Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА И ЕЁ КОРРЕКЦИЯ

text-93 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Введение

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения тревожности личности, ее природы и взаимосвязи с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. Одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического и физического здоровья учащихся. Необходимость решения проблемы уровня психологического здоровья учеников возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное с обучением в школе. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов, повышению уровня тревожности. Поэтому проблема высокого уровня тревожности, как показателя эмоционального состояния учащихся, накладывающего отпечаток не только на их психическое и физическое здоровье, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной. Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, в частности, тревожности возникшей в процессе вхождения детей в новую социальную ситуацию развития и усвоением нового вида деятельности - учения. Следует отметить, что данная проблема имеет несколько научно – обоснованных положений в современной науке: системно-структурный подход к пониманию развития (Локалова Н.П., , Ратанова Т.А., Холодная М.А., Чуприкова Н.И. и др.), достижения современной когнитивной психологии (Веккер Л.М., Келли Дж., Солсо Л. и др.), концептуальные представления о тревоге и тревожности Остапова В.М., Спилбергера Ч.Д., Ханина Ю.Л. и др.; исследования школьной тревожности в работах Кочубея Б.И., Новиковой Е.И, Прихожан А.М. и др. Цель исследования – выявление возможностей коррекции ситуативной тревожности у младших школьников. Задачи: 1. Изучить возрастные аспекты проявления ситуативной тревожности у младших школьников путём анализа психолого-педагогической литературы. 2. Подобрать и апробировать на практике диагностические методики для определения уровня ситуативной тревожности учащихся первого класса. 3. Разработать и провести серию занятий для снижения уровня ситуативной тревожности учащихся первых классов. 4. Проанализировать результаты работы и сформулировать практические рекомендации для учителей и родителей по преодолению тревожности у младших школьников. Область исследования: возрастная психология. Объект исследования – эмоциональная сфера учащихся первого класса. Предмет исследования – психолого-педагогические возможности снижения уровня ситуативной тревожности. Проблема исследования заключается в недостаточной изученности психолого-педагогических подходов к снижению уровня ситуативной тревожности у учащихся первого класса. Гипотеза исследования: систематическое использование коррекционных упражнений будет способствовать снижению ситуативной тревожности у учащихся первого класса. Методы исследования : 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ базовых понятий исследования. 2. Эмпирические: наблюдение, рисуночные тесты, проективные методики, беседа с педагогом и психологом школы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся. Данная работа состоит из введения, главы I, которая содержит три теоретических параграфа; главы II, в которой описывается практический опыт; заключения, списка литературы.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы изучения тревожности у младших школьников 1.1. Психологические аспекты изучения тревожности 6 1.2. Возрастная характеристика и особенности проявления тревожности младшего школьника 15 1.3. Психологические аспекты коррекции ситуативной тревожности у учащихся первого класса Выводы по I главе 22 34 Глава II. Экспериментальное исследование ситуативной тревожности учащихся первого класса 2.1. Диагностика уровня ситуативной тревожности у учащихся первого класса 35 2.2. Система коррекционной работы с использованием серии занятий с учащимися первого класса во внеурочной деятельности 49 2.3. Анализ проведенной работы по коррекции ситуативной тревожности учащихся первого класса Выводы по II главе Выводы по работе 54 58 59 Заключение 61 Список литературы 63
Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. [Текст]. – М.: «Аспект Пресс», 2000.- 182 с. [Список литературы, схемы, таблицы] 2. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю. Алешина.- М.: Класс, 2000.- 208 с. 3. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 315 с. 4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Практический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. – 156 с. 5. Барабанщикова, Т.А., Рыжкова, А.Н. Психологические методики изучения личности. [Текст]. Практикум / Под ред. А.Ф., Ануфриева. М.: Ось-89, 2007. – C. 130 – 155. [Доп. литература, схемы] 6. Баранов, С.Л. Педагогика. [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - с.20 - 34. 7. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 412 с. 8. Безруких, М. М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка) [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: «Академия», 2003. – 416 с. 9. Бехтерев, В.М. Объективная психология [Текст]. - М.: Наука, 1991. – с.220- 231. 10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве, норма, отклонения. [Текст]. – М.: "Просвещение", 1990. – С. 45 – 46. [Список литературы, терм. словарь] 11. Дубровина, И.В. "Рабочая книга школьного психолога". [Текст]. – М.: "Просвещение", 2001. – С. 172. [Доп. литература, схемы, таблицы, илл.] 12. Габай, Т. В. Педагогическая психология. [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 240 с. 13. Горянина, В. А. Психология общения. [Текст]. Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2004.- c. 6 - 13. [Список литературы, таблицы, схемы, илл.] 14. Головей, Л. А., Рыбалко, Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. [Текст]. - СПб.: Речь, 2002. - с.332-334 15. Григорович, Л. А. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология»] / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с. 16. Деловая культура и психология общения.[Текст] / Учебник для нач. проф. Образования; Учеб. пособие для сред. проф. Образования / Г. М. Шеламова.- 3-е изд., доп.- М.: Издательский центр « Академия», 2004.- c. 38 - 41. [Список литературы, доп. литература, схемы] 17. Ефимова, Н. С. Психология общения. [Текст]. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М., 2006. – c. 11 - 116. [Список литературы, схемы, таблицы] 18. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Атаханов. – 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2008. – 206 с. 19. Иванова, В. М. Профессиональное здоровье педагога: взгляд практического психолога / В. М. Иванова // Биология в школе. – 2008. - № 4. – С. 16 – 17. 20. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: [учеб. пособие] / Е. А. Климов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия. 2004. – 239 с. 21. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. [Текст]. – М.: «Март», 2005. – 448 с. [Список литературы] 22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. [Текст]. Переиздание. Екатеринбург: издательство «АРД ЛТД»., 2002. – c. 123-127. [Список литературы, схемы] 23. Коломенский, Я.Л. Человек: психология. [Текст]. – М.: "Просвещение", 2005. – С. 10-16. [Список литературы, таблицы] 24. Кузьмин, Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии. [Текст]. -М.: ЛГУ, 1977. – с.84 – 87. 25. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. [Текст]. –М.: «Харвест», 1999. – С. 113 – 140. (Библиотека практической психологии). [Список литературы, схемы, таблицы] 26. Левитская, А. А. Задачи и перспективы психологической службы в системе образования / А. А. Левитская // Вестник практической психологии образования. – 2007. - № 1. – С. 4 - 7. 27. Маклаков, А.Г. Общая психология. [Текст]. - СПб.: «Питер», 2001. – С. 373 – 408. (Учебник нового века). [Список литературы, таблицы, илл.] 28. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника. [Текст].- М.: Просвещение, 1970. - с. 80 - 127. 29. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: [учеб. пособие для высш. пед. инс. по спец. 031000- Педагогика и психология] / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 318 с. 30. Немов, Р.С. Психология. [Текст]. Учеб. для студ. высш. пед. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Общие основы психологии. – М.: «Просвещение», 1994. – С. 100 -117. [Список литературы, терм. словарь] 31. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – С. 30-36. [Список литературы, таблицы, илл.] 32. Орехова, О.А. Диагностика эмоционального состояния ребёнка. [Текст]. – СПб.: «Речь», – 2004. – 112 с. [Список литературы] 33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст]. – М.: «Московский психолого-социальный институт Воронеж», 2000.- С.15-20. - С. 36 – 38 [Список литературы, илл., таблицы, схемы] 34. Психологические тесты. [Текст] / Под ред. Карелина, А. А. В 2 т. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – Т.2 – c. 3- 49. [Схемы, таблицы, илл.] 35. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие./ А. А. Реан, Н. В. Боровская, С. И. Разум. – М., Воронеж, Минск., 2008. c. - 52. [Список литературы] 36. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 432 с. 37. Риман, Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии. [Текст]. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2005. – С. 5 – 20. [Список литературы, таблицы, илл.] 38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст]. – СПб: «Питер», 2000. – С. 485 - 543. (Мастера психологии). [Список литературы, терм. словарь, илл.] 39. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология: [учеб. пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология»] / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюников. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. – 254 с. 40. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: экзаменационные ответы: [для студентов вузов] / С. И. Самыгин, С. А. Сущенко, О. А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361 с. 41. Самоукина, Н. В. Психологический тренинг для учителя / Н. В. Самоукина. – 2-е изд. испр. – М.: Психотерапия, 2006. – 185 с. 42. Славина, Л. С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Л.С.Славина; под ред. В. Э. Чудновского. – 2-е изд. – Москва – Воронеж: «МОДЭК», 2002. – С. 23 – 65. [Список литературы, терм. словарь] 43. Сластёнин, В. А. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шлянов; Под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2004. – 576 с. 44. Cловарь-справочник по педагогике. [Текст]. / Авт.-сост. В. А., Мижериков; Под общ. ред. П. И., Пидкасистого. - М.: «Сфера», 2004. – 495 с. [Список литературы] 45. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. [Текст]. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-ое изд., стер. - М.: «Академия», 2004. – С. 326 – 334[Список литературы, терм. словарь, таблицы] 46. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности:[учеб. пособ. по направлению и специальностям психологии] / С. Д. Смирнов. – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 393 с. 47. Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: «Академия», 2002. – c. 195 – 210. [Список литературы] 48. Степанова, М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. – 2010 . - № 1. – С. 78 – 91. 49. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: [учебник для сред. проф. образ.] / Н. Ф. Талызина. – 4-е изд.; стер. – М.: Академия, 2006. – 287 с. 50. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 366 с. 51. Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке/ О.С. Фомичева.- М.: Гелиос АРВ, 2000.- 192 с. 52. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и авт. ввод. Очерков А. И. Красило, А. П. Новгородцева. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 412 с. 53. Шапарь, В.Б., Шапарь,О.В. Практическая психология. Проективные методи¬ки. [Текст]. - Ростов н/Д.: Фе¬никс, 2006. — С. 83 – 110. [Список литературы, илл., терм. словарь]
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения тревожности у младших школьников 1.1 Психологические аспекты изучения тревожности Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога». Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.[цит. по 52, 35] В настоящее время изучению состояния тревожности посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Проблеме тревожности посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако среди исследователей продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 95 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg