslebria1971 2610 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Объект исследования: патриотическое воспитание подростков. Предмет исследования: внеклассная работа подростков в системе гражданско-патриотического воспитания. Цель исследования: раскрыть сущность процесса гражданско-патриотического воспитания подростков (VIII-IX класс) посредством различных форм внеклассной работы. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности гражданско- патриотического воспитания в педагогическом процессе; 2. Раскрыть основные термины и понятия по теме исследования: «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание; 3. Выделить основные формы внеклассной работы по воспитанию патриотизма подростков; 4. Разработать программу элективного курса «История войн России XIX-XX веков». Источники исследования: Постановление Правительства РФ № 1493 от 30. 12. 2015 г. «О государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы » . Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» . В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседы, наблюдение. Метод терминологического анализа, на основе которого, были выделены основные функции патриотического воспитания и его методологические особенности. Сравнительно-исторический анализ, позволивший нам рассмотреть динамику развития самого понятия патриотизм во времени и сформулировать его содержательный аспект на современном уровне. Новизна работы заключается в попытке комплексно рассмотреть проблему гражданско-патриотического воспитания подростков средствами внеурочной работы, выявлении особенностей исследовательской деятельности во внеклассной и на этой основе предложить варианты авторских разработок по теме исследования. Практическая значимость работы заключается в описании опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков. Представленный теоретический и практический материал может быть использован учителем истории и обществознания, а так же студентами педагогических ВУЗов. Апробация результатов исследования была проведена на международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Будущее.», состоявшейся 23-24 мая 2017 г. на базе Оренбургского государственного педагогического университета (г. Оренбург).
Введение

Актуальность проблемы исследования. На протяжении последних десятилетий двадцатого и начала нынешнего века в нашей стране многие факты истории получили новую оценку и интерпретацию. Факты и события, которыми было принято гордиться у старших поколений наших соотечественников стали рассматриваться по большей части с критических позиций. Гражданственность и патриотизм стали считаться отжившей, устаревшей ценностью, которая мешает возводить новое «демократическое общество», свободное от прежних стереотипов. Болезненными для Российского общества проблемами стали резкое расслоение населения по уровню достатка и тяжелое материальное положение значительной его части, растущая популярность националистических и шовинистических идей, высокий уровень преступности, алкоголизм и наркомания. Проблемы экономического характера и общая нестабильность вызвали крушение ценностных устоев и усилили весь негатив отношения рядовых граждан к политическим лидерам и государству в целом, что в комплексе оказало негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян и молодежи в первую очередь. Для успешного решения данной проблемы на государственном уровне были разработаны Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», направленная на преодоление негативных тенденций в среде учащейся молодежи. В постановлении правительства № 1493 о «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» указывается, что «основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан России высокого уровня патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Указывается, что для достижения этой цели необходимо создание целостной системы, направленной на повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Сегодня Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, обрести точку опоры. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений, без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Роль школы в воспитании подрастающего поколения переоценить невозможно и потому воспитание гражданственности и патриотизма должно занять достойное место среди многочисленных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями и средней школой в частности. Проблема воспитания патриотизма поднималась в научных трудах философов (Н.А. Бердяев, А.В. Розанов, В.С. Соловьев) , психологов (С.Л. Рубинштейн, И.А. Сикорский) . В.А. Сластенин и Г.В. Филонов рассматривали гражданско-патриотическое воспитание как важный аспект формирования личности и ее аксиологического компонента. В отечественной истории патриотизм рассматривается как государственная идея (В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов). Проблемы гражданско-патриотического воспитания поднимаются и в работах педагогов Ю.А. Танюхина, И.Ф. Харламова, рассматривающих концептуальные основы патриотического воспитания и с позиции взаимосвязи с универсальными принципами воспитания. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, выделяли такие проблемы патриотического воспитания как поиск новых форм по гражданско-патриотическому воспитанию подростков. Л.Н. Пожарова и Л.В. Фролов уделяют особое внимание деятельностному подходу в воспитании гражданственности и патриотизма. Н.Е. Щуркова и В.Е. Мусина определяют патриотическое воспитание обучающихся, как процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания, ценностей, чувств и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности. В ходе исследования нами выявлены противоречия между: - потребностью общества в воспитании патриотизма подрастающего поколения и недостаточным пониманием значимости патриотизма современными подростками; - педагогическим потенциалом внеклассной работы в воспитании подрастающего поколения и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к их эффективному использованию. Выявленная проблема определила тему нашего исследования: «Внеклассная работа по истории как средство гражданско-патриотического воспитания подростков (VIII-IX класс)».
Содержание

Введение …………………………………………………………………….. Глава 1. Теоретико-методологические особенности гражданско - патриотического воспитания в педагогическом процессе ……………….. 1.1. Гражданско-патриотическое воспитание в системе педагогического процесса ………………………………………………….. 1.2. Гражданско-патриотическое воспитание подростков во внеклассной работе по истории ……........................................................ 1.3. Формы внеклассной работы ……… …………………………………. Глава 2. Реализация гражданско-патриотического воспитания подростков (VIII-IX класс) во внеклассной работе ………………………. 2.1. Возрастные и психолого - педагогические особенности подростков………………………………………………………………….. 2.2. Исследовательская деятельность как форма внеклассной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков ………………… 2.3. Элективный курс «История войн России XIX-XX веков » ……....... Заключение …………………………………………………………………. Список использованных источников и литературы ………………......... Приложение 1 ……………………………………………………………….. Приложение 2 ………………………………………………………………. Приложение 3 ……………………………………………………………….. Приложение 4 ……………………………………………………………….. Приложение 5 ……………………………………………………………….. Приложение 6 ………………………………………………………………..
Список литературы

Источники: 1. Постановление Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые дан. – М.: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2015.- Режим доступа: http://ivо.gаrаnt.ru/#/dосumеnt/1584972:5 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые дан. – М.: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2015.- Режим доступа: http://ivо.gаrаnt.ru/#/dосumеnt/188373/ Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. Вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с. 2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с. 3. Акуджба, И. Х. Воспитываем патриотов / И. Х. Акуджба// Профессиональное образование. Столица. — 2005. — № 2. С. 56-70 4. Барыкина, И. Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций /И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2015. — 192 с. 5. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Дидактическая концепция: монография / В.А. Беликов - Челябинск : Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. -141с. 6. Бескова, Т.В. Воспитание гражданственности / Т.В. Бескова //Народное образование.- 1984. - №9. - С.54 - 58. 7. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 271 с. 8. Бoльшoй юридичеcкий cлoвaрь [электрoнный реcурc].- Электнoн. Текcтoвые дaн.- Юридичеcкий cлoвaрь - Режим дocтупa: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14100 9. Бурнаева, В.Н. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории. /В.Н. Бурнаева [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. – Официальный сайт МОУ Гимназии № 6 г. Воркута, 2013.- Режим доступа: http://www.gimnаziа6-vоrkutа.nаrоd.ru/ 10. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с. 11. Волков, Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. – Москва : ТЦ Сфера, 2001. - 96 с. 12. Вырщиков, А.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. - Волгоград: ПринТерра, - 2007. – 172с. 13. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие/ Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. - М.: Владос, 2000. — 175 с. 14. Гугнина, О.В. Патриотизм в молодежной среде: из опыта работы/ О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе.- 2010. - № 7. - С. 5-7. 15. Данилов, А. А. История России. XIX век. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2014. — 144 с. 16. Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С.173-179. 17. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма/ В.А. Кобылянский // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52-58. 18. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. - С. 239–247. 19. Круглова, Т.Н. Что нужно делать, чтобы дети росли патриотами/ Т.Н. Круглова // Волгоград: Учитель, 2008. – С.143-145. 20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва.: ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 21. Кутц, С. Ученические исследования : определение темы и планирование работы / С.Кутц [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://his.1sеptеmbеr.ru/1999/his05.htm 22. Лубский, А.В. Патриотическое воспитание на уроках истории/ А.В. Лубский [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – М.: Понятия и категории: вспомогательный проект портала ХРОНОС, 2014. - Режим доступа: http://pоnjаtijа.ru/nоdе/10808 23. Лутовинов, В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития /В.И. Лутовинов. - М.: Дрофа, 2010.- 110 с. 24. Мазур, М.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания/ М.А. Мазур, Я.А. Ванюкова// Психопедагогика а правоохранительных органах, 2010 № 4.- С. 51-54 25. Мальгин, А. С. Трудные шаги к Великой Победе: основные этапы Великой Отечественной войны (начало войны, первый период войны, Московская битва, Сталинградская битва, второй период, Курская битва…) / А. С. Мальгин, // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 2 : / отв. ред. С. Петрова. – М., 2010. - С. 4 – 24. 26. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: НИИ БелГУ, 2013.-156с. 27. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - № 1. – С. 93 – 101. 28. Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа – 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественнонаучных дисциплин. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 300 с. 29. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. 30. Подласый, И.М. Педагогика. / И.М. Подласый. - М.: Просвещение , 1996. - 432с. 31. Пожарова, Л.Н. Культурологический подход как методологическая основа исследования формирования патриотического воспитания студенческой молодежи / Л.Н. Пожарова, Е.И. Артамонова// Педагогическое образование и наука.- 2013.- № 6.- С. 37- 40. 32. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – 222 с. 33. Прохорова, Е. А. Великая Отечественная война в современных школьных учебниках / Е. А. Прохорова // Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов : матер. всерос. науч. конф. (27 мая 2009 г.). — М., 2009. - 190 с. 34. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – Москва, изд. Просвещение, 1991.- 303 с. 35. Радищев, А.Н. Избранные сочинения /А.Н. Радищев.-М.: изд. Московский рабочий, 1959. - 304 с. 36. Рунов, В.А. Гений войны Скобелев «Белый генерал» / В.А. Рунов [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://histоry.wikirеаding.ru/314372 37. Рыжкина, О.В. Элективный курс - как одна из форм нестандартной внеурочной деятельности / О.В. Рыжкина [Электронный ресурс].- Электрон. Текстовые дан.- Режим доступа: http://www.insсhооl.ru/еduсаtiоn/vnеurосhnаyа-dеyаtеlnоst/еlесtiv_соursе/ 38. Саратова, Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. — С. 102-104. 39. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 283с. 40. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. - М.; Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 41. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие/ Н.И. Смоленский. - 2 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 271с. 42. Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания/ Ю.П. Сокольников. - М.: Прометей, 1993. - 200с. 43. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников/ Ю.П. Сокольников - М.: Педагогика, 1986.- 136с. 44. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [электрoнный реcурc].- Электнoн. Текcтoвые дaн. - М: Компания спутник +, 2006. – Режим дocтупa: https://current_pedagogy.academic.ru/1554/внеклассная%28внеурочная%29_работа 45. Сухов, В.В. Лес проблем и вариант дороги / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. 2000, №1. - С.53-59. 46. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 47. Сталин, И.В. Выступление на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 г. [Электронный ресурс].- Электрон. Текстовые дан.- Режим доступа: https://histrf.ru/liсhnоsti/spеесhеs/саrd/tоst-zа-russkii-nаrоd 48. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории/ А.Т. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 2000. — 320 с. 49. Танюхин, Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников /Ю.А. Танюхин [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург: 2010.- Режим доступа: http://www.dissеrсаt.соm/ 50. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности/ Д.И. Фельдштейн.- М.: Институт практической психологии. - 1996. - 512 с. 51. Филонов, Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен: Стратегия развития / Г.Н. Филонов. - М.: Просвещение, 2000. - 132с. 52. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с. 53. Фролова, Л.В. Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников/ Л.В. Фролова [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые дан. – Санкт-Петербург: Nspоrtаl, 2014. – Режим доступа: http://www.dissеrсаt.соm/соntеnt/pаtriоtiсhеskое-vоspitаniе-pоdrоstkоv-v-klubnykh-uсhrеzhdеniyаkh-dаlnеvоstосhnоgо-rеgiоnа-li 54. Харламов, И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 1999. -520 с. 55. Хаустов, В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики / В.М. Хаустов [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://kоnf.x-pdf.ru/18pоlitоlоgiyа/598994-1-pаtriоtiсhеskое-vоspitаniе-kаk-vеdusсhее-nаprаvlеniе-gоsudаrstvеnnоy-mоlоdеzhnоy-pоlitiki.php 56. Цепунов, Ю.А. Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности / Ю.А. Цепунов // Молодежь. Наука. Будущее. Международная студенческая научно-практическая конференция.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017.- С. 293-295. 57. Чернова, М. И. Уроки по теме «Сталинградская битва: изумительная победа» / М. И. Чернова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 5. – С. 41- 48. 58. Шаповал, В.В. Дидактические материалы по истории России XIX века: 8 кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс» / В.В. Шаповал. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 152 с. 59. Шефер, О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике / О.Р. Шефер [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://www.lib.uа-ru.nеt/diss/соnt/159692.html 60. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. - М.: Прсвещение, 1992. – 74 с. 61. Юрина, Т.В. Тема Великой Отечественной войны в системе патриотического воспитания на историческом факультете ПГПУ им. В. Г. Белинского / Т. В. Юрина // Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов : матер. всерос. науч. конф. (27 мая 2009 г.). — М., 2009. – 218 с.
Отрывок из работы

1.1. Гражданско-патриотическое воспитание в системе педагогического процесса Анализ научной психолого-педагогической, исторической, социологической и философской литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важнейших проблем существования общества, государства и личности на протяжении всей истории человечества . С момента появления государств и до настоящего времени патриотизм играет важнейшую роль объединяющей и скрепляющей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. Главным «воспитателем» граждан практически целого десятилетия конца двадцатого века была стихия социальной среды с её экономическими, политическими, социальными, духовными и нравственными, потребностями, которые сформировали потребительское сознание и агрессивный тип мышления. В общественном сознании резко снизилась ценность таких понятий как «долг», «совесть», «честность», «порядочность», «нравственность», «патриотизм» и «ответственность». В такие трудные моменты важно помнить что фундаментальные, базовые ценности как гражданственность и патриотизм важно и нужно воспитывать с самого раннего возраста, потому что без осознания своей причастности к культурным ценностям великого народа, без гордости за свою страну и готовности пожертвовать своими частными интересами во благо Родины невозможно построить сильное и независимое государство. Зарождение патриотизма как сложного социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей независимости, территории, природных богатств, традиций и языка. Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал, который питают глубокие исторические корни. Это естественное чувство самосохранения, которое формировалось долгим историческим опытом. Отметим, что с течением времени, от античности и до настоящего момента само понятия «патриотизм» и «гражданственность» понималось по разному и не имеют однозначного толкования. Рассматривая проблему эволюции понятия «патриотизм» М.А. Мазур и Я.А. Ванюкова выделили ряд этапов: - Философский (с античности до XVI в.) - Общетеоретический (XVII в. – 1917 г. XX в.) - Советский этап (1918 -1991 гг.) - Современный (с 1991 г. - первое десятилетие XX в.). Первый этап характеризуется, как видно из названия философскими представлениями о патриотизме. В античном периоде сформировались основные представления о патриотизме как о долге перед государством, а в патриотическом воспитании видели необходимый нравственный аспект формирования духовной и гармонично – развитой личности. На Руси эти идеи нашли свое продолжение в соотношении патриотизма с понятиями «добра» и «зла». Так в «Повести временных лет» Нестор относит к добру все, несущее благо родной земле, способствующее ее процветанию и благополучию, а зло, в представлении автора - все наносящее ей ущерб и разорение. Патриотическая идея объединения Руси для прекращения междоусобицы и защиты от внешнего врага находит отражение в известнейшем произведении XII века «Слово о полку Игореве». Таким образом, патриотическая идея Древней Руси – это моральные заповеди умножения добра, как основного стремления человека к общему благу отечества. Второй этап – общетеоретический, характерен тем, что идеи патриотического воспитания получают свое дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в трудах выдающихся философов и педагогов. Так А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же … он, ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» . Целью воспитания Радищев считал формирование человека – гражданина, способного бороться за счастье своего народа и бороться с его притеснителями. Проблему патриотизма и патриотического воспитания поднимал в своих произведениях и Н.М. Карамзин , рассматривающий патриотизм как любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он указывал – «… любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера, указывается, что слово «патриот», впервые употребил Петр I. Это слово было заимствовано из немецкого языка, где звучало как - «раtriоt» или во французском - «pаtriоtе» — «сын отечества». Корни этих слов происходят от латинского «pаtriоtа», а оно, в свою очередь, от греческого «pаtriоtеs» — «земляк, соотечественник». В словаре В.И. Даля «патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». По данным словаря русского языка С.И.Ожегова патриотом называется «человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам дела». Патриотизм там трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины». Основной особенностью взглядов на патриотизм этого периода было акцентированное внимание на готовность к защите Отечества и воинской службе. Советский этап эволюции понятия патриотизм в отечественной научной литературе представлен взглядами В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и трактуется в духе марксистко-ленинской идеологии , разграничивая понятия «патриотизм» и «советский патриотизм». В.А. Сухомлинский определял «советский патриотизм» как благородную любовь народа к социалистическому обществу, выражающуюся в виде стремления к беззаветному служению Родине к активной трудовой и общественной деятельности, преданности своему народу, преданностью делу коммунизма, странам социализма и долгу пролетарской солидарности, который проявляется в чувстве советской национальной гордости. В Словаре современного русского литературного языка «патриот» определяется как человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». Отличительной особенностью различных определений является акцентирование отношений личности к родине. В основном все они сводятся к нравственным чувствам, что неполно раскрывает сущность патриотизма. Примечательно, что патриотизм в различных словарях определяется еще и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, традициям, как готовность служить интересам своей Родины, и как политический и нравственный принцип, как социальное чувство, основным содержанием которого является преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины, как любовь к Родине, как к месту своего рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности. Мусина В.Е. определяет патриотизм как особый нравственный и политический принцип, социальное чувство, основным содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с народом, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Понятие «гражданственность» неразрывно связано с понятием «гражданин», которое, согласно, толкового словаря русского языка Ожегова определяется как лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. В большом юридическом словаре «гражданин» это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющий определенную правоспособность, наделенный правами, свободами и обремененный определенными обязанностями. А «гражданственность» в философском энциклопедическом словаре трактуется как нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы. Таким образом, из представленных определений видно, что понятия «патриотизм» и «гражданственность» во много схожи и различия в них только в том, что «гражданственность» включает в себя еще и политико-правовой компонент, в то время как «патриотизм» описывается в основном как испытываемое чувство. Говоря о гражданско-патриотическом воспитании мы, определяя это понятие как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России, ориентируемся на воспитание подрастающего поколения в готовности к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. В логике нашего исследования представляется важным определение методологических подходов, которые позволяют обозначить ориентиры данной работы и рассмотреть ведущие понятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием школьников: «патриот», «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание школьников». Решение этой задачи требует обозначения понятия методологический подход. Блауберг И.В. определяет методологический подход как принципиальную методологическую ориентацию исследования, с которой рассматривается объект изучения. Исходя из вышеизложенного, представим основные методологические подходы к рассмотрению сущности гражданско-патриотического воспитания. Воспользуемся для этого классификацией, данной И.В. Блаубергом и Э.Г. Юдиным, которые выделяли четыре базовых уровня методологии: - высший уровень - философская методология, где рассматриваются общие философские принципы познания, которые создают общность теоретической базы научных исследований, которая в свою очередь дает возможность сопоставлять результаты исследований. Так, философский закон перехода количественных изменений в качественные проявляется в уровнях развития и образования человека. Диалектический подход обусловливает необходимость выявления, осознания и разрешения внешних и внутренних противоречий в процессе обучения и воспитания личности, постоянного поиска и обновления оптимальной системы форм, методов и средств педагогического воздействия, всесторонне подходить к изучению эффективности педагогического процесса. Философское учение о всеобщей обусловленности явлений обязывает выявлять причинно-следственные связи педагогических фактов и явлений. - второй уровень - общенаучная методология, уровень общенаучных принципов и форм исследования, включая такие подходы как системный и целостный. Применение системного подхода определяется изучением внешних и внутренних системных свойств педагогических объектов, как целостных систем, а целостный подход тесно связан с системным и обусловлен изучением вышеуказанных объектов как логически завершенным процессом по управлению всеми составляющими компонентами. - третий уровень методологии - конкретно-научная методология - четвертый уровень - методика и техника исследования. Уровень философской методологии, представлен в нашей работе гносеологическим, аксиологическим и герменевтическим подходами. Гносеологический - методологический подход, определяющий рассмотрение всех событий и явлений с точки зрения теории познания. Данный подход снабжает исследователя всей совокупностью методологического инструментария научного исследования, раскрывающего особенности познания человеком объективной реальности. В психологии и педагогике этот подход раскрывает особенности познания субъектом объективной реальности, процесс целенаправленного восприятия этой реальности и отражения внутренней и внешней средой. В связи с проблемой гражданско-патриотического воспитания школьников данный подход полезен и интересен исследованием поведения различных категорий людей (в том числе субъектов и объектов воспитания), особенностей их адаптации, социализации, воспитания, обучения, развития в различных видах деятельности и социальной среде. Аксиологический подход позволяет рассматривать и находить решение как общих задач гуманизации общества, так и задач изучения явления с точки зрения удовлетворения ценностных потребностей личности человека. Понятие «ценность» в философии и социологии обозначает объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие в качестве эталонов должного. В современной аксиологии выделяют три формы существования ценностей: 1. ценности, которые выступают как некий общественный идеал, как выработанные общественным сознанием и содержащиеся в нем абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; 2. ценности, которые предстают в виде произведений материальной и духовной культуры или человеческих поступков, являющихся воплощением конкретных общественных идеалов (эстетических, политических, нравственных и других); 3. социальные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации ее поведения; Понятие ценности вне человека существовать не может, так как оно представляет собой особый тип значимости именно для человека различных предметов и явлений. В системе «человек-ценность» одно неразрывно связанно с другим, так как именно человек определяет какие ценности считать для себя значимыми, а их усвоение формирует личность. В нашем исследовании за основополагающие мы принимаем ценности, которые выступают как общественный идеал, как выработанные общественным сознанием и содержащиеся в нем абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Герменевтический подход, являясь универсальным философским, раскрывается в понимании целого через понимание его отдельных частей и понимание частей уже через представление о смысле целого, где особую важность приобретают герменевтическая рефлексия и критическое мышление по отношению к таким понятиям как «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание» и «гражданственность». Второй уровень методологии - уровень общенаучных принципов и форм исследования, выполняющих методологические функции, включает такие подходы как системный и целостный. Системный подход рассматривается как подход специального научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход определяет совокупность познавательных принципов, которые ориентируют конкретные направления исследований, позволяют ставить и решать новые задачи и определить новые предметы изучения. В основе использования указанного подхода в педагогических исследованиях лежит изучение внешних и внутренних системных свойств педагогических объектов, как целостных систем. По мнению Ю.П. Сокольникова, данный подход определяет направленность деятельности педагога на обеспечение оптимального функционирования тех систем, в которые включены дети. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в об¬разовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. Целостный подход тесно связан с системным и определяется как совокупность нескольких составляющих: единства целей и направлений воспитания; повышения эффективности методов, средств и приемов, управление всеми составляющими компонентами и технологическими процессами с включением детей в социальную практику; неразрывной связи науки и искусства воспитывать; повышения культуры всех участников воспитательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Такое понимание целостного подхода к воспитанию предполагает организацию жизнедеятельности школьника, при которой с учетом возможностей образовательного учреждения, общества, семьи и индивидуальных особенностей обучающихся, развиваются все стороны личности. Это возможно лишь при условии, что образовательный процесс будет представлять целостность, в которой все части и подсистемы находятся в согласованном взаимодействии. Такая целостность достигается через единство духовно-личностных, социально-психологических и технологических компонентов (подсистем) воспитания. Уровень конкретно-научной методологии определяется как совокупность методов и принципов, применяемых в определенных научных дисциплинах, и отражает в нашем исследовании требования антропологического, культурологического, и деятельностного подходов. Антропологический подход базируется на системном использовании данных всех наук о человеке как предмете воспитания и предполагает учет всех особенностей обучающихся в образовательном процессе. Ориентирует педагога на построение системы процесса воспитания таким образом, чтобы создать условия формирования у воспитуемого чувства причастности к обществу, духу народа, воплощенном в истории, языке, нравах и культуре. Антропологический подход предписывает, что ни одна из черт личности школьника не должна развиваться в ущерб гуманистическим принципам воспитания. Отношение к Отечеству является ценностью жизни и культуры, имеющей общечеловеческое содержание и значение. Гуманистический характер патриотизма составляет его основополагающий критерий. Аксиологический подход предполагает рассмотрение личности как центра системы ценностей и главного ее носителя. Он определяет необходимость трансляции субъектами воспитания объектам воспитания и характерной совокупности идей, понятий, ценностей которые традиционно выступали в роли непреходящего значения стимулов человеческой жизни и деятельности, как ориентиров поведения. С позиции культурологического подхода процесс воспитания в целом и патриотизма в частности рассматривается как сложный процесс передачи нормативно-ценностного и творческого опыта по приобщению обучающихся к ценностям культуры, которые отражают такие понятия как культура, ценности, цивилизация, культура личности, менталитет, ценностные ориентиры, национальная культура, традиции и культурная идентичность. Деятельностный подход позволяет учесть, что для осуществления патриотически-ориентированной деятельности необходимы разносторонние умения и опыт поведения. Для формирования таких умений важна организация различных видов патриотически-ориентированной деятельности школьников, где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а непосредственного участника самого процесса, что способствует более успешному достижению целей духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся. В своих исследованиях Бескова Т.В. рассматривает патриотическое воспитание как системно-структурное образование, а его функционирование как активный педагогический процесс, который состоит из ряда основных структурных компонентов : 1. цель гражданско-патриотического воспитания; 2. субъект и объект гражданско-патриотического воспитания; 3. субъектно-объектные отношения, возникающие между участниками гражданско-патриотического воспитания; 4. педагогически освоенную информационно-воспитательную среду; 5. управление воспитательной системой, целенаправленной на формирование патриотизма у обучающихся. Единое, стройное и целенаправленное функционирование вышеизложенных структурных компонентов системы патриотического воспитания составляет процессуальную сторону воспитательной деятельности. Таким образом, методологическая сущность гражданско -патриотического воспитания раскрывается как сложная, динамическая система взаимодействия педагога, обучающихся, социальных институтов и общества в целом, направленная на формирование аксиологического, потребностно - мотивационного, волевого и опытно - деятельностного компонента в системе культуры отдельной личности на микроуровне и сложнейшего общественного, социально-психологического феномена на макроуровне. На микроуровне - личностном, патриотизм выступает как одна из важнейших, устойчивых характеристик человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне - уровне общества в целом - патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, оценках, чувствах, в отношении к своему народу, его образу жизни, культуре, истории, системе основополагающих ценностей, государству. Приведенные определения дают возможность выявить в общем виде структуру понятия патриотизм, включающую патриотические чувства, патриотические ценности: общественный и нравственный идеал; патриотические отношения: преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы; патриотические действия и поступки. Структура патриотизма включает в себя три элемента: 1. патриотическое сознание; 2. патриотическое отношение; 3. патриотическую деятельность. Гражданско-патриотическое сознание рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально - нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности. Гражданско-патриотические отношения раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный канал трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации гражданско-патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности. Патриотическая деятельность понимается как способ воплощения гражданско - патриотического сознания, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Это - материальная основа патриотизма, его реально ощущаемая и видимая сторона. Она основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально нравственную ответственность личности за судьбу своей страны. С этой позиции, основным средством формирования поведенческого компонента личности патриота являются социальные упражнения - создание ситуаций, в которых воспитание побуждает к самоопределению, к выбору наиболее для него приемлемого способа поведения, одновременно с принятием на себя ответственности за данный выбор. Позицией патриота должно быть добровольное включение в социальную деятельность. При реализации гражданско - патриотических навыков эмоционально принятые идеи закрепляются и становятся осознанной необходимостью. На основании рассмотренных методологических подходов и анализа сущности патриотизма и гражданско - патриотического воспитания В.Е. Мусина в своей работе «Патриотическое воспитание школьников» определяет гражданско - патриотическое воспитание обучающихся, как процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование гражданско - патриотического сознания, ценностей, чувств и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности. Реализация целей гражданско - патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику гражданско - патриотического воспитания школьников. Н.Ф. Харламов указывает следующие, универсальные принципы воспитания, отражающие современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса. 1. Принцип связи воспитания с жизнью и социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества и перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. 2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде. 3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания и учет всех факторов воспитательного процесса. 4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. По
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg