Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Управление занятостью и безработицей в муниципальных образованиях на примере североуральского городского округа

gemsconslebria1971 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
Объектом выпускной квалификационной работы являются трудовые ресурсы и занятость муниципального образования Североуральский городской округ. Предмет выпускной квалификационной работы - формы и методы трудоустройства незанятого трудоспособного населения. Целью ВКР является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения муниципального образования Североуральский городской округ и разработка рекомендаций по совершенствованию. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: - изучить современные теории и подходы занятости населения, содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления, а также правовое регулирование на российском рынке труда; - дать характеристику социально-экономическго развития муниципального образования - проанализировать текущую ситуацию на рынке труда муниципального образования - исследовать перспективы решения проблем трудоустройства в Североуральском городском округе и рассмотреть вопросы оптимизации форм поддержки. - определить направления повышения эффективности функционирования, системы содействия трудоустройству населения на рынке труда. В первой главе ВКР даются характеристики таких понятий, как занятость и безработица; Определены структура безработицы, ее типы и социально-экономические последствия; Дается концепция системы и механизмов функционирования рынков труда; Проводится анализ государственной и местной политики на рынке труда. В главе 2 рассматриваются основные направления политики занятости на примере муниципального образования Североуральский городской округ, дается общее описание экономического и социального развития муниципального образования, анализируется рынок труда, описываются трудовые ресурсы муниципального образования , динамика рынка труда. В третьей главе анализируется деятельность органов местного самоуправления муниципального образования Североуральского городского округа в осуществлении политики в сфере занятости населения, а также разработаны мероприятия по ее совершенствованию. К методам исследования относятся системный подход, методы экономического и статистического анализа (группировки, динамики, графический). Методологической базой исследования для написания работы послужили законодательные и нормативные акты РФ и органов местного самоуправления по исследуемой проблеме, отечественная и зарубежная литература, периодические издания, собственные исследования, а так же статистическая отчетность Государственного казенного учреждения Службы занятости населения Свердловской области «Североуральский центр занятости» за 2014-2017 гг. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что тема занятости населения является частью социального и экономического регулирования, проблемами которого являются смягчение последствий безработицы – трудоустройства безработных, выплаты пособий по безработице, их профессиональной ориентации. Существенную роль для достижения целей данного вопроса играет государство. Проведение государственной политики занятости населения требует слаженной деятельности целого ряда органов: – общественных организаций; – профсоюзов; – органов службы занятости; – органов управления профессиональным образованием; - фирм, коммерческих учреждений, государственных. Актуальной и исключительно значимой проблемой в современных условиях являются занятость населения для рыночного реформирования экономики и ее регулирование на муниципальном уровне. Это объясняется, тем, что полное и эффективное обеспечение занятости, является немаловажной целью и средством достижения высокого уровня жизни населения в социально-ориентированной экономике. И это возможно только при эффективном, целеустремлённом регулировании процессов, происходящих на рынке труда. Улучшение форм, методов, практики государственного регулирования занятости населения может способствовать росту эффективности реализации задач политики занятости населения, постепенному понижению роста безработицы, обеспечению социальной защищенности социально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.
Содержание

Введение 4 1 Теоретические аспекты регулирования занятости и трудовых ресурсов 6 1.1 Трудовые ресурсы и занятость населения: понятие, теории, подходы к изучению 6 1.2 Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления 11 1.3 Методика регулирования рынка труда на муниципальном уровне 16 2 Анализ регулирования занятости и трудовых ресурсов на примере муниципального образования «Североуральского городского округа» 23 2.1Социально-экономическая характеристика Североуральского городского округа 23 2.2 Анализ динамики, статистических экономических показателей рынка труда Североуральского городского округа 28 2.3 Роль и задачи органов местного самоуправления г. Североуральска в сфере занятости и трудовых ресурсов 39 3 Совершенствование политики занятости на рынке труда в муниципальном образовании «Североуральский городской округ» 41 3.1 Организация политики занятости на рынке труда в Североуральском городском округе 41 3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию занятости и трудовых отношений в Североуральском городском округе 52 Заключение 66 Список использованных источников 72 Приложение
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 31.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. N 51?ФЗ (в ред. от 14.11.2013) – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. N 146?ФЗ (в ред. от 03.11.2013 г.) – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. 1) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. N 146?ФЗ (в ред. от 03.11.2013 г.) – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 5. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 6. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от № 131-ФЗ от 6.10.2003 (ред. 19.05. 2013 г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 7. Закон Российской Федерации [Электронный ресурс]: «О занятости в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 (в ред. от 02.07.2013 г.) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»,– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 года №1 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»,– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» от 13 января 2000 года №3/1 (в ред. от 08.02.2009г.) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»,– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №670 [Электронный ресурс] Федеральной миграционной службы №421 от 26 октября 2010 года «Об утверждении формы сведений о привлечении работодателем иностранных работников к трудовой деятельности, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, представляемой работодателем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающей вопросами занятости населения» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 11. Приказ Минздрав соцразвития РФ от 13.07.2010 №514н [Электронный ресурс]: «Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 12. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: создают нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность учреждения Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 13. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 года №458 (с изм. от 26.04.2010г.) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 14. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: «Об утверждении Положения об организации общественных работ» от 14 июля 1997 года №875 (в ред. от 11.01.2010г.)- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 15. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения» от 2 июля 2009 года №422 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 16. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год» от 3 ноября 2016 года №888 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №681[Электронный ресурс]: «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 18. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 2006 года №783 (в ред. от 08.12.2010г.) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 19. Приказ ФМС РФ [Электронный ресурс]: «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» ФМС РФ от 28.06.2010 №147 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс», – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Устав [Текст]// ГКУ СЗН СО «Североуральский центр занятости» 20. Должностные инструкции сотрудников [Текст]// ГКУ ЗН СО «Североуральский центр занятости» 21. А. В. Белокопытов [Текст]// Модель эффективного использования аграрного труда в регионе Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2010. № 11. С. 23 22. Н. К. Долгушкин, В. Г. Новиков [Текст]// Категории трудовые ресурсы, рабочая сила, кадры – сущность и содержание. Аграрная наука. 2001. № 4. С. 11–12 23. Ерохин С. М. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве, тенденции и проблемы [Текст]// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 3. С. 42 24. А. В. Зорин, Г. В. Фадеев [Текст]// Современное состояние и пути совершенствования кадрового потенциала аграрной сферы АПК Костромской области. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 8. С. 59-62 25. Н. Я. Коваленко [Текст]// Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М. : Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2010. 448 с. С. 171. 26. И. К. Макарова [Текст]// Управление персоналом: Учебник. М.: Юриспруденция, 2010. 304 с. С. 7 27. В. М. Маслова [Текст]// Управление персоналом предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления ДАНА, 2016. 159 с. С. 4 28. Матвеева Л. Н., Корнилова М. И. Обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами [Текст]// Проблемы становления и развития экономики сельского хозяйства: материалы международной научно-практической конференции г. Княгинино: НГИЭИ. 2015. 214 с 29. И. А. Минанков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов [Текст]// Экономика отраслей АПК // М.:Колос, С. 2009. 464 с. С. 90 30. Пархомчук М. Трудовые ресурсы [Текст]// Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 2. С. 12 31. Попов Н. А. Экономика сельского хозяйства [Текст]// учебное пособие. М.: Магистр: ИНФРА М, 2010. 398 с. С. 256 32. Проблемы становления и развития экономики сельского хозяйства [Текст]// материалы международной научно-практической конференции. г. Княгинино : НГИЭИ. 2015. 241 с. С. 161 33. Н. И Прока [Текст]// Экономика труда в организациях АПК. М.:Колос 2009.- 440с 34. Б. А. Райзберг [Текст]// Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА- М, 2008. 512 с. С. 438 35. С. Г. Струмилин [Текст]// Наши трудовые ресурсы и перспективы. Хозяйственное строительство. 1922.- С. 32–46 36. А. В. Тебекин [Текст]// Управление персоналом: учебник. М. КНОРУС, 2009. 624 с. С.15 37. Н.И. Шаталова [Текст]// Трудовой потенциал работника: учебное пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.- 399 С. 3 38. Генкин Б. М. Экономика и социология труда [Текст]// учебное пособие для вузов. 7-е изд., доп. М., Норма, 2007. 448 с. С. 94 39. П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокина [Текст]// Экономика труда. М. Юрист, 2002.- 256 с. 40. Эльдиева Т., Савин Н. [Текст]// Трудовые ресурсы агропроизводства региона: опыт исследования. Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 8. С. 66 67 43. Официальный сайт Администрации Североуральского городского округа [Электронный ресурс]: - http://adm-severouralsk.ru/ 44. Официальный сайт Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/
Отрывок из работы

1.1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРИИ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ С развитием рыночных отношений в производственной системе организации все больше весомую роль играют трудовые ресурсы. До настоящего времени в теории и практике управления используются различные понятия: «управление трудовыми ресурсами», «управление трудом», «управление кадрами», «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «кадровая работа», «кадровая политика» и другие, так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека и управлению ею. В данном параграфе дан краткий обзор научных изысканий отечественных и зарубежных ученых в части определения понятий «трудовой ресурс», «трудовой потенциал», «рабочая сила». Осмысление элементов, формирующих базисную часть понятия «трудовой ресурс» и «трудовой потенциал» дает в дальнейшем правильное толкование функциональной зависимости в рамках структуры распределения административных задач и функций между работниками организации. Следовательно, чтобы организация эффективно функционировала, необходимо определять цели и задачи формирования трудовых ресурсов. В связи с этим целесообразно рассмотреть и проанализировать понятие «трудовые ресурсы» с позиции его содержания. Трудовые ресурсы – основные движущие силы деятельности, так как производят результат. Произведен теоретический обзор мнений разных авторов понятия «трудовые ресурсы предприятия». Кроме того, в настоящее время используются такие понятия, как: рабочая сила, трудовой потенциал работника, человеческий капитал, сущность которых тоже была отражена в данной научной статье. На основании изложенных мнений проведена классификация трудовых ресурсов по общим и отличительным признакам. Для отображения полной сущности понятия «трудовые ресурсы», было предложено определение трудовых ресурсов. Ключевые слова: использование и развитие трудовых ресурсов организации, качества работника, трудовые ресурсы, трудовой потенциал работника, рабочая сила, работник в организации, управление персоналом, человеческий капитал[11, с. 34]. На современном рубеже становления рыночных отношений актуальным остается вопрос улучшения организационно-экономической системы предприятия. Весомую роль в обеспечении эффективного функционирования структуры, объединяющей организационные и производственно-хозяйственные элементы предприятия, играют трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы, как главная и производительная сила общества представляют собой значительный фактор производства, рациональное внедрение которого гарантирует рост производства в АПК и его экономической эффективности. Понятие «трудовые ресурсы» впервые было введено в научный оборот академиком С. Г. Струмилиным в 1922 году. Данный термин применялся в практике планирования и учета трудоспособного населения в условиях централизованного управления человеческими ресурсами. Согласно С. Г. Струмилину, трудовые ресурсы – планово-учетная категория, характеризующая часть населения, которая находится в трудоспособном возрасте. В качестве финансово-экономической категории это понятие означало часть населения, обладающую необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями [15, с. 32]. Несколько позже Е. В. Касимовский предложил другое понятие: трудовые ресурсы – это конкретная совокупность трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве [6, с. 7]. Переход экономики России в 1991 году от командно-административной экономики к рыночным отношениям вызвал необходимость пересмотрения и уточнения основных категорий трудовых отношений, таких как: трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал, персонал, но среди которых центральное место занимает категория «трудовые ресурсы». Многие экономисты считали, что с переходом к рыночной экономике понятие «трудовые ресурсы» утратит свое значение, но, как показывают исследования, интерес экономистов к этой категории только возрастает. В современном экономическом словаре категория «трудовые ресурсы» трактуется как экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности [14, с. 43]. Но до настоящего времени в научной литературе нет конкретного определения о значении трудовых ресурсов для экономики государства, региона, ветви экономики и предприятия в целом. В основе проблемы лежит неоднозначность характеристик данной категории. Вследствие этого целесообразно проанализировать понятие «трудовые ресурсы» с позиции его содержания и дать определение, отражающее роль и значение трудовых ресурсов [4, с. 59–62]. Марина Пархомчук уверена, что устойчивость экономического роста и развитие предприятия зависит от уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, их рационального использования, высокого уровня производительности труда. При неправильном их использовании и стимулировании производительность труда и эффективность производства снижается быстрее. А вложения в человеческие ресурсы на любом хозяйствующем субъекте дают наибольший эффект по сравнению с основным и оборотным капиталом [10, с. 12]. И. А. Минаков считает, что трудовые ресурсы как ключевая и производительная сила представляют собой значительный фактор производства, рациональное внедрение которого гарантирует рост производства в АПК и его экономической эффективности [9, с. 90]. По мнению Ю. П. Кокиной и П. Э. Шлендера, трудовые ресурсы занимают промежуточное место между общественностью и общей рабочей силой. Авторы определяют трудовые ресурсы как отдельную категорию, отсеченную от прочего населения. Н. А. Попов считает, что единым фактором, обеспечивающим создание добавочного продукта и расширенное воспроизводство, считается живой человеческий труд, представляющий собой целесообразную работу, направленную на видоизменение и адаптацию предметов природы для удовлетворения собственных потребностей [11, с. 256]. А. В. Белокопытов пишет, что в современных условиях хозяйствования наиболее остро стоит проблема обеспеченности сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами всех уровней. Уменьшение численности сотрудников связанно не только с кризисом, затронувшим все ветви АПК, но и с растущей непривлекательностью сельскохозяйственного труда. Средняя заработная плата сельского работника остается самой невысокой в сравнении с другими ветвями экономики [1, с. 23]. Н. Я. Коваленко отмечает, что в состав трудовых ресурсов включаются как сотрудники, занятые в общественном производстве, так и часть населения, которая не принимает участие в процессе труда, но при соответствующих условиях может быть применена для изготовления сельскохозяйственной продукции [5, с. 171]. Как отмечает Президент Российской Федерации В. В. Путин, стратегия инновационного развития страны опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого капитала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом [20, с. 66–67]. В. М. Маслова описывает трудовые ресурсы как трудовую часть населения, которая обладает физиологическими и умственными возможностями для создания новых товаров в виде материальных благ и предложений [7, с. 4]. Н. К. Долгушкин и В. Г. Новиков считают, что трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая обладает важным физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, возможностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности [2, с. 11–12]. Кроме того, в современной науке используются довольно часто понятия «трудовой потенциал работника», «человеческий капитал», «рабочая сила». Г.В. Щекин пишет, что рабочая сила представляет собой совокупность физических и духовных способностей к труду, а трудовые ресурсы – совокупность носителей рабочей силы и отношений, возникающих в процессе их воспроизводства. Б. М. Генкин отмечает «трудовой потенциал работника» как совокупность характеристик человека, возникающих в результате материальных и духовных вложений в него: интеллект, творческие способности, здоровье, образование, профессионализм, нравственность, активность, организованность [18, с. 94]. Н. И. Шаталова определяет понятие «трудовой потенциал работника», как мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей социализации, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. Суть данного понятия состоит в том, что трудовой потенциал интересует с точки зрения различий создаваемой им стоимости, интенсивности и оплаты труда разного качества [17, с. 3]. В настоящее время чаще употребляется понятие «человеческий капитал». Основатели данной теории Г. Беккер и Т. Шульц отметили производительную природу инвестиций в человека, обеспечивающих значительный и длительный эффект. Г. Беккер считал, что более эффективными затратами в человеческий капитал являются внутрифирменные затраты: на охрану труда, образование, подготовку рабочей силы и их развитие. Это и является основой для вложений в человеческий капитал. Для более точного сравнения предлагается квалифицировать определения и выявить общие и отличительные черты. Для отображения полной сущности понятия «трудовые ресурсы», мы предлагаем следующее определение трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы – это определенная группа людей, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями для участия в общественно-полезной деятельности с учетом возможного их задействованная в процессах создания новых товаров и услуг в виде материальных благ и предложений инновационного содержания. 1.2. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ Проблема занятости, оказывающая существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, в наши дни становится неотъемлемой частью современной жизни российских граждан. Занятость населения представляет собой важнейшее направление социально-экономического развития общества, соединяющее в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. Помимо этого, занятость является своеобразным индикатором, который позволяет судить о благополучии страны, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения [1]. В условиях кризиса в числе приоритетов государственного регулирования выступает занятость населения. Политику занятости в данных условиях можно рассматривать как комплекс мер, направленных на обеспечение социально- экономической стабильности в обществе в целом и на повышение социальной защищённости в сфере занятости каждого гражданина посредством прямого и косвенного воздействия на рынок труда и на трудовую сферу [12]. Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест. К числу основных задач в политике занятости можно отнести: 1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов); 2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения; 3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию - современная тенденция). Государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики, проводимой государством на всех уровнях. На федеральном уровне формируются главные направления политики занятости, определяются её цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На этом уровне вырабатывается общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных [15]. На уровне регионов идет учёт основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне. Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства (что напрямую влияет на стимулирование самозанятости населения) носят более эффективный характер. В интересах политики занятости региональное правительство может осуществлять программы по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д. Таким образом, эти программы могут обеспечить дополнительные необходимые рабочие места, что особенно важно во время кризисов, помимо прочего активизируя другие предприятия в регионе, которые бы занимались изготовлением, поставкой сырья для этих видов работ. На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведётся выплата пособий безработным. Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учёбы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу[19]. Необходимо упомянуть и о видах политики занятости. Выделяют два основных вида политики занятости - активная и пассивная. Активная политика занятости - это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня. Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое. Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё. Иногда выделяют так называемую умеренно-пассивную политику занятости. Она тоже предусматривает материальную помощь безработным, однако предоставляет более широкий и разнообразный спектр услуг по поиску и подбору рабочих мест для потерявших работу. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, наиболее эффективным методом регулирования занятости населения оказалось сочетание механизмов государственного регулирования рынка труда и саморегулирования. Основные направления регулирования занятости более подробно представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Направления регулирования занятости населения В системе государственного регулирования занятости населения, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, выделяются следующие методы: -экономические, воздействующие через прибыль и стимулирующие экономические интересы субъектов хозяйствования, где среди механизмов выделяются в качестве наиболее эффективных налогообложение, льготное кредитование, инструменты тарифной политики, а также бюджетной политики, нацеленные на создание и сохранение рабочих мест, профессиональное обучение кадров, поддержку инновационных отраслей; -организационные, среди которых, безусловно, главная роль принадлежит созданию государственных и негосударственных центров занятости населения, информационного обеспечения рынка труда как для предпринимателей, так и наёмных работников, центров консультационных, юридических услуг в сфере труда, систем профессиональной ориентации для молодёжи, обучающих центров в системе профессионального образования [3]; -административные, воздействующие через систему нормативно-правовых актов, регулирующую трудовые отношения в государстве, начиная с права на труд, продолжительности рабочего дня, установления периода трудовой жизни гражданина, защиты прав трудящихся и заканчивая нормативами, стандартами, ограничениями, методическими рекомендациями и порядками в конкретных узких сферах трудовых отношений (это касается и системы найма работников, заключения трудовых договоров, определения квот на мигрантов, создание благоприятных условий их трудовой деятельности и жизни, обязательных отчислений в фонды поддержки занятости населения, нормативов социальных гарантий и др.). Практика вмешательства государства в регулирование занятости населения и борьба с «провалами рынка» демонстрируют необходимость изменения инструментов политики на рынке труда в сторону расширения использования мер активной политики по содействию занятости населения. Однако сохраняется потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. Особое внимание следует уделить программно-целевому методу как наиболее действенному в управлении занятостью населения, который способен действовать комплексно. В регулировании занятости могут быть задействованы следующие программы: -специальные программы в области, например, промышленного развития (они бы обеспечили одновременно и экономический рост, и рост занятости); -программы, нацеленные на обеспечение доступности всем нуждающимся в дополнительном профессиональном обучении или переподготовке; -специальные программы по содействию в развитии малого предпринимательства (индивидуальные частные и семейные предприятия) [13]. Наибольший эффект от действия программ можно получить лишь с помощью их оперативного регулирования и адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и преимущественной ориентации на повышение конкурентоспособности товаров и услуг
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 82 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 51 страница
490 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 55 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 64 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg