Например, при обращении за предоставлением субсидии на оплату ЖКУ в апреле 2023 года будут учитываться доходы заявителя и членов его семьи за период с сентября 2022 года по февраль 2023 года, при обращении в мае 2023 года - с октября 2022 года по март 2023 года соответственно и т. д. Раньше совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Что касается супругов, их доходы должны учитываться вне зависимости от того, проживают они совместно или раздельно. Например, в квартире проживает пенсионер со своей незамужней дочерью, а его супруга прописана по другому адресу. В этом случае доходы всех троих будут учитываться при расчете субсидии, доход дочери будет браться полностью, а доход пенсионеров по одной второй.
Кроме того, стоит отметить, что на размер субсидии влияет количество прописанных граждан и количество собственников. При расчете субсидии плата за воду, газ и электроэнергию будет делиться на количество прописанных граждан, а общедомовые нужны, отопление, твердые коммунальные отходы и взносы на капитальный ремонт будут зависеть от доли собственности.
Субсидии предоставляются населению в случае, если их расходы на оплату ЖКУ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов населения на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи
Величина дохода Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, %
До 3 000 рублей включительно 10
Свыше 3000 до 3500 рублей включительно 15
Свыше 3 500 до 4 000 рублей включительно 20
Свыше 4 000 22
При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле 1.
Ci - размер субсидии (в рублях);
ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);
n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;
МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);
Д - совокупный доход семьи (в рублях).
При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле 2.
С2 - размер субсидии (в рублях);
К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле 3.
(3)
К - коэффициент;
СД - среднедушевой доход семьи (в рублях);
ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях).
Величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп.
Рассмотрим пример расчета субсидии на оплату ЖКУ. Одиноко проживающий пенсионер г. о. Златоуст, собственник жилого помещения, 4 апреля 2023 года обратился за предоставлением субсидии. Так, доход при расчете субсидии будет браться с сентября 2022 года по февраль 2023 года, средний размер пенсии за данный период составляет 14 324 рубля, траты на коммунальные услуги за февраль 2023 года составляют 4 500 рублей [3]. Прожиточный минимум для пенсионеров на территории Челябинской области утвержден на уровне 11 808 рубля [4]. Региональный стандарт для одиноко проживающих собственников со взносом на капитальный ремонт на территории г. о. Златоуст - 4 505 рублей [5]. Размер субсидии по формуле 1 составит:
22
4505 х1 _____ х 14324 = 1353,72
100
Чтобы узнать, положена ли Вам субсидия, проще всего воспользоваться электронными сервисами и самостоятельно рассчитать ее размер.
1. ЕГИССО - единая государственная информационная система социального обеспечения. Данный сервис позволяет гражданам получать актуальную информацию о мерах социальной поддержки из бюджетов всех уровней. Вход осуществляется через аккаунт «Госуслуги».
2. Социальный портал Министерства социально-демографической и семейной политики Челябинской области. В разделе «расчет субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг», указав количество членов семьи, размер платы за коммунальные услуги, выбрав региональный стандарт и указав доходы всех членов семьи, можно получить размер субсидии.
Подать документы на субсидию на оплату ЖКУ на территории Челябинской области можно тремя способами. Во-первых, пакет документов можно сдать по месту регистрации, во-вторых, заявление на субсидию можно написать в многофункциональном центре, в-третьих, подать электронное заявление через Единый портал государственных услуг.
Перечисление субсидии происходит на банковские счета заявителя, субсидии также могут предоставляться путем доставки через организации почтовой связи в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков или же, если получатель субсидии в силу определенных обстоятельств не имеет возможности открывать банковские и пользоваться ими [6].
Наиболее часто встречающаяся причина отказа в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ - наличие задолженности. С января 2022 года субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года [7]. Если раньше гражданин сам подтверждал отсутствие задолженности, то с 2022 года орган социальной защиты получает информацию через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.
Основными препятствиями для получения субсидий являются недостаток информации о соответствующем праве и порядке его реализации, а также издержки, связанные со сбором необходимого пакета документов. В связи с этим необходимо, во-первых, облегчить получение информации о регламенте и процессе получения субсидий на оплату ЖКУ. Во-вторых, наладить автоматическую передачу документов без участия гражданина и сократить количество инстанций, участвующих в «цепочке» выдачи необходимых документов.
Для облегчения получения информации о доходах граждан необходимо наладить канал межведомственного взаимодействия между органами социальной защиты и судебными приставами, а также учебными заведениями, чтобы запрашивать сведения об алиментах и размере стипендии в электронном виде.
Кроме того, целесообразно перечислять субсидию на счет поставщика коммунальных услуг, например, управляющей компании. Поставщик самостоятельно будет начислять плату на коммунальные услуги с учетом поступивших средств, в этом случае денежные средства будут использоваться по назначению.
Таким образом, можно сделать вывод, что предоставление субсидий на оплату ЖКУ является достаточно гибким и адресным механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате ЖКУ программа субсидий более социально справедлива, поскольку распространяется не на избранные категории граждан, как, например, ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ, а на все население.
На основе проведённого исследования сформулированы следующие предложения по совершенствованию системы адресной поддержки граждан при оплате ЖКУ.
1. С целью обеспечения равного уровня поддержки граждан внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», определив использование для предоставления субсидий на оплату ЖКУ федеральных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе и нормативной площади жилья (с правом субъекта Российской Федерации установить другие значения таких стандартов, повышающие уровень поддержки граждан) и снижение размера федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 % до 15 %.
2. Выделить из общего объема федеральных трансфертов региональным бюджетам специальную субсидию в целях софинансировования расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по федеральным стандартам максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и нормативной площади жилого помещения.
3. На федеральном уровне осуществлять мониторинг эффективности региональных программ предоставления субсидий на оплату ЖКУ:
? создать федеральный центр мониторинга и координации региональных программ адресных субсидий на оплату ЖКУ при Минтруда России и межведомственную комиссию с участием представителей министерств, общественных и экспертных организаций;
? регулярно проводить мониторинг расчётных и фактических показателей предоставления в субъектах Российской Федерации субсидий семьям с низкими доходами и анализ причин несовпадения таких показателей; региональных стандартов и их обоснованности; эффективности работы уполномоченных региональных органов по вовлечению семей с наименьшими доходами в программу субсидий на оплату ЖКУ.
4. Проанализировать региональные административные регламенты оказания государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ, а также практику исполнения таких регламентов для выявления избыточных требований и процедур и упрощения таких регламентов.
5. Обеспечить предоставление субсидий на оплату ЖКУ в проактивном режиме, выявляя домохозяйства с низкими доходами и задолженностью по оплате ЖКУ, и наделив органы социальной защиты населения полномочиями по целевому информированию таких домохозяйств о возможностях получения субсидий.
Анализ охвата семей с низкими доходами субсидиями на оплату ЖКУ показал, что количество семей, получающих такие субсидии, в абсолютном и относительном выражении в последние годы сокращается, небольшой рост произошёл только в 2020 году вследствие «ковидного кризиса».
Значительная доля семей, имеющих право на субсидию, не получает поддержку на оплату ЖКУ. Доля семей, которые получают субсидии, от всех семей, имеющих право на получение такой субсидии исходя из их семейного дохода (коэффициент «обращаемости»), по России в целом составляет только 37,5%.
В результате в 2019 году в форме субсидий фактически было выплачено 70,8 млрд рублей, а при обращении всех семей, имеющих право на субсидию, расходы составили бы 271 млрд рублей. Коэффициент «обращаемости» варьируется по регионам от 0,6% до 89,5%. Такие межрегиональные различия в охвате населения субсидиями на оплату ЖКУ не объясняются различиями в установленных региональных стандартах МДД.
Низкий коэффициент «обращаемости» за субсидиями, скорее всего, обусловлен комплексным влиянием нескольких факторов, среди которых могут быть: низкий размер субсидии вследствие установленных региональных стандартов, административные барьеры при оформлении субсидий или удалённое месторасположение социальных служб от некоторых населённых пунктов.
Существуют риски, что региональные системы, реализующие программу субсидий на оплату ЖКУ при низком коэффициенте «обращаемости», могут не справиться с увеличением числа обращений за предоставлением субсидий в случае роста тарифов на коммунальные услуги и одновременного снижения доходов населения.