Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Изучение гендерных особенностей профессионального самоопределения подростков

text-93 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2018
В данной работе были рассмотрены различные теории и подходы по изучению гендерных особенностей профориентации подростков. Выявлено, что профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Понятие гендер (gender) означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Введение

Актуальность работы: процесс формирования профессиональной направленности, который включает в себя формирование профессиональных склонностей, является сложным и многоэтапным, поэтому, несмотря на множество исследований в данной области, можно выделить большое количество неизученных или недостаточно изученных аспектов этой важной, социально значимой проблемы. В частности, в настоящее время гендерный аспект профессиональной направленности является новым и слабо разработанным научным направлением. Проблемы формирования половой идентичности, достижения гендерного статуса, подчинения личности ожиданиям социума рассмотрены в ряде исследований, изучающих гендерные различия в поведении в зависимости от социокультурных условий [1]. Проблема гендерных особенностей профессиональной направленности изучена недостаточно, достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, крайне мало, поэтому в данном исследовании решается одна из важных задач ? сбор новых фактов и попытка их интерпретации. Разработанность темы: изучению особенностей профессиональной направленности личности в подростковом возрасте посвящены работы И. С. Кона, Л. И. Божович, Н. С. Лукина, В. А. Крутецкого, Е. М. Борисовой, B. C. Мухиной, Н. В. Самоукиной, С. И. Вершинина и других авторов. Рассматривая формирование профессиональной направленности И. С. Кон выделяет аспекты, связанные общественной полезностью будущей профессиональной деятельности, с индивидуальными особенностями формирующейся личности, составляющими стиль жизни, с установлением баланса между интересами, склонностями, способностями личности и потребностью социума в представителях той или иной профессии [2]. На профессиональное самоопределение человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. По данным исследований, проведённых И. А. Заборской, В. Вдовиным, О. П. Неменовой, Е. А. Климовым, Н. С. Пряжниковым, Л. А. Храмцовой на формирование профессиональной направленности оказывает влияние целый ряд факторов, таких как система общечеловеческих ценностей, социально-экономические условия, социальное окружение, индивидуальные психологические особенности личности, степень информированности и т.п. В данной работе указанная проблема рассматривается с точки зрения изучения гендерных особенностей в профориентации подростков. Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков. Предмет исследования: гендерные особенности профессионального самоопределения подростков. Цель работы: выявить гендерные различия профессионального самоопределения подростков. Гипотеза: существуют гендерные различия в профессиональном самоопределении подростков. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ работ по проблеме профессионального самоопределения подростков. 2. Изучить проблемы профессионального самоопределения подростков. 3. Изучить гендерные особенности профессионального самоопределения подростков. 4. Подобрать методики исследования особенностей профессиональной ориентации подростков. 5. Исследовать гендерные особенности профессионального самоопределения подростков. 6. Провести анализ практики современных исследований. Для поставленных задач использовались следующие методы: 1. Теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация. 2. Эмпирические опросники. Методики: • Методика «Карта интересов» - автор А.Е.Голомшток; • Диагностика профессиональной направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» - автор Климов Е.А.; • Методы математической статистики: ?* - угловое преобразование Фишера. Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 63» города Рязани. В нём приняло участие 20 мальчиков и 20 девочек, общем количестве – 40 человек. Практическая значимость: результаты исследования гендерных особенностей профессионального самоопределения подростков могут быть использованы в практической деятельности психологов для разработки программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. Они поспособствуют выбору оптимальных методов и методик, а также их применение. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 45 источников, 2 приложений. Содержит 13 рисунков и 13 таблиц. Объем ВКР без приложений 56 страниц, с приложениями 58 страниц.
Содержание

Введение………………………………………………………………… 3 Теоретический анализ проблемы изучения гендерных особенностей профессионального самоопределения подростков…………………… 5 Проблема профессионального самоопределения подростков……….. 5 Значение гендерных особенностей в процессе профориентации……. 10 Особенности профессионального самоопределения личности подростка в современном мире………………………………………… 20 Эмпирическое изучение гендерных особенностей профессионального самоопределения подростков………………….... 26 Основные этапы, методы и методики…………………………………. 26 Эмпирическая характеристика гендерных особенностей профессионального самоопределения у подростков…………………. 27 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования…… 30 Анализ практики психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков…………………... 43 Заключение………………………………………………………………. 51 Список литературы……………………………………………………… 53 Приложения……………………………………………………………… 57
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с. 2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 2014. – 517 с. 3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 2008. – 184 с. 4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с. 5. Дубровина, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с. 6. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с. 7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 2014. – 166 с. 8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2001. – 119 с. 9. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2010. – 113 с. 10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с. 11. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с. 12. Меттус, Е.В., Турта, О.С., Литвина, А.В. Учимся выбирать профиль обучения / Е.В. Меттус, О.С. Турта, А. В. Литвина.- СПб.: КАРО, 2016. – 128 с. 13. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С.М., Александрова Е.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студунтов высших учебных заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с. 14. Новикова, Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Т.Г. Новикова - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с. 15. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 2016. - № 3 - С. 69—77. 16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М.: Тривола, 2010. – 360 с. 17. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с. 18. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2016. – 667 с. 19. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 20. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 2015.-80 с. 21. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 2015.-56 с. 22. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 23. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с. 24. Прихожан, А.М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания / А.М. Прихожан // Газета «Школьный психолог». - 2002. - № 21. - С. 12-13. 25. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников - М.: ВАКО, 2006. - 288 с. 26. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М.: ИД Первое сентября, 2004. - 256 с. 27. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвузовский сборник научных трудов -- Ч.: 1991. - 326 с. 28. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб.: КАРО, 2003. - 208 с. 29. РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2011 – 672 с. 30. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. Рабочая тетрадь учащегося / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - 80 с. 31. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 6-е изд.- М.: Генезис, 2014 – 208 с. 32. Сазонова, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся / А. Д. Сазонова - М.: Просвещение, 1988. - 223 с. 33. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы.- М.:ВАКО, 2008 – 238 с. 34. Титкова, М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение / М. С. Титкова // Методическая газета «Школьный психолог». - 2005. - №5. - С. 25-29. 35. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков СПб.: Питер, 2009 – 160 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей профессионального самоопределения подростков 1.1. Проблема профессионального самоопределения в психологии Профессиональное самоопределение – процесс внутреннего развития позиций профессионала, или мотивации профессиональной деятельности, отношение человека к его будущей профессии и к себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Внутренняя позиция становится таким важным условием, через которое, по Рубинштейну С.Л., преломляются внешние воздействия(в данном случае именно профессиональное обучение) [6]. Профессиональный выбор отличается от профессионального самоопределения (по Головахе Е.И.). В первом случае – это решение, затрагивающее только ближайшую жизненную перспективу подростка, который осуществляется как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого им решения. В последующем выбор профессии, как вполне конкретный жизненный план, будет во взаимосвязи с отдаленными жизненными целями [5, 9]. По Е.А.Климову в самопознании выделяют два уровня: 1) гностический (в сознании и самосознании); 2) практический уровень (изменения социального статуса). Сущность профессионального самоопределения: найти личностный смысл в выбираемой, осваиваемой, а также в уже имеющейся трудовой деятельности. Немало важно обрести смысл в самом процессе самоопределения [9, 13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 73 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
3500 руб.
Дипломная работа, Психология, 70 страниц
10000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg