Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, МЕДИЦИНА

Коррекция и лечение профессионального выгорания

gemsconslebria1971 180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Цель данной работы – изучение методов коррекции и лечения профессионального выгорания Задачи: 1. Изучить понятие и сущность синдрома профессионального выгорания 2. Изучить признаки я и факторы профессионального выгорания работников 3. Рассмотреть методы диагностики профессионального выгорания 3. Рассмотреть способы коррекции и лечения синдрома профессионального выгорания Объект исследования – синдром профессионального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия. Предмет исследования – коррекция синдрома профессионального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия. В работе использован метод анализа научной теоретической и учебно-методической литературы.
Введение

Синдром профессионального выгорания может наблюдаться на всех уровнях профессиональной деятельности сотрудника. Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения и исполнения своих обязанностей, чем усугубляют собственное эмоционально-энергическое состояние, постепенно загоняя себя в хроническую депрессию. Состояние сотрудника повышает напряжение вокруг него, что сказывается на психологической атмосфере всего места работы, увеличивается число конфликтных ситуаций, снижаются количественные и качественные показатели его работы. Неудовлетворённость собой, коллективом, работой и её результатами, повышает динамику потери кадров, а уход работников сильно сказывается на уровне дохода предприятия. Исходя из этого, можно говорить о том, что проблема коррекции и лечения синдрома профессионального выгорания сегодня является достаточно актуальной. В последние годы профессиональное выгорание и методы его коррекции выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., Несмотря на постоянно растущий интерес к данной теме, проблема коррекции профессионального выгорания до конца по-прежнему не изучена.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 1. Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания……………5 1. Понятие и сущность понятия профессиональное выгорания………………5 2. Факторы и признаки проявления профессионального выгорания………..6 2. Коррекция и лечение синдрома профессионального выгорания……………...9 2.1. Основные направления практической психологической работы с синдромом профессионального выгорания…………………………………9 2.2. Практические мероприятия по профилактике и коррекции профессионального выгорания сотрудников ……………………………..11 Заключение………………………………………………………………………….15 Список использованной литературы……………………………………………....17
Список литературы

1. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А.Агеева.- СПб.: Речь, 2011.- 208 с. 2. Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А. Ананьев.- СПб.: Речь, 2012. - 320 с. 3. Бодров, В. А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы/ В. А. Бодров .-Москва: Институт психологии РАН, 2013. -560 c. 4. Бодров, В. А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности/ В.А. Бодров // Психологический журнал. -2012.- № 2.- С. 23-34. 5. Борисова, М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания/М.В Борисова, Н.П. Анисимова// Ярославский педагогический вестник.- 2011. -№ 2.-С. 212-215. 6. Борисова, М. В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания/ М. В. Борисова. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2005. – 43 с. 7. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 96–105. 8. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2008. – 336 с. 9. Гордеева, М. А. Эмоциональное выгорание государственных служащих в моно и поликультурных трудовых коллективах: исследовательские задачи /М.А. Гордеева, В.В. Константинов// Наука и бизнес: пути развития. 2014. -№ 4 (34). -С. 11-13. 10. Грабе, М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / пер. с нем. М. Грабе. СПб.: Речь, -2010. - 96 с. 11. Дмитриева, Ю. А. Метод моделирования в социальной психологии / Ю.А.Дмитриева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. -№ 1.- С. 18-26. 12. Долгова, В. И. К проблеме формирования готовности психолога образования к сопровождению процессов управления инновационной деятельностью/ В.И. Долгова // Наука. Теория и практика - Познание, 2012. С. 55-63 13. Каменская, О. В. Синдром профессионального выгорания/О.В. Каменская // Служба кадров и персонал.- 2012.- № 8.- С. 45–47 14. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е.В. Котова.- Красноярск, -2013. -76 с. 15. Меркулова, Н. Н. Рефлексивность социальных работников и её связь с эмоциональным выгоранием /Н.Н.Меркулова // В сборнике: Проблемы социальной зрелости современной молодежи материалы международного семинара молодых ученых и аспирантов. Тамбов, -2013.- С. 180-185 16. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность/ В.Е.Орел.- Харьков: Гуманитарный центр, 2014. -294 с. 17. Орел, В. Е. «Феномен выгорания» в зарубежной психологии: эмпирическое исследование и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 90–101 18. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с. 19. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие/ А.А.Осипова.- М. : Сфера,- 2010. - 510 с. 20. Осухова, Н. Г. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания / Н. Г. Осухова. М. : Изд-во «Амиго- пресс», -2013. -112 с. 21. Синюкова, Е. М. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты /Е.М. Синюкова// Парадигма познания. 2014. -№2.- С. 150-155 22. Чутко, Л. С., Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты/ Л. С Чутко, Н. В Козина.- 2-е изд. Москва: МЕДпресс-информ,- 2014.- 255 с. 23. Шукшин, Н. А. Психология счастья: простые решения сложных вопросов: практическая психология / Н.А.Шукшин .-2-е изд. Челябинск: Аркаим, 2012. -303 с. 24. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции/ Ю.В.Щербатых.- 2-е изд. СПб.: Питер, -2012. -256 с 25. Щербатых, Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах / Ю.В.Щербатых.- М. : КНОРУС, -2011.- 427 с
Отрывок из работы

1.1.Понятие и сущность понятия профессиональное выгорания Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Впервые термин "выгорание" ввел американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году, под ним подразумевалось состояние деморализации, разочарования и крайней усталости. Выгорание возникает как защитная реакция на стрессовые воздействия, оказывает негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере и проявляется в чувстве истощения, личностной отстраненности от субъектов деятельности и снижении мотивации к выполнению профессиональных обязанностей. Эта трехкомпонентная модель выгорания, включающая эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений (сниженную рабочую продуктивность) является наиболее распространенной в настоящее время [6]. Профессиональное выгорание проявляется на психофизиологическом, эмоциональном и поведенческом уровнях организации личности. На психофизиологическом уровне выгорание проявляется как хроническая усталость, ощущение эмоционального и физического истощения, астения (слабость, снижение активности), снижение чувствительности и реактивности, снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений, расстройства различных систем организма (головные боли, нарушения желудочно-кишечного тракта, дыхания, бессонница, и т. д.). На эмоциональном уровне синдром выгорания проявляется в депрессивных состояниях (пониженном эмоциональном тонусе, чувстве подавленности), частом переживании негативных эмоций без видимых внешних причин (вины, обиды, страха, стыда, гнева), чувстве неполноценности, неосознанном беспокойстве и повышенной тревожности, раздражительности и частых нервных срывах. На поведенческом уровне проявлениями профессионального выгорания являются снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам деятельности, невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, выполнение автоматических и элементарных действий, постоянная нехватка времени, опоздания на работу, прогулы, частые больничные, переедание, злоупотребление кофе, алкоголем, курением, применение наркотических средств, потеря интереса к любимым занятиям и сосредоточение на какой-либо одной стороне жизни [7]. В сфере межличностных отношений выгорание проявляется в чувстве неудовлетворения отношениями, дистанцировании от клиентов и коллег, циничности, повышении неадекватной критичности, нетерпимости, тенденции к обвинению, вспышках немотивированного гнева, уходе от контактов. 1.2. Факторы профессионального выгорания. Анализ существующих подходов к изучению профессионального выгорания позволяет выделить ряд детерминирующих его факторов. 1. Индивидуальные факторы выгорания. Для индивидуального подхода характерно выделение особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности в качестве причин выгорания. Это такие личностные характеристики как интроверсия, нейротизм, низкая самооценка, низкий уровень эмпатии, авторитаризм, эмоциональная возбудимость, чувствительность, неуверенность в себе, чрезмерно сильная помогающая мотивация, рассогласование значимых ценностей с ценностями деятельности, потребность в одобрении, труоголизм, черты личности типа А, комплекс «мессии» и др. 2. Факторы, связанные с содержанием и спецификой труда. Развитие выгорания связано с наличием высокого психоэмоционального напряжения, которое возникает в процессе деятельности, связанной с интенсивным и/или хроническим эмоциональным взаимодействием с большим числом проблемных клиентов, трудно ощутимыми результатами труда, высокой интенсивностью труда, насыщенностью действий, интеллектуальными нагрузками, необходимостью интенсивного восприятия, переработки и интерпретации больших объемов информации, принятия решений в неопределенных ситуациях с повышенной ответственностью [6]. 3. Организационные факторы выгорания. К ним относятся недостатки в организации труда, такие как рабочие перегрузки, дефицит времени, чрезмерная продолжительность рабочего дня, не- четкая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, монотонная, имеющая трудноизмеримое содержание работа, недостаток автономности и чрезмерный контроль, жесткая регламентация работы, ролевая конфликтность и/или неопределенность, нечеткая или неравномерно распределенная ответственность, недостаточность признания и положительной оценки, отсутствие возможностей профессионального роста и развития и др. 4. Социально-психологические факторы выгорания. Профессиональное выгорание может быть детерминировано многочисленными социальны- ми контактами разного уровня (взаимоотношения в коллективе и с руководством, отношение к объекту труда), характеризующимися значительной эмоциональной напряженностью. К ним относятся необходимость выстраивать межличностные взаимоотношения с психологически трудным контингентом (тяжелые больные, агрессивные, немотивированные клиенты, конфликтные покупатели, «трудные» подростки), негативный социально-психологический климат, наличие напряженности и конфликтов в профессиональной среде как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Медицина, 22 страницы
220 руб.
Реферат, Медицина, 12 страниц
150 руб.
Реферат, Медицина, 16 страниц
160 руб.
Реферат, Медицина, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Медицина, 15 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg