Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В среднем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида: быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект; точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени; дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения; приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи; прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.
Выготский Л.С., говоря о задачах физического образования, отмечает важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи [10, с. 65].
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями [16, с. 71].
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что средний школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Изучение и анализ данной литературы и состояние преподавания физической культуры в начальной школе позволили выявить противоречие: между изменившимися требованиями к преподаванию физической культуры в начальной школе, заявленными в Государственном стандарте, и реальными возможностями предоставления образовательных услуг по преподаванию физической культуры в начальной школе и развитию координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Проблема исследования: каковы особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры?
Обозначенное противоречие и сформулированная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры».
Объект: координационные способности детей МБОУ Уланская ООШ.
Предмет: особенности развития координационных особенностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Цель: комплексное изучение особенностей развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры будет проходить более успешно, если в процессе работы будет использована экспериментальная методика, в основе которой лежит комплексное использование упражнений для развития равновесия.
Исходя из цели и гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста;
2) раскрыть понятие о координационных способностях, критерии оценки;
3) изучить методику развития координационных способностей;
4) провести практическую работу по развитию координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования:
1) анализ и обобщение научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
База исследования: МБОУ Уланская ООШ. В эксперименте приняли участие учащиеся 6 «а» класса.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме исследования.
Практическая значимость: разработан комплекс упражнений, развитию координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по теме исследования, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.