Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Научное познание.

gemsconslebria1971 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
Под понятием окружающий мир или окружающая действительность мы понимаем модель окружающего мира, которая формируется в сознании индивида в виде виртуальной картины, которая присуща сознанию субъекта, и является уникальной для него. Эта картина мира формируется на основании органов чувств и на основе контента, полученного от других субъектов, также являющихся участниками познания окружающего мира. Субъекты процесса познания обмениваются информацией о своем индивидуальном мироощущении, соотносят его с картиной мира в сознании других участников этого процесса и вносят соответствующие коррективы в свое миропредставление. В процессе такого обмена информации между субъектами формируется приближающаяся к идеалу картина мира. Процесс познания итерационен, возвратно-поступателен и бесконечен. Мир сложен и многообразен, а мыслительные процессы, обеспечивающие познания каждого субъекта ограничены. А так как окружающий нас мир бесконечен, то индивиды объединяют ресурсы каждого субъекта при создании общей картины окружающего мира, вследствие чего появляется более совершенная картина представления мира.
Введение

В процессе познания человек приобретает новые знания. Инструментом получения новых знаний является коммуникация с окружающим его миром и получение информации из различных источников, в том числе на основе личного опыта и опыта других субъектов процесса познания. Структура мира, которая формируется в сознании субъекта, является следствием осмысленных и не осмысливаемых интеллектуальных процессов. Данный процесс является уникальным для каждого индивида в отдельности, при этом способность человека к познанию отличает его от других видов животного мира и ставит на высшую ступень эволюции.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Общие положения теории познания 4 1.1 Сущность теории познания 4 1.2 Классификация методов научного познания 8 1.3 Основные модели развития науки 12 Глава 2 Теории познания на современном этапе 15 Заключение 22 Список использованных источников 26
Список литературы

1. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c. 2. Берман, Я. А. Диалектика в свете современной теории познания / Я.А. Берман. - М.: ЛКИ, 2015. - 242 c. 3. Волков В. В. Философия. основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие - http://filosoff.org/tvorchestvo/filosofiya-osnovnye-problemy-ponyatiya-termina-uchebnoe-posobie-v-v-volkov/ 4. Философия: конспекты лекций (А.М. Бушуев) - http://poisk-istini.com/literatura/filosofiya-konspekty-lekciy-bushuev/ 5. Бучило, Н.Ф. История и философия науки: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c. 6. Введение в философию. Ч. 2. / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 247с. 7. Диалектика и логика научного познания: Современные проблемы ма-териалистической диалектики. - Л.: Наука, 2014. - 11 c. 8. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. - Л.: Наука, 2013. - 11 c. 9. Концепция виртуальных миров и научное познание. - М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2013. - 10 c. 10. Лебедев, С.А. Философия науки: Учебное пособие для магистров / С.А. Лебедев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 296 c. 11. Лебедев, С. А. Курс лекций по методологии научного познания : учебное пособие / С. А. Лебедев. — М : Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. — 293 с. 12. Методологические основы научного познания. - М.: Высшая школа, 2015. - 10 c. 13. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 10 c 14. Семенов, Ю. И. Введение в науку философии. В 6 книгах. Книга4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория): моногр. / Ю.И. Семенов. - Москва: ИЛ, 2015. - 304 c. 15. Степин, В.С. Философия и методология науки / В.С. Степин. - М.: Академический проект, 2015. - 716 c. 16. Философия. / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 436с.
Отрывок из работы

1.1 Сущность теории познания Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании. Особенности научного познания: Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объек-тивных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции. Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного позна-ния — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональ-ными средствами и методами. В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике. В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений. В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инстру-ментам, приборам. В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теорети-ческий, которые тесно связаны между собой. В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систе-матизированные сведения о различных явлениях бытия. Уровни научного познания: • Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы. • Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением за-кономерностей его развития и функционирования, построением теоретиче-ской модели объекта и ее углубленным анализом. Формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира. Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах. Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание. Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объяс-няющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой. Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Пред-положения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточны-ми для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы. Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций. Доказательство — это подтверждение гипотезы. Виды доказательства: • практика, выступающая прямым подтверждением • косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктив-ный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п. Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории. Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая. Все теории развиваются в рамках определенных парадигм. Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление. Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную кар-тину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия. Методы научного познания: Метод (от греч. Metodos — путь к чему-либо) — это способ деятельно-сти в любой ее форме. В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулиру-ющие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования. 1.2 Классификация методов научного познания Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания. Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям: Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы - подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.). Второе основание. По функциональному назначению выделяют: • общечеловеческие приемы мышления(анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.); • методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение); • методы теоретического уровня (моделирование, мысленный экспери-мент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция). Третье основание - это степень общности. Методы подразделяются: • философские методы (диалектический, формально — логический, ин-туитивный, феноменологический, герменевтический); • общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу; • специальные методы. Некоторые методы научного познания: • Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов. • Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях. • Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке. • Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения. • Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно свя-занных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов. Индуктивные методы установления причинной связи явлений: • метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления; • метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исклю-чением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления; • метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или измене-ние другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго; • метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления. Общечеловеческие приемы мышления: — Сравнение — установление сходства и различия предметов действи-тельности (например, сравниваем характеристики двух двигателей); — Анализ — мысленное расчленение предмета, как целого (расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики); — Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных в ре-зультате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном — виртуальном); — Абстрагирование — выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование); — Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге — к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации); — Дедукция — движение мысли от общего к частному (исходя из об-щих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя); — Моделирование — построение мысленного предмета (модели) сход-ного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более со-вершенного двигателя); — Аналогия — вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку); — Обобщение — объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»). Наука: — это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию. Научные комплексы: а) Естествознание — это система дисциплин, объектом которых являет-ся природа, то есть часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей. б) Обществознание — это система наук об обществе, то есть части бы-тия, постоянно воссоздающейся в деятельности людей. Обществознание включает в себя социальные науки (социологию, экономическую теорию, демографию, историю и т. д.) и гуманитарные науки, изучающие ценности общества (этика, эстетика, религиоведение, философия, юридические науки и т. п.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 27 страниц
324 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg