Механизм исчисления таможенной пошлины регулируется странами входящими в ЕАЭС в соответствии с приложением 5 к Договору о ЕАЭС и в РФ заполняется платежный документ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. В других странах ЕАЭС ввозная таможенная пошлина также учитывается на специальных счетах, а затем распределяются между бюджетами стран-участниц ЕАЭС.
НДС (налог на добавленную стоимость) представляет собой налог, который взимается на стоимость товаров или услуг на каждом этапе их производства и реализации. В контексте таможенного дела НДС может взиматься при импорте товаров из-за границы, а также при экспорте товаров. НДС при ввозе товаров в страну взимается таможенными органами и уплачивается в бюджет, а при вывозе товаров может быть возвращен экспортеру. В разных странах могут существовать различные правила и ставки НДС в таможенном деле.
Налог на добавленную стоимость является одним из основных видов налогов, который применяется как внутри страны, так и при внешнеторговых операциях. В связи с этим важным аспектом является применение НДС в таможенном деле, где возникает ряд особенностей и сложностей. Одной из ключевых задач в данной сфере является правильное определение базы налогообложения и ставки НДС на импортируемые товары. Важно учитывать, что таможенные пошлины и налоги на товары могут существенно повлиять на конечные затраты предприятия, поэтому эффективное управление НДС в таможенном деле играет важную роль в сфере внешней торговли. Кроме того, при экспорте товаров также необходимо учитывать налоговые аспекты, связанные с возвратом НДС, что также требует внимательного анализа и понимания действующего законодательства.
Базу для исчисления налога составляет таможенная стоимость товара, уплаченная ввозная таможенная пошлина и акциз (по подакцизным товарам).
Под термином таможенная стоимость чаще всего понимают таможенную стоимость товара. Исходя из ее величины и высчитываются необходимые к уплате таможенные платежи, то есть пошлины, налоги, акцизы и сборы. Таким образом таможенная стоимость формируется из стоимости товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД при их транспортировке.
Согласно ст. 39 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость представляет собой стоимость сделки с товарами, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза.
Таможенная стоимость играет важную роль в международной торговле, поскольку она влияет на стоимость товаров для потребителей и может оказать влияние на объемы импорта и экспорта. В каждой стране таможенная стоимость регулируется законодательством, которое устанавливает порядок и правила ее расчета, что помогает обеспечить честную и справедливую торговлю между странами.
Регулярные изменения в мировой экономике и законодательстве различных стран требуют постоянного обновления знаний и адаптации процедур оценки таможенной стоимости для эффективного управления таможенными процессами и соблюдения правил международной торговли.
Ставки пошлин обычно устанавливаются на основе адвалорной ставки (адвалорная ставка по-латыни означает «по стоимости») – например, 10% от стоимости товаров. Таким образом, возникает необходимость установить стоимость товара, чтобы определить, какую пошлину следует оценивать. Некоторые изделия имеют хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую ценность на определенных рынках, но чаще всего правильная цена или стоимость очень неопределенны. Цена варьируется время от времени, от места к месту, от бренда к бренду, а также в зависимости от приобретенного количества и многих других факторов, включая такие соображения, насколько долго стороны ведут бизнес друг с другом.
Оценка таможенной стоимости обеспечивает преимущества первоначального контроля. Преимущества таможенной стоимости рассматриваются как предоставление первоначального контроля для подтверждения того, была ли декларация стоимости заполнена полностью и правильно, к ней прилагаются необходимые подтверждающие документы, детали фактов о стоимости соответствуют подтверждающим документам, въезд регулируется любыми таможенными постановлениями. При этом, заявленная стоимость реалистична в свете коммерческой практики и в рамках перемещения идентичных или аналогичных товаров.
Таможенная стоимость составляет экспортную цену продажи или текущую внутреннюю стоимость, в зависимости от того, что было раньше. Было выдвинуто несколько причин для принятия этой системы:
– защита от занижения внутренних ценностей;
– разумная стоимость товаров в условиях ограниченного внутреннего
рынка;
– инфляция в некоторых странах привела к неоправданно низким внутренним ценам.
Еще один вид обязательных платежей, относящихся к таможенным платежам, – акциз, уплачиваемый при ввозе подакцизных товаров. Налоговая база для определения размера акцизного платежа может определяться двумя способами:
? исходя из размера таможенной стоимости товара и уплаченной таможенной пошлины;
? исходя из объема товара в натуральном выражении.
Акциз в таможенном деле представляет собой налог, который взимается с товаров, подлежащих специальному налогообложению ввиду их особой природы или назначения. Акциз может взиматься как на внутреннем рынке страны, так и при пересечении границы. В таможенном деле акциз может быть установлен на алкогольную и табачную продукцию, автомобили, нефтепродукты и другие товары, облагаемые таким налогом.
Акциз играет важную роль как инструмент контроля за ввозом и выпуском определённого товара на территорию государства. Акциз устанавливается для регулирования потребления вредных для здоровья или окружающей среды товаров, таких как алкоголь, табак, бензин и другие. Он также способствует защите внутреннего производителя, так как повышая стоимость импортированных товаров, стимулирует спрос на местные аналоги. Важно отметить, что размер акциза детализируется законодательством каждого государства и может варьироваться в зависимости от конкретного товара. Таким образом, акциз не только является источником дополнительного дохода для государства, но и выполняет ряд функций, направленных на защиту национальной экономики и здоровья граждан.
Таможенный сбор также представляет собой вид таможенных платежей и подлежит уплате как при экспортных, так и при импортных внешнеторговых операциях, независимо от категории товаров. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, хранением товаров.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Таможенные сборы могут иметь различный порядок расчета, определяться либо в процентном отношении к стоимости товара, либо в единицах веса или объема товара. Эти средства используются государством для обеспечения своих функций, развития экономики, поддержки отечественных производителей и регулирования внешнеторговых отношений. Таможенные сборы способствуют защите внутреннего рынка от нежелательной конкуренции, а также могут играть роль инструмента воздействия на внешнеэкономическую политику страны. Регулирование таможенных сборов и их прозрачность играют ключевую роль в формировании благоприятного инвестиционного климата и стимулировании внешнеторговых операций.
Таможенные платежи уплачиваются лицами, перемещающими товары через таможенную границу ЕАЭС. Уплата их обеспечивается принудительной силой государства. В соответствии со ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров с момента пересечения границы, а при вывозе – с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Обязанность по исчислению таможенных платежей возложена на плательщика таможенных пошлин и налогов. Таможенные сборы исчисляются таможенными органами или плательщиками.
Мировой опыт показывает, что взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности является важным фактором эффективного выполнения задач, стоящих перед таможенной службой по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению национальной безопасности страны.
На рисунке 2 рассмотрим основные принципы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.