Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Развитие государственного финансового контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практики

gemsconslebria1971 5070 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 169 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
Цель и задачи диссертационного исследования. Раскрыть теоретико-методологические аспекты организации системы государственного финансового контроля в современной России, дать оценку ее эффективности и определить перспективы совершенствования и оптимизации его организации и регулирования; разработать теоретические и практические рекомендаций по повышению результативности и эффективности использовании финансовых ресурсов. Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач: - теоретически обосновать содержание ГФК, его сущность, систему, цель, и задачи; изучить особенности организации в России системы государственного финансового контроля, как в исторической ретроспективе, так и в условиях реформы органов государственной власти на современном этапе; - исследовать и дополнить содержательный аспект понятия «государственный финансовый контроль»; - рассмотреть формы, виды и методы организации контрольной деятельности органов государственной власти в финансовой сфере в Российской Федерации; - охарактеризовать действующую систему государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики и определить роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства и снижении уровня коррупции; - провести анализ контрольных мероприятий, осуществляемых органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России; - раскрыть основные проблемы организации государственного финансового контроля в России и определить направления совершенствования его организационной структуры и регулирования. Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе организации государственного финансового контроля. Объектом исследования являются органы государственной власти, наделенные контрольными полномочиями в финансовой сфере. Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых по проблемам государственного финансового контроля и государственного аудита (контроля) как составной части финансового механизма страны, а также научно-исследовательские работы в этой области. В качестве методологической основы магистерской диссертации использовался системно-функциональный подход, как общеметодологический принцип исследования финансово-экономических отношений различного уровня, позволивший выявить причинно-следственные зависимости и обобщить различные исследовательские направления. Инструментарно-методический аппарат. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов применялся общенаучный инструментарий: специальные методы научного познания, в том числе абстрагирование, ретроспективный, функционально-структурный и системный анализ, экономико-статистические методы, методы графической интерпретации, сравнительный и логико-смысловой анализ, приемы построения структурно-логических схем. Каждый из этих частных методов использовался адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность результатов исследования, достоверность выводов и положений магистерской диссертационной работы. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Ростовской области, Бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, официальных данных Министерства финансов РФ, отчетов Федерального казначейства, отчетов Счетной палаты РФ, информации Портала государственного и муниципального финансового аудита, основных направлений бюджетной политики на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов, государственных программ, материалов монографических исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых, интернет-ресурсов, а также результатов непосредственных наблюдений и практических разработок автора. Рабочая гипотеза исследования базируется на теоретическом предположении о возможности совершенствования инструментов оценки эффективности государственного финансового контроля в современных условиях российской экономики, что повысит в целом качество использования бюджетных средств. Положения, выносимые на защиту. 1. В настоящее время необходимость повышения эффективности финансового контроля признается всеми, и в первую очередь непосредственно представителям государственных контролирующих организаций. В условиях финансовой нестабильности вопрос о контроле за расходованием государственных финансовых ресурсов приобретает особенно высокий общественный статус, так как контролирующие органы обеспечивают выполнение важного запроса общества на получение объективной информации о деятельности органов власти по управлению финансовыми ресурсами, способствуют повышению эффективности всей системы государственного управления, прежде всего, в сфере расходования бюджетных средств. Ключевая цель – повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех государств, преследуется в рамках проводимой бюджетной реформы в РФ. 2. Формирование органов государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. Свою специфику на этот процесс накладывает пока еще становление рыночной экономики. Формирование всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы и наличием определенных проблем в данной области. Во-первых, это проблемы, связанные со слабой нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации, а во-вторых, это проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля. В последние время также отчетливо наблюдается тенденция к значительному росту объемов финансовых нарушений и нецелевого расходования бюджетных средств как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, это обусловлено, прежде всего, отсутствием эффективной системы финансово контроля является определяющим фактором, непосредственно способствующим нецелевому использованию бюджетных средств. Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом обобщении различных подходов к изучению проблем организации государственного финансового контроля в России на современном этапе, а также оценке его эффективности и разработке научно-практических рекомендаций, концептуальных положений по совершенствованию финансовых отношений в сфере государственного финансового контроля. Основные пункты научной новизны состоят в следующем: 1. Предложена единая концепция государственного финансового контроля, где указаны цели и основные задачи государственного финансового контроля, которая поспособствует дальнейшему совершенствованию государственного финансового контроля с увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат. 2. Разработана концептуальная модель государственного финансового контроля, реализуемая в рамках формирования и обеспечения финансовой безопасности государства, в которой подробно представлены объекты, субъекты, предмет, цель, принципы и задачи государственного финансового контроля. Данная концепция поможет повысить уровень результативности и эффективности использования бюджетных средств; посодействует в установлении правопорядка и способности самостоятельно осуществлять финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключаются в том, что основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных предложений, которые могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти. Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты магистерского диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на региональных и международных научно-практических конференциях: Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. Четвертый выпуск – «Финансовая система Российской Федерации: состояние и перспективы развития» (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.), Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. Пятый выпуск - «Роль финансовой системы в обеспечении экономической стабильности в Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону, 2017 г.), Российско-китайский научный журнал «Содружество» (г. Новоссибирск, 2016 г.), Международная научно-практическая конференция «Современное научное знание: теория, методология, практика» (г. Смоленск, 2016 г.). Логическая структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографического списка из 109 источника, включает 14 таблиц, 69 рисунков, 8 диаграмм, 6 приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Государственный финансовый контроль является одним из основных инструментов реализации финансовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях воспроизводственного процесса и направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных финансовых ресурсов, законности и обоснованности образования доходов и осуществления расходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В современных условиях возрастает роль действенного механизма государственного финансового контроля, поскольку в настоящее время усложняются связи и отношения в финансово-экономической сфере, увеличивается количество хозяйствующих субъектов и видов их финансово-хозяйственной деятельности, наблюдаются изменения в действующем законодательстве, совершенствуются схемы финансовых преступлений. Как известно, состояние государственных финансов непосредственно влияет на социально-экономическое развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формировани¬ем и использованием государственных финансовых ресурсов, являясь главным заказ¬чиком мероприятий финансового контроля и основным пользователем его информации. В условиях перехода к рыночным отношениям особенную актуальность приобретает создание эффективной системы государственного финансового контроля, поскольку создание эффективного и результативного механизма государственного финансового контроля служит предпосылкой качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее дальнейшего развития и обеспечения устойчивости. Важно также отметить, что становление и развитие рыночных отношений в России послужило толчком к появлению дополнительных проблем, связанных с необходимостью контроля за эффективным и результативным использованием финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В настоящее время в России, как показывает исследование, отсутствует научная теория государственного финансового контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны. Отмеченные аспекты определяют актуальность комплексного исследования организации развития и совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации. Степень разработанности проблемы. Социально-экономическая значимость финансового контроля обусловливает неугасаемый интерес к проблематике его осмысления с позиций различных теоретико-методологических подходов. Так, проблемы определения понятия и содержания контроля рассматривались еще Ш. Монтескье и Г.В.Ф. Гегелем. Наиболее фундаментальные исследования финансового контроля проводились в рамках финансово-правовой науки. Так, изначально финансовый контроль рассматривался в XIX – начале XX в. не как самостоятельный финансово-правовой институт, а в качестве одного из разделов учения о государственном бюджете, т.е., по существу, отождествляла понятия государственного и бюджетного контроля. Исследование финансового контроля дореволюционные ученые нередко подменяли изучением контрольно-ревизионной техники, иначе говоря, контроль понимался буквально как «поверка», ревизия и т.п. Но несмотря на значительное количество монографий по исследованию данного вопроса в свете административного права, финансов и финансового права, социального управления единого подхода к определению данного понятия нет. К наиболее значимым исследованиям теории финансов в России следует отнести работы Шохина С.О., Жукова В.А., Родионовой В.М., Шлейникова В.И., Степашина С.В, Маркиной Е.В., Поляка Г.Б., Столярова Н.С. К числу отечественных специалистов, внесших большой вклад и комплексно исследовавших вопросы государственного финансового контроля и аудита, можно выделить: Альбекова З.А., Андрееву О.В., Воронина А.А., Животовскую И.Г., Карепину О.И, Меликсетян С.Н., Поролло Е.В., Романову Т.Ф. Значительный вклад в решение различных проблем в области государственного финансового контроля внесли такие ученые, как Агапцов С.А., Ахполов А.А., Балацкий Е.В., Балтина А.М., Валлас В., Васильева М.В., Воронин Ю.М., Данилевский Ю.А., Гаджиев Н.Г., Гварлиани Т.Е., Грачева Е.Ю., Горегляд В.П., Ефимова Н.П., Иванова Е.И., Кадыров Ф.Н., Лаурия Дж., Мартыненко С.В., Нестеренко Т.Г., Парамонова Л.А., Писклюкова Е.В., Рябухин С.Н., Саунин А.Н., Скобара В.В., Соколова Э.Д., Смарт С., Химичева Н.И., Шевлоков В.З, Малеин Н.С., Козырин А.Н. Желудков А.В, Новиков А.С. Овсянников Л.Н., Сомоев Р.Г., Шевлоков В.З, Малеин Н.С., Козырин А.Н. Желудков А.В, Новиков А.С. Овсянников Л.Н., Сомоев Р.Г., Соменков А.Д., Сотникова Л.В., Тарасов А.М., Черемшанов С.В., Ручкина Г.Ф., Фадейкина Н.В., Воронов В.А., Анисимов А.А., Ковалевой А.М., Конюхова Т.В., Апель А.Л. и другие авторы. Несмотря на интерес ученых и специалистов к проблемам в данной сфере, до сих пор отсутствуют единые комплексные представления о методологической основе государственного финансового контроля. Таким образом, недостаточная разработанность указанных и других теоретических и методических проблем государственного финансового контроля, решение которых необходимо для достижения целей социально-экономического развития государства, обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования, а также круг вопросов, требующих первоочередного изучения.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного финансового контроля в Российской Федерации в условиях рыночных отношений 1.1. История развития государственного финансового контроля в России 1.2. Экономическое содержание и функции государственного финансового контроля Глава 2. Характеристика действующей системы государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики 2.1. Виды, формы и методы государственного финансового контроля 2.2. Общая характеристика органов государственного финансового контроля и анализ мероприятий, осуществляемых органами внешнего государственного финансового контроля в России 2.3. Анализ контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках системы внутреннего государственного финансового контроля Глава 3. Перспективы развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации 3.1. Основные проблемы и направления совершенствования государственного финансового контроля в России 3.2. Роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства и снижении уровня коррупции Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. правовой системы «Консультант +» 2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль // Справочная правовая система Консультант Плюс. 3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) // Справочная правовая система Консультант Плюс. 4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Правовая система Консультант Плюс. 5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Правовая система Консультант Плюс. 6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Правовая система «Консультант +». 7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовая система «Консультант +». 8. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год» // Правовая система «Консультант +». 9. Областной закон Ростовской области от 14.09.2011 № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» (принят ЗС РО 02.09.2011) // Правовая система «Консультант +». 10. «Модельный закон о государственном финансовом контроле» (Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-11 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) из информационного банка «Международное право» // Правовая система «Консультант +». 11. Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // Правовая система Консультант Плюс. 12. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Правовая система «Консультант +». 13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Правовая система «Консультант +». 14. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // Правовая система «Консультант +». 15. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // Правовая система «Консультант +». 16. Приказ Минфина РФ от 17.02.1995 № 111 «О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета» // Правовая система «Консультант +». 17. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» Основное мероприятие 4.2 «Осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» // Правовая система «Консультант +». 18. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Правовая система «Консультант +». 19. Постановление Правительства РФ от 11.05.2006 N 281 (ред. от 12.10.2016) «Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета» // Правовая система «Консультант +». 20. Лимская декларация руководящих принципов контроля принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в г. Лиме в 1977 г. // Правительство РФ: [сайт]. URL: [http://www.ach.gov.ru/limskay/]. 21. Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах». // Правовая система «Консультант +». 22. «Основные направлениям бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 23. Пояснительная записка к Отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 24. Доклад о результатах анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), за 2016 год – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 25. Ежеквартальный детальный мониторинг плана-графика реализации государственной программы на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.roskazna.ru/ 26. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 27. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 28. Отчет о деятельности Контрольно-Счетной палаты Ростовской области в 2016 году – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.donland.ru 29. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ach.gov.ru 30. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru 31. Модернизация системы государственного финансового контроля в Казначействе России – Режим доступа.: URL: http://www.roskazna.ru/upload/iblock/0f5/stranitsy-38-iz-bujet_02_2017_lowrez.pdf (дата обращения: 01.11.2017). 33. Аминова Э.М. Финансовый контроль в России: история и современность // Право и управление. XXI. – 2011. – № 2 (19). С. 50-55. 34. Ангелина И. А. Стратегический аудит в системе государственного финансового // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 3. – С. 194-198. 35. Бурцев В. В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 2. – С. 75-90. 36. Гасбанова Р.М. Анализ подходов к исследованию сущности и содержания государственного финансового контроля в Российской Федерации // Современное научное знание: теория, методология, практика. – 2016. – Часть 2. – С. 117-118. 37. Гасбанова Р.М. Проблемы реализации принципов эффективности и результативности государственного финансового контроля в сфере государственных закупок // Российско-китайский научный журнал «Содружество». Ежемесячный научный журнал. – №4(4). – 2016. – С. 15-22. 38. Гасбанова Р.М. Проблемы государственного финансового контроля и направления его совершенствования в Российской Федерации // Финансовая система Российской Федерации: состояние и перспективы развития: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов / РГЭУ. – 2016. – Четвертый выпуск – С. 195-197. 39. Гасбанова Р.М., Меликсетян С.Н. Вопросы оценки деятельности контрольных органов муниципальных образований Российской Федерации // Роль финансовой системы в обеспечении экономической стабильности в Российской Федерации: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов / РГЭУ. – 2017. – Пятый выпуск – С. 121-124. 40. Глазунова О. В., Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Дьякова Е. Б. Взаимодействие субъектов государственного финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и пути решения: монография. – 2008. – С. 51. 41. Голикова Т. А.: «Квалификация чиновников оставляет желать лучшего» – Режим доступа.:URL:http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/10/tatyana_golikova_kvalifikaciya_chinovnikov_ostavlyaet_zhelat_luchshego/ (дата обращения: 07.10.2017). 42. Грачева Е. Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. – С. 384. 43. Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 1. – С. 24 – 28. 44. Дерновая А. О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1(39). 151-157 С. 45. Джанаев Г. Р. Правовые основы государственного финансового контроля // Бизнес в законе. – 2012. – № 2. – С. 188-190. 46. Дудник Д.Е., Месяченко С. Н., Грицких К. А. Финансовый контроль как способ обеспечения экономической безопасности государства // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 410-412. 47. Жилкина Ю. В. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 22(79). – С. 62-70. 48. Измоденов А. К. Государственный финансовый контроль // Известия УрГЭУ. – 2006. – № 4(16). С. 139-143. 49. Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России // Финансы и кредит. – 2005. – № 2. – С. 59-70. 50. Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 19. 116-120 С. 51. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности): монография. – Киров: ВятГУ, 2016. – С. 240. 52.Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 29 (263). – С. 29-42. 53. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России» // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 270-274; 54. Карепина, О.И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. – 2014. – № 2 (43). – С. 32-39. 55. Карепина О. И. Развитие аудита государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 30 (324). – С. 30-51. 56. Карепина О. И., Галоян Н. А. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Инновационная наука. – 2016. – № 10. – С. 56-58. 57. Ковалева А. Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2014. 26-32 С. 58. Козменков А. А. Проблема становления института государственных закупок в России // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 10. 70-72 С. 59. Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: монография. – Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. – 100 С. 60. Кормильцина Т.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности России, – [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа.: http://www.scienceforum.ru/2017/2787/35166 61. Курмаева Л.В. Совершенствование системы финансового контроля URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-finansovogo-kontrolya-1 (дата обращения 26.11.2017). 62. Леверьева Е.В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2015. – №12. –С. 445-448. 63. Локота О.В., Попова Е. А., Черненко Л. Г., Медякова А. И. Управление закупками в контрактной системе. Обеспечение деятельности контрактных управляющих. В 2 т. Т. 1. Теория: Коллективная монография. – Ростов н/Д: Южно-Российский институт-филиал РАНХиГС, 2013. – 360 С. 64. Медведева Н.Г. К вопросу теории и практики государственного контроля за госзакупками // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – № 7. – с. 95-99 С. 65. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект реализации концепции социального государства в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 20. – С. 46-60. 66. Охотский Е. В. Новый этап реализации государственной стратегии противодействии коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Том 11. № 6. С. 26. 67. Павленко И. А. Коррупция в сфере государственных закупок. Теория и практика общественного развития, – [Электронный ресурс]. – 2013. № 10. – Режим доступа.: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok 68. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий, – [Электронный ресурс]. – 2014. – №6. – Режим доступа.: URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502 69. Пилипенко И.С. Состояние и развитие государственного финансового контроля в России, – [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа.: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21759.pdf 70. Писенко К.А., Славинский П.В. Финансовый контроль в сфере государственного оборонного заказа как фактор обеспечения финансовой безопасности // Вестник РУДН, серия Юридические науки. – 2016. – № 4. – С. 148-157. 71. Подшивалов Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного финансового университета. – 2009. – № 31 (169). – С. 23-25. 72. Романова Т. Ф., Карепина О. И., Альбеков З. А. Государственный финансовый контроль: проблемы и направления модернизации: монография – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «АзовПечать», 2009. – 240 С. 73. Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов: монография / С. Н. Рябухин. – М.: Наука, 2004. – 284 С. 74. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Журнал «Финансы и кредит». – 2014. – № 13. – С. 2-10. 75. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 5. – С. 13-16. 76. Толокновская Е. М., Яруллин Р. Р. Оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития // Инновационная наука. – 2016. – № 10. – С. 154-157. 77. Турбина Е. П., Симонян М. А. Исторические аспекты становления и развития финансового контроля в России, – [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа.: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-2-31.pdf (дата обращения 26.11.2017). 78. Чернявский В.С. О состоянии государственного финансового контроля в современной России. URL: http://revisor-finansist.ru/d/620591/d/1.-o-sostoyanii-gfk-v-sovremennoy-rossii-(v.s.-chernyavskiy).pdf (дата обращения 26.11.2017). 79. Цыренова И. Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2011. – № 2. – С. 342-344. 80. Юдина Я. Е. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2012. – 1 (19). С. 114-117. 81. Яруллин Р. Р., Закирова Р. Р. Пути совершенствования финансово-бюджетного контроля в РФ // Инновационная наука. – 2016. – № 8. – С. 55-57. 82. Батычко В. Т. Финансовое право. Конспект лекций, – [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа.: http://netprava.ru/ 83. Беляева О. И. Совершенствование методического обеспечения государственного аудита (контроля) государственных программ Российской Федерации: Дис. …канд. экон. наук; спец. 08.00.10 / О. И. Беляева. – Москва, 2015. – 183 С. 84. Быстряков А. Я. Государственный финансовый контроль: учебно-методический комплекс / А.Я. Быстряков. – М.: РУДН, 2011. – 271 С. 85. Воронин Ю.М., Степашин С.В. Бюджетная система Российской Феде¬рации: вопросы теории и практики: учебное пособие / Ю.М. Воронина, С.В. Степашина – М.: Издательство «Форгрейфер», 2008. – С. 780. 86. Гордин В. И. Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере публичных финансов: Дис. …канд. экон. наук; спец. 08.00.10 / В. И. Гордина. – Волгоград, 2014. – 182 С. 87. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязнова. Е. В Маркина – 2-е изд., перераб. и доп. М.: – Финансы и статистика, 2012 – 496 С. 88. Замбаев Х.Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и пути повышения его результативности: Дис. …канд. экон. наук; спец. 08.00.10 / Х. Н. Замбаева. – Москва, 2015. – 241 С. 89. Зудилин А.П., Ахмедов Ф.Н. Финансовый контроль: учебное пособие / А. П. Зудилина, Ф. Н. Ахмдова – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2000. – 124 С. 90. Ковалева Э. Р. Государственный финансовый контроль: учеб. пособие / Э.Р. Ковалева. – Казань: Изд-во «Познание», 2014. – 300 С. 91. Макарова Л.А. Финансы и кредит: учебное пособие / Л.А. Макарова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 С. 92. Маркина Е. В. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. – 2-е изд. М.: КНОРУС, 2014. – 432 С. 93. Мельник М.В. Ревизия и контроль: учебное пособие / М.В. Мельник, А. 17. С.Пантелеев, А. Л. Звездин. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 512 С. 94. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / Е. В. Овчаровой. – М.: Зерцало, 2015. – 432 С. 95. Поролло Е.В., Карепина О.И. Государственный финансовый контроль: учеб. пособие / РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д., 2007. – 184 С. 96. Родионова В.М. Финансовый контроль: учебник для студ. вузов, обуч. по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ аудит» / В.М. Родионова, В.И. Шлейников. – М.: ФБК-Пресс, 2002. – 319 С. 97. Романовский М. В., Врублевская О. В., Сабанти Б. М. Финансы: учебник для вузов / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004. – 504 С. 98. Рябова М. А. Контроль и ревизия: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 148 С. 99. Сабитова Н. М. Государственный финансовый контроль: учебник / Н. М. Сабитова, М. Е. Орлова, Ч. М. Шавелева – М.: Рид Групп, 2012. – 512 С. 100. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль: учеб. для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с. 101. Усенко О. И. Модель внутреннего финансового коннтроля в бюджетном секторе: Дис. …канд. экон. наук; спец. 08.00.10 / О. И. Усенко. – Санкт-Петербург, 2015. – 284 С. 102. Федотов А. Ф. Финансовый контроль.: учеб пособие / А. Ф. Федотов. –Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2012. – 182 С. 103. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: http: www.minfin.ru. 104. Официальный сайт Института Госзакупок // URL: http: www.roszakupki.ru 105. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации // URL: http: www.ach.gov.ru 106. Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Ростовской области // URL: http://www.ksp61.ru/ 107. Портал государственного и муниципального финансового аудита. Официальный сайт РФ для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений // URL: https://portal.audit.gov.ru/ 108. Портал эффективных закупок. // URL: http: www.tendery.ru 109. Портал «Государственный финансовый контроль» // URL: http://gosfc.ru.
Отрывок из работы

1.1. История развития государственного финансового контроля в России Система финансового управления и контроля в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Как только на территории России стали образовываться княжества, одновременно с этим устанавливалась система учета сбора налогов, пошлин и контроль за их расходованием. Институт финансового контроля в России всегда являлся базовым элементом в структуре государственного управления, способствуя укреплению правопорядка и стабильности России. История существования финансового контроля в России насчитывает более 350 лет, в течение которых происходили различные организационно-правовые изменения в зависимости от особенностей общественно-экономического положения в стране. С достаточной степенью условности можно считать, что возникновение финансового контроля на территории будущей России относится к X веку . Сам князь также обладал контрольными полномочиями. В XI-XIII веках Дума состояла исключительно из служивого сословия – бояр. Вся прежняя деятельность и влияние было перенесено из Думы на вече. Вече представляло из себя собрание полноправных граждан города, состоявшее в большинстве своем из простого народа, а также знати. Вече не было властью, враждебной князю, но являлось проводником реализации интересов большинства народа . Следует также отметить, что в эту эпоху существование государства обеспечивали три вида финансовых органов, которые обеспечивали в свою очередь и контроль (рисунок 1). Рисунок 1 – Органы государственного финансового контроля в XI-XIII веках Во второй половине XV века начался новый этап в становлении централизованного Русского государства. В этот период усложняется политическая структура государства: кроме боярской Думы власть начинают осуществлять дьяки, по тем временам, высокообразованные администраторы, которым князь приказывал ведать определенными отраслями управления. Главный элемент прежней Думы, состоявший из высших сановников дворцового управления, теперь стал незначителен. Дворцовые управители уступили свое место в Думе начальникам появившихся новых учреждений – приказов. Это связано с тем, что в 1497 г. в Москве был издан Судебник Ивана III, с этого периода началось управление с использованием учреждений – приказов. В его правление было создано 25 учреждений – Приказов, и практически все имели непосредственное отношение к государственному финансовому контролю. Они занимали среднюю ступень между Боярской думой и местными органами управления. Одни из них были чисто финансовыми и ведали финансовым управлением, т. е. наблюдали за сбором податей, исполнением повинностей и т. д. на всей или на значительной части государства . Финансовые приказы представлены на рисунке 2. Такая система просуществовала вплоть до конца XVII века. Рисунок 2 – Финансовые приказы, возникшие при правлении Ивана III После прихода к власти Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.) усилилась роль государства, а функция финансового контроля приобрела строго централизованный характер. Государственная централизация, утвержденная жесточайшими методами, предполагала строгий контроль над доходами и расходами государства. Пристальное внимание уделялось вопросам, касающимся финансового контроля. Иван Грозный в этой деятельности опирался в основном на Боярскую думу. В 1549 году в ее состав была учреждена Избранная дума, которая состояла из особо доверенных царю лиц. Основные элементы системы государственного финансового контроля в конце XVI века, проиллюстрированы на рисунке 3. ФУНКЦИИ ФУНКЦИИ Рисунок 3 – Основные элементы государственного финансового контроля в конце XVI века Таким образом, во время правления Ивана Грозного, впервые в истории Российского государства начала функционировать система финансового управления, сочетающая центральные ведомства и органы местного самоуправления. Во второй половине XVII века в развитии государственного строя России наметилась устойчивая тенденция движения к абсолютной монархии. Абсолютизм, прежде всего, предусматривает централизацию власти и строгий государственный контроль за финансовыми средствами . Расширение центрального аппарата управления, сосредоточение в руках государства все большего количества денежных средств требовали осуществления финансового контроля, который в виде общегосударственного института начинает формироваться с середины XVII века. Многие исследователи эволюции развития государственного финансового контроля считают датой создания государственного финансового контроля в Российской Федерации 1656 год, когда в период царствование Алексея Михайловича Романова в целях повышения эффективности и результативности финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный приказ или приказ Счетных дел. Следует отметить, что первым руководителем нового контрольного ведомства был назначен Н. Ф. Милославский, который одновременно возглавлял и Большую Казну. Счетный приказ можно назвать прообразом ныне действующей Счетной палаты Российской Федерации, с учетом различий, обусловленных спецификой времени. Таким образом, на основе общего подъема производительных сил, роста товарно-денежных отношений и складывающегося всероссийского рынка укрепился централизованный аппарат власти, развились и усложнились государственные финансы, финансовый контроль стал превращаться в особую отрасль государственного управления, осуществляемым специализированным учреждением . Основные функции, осуществляемые Счетным приказом, представлены на рисунке 4. Рисунок 4 – Функции Счетного приказа Согласно Царскому указу, вновь созданный орган должен был изучить роспись – сколько из Большой казны «по годам послано по приказам и в государев полк и к боярам и воеводам по полкам мелкими деньгами ефимками» . Счетный приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений. Требовал отчетов от местных финансовых органов, посылая запросы во все учреждения. Период правления Петра I (1682-1725 гг.) и его преобразования в первой четверти XVIII века привели к росту государственного бюджета, появлению новых источников доходов и объектов расходов, расширению управленческого аппарата и, как следствие повышению роли финансового контроля в системе управления. В это время заложены основы государственного финансового контроля абсолютной монархии. В 1699 году Петром I была учреждена Ближняя канцелярия, которая в известной мере могла быть признана контрольным учреждением. Данное учреждение ведало вопросами государственного хозяйства, финансов и контроля. Ближняя канцелярия была преобразована в Ревизион-коллегию (1719 г.), в обязанности которой входило заведование счетами всех государственных доходов и расходов, а также суд над лицами, изобличенными в злоупотреблениях по части собирания доходов и использования расходов, которая позже была переименована в Ревизион-контору (1722 г.) и составляла часть канцелярии Сената (рисунок 5). Рисунок 5 – Преобразование органов государственного финансового контроля при Петре I Вместо прежних приказов Петром I были созданы 12 коллегий, из которых половина имела финансово-экономический характер. Самыми важными из них были три: ведавшая государственными доходами и имуществом Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами, и Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. А высшим органом в то время стал Сенат. Создание Сената в первую очередь носило контрольный характер. В целях осуществления этих обязанностей он требовал из губерний подлинную приходно-расходную отчетность. Но впервые эту отчетность проверить не удалось, так как ревизионное дело представлялось очень сложным из-за его новизны и неупорядоченности самой отчетности. К 1760-м гг., в период правления Елизаветы Петровны высшим органом по делам внутреннего управления вновь становится Сенат. Финансовые коллегии утрачивают свою прежнюю значимость и самостоятельность (рисунок 6). Рисунок 6 – Развитие контрольных органов в период с 1956 г. по 1779 г. При Екатерине II в области государственного контроля были сделаны существенные преобразования. Екатерина II передала всю администрацию выборным представителям местного губернского общества. За правительственными чиновниками в распоряжении был оставлен только контроль и общее руководство административными органами с целью согласования их деятельности с общими нуждами государства. Для этих целей кроме центрального контрольного управления были организованы контрольные учреждения в губерниях – в 1980 г. при Сенате учреждены экспедиции, находящиеся под непосредственным управлением государственного казначея. Новый этап организации финансового контроля начался в XIX веке. Император Александр I продолжил дело централизaции системы государственного управления, когда Указом Александра I от 1809 года в составе Государственного казначейства образована Государственная Экспедиция для ревизии счетов. Экспедиция была наделена статусом единого органа финансового контроля гражданского ведомства. В ее обязанности входило осуществление ревизии счетов учреждений гражданского ведомства, финансовый контроль за деятельностью этих учреждений, проверка и ревизия их счетов. Император Александр I Манифестами от 25 июля 1810 года и 25 июня 1811 года разделил управление государственными доходами и расходами (государственными счетами) на три части: первая часть была вверена Министру финансов; вторая Государственному казначею; третья – Государственному контроллеру. Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Первым Государственным контролем в истории России стал Балтазар Кампенгаузен. Неоценимо значение работ и государственной деятельности М. М. Сперанского (1772 – 1839 гг.) по преобразованию управления государственными финансами и государственного финансового контроля. В ряде его работ обоснование задач и организация государственного финансового контроля получили свое развитие . В своем проекте – Плане всеобщего государственного преобразования 1809 года он предлагает реформировать Министерства, определяя сферу деятельности каждого из них. Так, например, в числе Министерства финансов «должно различаться три главные разделения» (рисунок 7). Рисунок 7 – Разделения, входящие в состав Министерства финансов Новый этап развития государственного контроля наступил в период правления Александра II. Эта эпоха преподнесла легендарного в своем роде государственного деятеля – В. А. Татаринова (1860 – 1933 гг.). Основываясь на опыте изучения работ предыдущих контрольно-счетных органов европейских стран, он предложил в 1858 году проект реформы государственного финансового контроля. В содержании работы основной акцент делался на развитии идей Сперанского М. М. о независимости государственного финансового контроля Период правления Александра III ознаменован принятием в 1892 году первого закона о государственном контроле. Продолжилось усовершенствование самих контрольных учреждений по следующим направлениям: во-первых, увеличены средства на организацию деятельности учреждений контроля; во-вторых, в законодательном порядке был решен вопрос о статусе органов государственного финансового контроля, закреплены их права и обязанности; в-третьих, приведены в единую систему формы и методы контроля. В дополнение к последующему контролю, возложенному на контрольные органы, был введен предварительный и фактический контроль. К началу XX века отечественный государственный финансовый контроль выработал следующие системы национального контроля (рисунок 8). Рисунок 8 – Основные системы национального контроля в конце ХХ века Роль контроля, его сущность, объективная необходимость как постоянного фактора развития социалистических общественных отношений, принципы контроля, формы и методы его осуществления на всех стадиях развития Советского государства проанализированы и сформулированы В. И. Лениным в его трудах: «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Как организовать соревнование», «Набросок правил об управлении советскими учреждениями», в других статьях и выступлениях (рисунок 9). Рисунок 9 – Принципы организации и осуществления финансового контроля, сформулированные В. И. Лениным В связи с реорганизацией государственного управления в марте 1946 г. Народный комиссариат государственного контроля СССР был преобразован в Министерство государственного контроля СССР. В новом «Положении о Министерстве государственного контроля СССР» были определены требования к деятельности государственного контроля на современном этапе. В соответствии с этим положением Министерство государственного контроля было призвано осуществлять следующую деятельность (рисунок 10). Рисунок 10 – Деятельность Министерства государственного контроля С середины 1960-х годов финансовый контроль подразделялся на несколько видов в зависимости от органов, его осуществляющих: 1) контроль органов власти и органов управления общей компетенции; 2) контроль комитетов народного контроля; 3) контроль финансовых и кредитных органов; 4) ведомственный контроль. Дальнейшее изменение политической и экономической ситуации посодействовало преобразованию существовавшей системы государственного финансового контроля. В 1995 году был образован новый контрольный орган – Счетная палата . Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации выступают (рисунок 11). Важнейшие этапы развития государственного финансового контроля наглядно представлены в приложении 1. Рисунок 11 – Основные задачи Счетной палаты РФ в 1995 г. Подытоживая вышесказанное, следует отметить российский государственный финансовый контроль не был и не мог являться независимым от государства. Переход к рынку в условиях неустойчивых производственных отношений породил усложнение финансовой и хозяйственной деятельности и, как следствие, вызвал необходимость возрастания роли и значения финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех источников. Использование исторического метода исследования сущности государственного финансового контроля в Российской Федерации позволяет установить основные тенденции его развития функционирования и дальнейшего его становления. Данный подход позволяет выявить в истории нашего государства сходные этапы развития, в частности и в сфере финансов, чтобы, опираясь на опыт прошлых лет, заимствуя ранее найденные положительные решения проблем – попытаться избежать повторения допущенных ошибок. Формирование единого государственного института – института государственного финансового контроля, характеризующегося согласованностью своей работы и единством целей, – важнейшая задача современности. 1.2. Экономическое содержание и функции государственного финансового контроля В условиях развития рыночных отношений, процесса углубления финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) хозяйствующих субъектов усиливается роль и значение государственного финансового контроля. Новые социально-экономические условия, в которых складываются финансовые отношения современной России, требуют углубленного исследования теоретико-методологических подходов к содержанию государственного финансового контроля. При этом необходимо научное обоснование роли и места государства в отечественной рыночной экономике с учетом положения, в силу которого реализация контрольных мероприятий происходит при отсутствии четкой концепции государственного финансового контроля, соответствующего правового и методологического обеспечения. В экономике государству принадлежит роль управляющего субъекта. Как известно, любой вид управления немыслим без контроля, так как невозможно управлять, не проверяя исполнения установленных требований, не выявляя фактического состояния дел на управляемых объектах. В первую очередь, контроль необходим для своевременной информации о качестве и содержании отклонений фактического состояния объекта управления от планируемого, а также влияния на возникающие диспропорции. Основным назначением государственного финансового контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов всех уровней управления, в связи с этим представляется целесообразным проанализировать сущность государственного финансового контроля, посредством выделения наиболее значимых положений в ходе детального рассмотрения государственного финансового контроля (рисунок 12). Рисунок 12 – Значимые положения при рассмотрении государственного финансового контроля В условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами. Контроль является одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект . Контроль является одной из основных функций государственной власти, одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами. При рассмотрении задач контрольной деятельности в государственном управлении, следует среди них выделить две основные (рисунок 16): - предупреждение или пресечение нарушения установленных правил какой-либо деятельности, принятие мер к ее организации с учетом тех правил, которые ее регулируют; часто в научной литературе такую задачу называют превентивной; - ограждение общества, государства, граждан от негативных последствий какой-либо деятельности, осуществляемой с нарушением правил, ее регламентирующих, путем приведения ее в соответствие с установленными требованиями. Финансовый контроль выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности, без чего не может обойтись любое государство. В Лимской декларации руководящих принципов контроля утверждается, что: «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования» . Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного финансового контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль, в свою очередь, является неотъемлемой частью системы государственного управления, который обеспечивает законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Следует отметить, что на данный момент нет четкого определения понятия государственного финансового контроля. Данное определение не закреплено в российском законодательстве, непосредственно и в трудах отечественных ученых нет единых подходов к его определению. Объективной причиной дискуссионности теоретических положений государственного финансового контроля является сложность познания сущности экономической категории «финансы», ее распределительной и контрольной функций, а также недостаточная теоретическая проработанность проблем финансового контроля в рыночных условиях. . В связи с этим представляется целесообразным проанализировать различные точки зрения ученых-экономистов на определение сущности государственного финансового контроля, которые представлены в приложении 2. Исследовав различные подходы к сущности и содержанию государственного финансового контроля, можно прийти к заключению, что финансовый контроль рассматривается с различных позиций: во-первых, с теоретико-правового подхода – финансовый контроль выступает одним из важнейших направлений реализации контрольно-надзорной функции государства; во-вторых, с позиций управленческого подхода – финансовый контроль является функцией государственного управления; в-третьих, с позиции финансово-правового подхода – это форма реализации контрольной функции финансов. Рассматривая определение государственного финансового контроля, необходимо учитывать указанные подходы к его сущности (рисунок 13). Более подробно каждый из представленных подходов рассмотрен в приложении 3. Рисунок 13 – Различные подходы к определению государственного финансового контроля Анализ экономической и юридической литературы посвященной теоретическим проблемам государственного финансового контроля показывает, что среди ученых нет единого мнения по поводу определения понятия «государственный финансовый контроль». Если экономисты советского периода финансовый контроль и государственный финансовый контроль рассматривали как единое понятие и определили финансовый контроль как систему надзора контрольных органов; одну из основных функций органов руководства и даже отождествляли денежный контроль и финансовый контроль, то при переходе к рыночным отношениям произошло четкое разделение финансового контроля на государственный и негосударственный контроль и в настоящее время ученые стали рассматривать государственный финансовый контроль как составную часть общего механизма управления экономикой; многоаспектную, межотраслевую систему надзора; комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий органов власти. Следовательно, проведенное выше исследование позволяет сделать вывод о том, что за последние несколько десятилетий произошло переосмысление и теоретическая переоценка государственного финансового контроля. Наиболее точным, на наш взгляд, являются определения, приведенные С.В. Степашиным, Н.С. Столяровым, С.О Шохиным, В.А Жуковым и Романовой Т. Ф., Карепиной О. И., Альбековым З. А., согласно которым, с одной стороны, государственный финансовый контроль понимается как контроль над формированием, воспроизводством и использованием национального достояния; а с другой государственный финансовый контроль трактуется, как система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 117 страниц
990 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 110 страниц
990 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 94 страницы
990 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 116 страниц
3480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg