Каждый роман Джейн Остен обладает своими собственными особенностями, в их широчайшем разнообразии – от лингвистических и сатирических, до воспитательных и глубоко драматических. Раскрываясь в характерах героев, в речевых портретах персонажей, они и сегодня заставляют нас лучше присматриваться к себе и окружающим, воспитывать себя.
Практически в каждом персонаже романа многочисленные поклонники романы находят черты, свойственные им самим. Это и неудивительно, ведь одних только женских образов на первых страницах произведения приведено не менее шести. Каждая из них обладает особым набором качеств, к развитию которых хочется стремиться или наоборот тех, от которых следует как можно скорее избавиться.
Сильные и слабые, храбрые и трусливые, щедрые и мелочные, романтики и реалисты. Все эти характеристики присущи всем без исключения персонажам произведения. Каким бы парадоксальным не был данный список, но Джейн Остен все же смогла показать главных героев сильными и мудрыми, несмотря на то, что в их сюжетных линиях наблюдаются столь драматичные события и переломы.
Джейн Остен по праву считается самым английским автором из тех, которыми представлена страна. За всю свою жизнь она не посетила ни одного зарубежного государства, однако провела в поездках по родной любимой Англии многие месяцы и годы. Именно благодаря этому, ей удалось создать невероятно точные портреты не только своих современников, но и личностей на все времена.
Это касается как женских, так и мужских персонажей. Так, например, с момента публикации романа наблюдается изменение взглядов на женщину с мужской точки зрения. Здесь женщина также умна, горда, позволяет себе острить, порой, даже тогда, когда вокруг мало знакомые люди. До этого же, главной целью воспитания девочки и девушки, было создание из так называемой «успешной жены», что прекрасно удовлетворяло мужским требованиям.
Среди способностей, которыми должна была обладать претендентка на успешное замужество, основными были игра на музыкальных инструментах, умение поддержать беседу (и на иностранных языках тоже), соблюдение норм этикета. Подобное сочетание навыков должно было присутствовать у всех девушек, которые претендовали на то, чтобы быть «талантливой» и «состоявшейся», accomplished, как говорит Джейн Остен в оригинальной версии романа. Именно с так называемой эпохи Регентства женщины постепенно встают в один ряд с мужчинами. Сначала в вопросах воспитания, а затем и профессии.
Сравнение с современными представителями окажется не самым очевидным, ведь на сегодняшний день женщинам не приходится бороться за право получения равного с мужчинами образования или профессии. Скорее, наоборот, многие женщины из них уверенно стоят на своих постах (президенты, премьер-министры, спортсмены, педагоги), трудятся на одном уровне с мужчинами, успевая при этом создавать крепкие и большие семьи.
Актуальность данной работы заключается в необходимости переосмысления уровня воспитанности современных подростков и молодых людей. Именно в романе «Гордость и предубеждение» можно найти базовые точки, от которых стоит отталкиваться при формировании нравственных качеств личности, ее чувств.
Степень исследованности проблемы. Анализу данного произведения посвящено необычайно огромное количество трудов представителей самых разных специальностей – от лингвистов, психологов и педагогов до режиссеров и дизайнеров.
У каждого имеется своя точка зрения относительно и самого произведения в целом, и его действующих лиц. Так, например, Д. Сесил считает, что в романе Дж. Остен каждый из героев соотносится с одним из трех стандартов поведения, которые будут злободневными во все времена. Это:
1. Здравый смысл,
2. Вкус,
3. Добродетель.
Добродетель в труде ученого воспринимается в ее толковании с христианской точки зрения. Что же касается здравого смысла, то здесь имеется в виду стремление к лучшему в том мире, который, в свою очередь, к сожалению, не может быть совершенным.
Другой исследователь данного романа, Н.М. Демурова, выделяет также новаторство автора, связанное с тем, что именно она в числе первых решила отказаться от ярко выраженных отрицательных или положительных персонажей.
Таким образом, творчество Джейн Остен так же как и многие десятилетия назад, весьма привлекательно для филологов, оно по-прежнему остается актуальным для поклонников и исследователей истории и культуры, как Англии, так и ее классической литературы.
Цель данной работы – определить воспитательный потенциал произведения «Гордость и предубеждение».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитания основных персонажей романа;
2. Определить положительные и отрицательные примеры воспитания;
3. Проследить развитие и преобразование чувств персонажей.
Материалом исследования являются текст романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» на языке оригинала и в переводе на русский язык.
Объектом исследования является роман «Гордость и предубеждение».
Предметом – чувства персонажей романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
В курсовой работе был использован комплекс теоретических и практических методов познания и исследования. Среди них:
• аналитический, при помощи которого рассматривались и анализировались особенности персонажей;
• метод текстологической выборки, позволивший выделить и определить чувства и особенности того или иного персонажа;
• сравнительный, который содействовал качественному сравнению особенностей воспитания чувств персонажей;
• описательный метод, позволяющий на основании текстовых данных получить информацию о характеристике персонажа, его настроениях, мыслях и чувствах.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов, полученных в результате анализа, в преподавании курсов зарубежной литературы, культурологи, психологии.
Структуру работы составляют: введение, две главы, заключение, и библиография.