Процессы глобализации охватывают широкий спектр политических, экономических и культурных отношений. Одним из негативных последствий глобализации стал социокультурный и морально-этический кризис и его проявления, среди которых особое значение имеют деструктивная ценностная трансформация, отказ от духовно-нравственных ценностей, от традиционных представлений о семье и браке, от национальной, культурной, религиозной идентичности.
Развитие сети Интернет, резкий рост трансграничного информационного обмена, увеличение связности мира как целого придают этим факторам глобальный характер. Интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство обуславливает негативное воздействие подобных процессов на устойчивость системы российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Влияние подобных тенденций становится еще более опасным по причине их массированной поддержки со стороны правящих кругов США и стран НАТО, связанных с ними транснациональных корпораций. В ходе проведения пропагандистских кампаний, направленных против нашей страны, образ Российской Федерации связывается с милитаризмом, нарушениями прав человека, ущемления гражданских прав и свобод, подавлением культурных инициатив. В этой ситуации в повестку дня включается проблема гуманизации образа России, ее позиционирования как страны, в которой защита традиционных духовно-нравственных ценностей является важнейшим национальным приоритетом. Эффективным ответом на действия, направленные странами Запада против нашей страны может стать только сплочение граждан, единый дух, одна идеология, способность продвигать принципы построения альтернативного будущего на основе гуманистического подхода, где гуманизация культуры и гуманизация международных отношений органично связаны друг с другом. Всего этого достичь возможно благодаря реализации государственной политики в сфере культуры.
Актуальность выбранной нами темы исследования можно обосновать многими причинами, но наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:
- в последние годы как никогда очевидна необходимость совершенствования механизмов реализации стратегии культурной политики, поскольку она имеет большое значение для развития государства и все чаще этот вопрос поднимается в современных политических реалиях;
- статус Москвы, как столицы, формирующей образ страны и являющейся образцом для регионов Российской Федерации и многих стран мира, обязывает развитие города как одного из мировых центров культуры, передовых технологий и современного образа жизни;
- культурные учреждения Москвы нуждаются в реновации и реорганизации, что в данный момент является приоритетной задачей культурной политики города.
Среди авторов, которые внесли значительный вклад в разработку данного вопроса прежде всего мне бы хотелось выделить Е. В. Куштанину, кандидата экономических наук НИУ ВШЭ, которая в своей работе, посвященной региональной культурной политике Российской Федерации, рассмотрела вопросы отражения государственных обязанностей в сфере культуры и предложила разные подходы к решению выявленных проблем. Что касается теоретических основ, то исследования О. Н. Астафьевой, В.С. Жидкова С. Б. Синецкого, В. Н. Машина, Ф. Т. Мамедова и С. С. Загребина и других авторов внесли значительный вклад в раскрытие темы, поскольку в их трудах были сформулированы основные положения, касающиеся сферы культуры, культурной деятельности и культурной политики. Кроме того, отдельное внимание считаю необходимым обратить на работу А. Я. Рубинштейна, заслуженного деятеля науки Российской Федерации и профессора, который освящает социально-экономические проблемы культуры государства и проводит связующую линию между теоретическим и практическим аспектом исследуемого мной вопроса.
Объект исследования: государственная культурная политика г. Москвы
Предмет исследования: механизм формирования и реализации государственной культурной политики г. Москвы.
Цель: оценка эффективности проводимой государством культурной политики в г. Москве и механизмов её реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность, основные принципы и направления Государственной политики в сфере культуры;
- изучить инструменты реализации государственной политики в сфере культуры;
- проанализировать правовое обеспечение реализации культурной политики в г.Москве;
- рассмотреть деятельность государственных органов управления г. Москвы в сфере проведения культурной политики по сохранению, развитию и распространению культуры;
- рассмотреть, как происходит укрепление традиционных духовно – нравственных ценностей в столице с помощью государственной культурной политики;
- рассмотреть, как формируется современная среда в культурной жизни москвичей в процессе цифровизации.
Теоретическую основу исследования составили законодательные и подзаконные акты Российской Федерации по вопросам культуры, а, также, труды отечественных ученых и материалы, опубликованные в периодической печати.
Методологическую основу дипломной работы составили следующие методы:
- системный анализ, с помощью которого рассмотрены механизмы формирования и реализации государственной культурной политики;
- сравнительный анализ был применен при рассмотрении нормативно-правовой базы и культурной инфраструктуры Москвы;
- аналитический метод применялся во время рассмотрения деятельности Департамента культуры города Москвы;
- исторический метод был использован при изучении государственной культурной политики Российской Федерации в ретроспективе.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка литературы.