Актуальность темы в том, что многовековой опыт развития философии убеждает, что проблема человека - вечная проблема философии, стержнем которой является поиск путей свободного развития личности, защита экзистенциальных прав человека, а в современных условиях биотехнологической революции - защита его биосоциальной целостности. Решение этого вопроса предполагает глубокое научно-теоретическое изучение проблемы человека с учетом естественнонаучных и философских представлений о его природе. Социально-этические проблемы изучения человека возникли как естественное следствие научно-технического и социального прогресса, как потребность защитить уникальную природу человека от агрессивного вторжения науки в его природу.
В эпоху биотехнологической революции в медицине социально-этические проблемы изучения человека сконцентрировались вокруг биоэтики. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Поэтому возвращение этики, защищающей саму жизнь, подобающего ей места в структуре философского знания - актуальная задача гуманизации общественной жизни. Все более очевидным становится справедливость высказывания И.Канта который считал, что философия в конечном счете нужна людям для того, чтобы ответить на вопрос: «Как жить?.», добавляя, «чтобы жить долго и при этом не болеть». Мысль И.Канта приобрела особую актуальность в условиях биотехнологического вторжения медицины в жизнь человека. В то же время кантовский вопрос «Как жить?» трансформировался в вопрос «Как защитить жизнь?».
Понятие биоэтики, введенное в обращение в последнюю четверть XX века, получило широкое распространение. Биоэтика стала не только разделом «этики науки», но и самобытным феноменом человеческой культуры. В связи с этим возник ряд вопросов. Что такое биоэтика и в чем специфика ее проблематики? Почему биоэтика приобрела в наши дни такое значение, которое делает ее особой областью философского исследования? Каковы философские и естественнонаучные предпосылки формирования биоэтики? Как соотносятся «вечные» проблемы смысла жизни, добра и зла, смерти и бессмертия, и современные конкретные «биотехнологические» решения в сфере биоэтики? Ответы на эти и другие вопросы - задача данного исследования. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо раскрыть предмет философского исследования человека, рассмотреть его наиболее общую природу, включая его духовно - нравственную сущность. Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком.