Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у дошкольников с общим недоразвитием речи

nemo_art 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
В представленной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Количество детей, которые имеют дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Поэтому важно, чтобы уже в детских дошкольных учреждениях с первых дней обучения обратили внимание на детей с нарушениями речи, на допускаемые ими ошибки в произношении, так как затем они проявятся в чтении и письме.
Введение

На сегодняшний день детей с диагнозом дисграфия становится всё больше [11]. С началом обучения в школе у детей вдруг проявляются проблемы с чтением и письмом. Вместе с тем дети хорошо учатся по математике, географии и другим предметам. С письменной речью у ребёнка обнаруживаются особые проблемы. Родители не всегда могут понять причину неуспеваемости ребёнка по русскому языку. Важно вовремя и как можно скорее рассмотреть, определить проблему и направить ребёнка к логопеду. Ребёнку, страдающему дисграфией, самостоятельно родители помочь не смогут, так как обычными школьными упражнениями особые ошибки письма не преодолеть. Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи логопеда. Овладение письменной грамотой является базовым навыком, на котором строится всё дальнейшее обучение и развитие ребёнка. Нарушения письма, по мнению многих исследователей, базируются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной развитости психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, чувства ритма. Преимущественно ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития дошкольников является одним из основных условий результативности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Дисграфия не может возникнуть из ничего. Работу по профилактике и предупреждению дисграфии следует начинать ещё в дошкольном возрасте, до начала обучения ребёнка грамоте. Дисграфию легче предупредить, чем устранить [16]. В период максимальных возможностей становления речи, которая спустя некоторое время способствует становлению письменной речи, важно раннее обнаружение и диагностирование степени тяжести предпосылок дисграфии у детей с ОНР (общее недоразвитие речи). Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, которые приводят к нарушению формирования всех компонентов речевой системы таких, как фонетики, лексики и грамматики, – при нормальном слухе и интеллекте [7]. Значимость проблемы по предупреждению дисграфии состоит в том, что у детей с ОНР обнаруживаются определенные особенности формирования речевых и неречевых процессов, которые напрямую связаны с овладением письма, и на сегодняшний день стоит проблема изучения и поиск эффективных, целенаправленных путей профилактики дисграфии в дошкольном возрасте. Так же сложность в определении путей профилактики дисграфии состоит в несовершенстве комплектования коррекционных групп. Кроме этого, в группу принимаются дети с разными уровнями речевого развития, различным патогенезом речевого расстройства. Сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая не разработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы усложняют практическое осуществление профилактики дисграфии. В связи с вышесказанным, выбранную мной тему курсовой работы «Теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у дошкольников с общим недоразвитием речи», следует считать актуальной. Целью курсовой работы является изучение и анализ данных научной и методической литературы, посвященной процессу формирования письменной грамоты детей дошкольного возраста. Объект курсовой работы: нарушение письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет курсовой работы: направления и содержание коррекционной работы по формированию письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с темой, объектом, предметом курсовой работы, работа имеет следующие задачи: 1. Изучить теоретический анализ проблем дисграфии в логопедии, педагогике, нейропсихологии. 2. Рассмотреть особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть различные подходы в изучении дисграфии, классификацию его видов. 4. Изучить методы и приемы работы по формированию и развитию нарушения письменной грамоты у детей дошкольного возраста с ОНР. Данная курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования письменной грамоты у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………....6 1.1. Особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………....6 1.2. Понятие дисграфии, различные подходы в её изучении, классификация её видов………………………………………………………………………………...11 Глава 2. Система коррекционно-логопедической работы по развитию письменной грамоты у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...…....23 2.1. Обзор диагностических методик изучения нарушения письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……..………….....23 2.2. Коррекционная работа по формированию письменной грамоты у детей дошкольного возраста с ОНР ……………………………………………………...28 Заключение………………………………………………………………………….31 Список литературы…………………………………………………………………33
Список литературы

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – М., 2001. – 52 с. 2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Л, 1976. 3. Безруких М.М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.: Новая школа, 1994. 4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 55 с. 5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопед. обследования детей с нарушениями речи. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995. – 64 с. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 1961. 7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: 1994. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: 1990. 9. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 56 с. 10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю. 11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336 с. 12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 13. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. 14. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. – М.: 1999. 15. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия// - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. с 286-301. 16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. 17. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с. 18. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.: Под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 20. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 21. Парамонова Л.Г. Дисграфия. Профилактика и коррекция. – СПб.: 2006г. – 255 с. 22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов. - М.: 2001. 23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2002. – 256 с. 24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. 25. (Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие. / Под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: 2002. – 256 с.) 26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991. 27. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 28. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи. // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: Владос, 2003. 29. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Нарушения речи у детей. – М.: 1993. 30. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. // Пособие по диагностике речевых нарушений. – 4 изд. доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования письменной грамоты у детей дошкольного возраста 1.1. Особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста Письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела [6]. Так же, овладение навыком письма является достаточно продолжительным и трудоемким процессом, который даётся легко не всем детям. Подготовка к письму является одним из самых трудных этапов подготовки ребенка к регулярному обучению. С одной стороны, всё это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с другой стороны - с самим процессом письма. Движения руки в психическом развитии ребенка имеют особое значение, они начинают развиваться достаточно рано. Ребенок, уже в преддошкольном возрасте, легко манипулирует с предметами и игрушками несмотря на то, что рука его ещё не совсем движима, движения нескоординированные, неточные. В дошкольном возрасте улучшаются движения руки, которые связаны с использованием инструментов и орудий труда ножницы, молоток, кисточка, карандаш. По словам Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребёнка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии и условия его выполнения [9]. Овладение двигательными навыками, в особенности графическими, является созданием временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от дозревания нервно-мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и строения деятельности на определённом возрастном этапе. Нервная система и нервно-мышечный аппарат ребенка, по данным физиологии, 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека. Условно-рефлекторные функции чтения и письма, согласно законам образования условных рефлексов создаются после 5-6 лет в коре головного мозга у детей. Роль слова возрастает в формировании двигательных навыков на протяжении всего дошкольного возраста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg