Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИНФОРМАТИКА

Теоретические основы использования игровой технологии на пропедевтическом уровне изучения информатики

gemsconslebria1971 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
Объект исследования: процесс обучения информатики в школе. Предмет исследования: применение игровых технологий в процессе обучения информатики пропедевтического уровня (5- 6 классы). Цель работы: определить виды игр и методику их применения в процессе обучения информатики пропедевтического уровня (5- 6 классы), а также выяснить, как использование игровой технологии влияет на эффективность обучения информатике. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1) Рассмотреть теоретические основы использования игровой технологии на пропедевтическом уровне изучения информатики (5-6 классы); 2) Разработать цели и задачи пропедевтического курса информатики; 3) Проанализировать применение игровых технологий на уроках информатики; 4) Разработать план-конспект урока информатики в 5 классе на тему «». 5) Разработать план-конспект урока информатики в 5 классе на тему «». Этапы исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проблема, объект, предмет, цель работы и задачи. В первой главе «Теоретические основы использования игровой технологии на пропедевтическом уровне изучения информатики» рассматривается: 1) Понятие игровых технологий; 2) Цели и задачи пропедевтического уровня информатики; 3) Применение игровых технологий на уроках информатики. Во второй главе «Разработка планов-конспектов уроков информатики в 5 классе». В заключении приводятся выводы по проблеме исследования. Библиографический список.
Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Стандарт предполагает формирование готовности личности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Сотрудничество ученика и учителя делает процесс обучения интересным, творческим, развивающим. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики педагогу нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Одним из таких эффективных методов обучения, который может активизировать умственную деятельность обучающихся, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний, является использование игровой технологии. Игровые технологии и методики повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги: - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Пидкасистый П.И., Прутченков А.С., Леонтьев А.Н. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Сухомлинский В.А. писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Понятие «игровые педагогические технологии» вклю¬чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра облада¬ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помо¬щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб¬ной деятельности. Использование педагогом в своей практике игровых методик позволяет выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Особенно важно это при обучении информатике на пропедевтическом уровне в подростковом возрасте (5-6 классы), когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. В основу обучения с использованием игр на уроках информатики положены принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. Применение компьютера существенно упрощает реализацию данных принципов на уроках информатики в 5–6классах. Макаренко А.С. писал: «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения. Важно уметь определять место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетать элементы игры и учения. Важно различать функции, классификации игровых технологий и игровой среды, поскольку игровая среда определяет специфику игровой технологии. Это обусловливает актуальность темы данного исследования. Теоретическая значимость данной работы состоит в определении понятия игры, игровой деятельности, в частности на уроках информатики пропедевтического уровня. Практическая значимость данной работы состоит в рассмотрении подходов организации обучение информатике с помощью использования игровых методик.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. теоретические основы использования игровой технологии на пропедевтическом уровне изучения информатики…………………………………………………7 1.1 Понятие игровых технологий…………………….……………….…7 1.2 Цели и задачи пропедевтического уровня информатики…………11 1.3 Применение игровых технологий на уроках информатики………15 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ-КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ПРОПЕДЕВТИЧЕКОГО УРОВНЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………….……………………...…22 2.1 План-конспект урока информатики в 5 классе на тему: « »……..22 2.2 План-конспект урока информатики в 5 классе на тему: « ».………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...……….60 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…….63
Список литературы

Отрывок из работы

1.1 Понятие игровых технологий Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Но самым древним и испытанным средством является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не учит. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в 5–7 классах, в классах начальной школы выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т. д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Игры, использующиеся в обучении, делятся на ролевые, организационные и деловые. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи: воспитательную, образовательную, развлекательную. Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно. Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели, за исключением, пожалуй, деловых игр. Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, и в средних, и в старших классах она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению. Рассмотрим 2 классификации игр. Первая классификация основывается на способах, применяемых для развития интеллекта и познавательной активности ребенка в играх. 1) группа – предметные игры, то есть манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т.п; 2) группа – игры творческие, то есть сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. К этой группе относятся интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером» и т.д. Также к этой группе относятся игры путешествия. Они носят характер географических, исторических экспедиций, совершаемых учащимися по книгам, электронным пособиям, виртуальным музеям. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности; 3) группа игр – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Такие игры требуют от ученика умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, но самое главное – знать предмет. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Обучение, как правило, состоит из двух этапов: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти этапы обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. К дидактическим играм относят развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику; 4) группа игр – игры, отражающие профессиональную деятельность (строительные, трудовые, технические, конструкторские). В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач; 5) группа игр – интеллектуальные игры (игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу). Они основаны на соревновании, путем сравнения показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования. Учитель, используя в своей работе, все пять групп игровых методик, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Вторая классификация игр основывается на принципах построения игры: 1) ролевые игры; 2) организационно-обучающие игры; 3) деловые игры. При определении типа игры возникает сложность, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные различия. Все игры, так или иначе, решают три основные задачи: воспитательную, образовательную и развивающую. Каждая игра учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развивающей цели. Организационно-обучающие игры как особая форма организации и метод стимулирования коллективной деятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-ых годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления. Такие игры применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных проблем в реальных условиях. В последнее время деловые игры находят широкое применение в самых разных областях. Деловые, или имитационные, игры используются для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. В деловой игре имитируются реальные производственные условия, в которых участники игры действуют в смоделированных учебно-воспитательных ситуациях, представляющих собой конкретные трудовые задачи. В деловой игре участники, принимая роли, легче приобретают знания, навыки, понимают процессы, в которых сами участвуют. Особая эффективность учебной игры объясняется тем, что игрок познает ее изнутри, будучи ее непосредственным участником. В воспитательном плане хорошо организованное игровое занятие демонстрирует интересные стороны той или иной специальности. Деловые игры делятся на две группы: • учебные игры; • исследовательские игры. Игра, ориентированная на формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде устных сообщений, называется исследовательской игрой. Игра, в процессе которой у игроков появляется новое знание, может быть, не известное им ранее, но уже отображенное в виде устных сообщений, называется учебной игрой. В школе в основном проводятся учебные деловые игры, потому что обучение основано на уже известных фактах. Деловая игра является одним из методов активного обучения. Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели, ни в организационно-обучающих, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся. Термин ролевая игра весьма многозначен и является высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе. Ролевые игры можно классифицировать по различным признакам. Первая классификация по способу их создания и месту проведения (по игровой среде). К данной классификации можно отнести следующие ролевые игры: • настольные ролевые игры; • павильонные ролевые игры; • ролевые игры на местности. Рассмотрим коротко каждый вид ролевой игры. Настольная (напольная) ролевая игра - вид ролевой игры с минимальным использованием антуража и активным использованием игральных костей. Большинство таких игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, предварительная подготовка игроков необязательна. Павильонные ролевые игры названы так, потому что проводятся в помещении, и место действия ограничено его рамками. Во многом они похожи на полевые игры, но меньше по масштабам. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих. Ролевые игры на местности (полевые) проводятся обычно на специально отведенном, а порой и оборудованном месте – полигоне. Они наиболее масштабны по количеству участников и занимаемому пространству. Как правило, эти игры требуют определенного антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т.д.), и вообще внешне в них немало от костюмированного представления. Иногда длительность проведение таких игр достигает нескольких дней. Как правило, во многих школах проводят тот или иной вид ролевой игры в специально созданных клубах. • Вторая классификация по уровням сложности. К ней относятся следующие ролевые игры: • военные игры; • сказочные игры. Это игры, в которых присутствуют сказочные персонажи и магия; историко-этнографические игры. Могут проводиться по мотивам исторических событий, литературных произведений, по собственным разработкам организаторов; • информационные игры. Наиболее спокойный класс игр, их участники весьма ограничены в выборе активных игровых действий. Другое название таких игр - интеллектуальные игры. При подготовке интеллектуальных игр необходима разносторонняя подготовка участников и игротехников. Существует также классификации, которые предлагает Г.К. Селевко: Деление игр по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса: • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; • познавательные, воспитательные, развивающие; • репродуктивные, продуктивные, творческие; • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. Согласно Г.К. Селевко, по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. Также игры можно разделить на компьютерные игры и игры без использования компьютеров. Поскольку 21 век является компьютерным веком, то особый интерес, в частности для учителей информатики, представляют компьютерные игры. Для того чтобы правильно применять в обучении компьютерные игры необходимо знать их классификации. Компьютерные игры могут быть классифицированы по: • жанру. Игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам, а в уникальных случаях – открывать новый жанр или быть вне всяких жанров; • количеству игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской - рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской – рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; • визуальному представлению: игра может как использовать графические средства оформления, так и напротив, быть текстовой. Игра также может быть двухмерной или трехмерной. Классификация по жанрам 1) экшн(от английского action-действие); 2) аркада; 3) игры-симуляторы; 4) стратегии; 5) спортивные игры; 6) приключенческие игры; 7) ролевые игры; 8) логические игры; 9) компьютерные реализации традиционных и настольных игр; 10) обучающие и развивающие игры. Классификация по количеству игроков и способу их взаимодействия 1) одиночные; 2) многопользовательские. Существует психологическая классификация, предложенная Шмелевым А.Г. еще в конце 80-х. гг. Она основана на характеристике психических функций, включенных в процесс игры. • игры, стимулирующие формально – логическое, комбинаторное мышление. К этой группе относятся следующие игры: мастер майнд, кубик Рубика, шахматы, шашки; • игры, стимулирующие интуитивное, иррациональное мышления. К этой группе относятся карточные игры (покер), игры тотализатор и т.д; • игры, которые требуют ловкость и проворство игрока, концентрации внимания. К ним относятся спортивные игры, такие как теннис, футбол, бильярд. Сюда же можно отнести абстрактные игры: лови, тетрис, сплэт, военные игры и игры-единоборства, такие, как «Комбат», «Коммандос», «Карате». Эти игры содержат, как правило, реалистичные картины борьбы, а также элементы жесткого насилия. Такие игры противопоказаны для лиц с неустойчивой психикой. Однако при правильном использовании могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости к неудачам, настойчивости в реализации собственных целей; • игры преследование-избегание («Пакман», «Диг-Даг»). Их объединяет включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия; игры служат эмоциональной разрядке, которая лишена агрессивности; • авантюрные игры (игры - приключения, или аркады), здесь выделяется подкласс игр типа «зрительный лабиринт», где игрок видит все игровое поле («Райз-аут», «Инфернал»). Такие игры требуют от игрока наглядно -действенного мышления. И игры типа «диорамный лабиринт», где зрительное поле сужено до размеров реального («Лори», «Эден»). Такие игры развивают абстрактное моделирование; • игры - тренажеры («Боинг 747», «Ралли»). Сюда же можно отнести игры управленческо-экономического плана («Биржа») . В приведенной классификации не хватает игры типа стратегия, возникновение таких игр стало возможно только с появлением новых поколений компьютеров и языков программирования. Следует отметить, что приведенная выше классификация компьютерных игр ориентирована на взрослого человека. Она предполагает использование и тренировку уже сложившихся психологических образований: логического мышления, сенсомоторной координации и т.д. Но наибольший интерес представляет возможность становления и развития психологических качеств в процессе компьютерной игры, одним из важнейших условий их формирования является использование ролевой игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg