Категория «юридическая ответственность» всегда привлекала внимание ученых, и проблемы ее изучения были и остаются актуальными. Юридическая ответственность, в том числе гражданско-правовая, является основой существования общества и государства. Поскольку от его развития зависит реакция государства на противоправное поведение, нарушающее субъективные права граждан. В связи с этим теоретическое изучение гражданско-правовой ответственности является одной из важнейших задач, стоящих перед современными учеными-цивилистами.
Отсутствие доктринальной концепции ответственности за вред недееспособного лица, проблемы определения субсидиарной ответственности, трудности в реализации нормы о возложении обязанности по возмещению вреда на самого недееспособного лица - это лишь часть вопросов, которые создают трудности для сотрудника правоохранительных органов. Кроме того, недееспособные граждане не могут в полной мере осознавать незаконность своих действий и в то же время практически не несут гражданской ответственности, что провоцирует их на дальнейшее нарушение закона.
Актуальность темы обусловлена тем, что взаимосвязь между компенсаторной функцией гражданской ответственности, а также международно-признанным постулатом, провозглашающим, что «ребенок в силу своей физической и психической незрелости нуждается в особой защите и заботе, включая надлежащую правовую защиту», требует особого правового регулирования отношений относительно гражданского статуса несовершеннолетних, а также возможности привлечения их к ответственности.
Особенности физического и психического развития подростков, выражающиеся в определенном ограниченном осознании значимости своего поведения и предвидении его последствий, привели к обязанности участвовать в гражданско-правовых отношениях, в том числе складывающихся по поводу причиненного ребенком вреда, других лиц, которые по закону обязаны обучать несовершеннолетних правонарушителей и осуществлять надзор за ними.
Конституция Российской Федерации , являясь основным законом нашего государства, закрепила в своих положениях, что родители имеют право и обязанность заботиться о детях и воспитывать их. Представляется, что, возлагая воспитательные обязанности на эти субъекты, законодатель исходит из важности семьи, прежде всего родителей, лиц и организаций, их заменяющих, для развития и становления личности ребенка, создавая тем самым условия для достойной жизни самого подростка и благоприятного развития личности других. гражданское общество в целом.
Степень разработанности этой темы в научных кругах очень обширна. Существует широкий спектр теоретических и практических материалов по выбранному вопросу, поскольку аспекты правового регулирования возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними и недееспособными.
Поводом для выбора данной темы послужило изучение Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском судопроизводстве. На наш взгляд, проблема несовершеннолетних и недееспособных, как особой категории граждан, будет актуальна в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Существует широкое поле для интересных научных исследований с целью совершенствования и применения полученных знаний.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в связи с применением мер гражданско-правовой ответственности по обязательствам, вытекающим из причинения вреда несовершеннолетними и недееспособными.
Предметом исследования являются нормы российского гражданского законодательства, регулирующие ответственность за вред, причиненный недееспособными лицами, а также вопросы гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних, гражданско-правовая доктрина и правоприменительная практика в данной сфере, научная отечественная и зарубежная литература.
Целью данной работы является изучение и анализ действующего законодательства, судебной практики, а также доктринальных источников, включая рассмотрение правового статуса несовершеннолетних в рамках гражданско-правовой ответственности за причиненный ими вред, а также определение оснований, характера и правовых последствий ограничения дееспособности граждан и признание их некомпетентными.
Эти цели преследуются следующими задачами:
Во-первых, анализ доктринальных и нормативных источников о правовом статусе несовершеннолетних;
Во-вторых, анализ доктринальных источников, посвященных вопросам гражданско-правовой ответственности, изучение таких фундаментальных категорий, как «основание» и «условия». Исследование оснований и условий ответственности родителей, лиц и организаций, их заменяющих, за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными;
В-третьих, рассмотрение действующего законодательства, судебной практики и научной литературы об участии несовершеннолетних и недееспособных лиц в сделках и деликтных обязательствах;
В-четвертых, особенности привлечения к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный недееспособным, а также случаи возложения обязанности по возмещению такого ущерба на родителей, лиц и организации, их заменяющие;
В-пятых, рассмотреть основания, порядок и правовые последствия ограничения дееспособности граждан и изучить основания, порядок и правовые последствия признания гражданина недееспособным;
В-шестых, охарактеризовать особенности ответственности за ущерб, причиненный лицом с ограниченной дееспособностью, и исследовать ответственность за ущерб, причиненный недееспособным лицом.
Методологической основой данного исследования послужили как общенаучные диалектические, так и частно-научные методы познания, такие как анализ и синтез, системный, формально-логический. Также был использован сравнительно-правовой метод исследования, который выразился в сравнении отечественного и зарубежного законодательства. Историко-правовой метод был применен при изучении исторических изменений в правовом регулировании вопросов, изучаемых в данной теме.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения, сформулированные в данной работе, несомненно, могут быть использованы в плане практической работы по совершенствованию норм гражданского законодательства Российской Федерации в области гражданского права.
Структура работы определяется целями и задачами и включает введение, две главы, каждая из которых разделена на параграфы, заключение.