Все мы знаем, насколько важно сохранение окружающей среды и как пагубно на нее влияют результаты деятельности человека. На сегодняшний день во всех развитых странах сохранение природный богатств является важнейшей из задач, от решения которой зависит нормальная здоровая жизнедеятельность человека. Несмотря на некоторые попытки улучшить меры защиты, в России идет стабильный процесс ухудшения экологии, свидетельством чего являются и ежегодные государственные отчеты о состоянии природы.
Научно-технический прогресс сделал огромный прорыв, тогда как природоохранная деятельность намного отстает. Раньше изменения окружающей среды от деятельности человека были обратимыми, поскольку могли затрагивать только незначительные участки. Однако сейчас эти изменения носят уже глобальный характер и начали выходить из-под контроля. В последние десятилетия в некоторых участках нашей планеты наблюдаются плачевные последствия от деятельности людей, возникают опасные явления.
Вопросы, связанные с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, а также с особо охраняемыми природными территориями, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [1].
Правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации представ¬ляет собой совокупность законодательно установленных норм, направлен¬ных на выполнение мероприятий по рациональному использованию при¬родных ресурсов, достижение оптимального уровня качества жизни населе¬ния, обеспечения экологической безопасности, а также реализации целей устойчивого развития в интересах настоящего и будущих поколений людей.
В системе правового обеспечения природопользования и природоохран¬ной деятельности России можно выделить следующие группы юридических мероприятий:
1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
2. Финансирование и материально-техническое обеспечение природоохран¬ных мероприятий.
3. Организация экологического контроля в области охраны окружающей среды (государственный, производственный, муниципальный и обще¬ственный контроль).
4. Система воспитания и обучения кадров, повышение уровня квалифика¬ции специалистов, а также мероприятия по повышению уровня экологи¬ческого образования населения.
5. Юридическая ответственность нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды
В то же время эффективное управление природными ресурсами и обеспечение охраны окружающей среды в Российской Федерации во многом зависят от рационального распределения полномочий в этой сфере между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Организация охраны окружающей среды и управление природными ресурсами в Российской Федерации на федеральном уровне осуществляются системой органов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (подведомственных ему федеральных служб, федеральных агентств и организаций) в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, воспроизводства, охраны и использования недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира (за исключением водных биологических ресурсов) [5], а также Министерством сельского хозяйства РФ и подведомственным ему федеральным агентством по рыболовству в части воспроизводства, охраны и использования водных биологических ресурсов. При этом министерства, как правило, осуществляют выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Исключение составляет ряд правоприменительных функций, которые министерства реализуют в соответствии с актами Правительства Российской Федерации.
Федеральные службы выполняют соответственно контрольно-надзорные функции, а федеральные агентства – правоприменительные, за исключением случаев, когда на данные федеральные органы исполнительной власти актами Правительства Российской Федерации возложено выполнение и иных функций.
Подведомственные Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральные государственные бюджетные учреждения осуществляют организацию функционирования и охрану государственных природных заповедников, национальных парков и федеральных заказников.
Кроме того, сегодня немаловажную роль в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды играют регионы, поскольку субъектам Российской Федерации почти полностью переданы полномочия Российской Федерации в сфере лесных ресурсов, водных ресурсов, охоты.
Регионы также осуществляют управление участками недр местного значения, создают и охраняют региональные особо охраняемые природные территории. В этой связи представляется необходимым более подробно рассмотреть вопросы распределения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и управления конкретными видами природных ресурсов.
Государственный надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор), проведение государственной экологической экспертизы, создание и охрана особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение взыскания ущерба, причиненного окружающей среде, осуществляются в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. При этом разграничение полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами основано на принципе разделения объектов, в отношении которых осуществляются полномочия на федеральном либо региональном уровне.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня определяются в статьях соответственно 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Так, к объектам, государственная экспертиза которых осуществляется на федеральном уровне, отнесены:
– проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
– проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
– проекты соглашений о разделе продукции;
– материалы обоснования лицензий, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением лицензий по размещению отходов) на осуществление видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
– проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, которые могут оказать воздействие на окружающую среду;
– материалы, обосновывающие создание особо охраняемых природных территорий федерального значения;
– все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую деятельность на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
– проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также особо опасных технически сложных и уникальных объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
– проектная документация объектов, связанных с размещением отходов;
– проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что осуществление регионального государственного экологического надзора, управление особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения и их охрана относятся к собственным полномочиям субъектов Российской Федерации, выполнение которых финансируется из их бюджетов. Полномочия по организации и проведению государственной экологической экспертизы регионального уровня являются переданными субъектам полномочиями Российской Федерации, выполнение которых финансируется за счет платы за проведение государственной экологической экспертизы, вносимой заказчиком экспертизы.
В сфере охраны окружающей среды отдельного рассмотрения требует вопрос выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В настоящее время данные разрешения выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
При этом для получения разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требуется предоставить утвержденные на федеральном уровне нормативы предельно допустимых выбросов. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует, на наш взгляд, пересмотра и сосредоточения функций по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и установления нормативов в одних руках.
Перечень объектов, подлежащих федеральному надзору, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии на основании критериев [27], утвержденных Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640, критерием отнесения объектов к объектам федерального надзора является использование:
– поверхностных водных объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
– водных объектов для целей обороны и безопасности и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
– внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
– особо охраняемых водных объектов или водных объектов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
– водных объектов, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами, средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
– трансграничных (пограничных) водных объектов;
– водных объектов для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м в год.
Государственное регулирование воспроизводства, рационального использования и охраны недр осуществляется в Российской Федерации через:
- установление в ее законодательстве требований по рациональному использованию и охране недр;
- механизмы лицензирования пользования недрами; государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и геологической информации; взимание платежей за пользование недрами; обеспечение возмещения вреда, причиненного недрам.
К участкам недр федерального значения, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесены участки недр, содержащие стратегические виды полезных ископаемых (месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы), стратегические запасы полезных ископаемых (извлекаемые запасы нефти от 70 млн. т, запасы газа от 50 млрд м3 , запасы коренного золота от 50 т, запасы меди от 500 тыс. т), а также участки недр, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, и участки недр, при использовании которых необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности.
Предоставление в пользование участков недр федерального значения осуществляется на основании решений Правительства РФ, ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах», где предусмотрены требования к пользователям таких участков недр. К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (за исключением участков недр местного значения) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется Федеральной службой по технологическому, экологическому и атомному надзору.
Главные особенности природно-ресурсного потенциала России:
? значительный объем и большое разнообразие;
? неравномерное размещение по территории страны;
? недостаточная изученность (особенно на территории Арктики и Дальнего Востока);
? истощение запасов в хорошо освоенных районах;
? недостаточное развитие инфраструктуры и других условий для добычи ресурсов в слабообжитых районах и районах с суровым климатом.
Россия, расположенная на огромной территории Евразии, обладает огромными запасами природных ресурсов, которые играют ключевую роль в экономическом развитии страны и влияют на глобальные рынки. Однако, в современном мире, где индустриальный прогресс и экологические проблемы становятся все более актуальными, анализ и определение перспектив развития российских природных ресурсов становятся особенно важными.
Безусловно, Россия является одной из ведущих в мире добывающих структур, поскольку на ее территории находятся значительные запасы нефти, природного газа, угля, урана и других полезных ископаемых. Эти ресурсы играют важную роль в формировании национального бюджета, экспорте и создании рабочих мест. Кроме того, Россия славится богатыми запасами лесов, водных ресурсов и биологического разнообразия, что придает ей большой потенциал для развития различных отраслей экономики.
В первую очередь следует отметить богатые запасы нефти и газа, которые находятся преимущественно в Западной Сибири, Восточной Сибири и на Шельфе. Россия является крупнейшим производителем нефти в мире и занимает второе место по добыче природного газа. Эти ресурсы играют важную роль в формировании бюджета страны и обеспечении ее энергетической безопасности.
Еще одним значимым ресурсом является уголь. Россия занимает одно из первых мест в мире по его запасам. Большая часть углевых месторождений расположена на Таймырском полуострове, в районе Кузнецкого бассейна и на Дальнем Востоке. Уголь является основным источником энергии для промышленности и отопления в России.
Важное место среди природных ресурсов России занимают рудные и нефтегазовые месторождения. Здесь стоит отметить богатые запасы железной руды, бокситов, меди, никеля, платины и других ценных металлов. Эти ресурсы имеют стратегическое значение для металлургической и химической промышленности страны.
Также в России обнаружены значительные запасы полезных ископаемых, таких как фосфориты, калийные соли, титан, медь, уран и другие. Эти ресурсы являются важными компонентами для развития сельского хозяйства, строительства и промышленности.
Все эти природные ресурсы являются богатством России, однако их использование требует ответственного подхода и устойчивого развития. Необходимо вести бережное хозяйствование с ресурсами, развивать современные технологии и снижать негативное влияние на окружающую среду.
Согласно последним данным, объем нефтяных запасов России составляет более 10 миллиардов тонн. Большая часть этих запасов сосредоточена в Западной Сибири, там расположены крупнейшие нефтегазоносные провинции страны.
Важно отметить, что за последние годы произошло значительное увеличение добычи нефти в России. Это связано с развитием новых технологий и открытием новых месторождений. Однако, необходимо проводить бережное и устойчивое использование нефтяных ресурсов, чтобы обеспечить их сохранность и продолжительность снабжения.
Нефть продолжает быть основным источником доходов для государства. Ее экспорт приносит значительные деньги в казну, что способствует развитию экономики страны. Однако, необходимо развивать и другие отрасли экономики, чтобы снизить зависимость от нефтяных доходов и обеспечить устойчивое развитие страны. В целом, нефтяные запасы России имеют большой потенциал и являются важным ресурсом для страны. Развитие нефтяной промышленности требует постоянного анализа и планирования, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов и устойчивый рост экономики.
Одной из перспектив разработки и использования газовых месторождений является увеличение добычи газа на шельфе Арктического океана. Российская Арктика известна своими богатыми запасами газа, и его разработка может стать ключевым направлением в развитии этого региона. Однако, такая добыча газа представляет серьезные технические и экологические вызовы, которые требуют современных технологий и мер безопасности.
Кроме того, перспективы разработки газовых месторождений включают их экспорт на международный рынок. Россия является одним из крупнейших экспортеров природного газа в мире, и развитие газовых месторождений позволит увеличить объемы экспорта и расширить географию поставок. Это создаст дополнительные возможности для экономического роста и укрепления позиций России на мировом энергетическом рынке.
Уголь является основным энергоносителем в России и широко используется в энергетике, промышленности и бытовых нуждах. Он служит основной топливной базой для производства электроэнергии в угольных электростанциях, обеспечивая стабильное энергоснабжение в различных регионах страны. Кроме того, уголь используется в металлургической промышленности для производства стали и других металлических изделий. Он служит сырьем для производства кокса, который используется в процессе обогащения руд металлов.
Угольная промышленность также создает значительное количество рабочих мест и способствует развитию регионов, где расположены угольные месторождения. Она является важным источником доходов для бюджетов муниципалитетов и региональных властей, а также способствует социально-экономическому развитию этих территорий.
1.1 Водные ресурсы в Российской Федерации
По запасам пресных вод Россия занимает первое место в мире. В нашей стране сосредоточено более 20% мирового запаса водных ресурсов. Более наглядно можно выразить в цифрах:
- рек в России — 2,5 млн, из них 127 тысяч используются активно;
- озер — более 2 млн.;
- водохранилищ — около 30 тысяч, среди которых 2 тысячи с объемом более 1 млн. кубометров;
- подземных вод — 5,1 тыс. месторождений.
Большинство водоемов расположено в Сибири, на Дальнем Востоке и в северном регионе европейской части страны. Следует учитывать, что значительная часть территории России (11 млн. кв.км) скрыта под вечной мерзлотой. Толщина ледяного покрова варьируется от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров — это огромнейший запас пресной воды.
Ситуация в мире развивается таким образом, что в скором будущем вода может стоить ненамного дешевле нефти. Поэтому так важно сохранять водные ресурсы в чистоте. К сожалению, экологическая обстановка на большинстве российских рек — неблагоприятная. Лишь 40% водоемов России отвечают санитарным нормам. Остальные страдают от стоков канализации и промышленных отходов.
Значительны гидроэнергетические ресурсы России. Большая часть из них сосредоточена в Сибири и на дальнем Востоке. В год наши электростанции способны вырабатывать до 1600 млрд. кВт.