Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

nemo_art 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Данное исследование посвящено рассмотрению агрессивного поведения подростков и разработке и апробации программы для его коррекции. Нами были организованы проведение констатирующих исследований, разработка и апробация корректирующей агрессивное поведение подростков программы, доказана опытным путем ее эффективность.
Введение

Актуальность исследования. В конце XX столетия в России произошли существенные политические, экономические и социальные изменения, приведшие нашу страну к глобальным изменениям. Происходящее в настоящее время в стране социальное и экономическое разделение общества, криминогенная обстановка социума, изменение не в лучшую сторону нравственности и правопорядка, вывели проблему педагогической профилактики агрессивного поведения подростков на одно из первых мест. Различные экономические и социальные проблемы нашего общества на данном этапе развития значительно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде алкоголя, различных психотропных препаратов и наркотиков. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних подростков. Влияние средств массовой информации в современном мире также очень велико. Насилием, убийствами, интригами, природными катаклизмами переполнены репортажи СМИ и телевидения. В первые 18 лет жизни большинство детей проводят времени у телевизора больше, чем в школе. В среднестатистической семье телевизор работает 51 час. Сетевые программы демонстрируют примерно три акта насилия в час в праймтайм и 18 часов во время субботних утренних программ для детей. За последние 20 лет обычный подросток просматривал примерно восемь тысяч телевизионных убийств и сто тысяч других актов насилия до окончания начальной школы. Если сюда включить кабельное телевидение и видеопродукцию, статистика жестокости резко возрастает. В половине жестоких телевизионных сцен показывается вред, нанесенный жертве, а в шести случаях из десяти показана боль, причиняемая жертве. На голубых экранах телевидения все чаще мелькают такие программы, как «Криминальные хроники», «Дежурная часть», «Чрезвычайное происшествие», новости с негативной информацией, детективы, «Час суда», «По делам несовершеннолетних» и т.д. Наибольшее воздействие на психику человека вовремя или после просмотра художественных фильмов, содержащих сцены насилия, оказывает идентификация. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации зритель бессознательно отождествляет себя с тем или иным персонажем (объектом идентификации). Это приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта, переносом проживаемых ситуаций в реальную жизнь. Что чувствует человек после частых просмотров передач, насыщенных негативом и агрессией, а тем более ребенок? Дети одни из первых попадают в зону риска. Регулярный просмотр такого рода передач повышает уровень агрессии во много раз. Подросток находится в состоянии сомнения, существует некая оторванность от внешнего мира; он уходит от реальности, в мир своих иллюзий и фантазий. У него не сформирована психика, морально – нравственные понятия, нет умения правильно анализировать, оценивать и видеть истинную реальность, именно поэтому подростки, находясь в эмоционально неустойчивом состоянии, наиболее подвержены опасности. За последнее десятилетие больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в семнадцать раз. Ежегодно в стране выявляется более трехсот тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем сто тысяч из них совершается подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения преступления против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. В разы участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Одна из главных причин того, что многие дети попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако «положительная» агрессия является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере. В последнее время проблема агрессивного поведения стала едва ли не самой значимой в психологии развития. В первую очередь это объясняется ростом агрессии и насилия среди населения вообще и в подростковой среде в особенности. На протяжении истории изучения феномена агрессии исследователи и ученые сталкивались с рядом сложных, неоднозначных для решения вопросов. Многообразие существующих концепций, пытающихся объяснить феномен агрессии, бесспорно, свидетельствует о многоплановости и многоаспектности этой проблемы. Сложность заключается в том, что один решенный вопрос ставит перед исследователями целый ряд новых, которые, в свою очередь, так же требуют своего решения. Проблема деструктивного, разрушительного поведения человека привлекает внимание исследователей и ученых не одно десятилетие. С развитием цивилизации агрессия не только не обнаружила тенденции к понижению, но и стала находить новые, более изощренные формы проявления. По мнению Д.Н. Хломова (2000), «ретрофлексированная агрессия стала краеугольным камнем цивилизации». Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа немотивированных, разрушительных, жестоких, агрессивных действий. За последние годы резко увеличилось количество преступлений, совершенных молодежью, особенно подростками. Уличные драки, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом, становятся все чаще и чаще. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у подростков наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организациях экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенерством, сотрудничают с мафией. Агрессивное поведение подростков – одна из самых актуальных проблем, глубоко волнующих современное общество. Подростковый возраст относится к особому кризисному периоду онтогенеза, сопряженному с интенсивным психофизиологическим развитием, импульсивностью, повышенной уязвимостью, эмоциональной нестабильностью, особой чувствительностью к воздействиям среды. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется не только для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости но и для того, чтобы объяснить особенности агрессивного поведения подростков. Проблема агрессивности – одна из центральных социально – психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей, ученых. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внешних и внутренних), которые оказывают влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком. Закрепление форм агрессивного поведения происходит под воздействием крайне неблагоприятных внешних условий – авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, изменение системы ценностей. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психологического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивных действий. В большой степени это относится к детям – сиротам. Эти подростки, испытавшие в прошлом жестокое обращение со стороны членов своей семьи, имеют широкий спектр личностных деформаций. При этом агрессивность занимает первое, главенствующее, место. При попадании в социальное учреждение процесс десоциализации у них усиливается. Заведения для детей – сирот не формируют позитивного отношения к окружающей действительности. Ситуация усугубляется не только взаимоотношениями между сверстниками, но и отстраненным, порой жестким стилем общения сотрудников интернатов. Неоправданно негативное отношение, отсутствие готовности взаимодействия педагогов с детьми «на равных» объясняется укоренившимися предубеждениями в обществе о неэффективности воспитания такого контингента. В литературе приводятся факты подмены педагогики институциональными нормами: требования к единому речевому режиму, к соблюдению определенных ритуалов урока. Нередко эти требования несут элементы педагогического насилия. Немаловажная роль в формировании агрессивного поведения у детей, воспитывающихся вне семьи, отводится влиянию комплекса биологических и психологических факторов. Известно, что подавляемое большинство детей-сирот - это дети родителей, страдающих наркоманиями, психическими заболеваниями, алкоголизмом. К психологическим факторам агрессивного поведения: искаженная Я - концепция, неадекватная самооценка, фрустрированная потребность в признании, эмоциональная депривация. Из всего вышеперечисленного вытекает, что присутствует необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции. Так же весьма важно организовать работу по преодолению агрессивного поведения подростков в условиях специально организованного учебно – воспитательного процесса. Разработанность проблемы. В свое время над проблемами агрессивного поведения, занимались многие ученые, известные психологи и юристы, такие, как Л.А. Андреева, Ю.М. Антонян, В.И. Баранов, Б.С. Братусь, Ю.И. Бытько, М.И. Еникеев, Б.В. Зейгарник, О.С. Иоффе, В.В. Романов, М.Д. Шаргородский и другие. Проблемы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков рассматриваются в работах педагогов и психологов С.А. Бадмаева, С.В. Березина, В.В. Лозового, В.Д. Менделевича, Т.Д. Молодцовой. Также определенный вклад внесли в раскрытие этих процессов работы Б.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, А.Я. Варламовой, К.Н. Волкова, Н.В. Вострокнутова, О.С. Гозмана, Л.Т. Гончаровой, Н.М. Иовчука, Т.А. Качмазова, Ю.М. Орлова, А.А. Северного и многих других. Разрабатывали данную проблему и такие ученые, как К.М. Гуревич, Е.А.Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелл. Необходимо отметить, что профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами множество исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессии и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я, Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Ковалева П.А., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики и коррекции агрессивного поведения не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков. В коррекции агрессивного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Следовательно, мы приходим к выводу, что социально – педагогическая работа по выявлению и профилактике агрессивного поведения детей подросткового возраста становится одной из значимых областей в педагогике и психологии на данный момент. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования «Коррекция агрессивного поведения подростков». Объект исследования: агрессивное поведение подростков. Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения подростков. Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и его коррекцию. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекция агрессивного поведения подростков будет наиболее эффективна, если использовать специально разработанную программу коррекции. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Экспериментально изучить агрессивное поведение подростков. 3. Разработать и апробировать программу по коррекции агрессивного поведения подростков. Методологическая основа исследования: в своей работы мы опирались на труды таких известных ученых, психологов, юристов, педагогов, как Л.А. Андреева, Б.С. Братусь, М.Д., С.В. Березина, В.В. Лозовой, В.Д. Менделевич, А.Я. Варламова, К.Н. Волкова, Н.В. Вострокнутова, О.С. Гозман, Л.Т. Гончарова, Ю.М. Орлова, А.А. Северный, П.В. Симонов, Н.С. Пряжникова, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелл. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, сравнительный метод, метод обобщения, методы математической статистики и интерпретации результатов исследования: 1.Опросник Басса – Дарки (Buss – Durkey inventory); 2. Опросник «Личностная агрессивность» (подростковый вариант). 3. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут). Экспериментальная база исследования: данное исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 21» г. Стерлитамак РБ с охватом учащихся 8-х классов в количестве 50 человек. Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован теоретический материал по исследуемой проблеме. Практическая значимость исследования: разработанная нами коррекционная программа может быть использована профессиональными психологами в практической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков. Апробация исследования проводилась путем обсуждения выступлений на кафедре психолого – педагогического образования Стерлитамакского филиала БГУ, участия в: - XIII Международной научно – практической конференции «Актуальные психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки», г. Стерлитамак, 2016 г.; - V Международной заочной научно – практической конференции «Образование в пространстве школы и ВУЗа: опыт, проблемы, перспективы», г. Стерлитамак, 2016 г.; - VI Международной научно – практической конференции «Здоровьесбережение и здоровьесозидание как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии», г. Стерлитамак, 2016 г.; - Всероссийской молодежной научно – практической конференции «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке», г. Стерлитамак, 2017 г.; - XII Межвузовской научно – практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука.», г. Стерлитамак, 2017г. По теме исследования было опубликовано 5 работ. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложений. Библиография включает 71 источник, использованный в нашем исследовании.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………12 1.1 Проблема агрессивного поведения в научной литературе…………………8 1.2. Психолого - педагогические особенности детей подросткового возраста…………………………………………………………………………...30 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ………...41 2.1. Организация экспериментальной работы и описание методик исследования……………………………………………………………………..41 2.2. Программа коррекции агрессивного поведения подростков…………….48 2.3.Анализ и интерпретация итогов экспериментального исследования……54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....74 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.........................80 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….81
Список литературы

1. Абдуллина Г. М. / Консультация «Особенности общения подростка с взрослыми» / Ноябрьск, 2015 г. Источник: топ – школа.рф/konsultatsiya-osobennosti-obshheniya-podrostka-s-vzroslymi. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. Учебное пособие. – 2 – е изд.перераб. – СПб.: Изд – во Михайлова В.А. 2013. – 379 с. 3. Агрессия у детей и подростков: Учеб. Пособие./Н.М. Платонова. СПб.: Речь, 2004. – 336 с. 4. Актуальные психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки. Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно – практической конференции. Г. Стерлитамак, 2016г. 5. Антонян Ю.М. механизмы человеческой агрессии. М.: ВНИИ МВД России, 2000. – 172 с. 6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд.-М., 2002 г. 7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / под ред. В.С. Магуна – М., 1999г. 8. Бандура А. Теория социального научения.: Пер. с анг. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с. 9. Бандура А., Р. Уолторе. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.: Пер. с анг. М: ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с. 10. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2007г. 11. Болдина М.В., Хлебалина Т.Н. Предотвратить беду / Тамбов: ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», 2014. – 18 с. 12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2001г. 13. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. - № 2. – с. 1219 14. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#$p1. 15. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с. 16. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. – Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с. 17. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2003. – 336 с. 18. Здоровьесбережение и здоровьесозидание как приоритет безопасности России в третьем тысячелетии. Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно – практической конференции. г. Стерлитамак , 2016г. 19. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.-М., 2004г. 20. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства. // Вопросы психологии. 1990. № 1. – с. 20 - 27 21. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное повеление // Вопросы психологии. 1991. № 2 22. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Наука, 1998. – 521 с. 23. Ковалев П.А. Возрастно – половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 1996, - 18 с. 24. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Воронеж, 1999. – 560 с. 25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология// - М.: Сфера, 2013. – 463 с. 26. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж, 2002г. 27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с. 28. Лоренц К. Агрессия. М., 1994г. 29. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997г. 30. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» //Воспитание школьников.1994. № 6. 31. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997г. 32. Млжгинский Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский – СПб.: Издательство «Лань», 2009 – 328 с. 33. Молодежь. Прогресс. Наука. Сборник научных трудов по материалам XII Межвузовской научно – практической конференции. г. Стерлитамак , 2017г. 34. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростка. М.: Изд-во МПА, 1999. – 236 с. 35. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Мн., 2005г. 36. Немов Р. С. Психология. – М.: Владос, 2001. – 640 с. 37. Образование в пространстве школы и ВУЗа: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам V Международной заочной научно – практической конференции. г. Стерлитамак , 2016г. 38. Практическая психология образования; Учебное пособие 4 – е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2005 – 592 с. 39. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Ред. кол.: А.И. Долганова (отв. ред.) и др. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. – 124 с. 40. Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XX веке. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно – практической конференции. г. Стерлитамак , 2017. 41. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. / С.Н. Ениколопов. М.: Просвещение, 2002. – 158 с. 42. Психологический словарь. / Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Педагогика – пресс, 1996. – 440 с. 43. Психологич подростка. Полное руководство. / А.А. Реан – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 432 с. 44. Психология развития. / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 45. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2011. - № 5. – с. 3 - 18 46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 720 с. 47. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 245 с. 48. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Воронеж, 2002г.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1 Проблема агрессивного поведения в научной литературе В современной России произошли и происходят процессы, существенно изменившие положение в стране. Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, бытовой, и как следствие - резко изменили положение людей, поделив их на, занявших верхние ступени в социальной культуре, добившихся успеха, и неизмеримо большую часть общества, оказавшуюся на «обочине» этих процессов. Следствием этого явилось существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличилась. Но агрессивность «пропитала» не только экономические и политические отношения, она широко реализуется в быту – наиболее очевидным подтверждением этого является насильственная преступность [Долганова, 2004, с. 92, 96]. Криминальная агрессия, реализующаяся в насильственной преступности, меняется качественно: значительно заметней в последнее время стал терроризм, организованная преступность не только не сдает позиций, но укрепляет их. Усилилась и значительно распространилась агрессивность, мотивированная националистическими, религиозными, экстремистскими взглядами определенных слоев населения [Долганова, 2004, с. 99]. Агрессия – один из базовых импульсов, определяющих нашу жизнь. Без нее наши предки не смогли бы добывать пищу и защищать свою жизнь, но когда речь идет о выстраивании отношений в цивилизованном обществе нас убеждают, что любую проблему можно решить мирным путем [Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/11544-passive-agressive].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg