Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности производства по уголовным делам с участием присяжных заседателей

gemsconslebria1971 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время вокруг суда присяжных продолжается дискуссия, связанная с реформированием данного института. В связи с этим целью данной работы является всестороннее изучение особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных. Для достижения вышеуказанной цели были сформулированы следующие задачи: • рассмотрение происхождения суда присяжных и его становление в России; • раскрытие структуры судебного разбирательства в суде присяжных заседателей; • характеристика подготовительной части судебного разбирательства; • анализ судебного следствия; • описание судебных прений и последнего слово подсудимого; • описание вынесения и провозглашения вердикта присяжных заседателей. Объектом данной работы является судебное производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей. Предметом выступает совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют порядок рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Введение

Одной из процессуальных форм, которая применима для уголовного судопроизводства в демократическом государстве, является рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. В Российской Империи суд присяжных был введён судебной реформой Александра II и до 1917 года был центральной частью судебной системы. Правительство большевиков после прихода к власти сразу провело судебную реформу, которая упразднила суды присяжных заседателей. Вместо суда присяжных заседателей на протяжении всего советского периода развития уголовного судопроизводства в стране существовал институт народных заседателей, который был отменён новым уголовно-процессуальным законодательством. Возрождение суда присяжных в первую очередь связано с распадом Союза Советских Социалистических Республик, переходом России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, а также с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, которая в ч. 2 ст. 20 закрепила право каждого обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни, предусматривающий наказание в виде смертной казни, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
Содержание

Введение 2 1. Теоретические и правовые основы суда присяжных заседателей 5 1.1. Суд присяжных: рождение и возрождение 5 1.2. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей 8 2. Особенности разбирательства в суде с участием присяжных заседателей 12 2.1. Особенности подготовительной части судебного разбирательства, судебного следствия и прений сторон 12 2.2. Напутственное слово председательствующего. Вынесение и провозглашение вердикта. 19 Заключение 24 Список использованных источников 26
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. 2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017, с изм. от 14.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. 3. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3528. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. 4. Федеральный закон от 23.06.2016 N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" // "Собрание законодательства РФ", 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3859. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. 5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 321- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1, ст. 29. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. II Учебная литература: 1. Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс): учебник / под ред. Э. К. Кутуева. – СПб.: Р-КОПИ, 2016. – 932 с. 2. Бобров В.К. Уголовно – процессуальное право (Уголовный процесс) / под ред. В.К. Боброва. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2016. –785 с. 3. Уголовный процесс: учебник для бакалавров. /под ред. Л.А. Воскобитовой. – М.: Проспект, 2016. – 785 с. 4. Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. - 2-е изд., испр. - М.: Статут, 2017. – 1201 с. 5. Россинский С. Б. Уголовный процесс: учебник. – М.: Эксмо, 2016. – 698 с. III Судебная практика: 1. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 ноября 2005 года №23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. 2. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР"- [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Отрывок из работы

1.1. Суд присяжных: рождение и возрождение Главным достижением судебной реформы 1864 года стало учреждение суда присяжных заседателей. Именно с проведения судебной реформы в 1864 году начинается создание и развитие деятельности данного органа. Суд присяжных заседателей по Уставу уголовного судопроизводства представлял собой две судебные коллегии: три коронных (профессиональных) судьи и двенадцать присяжных заседателей. Избирались также двое запасных присяжных заседателя, которые не входили в состав коллегии присяжных заседателей. Судебные полномочия были разграничены, так к компетенции присяжных заседателей относилось отвечать на вопросы, относящиеся к уголовному делу, а именно совершилось ли преступление, было ли оно деянием подсудимого и должно ли это деяние вменено ему в вину . Коллегия же профессиональных (коронных) судей разрешала вопросы о применении норм уголовного закона и о назначении наказания, если присяжные признавали подсудимого виновным. В первоначальной редакции Устава уголовного судопроизводства общее число отводов для обеих сторон было двенадцать, более поздним законодательством число отводов было сокращено до трёх для каждой стороны. Сокращение права отвода расценивалось сторонниками суда присяжных как мера, которая наносит урон данному правовому институту. Широкая юрисдикция суда присяжных со временем подверглась значительным изменениям. Из ведения судов присяжных были исключены все дела о должностных преступлениях, о преступлениях против управления, о насильственных действиях против должностных лиц, которые совершены при исполнении ими служебных обязанностей. Объём юрисдикции суда присяжных в 1864-1878 годах был значительным. В компетенции присяжных заседателей находилось примерно 410 статей, предусматривающих наказания, что составляло пятую часть всех карательных статей законодательства. После прихода к власти Временного правительства развитие суда присяжных пошло по пути демократизации. В это время значительно была расширена компетенция суда присяжных. Так, 4 марта 1917 года указом Временного правительства упразднялись особые суды, которые установлены в законе: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Постановлением от 30 марта 1917 года дела, подсудные этим судам, были переданы в компетенцию суда присяжных. Во всех судебных органах институт сословных представителей заменялся на институт присяжных заседателей. В ведение присяжных заседателей были возвращены все категории дел, которые были изъяты у них в период кризиса 1878-1889 годов. Таким образом, можно сделать вывод, что суд присяжных был центральным звеном пореформенной судебной системы России. Суд присяжных юридически прекратил своё существование в России после Октябрьской революции 22 ноября (5 декабря) 1917 года. Декретом № 1 «О суде» были упразднены «доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами» . После издания декрета суд присяжных действовал ещё некоторое время, так как, народ воспринял положения декрета как рекомендательные. 27 января 1918 года Первый отдел Народного комиссара юстиции издал декрет «О суде» в качестве циркулярного распоряжения и разослал его на места. В начале 1918 года работа суда присяжных была окончательно прекращена. Вопрос о возрождении суда присяжных заседателей в России был рассмотрен в Концепции судебной реформы, которая была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года. В ней в качестве одного из основных направлений развития судопроизводства закреплялось признание за каждым лицом права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, которые установлены законом. Концепция закрепила право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных, если ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года . Суд присяжных заседателей должен был действовать во всех звеньях судебной системы, начиная с районного суда. 16 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», который создал правовую основу возрождения суда присяжных в России. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. № 5451/1-1 о порядке введения в действие соответствующего закона с 1 ноября 1993 г. суды присяжных заседателей были образованы в пяти субъектах Российской Федерации, а именно в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 г. ещё в четырёх: Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях. С 1 июля 2004 г. уголовные дела с участием присяжных рассматривались уже практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, в которой суд присяжных начал действовать с 1 января 2010 г. В новых субъектах Российской Федерации республике Крым и городе федерального значения Севастополе начало действия судов с участием присяжных заседателей предполагается с 1 января 2018 года. 1.2. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей Суд с участием присяжных заседателей – специфическая форма организации суда, заключающаяся в том, что рассмотрение и разрешение уголовного дела в судебном разбирательстве происходит не только профессиональным судьёй, но и коллегией присяжных заседателей. Присяжным заседателем согласно п. 30 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) признаётся лицо, которое в порядке, установленном законом, привлечено для участия в судебном разбирательстве и вынесении вердикта. Право гражданина на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей закреплено в ст. 20, 47 и 123 Конституции РФ . В соответствии с ч. 2 ст. 47 Конституции РФ в случаях, которые предусмотрены федеральным законом, когда уголовное дело подпадает под юрисдикцию суда присяжных, право на рассмотрение дела таким составом суда есть конституционное право гражданина. Кроме того, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ устанавливает, что назначение в качестве наказания смертной казни допускается лишь только при условии предоставления обвиняемому права на суд присяжных. Согласно ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, которые предусмотрены федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Производство с участием присяжных заседателей – альтернативное судопроизводство, которое означает, что уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей не в обязательном порядке, а только тогда, когда есть ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Таким составом суда могут рассматриваться только уголовные дела, которые в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ непосредственно отнесены к подсудности федеральных судов среднего звена . По ранее действовавшему законодательству любое дело, которое отнесено к подсудности федеральных судов среднего звена, могло быть рассмотрено с участием присяжных, по новому - ряд преступлений исключён из юрисдикции присяжных, так , например, п. а, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» из юрисдикции суда присяжных исключил дела о шпионаже, террористическом акте, государственной измене, захвате заложников и другие . К компетенции присяжных заседателей в соответствии со ст. 39 УПК РФ относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, которое вменяется в вину подсудимому (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия и т.д.), однако главным вопросом, на который присяжные заседатели должны дать ответ, является вопрос о виновности лица, которое находится в статусе подсудимого. Обвиняемый согласно ч. 5 ст. 217 УПК РФ имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных при ознакомлении со всеми материалами дела по окончании расследования. При этом следователь обязан разъяснить ему не только право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, но и особенности рассмотрения дела таким составом суда, значение вердикта, который вынесен по делу, права обвиняемого в судебном разбирательстве, а также особенности обжалования судебного решения. Необходимо обратить внимания на то, что никто, кроме обвиняемого, не имеет права ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. В протоколе ознакомления с материалами дела обязательно делается отметка о разъяснении обвиняемому его права и фиксируется позиция обвиняемого относительно рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей . Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии, так и до назначения судебного заседания, поскольку подсудимый в соответствии с п.1 ч. 5 ст. 231 УПК РФ не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных или о проведении предварительного слушания после назначения судебного заседания. Таким образом, можно дать более полное определение присяжных заседателей. Присяжным заседателем признаётся лицо, которое отвечает требованиям, установленным Федеральным Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», и привлекается к производству по уголовному делу в порядке, установленном законом, в стадии судебного разбирательства с целью разрешения вопросов о виновности или невиновности подсудимого в составе коллегии и постановлении вердикта по вопросам, поставленным перед ними сторонами и судом. В соответствии с п. 2 ст. 30 УПК РФ коллегия суда присяжных заседателей состоит из 12 человек. Однако с 1 июля 2018 года количество присяжных заседателей будет сокращено: в районных и военных судах будет установлено 6 присяжных заседателей, а в судах субъектов Российской Федерации – 8 . ? 2. Особенности разбирательства в суде с участием присяжных заседателей 2.1. Особенности подготовительной части судебного разбирательства, судебного следствия и прений сторон При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей подготовка судебного заседания в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК РФ осуществляется в порядке проведения предварительного слушания. При этом необходимо отметить, что вопрос о назначении судебного заседания решается лишь по истечении трёх суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. Задача предварительного слушания применительно к производству в суде присяжных заседателей заключается в окончательном выяснении позиции в суде с участием присяжных заседателей обвиняемого (обвиняемых) по вопросу о рассмотрении дела таким составом суда, а также решение вопроса об исключении доказательств, которые не отвечают критерию допустимости. На этом этапе производства по делу недопустимые доказательства могут быть исключены не только по ходатайству сторон, но и по инициативе судьи .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 23 страницы
90 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 17 страниц
400 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 16 страниц
500 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 10 страниц
100 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 35 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg