ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ЕЁ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Экономическая система общества
б. Производственные ресурсы
в. Труд
г. Капитал
д. Земля
е. Предпринимательский талант
ж. Потребительские товары
з. Средства производства
и. Экономическая эффективность
к. Полная занятость
л. Кривая (или линия) производственных возможностей
м. Альтернативные издержки
н. Экономический рост
о. Рыночная система
п. Командная экономика
р. Традиционное общество
с. Смешанная экономика
т. Технология
1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйст¬венное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом
2. Увеличение реального объема продукции и его рост на душу насе¬ления.
3. Максимально возможное использование всех имеющихся в экономической системе общества ресурсов.
4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.
5. Техника и способы преобразования экономических ресурсов в товары и услуги.
6. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).
7. Кривая, показывающая различные комбинации производства двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресур¬сов которой постоянны.
8. Оборудование, орудия труда, машины, сырье с помощью которых произ¬водятся товары и услуги.
9. Способность человека находить, привлекать и рационально использовать производственные ресур¬сы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновацион¬ных процессах.
10. Экономическая система, основанная на различных формах собственно¬сти, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизован¬ными решениями.
11. Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования про¬изводственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.
12. Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю¬дей.
13. Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.
14. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют фактическое использование производственных ресурсов.
15. Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.
16. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.
17. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.
18.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов воспроизводственного процесса в обществе.
УПРАЖНЕНИЯ
1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и ловлей рыбы. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо ловит 10 рыб.
а) Начертите на рис. 2.1 кривую производственных возможностей экономики этого острова.
б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможно¬стей экономики этого острова.
2. Рис. 2.2 изображает кривую производственных возможностей экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
Рис. 2.2. Линия производственных возможностей (ЛПВ)
а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
1. 60 кинокамер и 200 часов.
2. 60 часов и 80 кинокамер.
3. 300 часов и 35 кинокамер.
4. 300 часов и 40 кинокамер.
5. 58 часов и 250 кинокамер.
б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?
в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется про¬извести дополнительно еще 40 кинокамер?
г) В чем состоит отличие конфигурации кривой на рис. 2.2 от конфигурации кривых, которые вы нарисовали в упражнении 1 (рис, 2,1)?
3. На рис. 2.3 изображена линия производственных возможностей (ЛПВ) для конкретной экономики. Если она испытывает рецессию, в какой точке она находится? .
Рис. 2.3. Линия производственных возможностей
4. Рис. 2.4 иллюстрирует общественный выбор между производством обще¬ственных благ и товаров индивидуального потребления.
Точки а, в, с характеризуют различную степень участия государства в развитии экономики. Для каждой точки подберите ситуацию, соответству¬ющую ее местоположению на ЛПВ:
а) Минимальное вмешательство государства в экономику.
б) Правительство обеспечивает производство большей части общественных благ (социальных услуг) в рамках государственного сектора.
в) Занимаясь производством общественных благ, правительство в то же время допускает функционирование частного сектора.
Рис. 2.4. Общественный выбор на линии производственных возможностей
ТЕСТЫ
1. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономиче¬ский рост:
а) Потребуется все меньше и меньше производственных ресурсов.
б) Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объем производства.
в) Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать,
г) Потребуется все больше и больше ресурсов.
2. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:
а)Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.
б) Только к рыночной экономике.
в) Только к отсталой экономике.
г) К любому обществу безотносительно его социально-экономической и по¬литической организации.
3. Проблема «что производить» не стоит, если:
а) Предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть ис¬пользованы только для производства предметов потребления.
б) Экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убыва¬ющей производительности факторов производства.
в) Предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить пред¬меты роскоши.
г) Каждый производственный ресурс специфичен, т. е. он может быть ис¬пользован для производства только одного конкретного товара.
4. Если в экономике действует закон убывающей производительности фак¬торов производства, для поддержания ее роста необходимы:
а) Пропорциональный рост всех факторов производства.
б) Рост некоторых факторов производства при неизменном объеме хотя бы одного производственного ресурса.
в) Рост объема только одного фактора .производства (при неизменных объ¬емах остальных факторов).
г) Пропорциональный рост всех факторов производства (в натуральном вы¬ражении) при снижении цены дополнительной единицы продукции.
5. Проблема «что производить»:
а) Может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.
б) Может рассматриваться как проблема выбора точки на ЛПВ.
в) Изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства.
г) Возникает только в условиях острого дефицита ресурсов.
6. Проблема «как производить» не существует:
а) Если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «при¬вязано» к конкретным товарам.
б) Если экономика не испытывает действия закона убывающей доходности факторов производства.
в) При условии ограниченности запасов производственных ресурсов по от¬ношению к наличной рабочей силы.
г) В технически развитом обществе, где эта проблема становится чисто технической.
7. ЛПВ показывает:
а) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.
б) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.
в) Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.
г) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
8. Фермер, который использует неэффективные методы производства:
а) Безработный.
б) Частично безработный.
в) Относится к числу занятых.
г) Все предыдущие ответы неверны.
9. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
а) Полная занятость.
б) Полное использование производственных ресурсов.
в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.
г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.
10. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:
а) Будет произведено больше товаров и услуг.
б) Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг.
в) Улучшилась технология производства.
г) Повысился стандарт жизненного уровня.
11.Альтернативные издержки нового стадиона — это:
а) Оплата его охраны и другого персонала.
б) Цена строительства стадиона в будущем году.
в) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.
г) Цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.
12. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого произ¬водить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:
а) Что производится?
б)С каким уровнем инфляции мы столкнемся?
в) Сколько товаров и услуг будет произведено?
г) Кто будет производить товары и услуги?
13. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:
а) Командная.
б) Рыночная.
в) Натуральная.
г) Смешанная.
14.Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все эконо-мические системы, это:
а) Инвестиции.
б) Производство.
в) Потребление.
г) Редкость.
15.В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:
а) Каким образом можно достичь уровня полной занятости?
б) Что и сколько производить?
в) Как избавиться от инфляции?
г) Как стимулировать экономический рост?
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. Вопросы «что, как, для кого производить» в капиталистической экономике решаются с помощью ценового механизма.
2. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребно¬стей людей.
3. Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линий производ¬ственных возможностей, можно ответить на вопрос, «для кого развивается производство», на чьи потребности оно ориентируется.
4. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возмож¬ностей.
5. Экономисты предлагают стимулировать рост безработицы, чтобы обеспе¬чить резервы для будущего развития производства.
6. Если экономика эффективна, то в ней не действует закон убывающей производительности факторов производства.
7. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы.
8. Если бы все пахотные площади были плодородны, то закон убывающей производительности факторов производства в сельском хозяйстве не дейст¬вовал бы.
9. Границу производственных возможностей можно использовать для оценки выбранного обществом соотношения между производством общественных благ и товарным сектором.
10. Традиции и опыт как составные механизма принятия решений сегодня используются в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.
11. Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость, альтер¬нативные издержки, альтернативный выбор.
12. В экономике, если она движется вдоль границы производственных воз¬можностей, альтернативные издержки постоянны.
13. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.
14. Экономический рост означает, что увеличивается объем произ-водимых благ и услуг, а граница производственных возможностей экономики сдви¬гается вправо.
15. Проблемы «что, для кого, как производить» в командной экономике решаются автоматически.
16. Высокий уровень инвестиций приводит к росту производительности труда и стимулирует создание новых продуктов и технологий.
17. Если граница производственных возможностей сдвигается вверх, то не следует опасаться роста населения.
18. Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осу¬ществляют выбор между производством средств производства и производст¬вом потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем пери¬оде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.
ПРОБЛЕМЫ
1. В таблице 2.1 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.
Таблица 2.1
Варианты
Трак¬торы
Мино¬меты Альтернатив¬ные издержки
А 7 О 0
В 6 10 10
С 5 19 9
D 4 27 8
Е 3 34 7
F 2 40 6
G 1 45 5
Н 0 49 4
а) По данным таблицы 2.1 постройте кривую производственных возможностей.
б) Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже?
в) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на линии производственных возможностей?
г) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 2.1.
д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меня¬ются)?
2. 'Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации на рис. 2.6, 2.7?
а) Переход из точки «и» в точку «Ь» не означает появления убытков в экономике страны А за счет изменения альтернативных издержек.
6) По мере расширения производства машин в стране А, "издержки произ¬водства хлебобулочных изделий растут.
Рис. 2.6. ЛПВ страны А Рис. 2.7 ЛПВ страны В
в) Расширение производства хлебобулочных изделий в стране А возможно только при условии роста альтернативных издержек.
г) Производство машин и хлебобулочных изделий в стране Б осуществляется при сохранении фиксированного уровня используемых производственных ресурсов.
д) Перемещение из точки «а» в точку «Ь» означает, что альтернативные издержки в экономике страны Б меняются.
е) Экономика обеих стран может легко достигнуть точки «а».
3. Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис. 2.8, 2.9?
а) Если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране Б технологический уровень развития выше, чем в стране А.
б) В обеих странах, действует закон убывающей производительности факто¬ров производства.
в) Страна А инвестирует больше в сектор, находящийся на графике в точке «а», нежели в точке «с».
г) Если на графике производственных возможностей экономическое поло¬жение страны А соответствовало точке «а», оно могло бы переместиться в точку «с»
д) Если на графике производственных возможностей экономическое поло¬жение обеих стран соответствует точке «а», то ресурсы и в том, и в другом случае используются неэффективно.
е) Перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек страны Б остается постоянной.
ж) Переход из точки «с» в точку «d» на графике производственных возмож¬ностей не означает возникновения каких-либо потерь в экономике страны Б.
Рис. 2.8 ЛПВ страны А
Рис. 2.9 ЛПВ страны В
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Право собственности
б. Рынок
в. Рынок ресурсов
г. Разделение труда
д. Свобода предпринимательства
е. Несовершенная конкуренция
ж. Совершенная конкуренция
з. Деньги
и. Бартер
к. Рынок продуктов и услуг
л. Экономические издержки
м. Экономическая прибыль
н. Специализация
о. Общественные товары (блага)
п. Ценовый механизм (ценовая система)
р. Внешние эффекты
1. Обмен товара на товар (услугу).
2. Право использовать и/или владеть экономическими ресурсами.
3. Механизм, который соединяет покупателя и продавца,
4. Товар (или услуга), который не может исключаться из потребления. Он производится в рамках государственного сектора и приносит большую общественную пользу.
5. Рыночная структура, для которой характерно большое число независимы продавцов и покупателей, имеющих право свободного входа на рынок ; выхода из. него.
6. Использование индивидом, фирмой, регионом или страной ресурсов для производства одного или нескольких определенных видов товаров и услуг.
7. Эффекты производства или потребления данного блага, воздействие которого на третьих лиц (они не являются ни продавцами, ни покупателями) никак не отражается в цене этого блага.
8. Рыночная структура, в которой ограничено число покупателей и (или; продавцов и отсутствует свободный вход на рынок. Такая структура позволяет отдельным рыночным агентам оказывать влияние на уровень цен и масштабы производства.
9. Разделение трудового процесса на отдельные операции, которые
выполняются разными работниками.
10. Альтернативные издержки.
11. Использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов
12. Право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы.
13. Средства, обладающие абсолютной способностью к обмену (абсолютной ликвидностью). .
14. Общий доход фирмы за вычетом всех ее альтернативных издержек.
15. Рынок, на котором домохозяйства продают предпринимателям принадле¬жащие им факторы производства.
16. Рынок, на котором предприниматели продают, а семейные хозяйства покупают продукты и услуги.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Если монополистическое положение собственника (он единственный производитель на рынке) позволяет ему сокра¬щать производство товара, удерживать высокие цены и получать сверхпри¬были, изменит ли это выбор общества? Почему?
а) Будет ли изменен ответ на вопрос «что производить»? б) Будет ли изменен ответ на вопрос «как производить»?
в) Будет ли изменен ответ на вопрос «для кого производить»?
2. Если нестабильность экономики настолько увеличила риск дальней¬шего наращивания капиталовложений, что цены на товары стали расти, а производство падать, будет ли изменен выбор общества? Почему?
а) Будет ли изменен ответ на вопрос «что производить»?
б) Будет ли изменен ответ на вопрос «как производить»?
в) Будет ли изменен ответ на вопрос «для кого производить»?
3. Имеются три инвестиционных проекта:
А: Издержки равны $ 150. Будущая прибыль = $ 1 в год.
Б: Издержки равны $ 150. Будущая прибыль = $ 15 в год.
В: Издержки равны $ 1000. Будущая прибыль = $ 75 в год.
Норма прибыли = Р=П/И*100
а) Рассчитайте норму прибыли для каждого проекта (А, Б, В).
б) Если уровень процента за капитал, полученный в кредит, равен 5%, 7% и 11%, то при каком уровне этих процентных ставок реализация проектов А, Б, В будет выгодна (В) или невыгодна (Н) для предпринимателя.
Ставка процента:
Проекты 5% 7% 9% 11%
А
Б
В
ТЕСТЫ
1. Конкурентный рыночный механизм — это способ:
а) Согласования решений потребителей, производителей и владельцев фак¬торов производства.
б) Синхронизации этих решений.
в) Согласования и синхронизации этих решений.
г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений.
2. Какое из следующих определений относится к понятию «экономические издержки»:
а) Платежи рабочим, владельцам земли, собственникам капитала и предпри¬нимателям.
б) Только те платежи рабочим, земельным собственникам, владельцам ка¬питала и предпринимателям, которые оплачивают услуги их производствен¬ных ресурсов.
в) Все платежи работникам, землевладельцам, собственникам капитала и предпринимателям минус нормальная прибыль.
г) Все платежи работникам, землевладельцам, собственникам капитала и предпринимателям плюс нормальная прибыль.
3. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) Уровень прибыли ниже нормального для данной экономики.
б) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства.
в) Невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль.
г) Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.
4. Какое из этих явлений не может быть следствием снижения потреби¬тельского спроса на продукт:
а) Падение прибыли в отрасли, производящей этот продукт.
б) Сокращение предложения продукта.
в) Сокращение производства в отрасли.
г) Рост цен на ресурсы, которые заняты в этой отрасли.
5. При наличии множества недостатков у рыночного ценового механизма есть одно неоспоримое преимущества. Оно выражается:
а) В предоставлении личной свободы всем экономическим агентам.
б) В эффективном распределении ресурсов.
в) В уравнительном распределении дохода.
г) В стабильном развитии экономики.
6. Проблема «как производить» в рыночной экономике решается:
а) На основе динамики и объема потребительского спроса, которые опреде¬ляются через цены на конечные продукты.
б) Через стремление производителей к получению прибыли и, следователь¬но, к минимизации издержек производства.
в) На основе широкого использования в экономике средств производства.
г) На основе специализации, которая используется при применении разных технологических способов производства.
7. Решение проблемы «что производить» в рыночной экономике связано с:
а) Определением уровня специализации экономики.
б) Выбором между производством средств производства и производством предметов потребителя.
в) Формирование такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства.
г) Развитием рынка совершенной конкуренции.
8. Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда: .
а) Появление денег, необходимых для обмена.
б) Появление капитала.
в) Взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве.
г) Ни одно из этих явлений не связано с данной тенденцией.
9. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:
а) Действует вне системы специализации и цен.
б) Предлагает «достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены.
в) Пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочте¬ний.
г) Сознательно или бессознательно использует неэффективные способы про¬изводства.
10. В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается сле¬дующим образом:
а) Потребители предлагают цены на товары, которые больше всего хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести по низким ценам) менее привлекательные для них товары.
б) Производители устанавливают цены на производственные ресурсы (в соответствии с их полезностью), определяя таким образом денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем может быть использован для покупки товаров и услуг.
в) На основе распределения доходов в соответствии с потребностями потре¬бителей.
г) На основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.
11. Если справедливо, что большая часть потребляемых обществом товаров создана в прошлые годы, а производимые в настоящее время товары пред¬назначены для будущего, то следует ли из этого, что общество в широких масштабах использует:
а) Специализацию и разделение труда.
б) Деньги.
в) Капитал.
г) Рекламу.
12. Земля, капитал, труд, предпринимательская способность — базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:
а) Деньги, акции, облигации.
б) Только акции и облигации.
в) Деньги и акции, но не облигации.
г) Ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.
13. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государ¬ство?
а) Распределением денежных доходов в обществе.
б) Оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования,
в) Определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов.
г) Определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, неза¬висимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.
14. Роль государства в решении проблемы «для кого производить» значи¬тельна, если она:
а) Способствует усилению равенства в обществе.
б) Стимулирует рост эффективности экономики.
в) Содействует экономической стабилизации.
г) а), б), в).
15. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
а) Конкуренция.
б) Централизованное планирование.
в) Частная собственность.
г) Свобода предпринимательского выбора.
16. Чьим интересам соответствует максимизация прибыли?
а) Частных фирм.
б) Земельных собственников.
в) Рабочих.
г) Потребителей.
17. В смешанной экономике роль государства:
а) Никак не проявляется.
б) Ограничена.
в) Значительна.
г) Проявляется во многих секторах хозяйства.
18. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования других ресурсов на постоянной технологической основе:
а) Для увеличения производства средств производства необходимо расши¬рить производство предметов потребления.
б) Для сокращения производства средств производства необходимо умень¬шить производство предметов потребления.
в) Увеличение производства средств производства невозможно.
г) Для увеличения производства средств производства нужно сократить про¬изводство предметов потребления.
20. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?
а) Диффузия экономической власти.
б) Большое число продавцов.
в) Наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары.
г) Относительно легкое вхождение производителей в данный рынок.
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. В рыночной экономике больше товаров могут купить те, у кого больше денег.
2. Смешанная экономика развивается на основе как частных, так и госу¬дарственных решений.
3. В смешанной экономике существует и совершенная, и несовершенная конкуренция.
4. Несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он покупает или продает.
5. Цены на производственные ресурсы определяет способ производства то¬варов.
6. Вводя в оборот выражение «невидимая рука», английский экономист А. Смит имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество этого не осознает.
7, Под «невидимой рукой» А. Смит подразумевал влияние групповых инте¬ресов на экономическое развитие.
8. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государст¬венного участия.
9. Для увеличения запаса капитала может потребоваться временное сниже¬ние текущего потребления.
10. Важнейшая функция государства в рыночной экономике — создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.
11. В современной рыночной экономике рабочие, несмотря на постоянный рост доходов, могут быть по-прежнему отчуждены от средств производства.
12. Политика, ориентированная на рост эффективности и равенство, легко достижима и не требует больших финансовых затрат.
13. Совпадение желаний на рынке означает, что два человека желают купить один и тот же товар или услугу.
14. В конкурентной экономике отдельный продавец, сокращая производство и продажи товара, не в состоянии изменить его цену.
15. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители
16. В экономической модели кругооборота товаров (услуг) и ресурсов се¬мейные хозяйства предъявляют спрос на ресурсы.
17. Если предприниматели учитывают все издержки, связанные с производ¬ством, в принципе достижимо эффективное распределение производственных ресурсов.
18. Специализация желательна даже при наличии» существенных различий в индивидуальных способностях работников.
19. Бензозаправочная станция — это пример рынка.
20. А. Смит полагал, что поведение предпринимателей и потребителей оп¬ределяется альтруистическими мотивами.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4
ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1.Величина спроса на товар - это:
а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;
б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;
в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;
г) количество товара, которое потребители готовы пробрести по данной цене.
2. Кривая спроса на товар отражает:
а) общую потребность в товаре;
б) определенное, заданное в масштабах всего народного
хозяйства, распределение доходов;
в) объемы возможного производства данного товара;
г) зависимость между ценой и количеством товара.
3. Какой из перечисленных факторов не влияет на спрос на товар:
а) цена данного товара;
б) издержки его производства;
в) размер дохода покупателя;
г) цена на товары - субституты и товары – комплементы.
4.Спад производства в автомобильной промышленности приведет к :
а) увеличению спроса на автомобили;
б) уменьшению спроса на автомобили;
в) уменьшению величины спроса на автомобили;
г) росту цен на бензин.
5. Параллельный сдвиг вправо линейной функции предложения означает:
а) увеличение объема предложения;
б) увеличение предложения;
в) уменьшение объема предложения;
г) уменьшение предложения в определенное число раз;
6.Что изменится при росте цены на один товар на рынке второго, дополняющего его товара:
а) увеличится объем спроса на второй товар
б) уменьшится спрос на второй товар
в) снизится величина спроса на второй товар
г) возрастет спрос на второй товар
7. В таблице представлены данные об объеме спроса и предложения на рынке некоторого товара при различных ценах.
Объем, ед. цена, р.
2 4 6 8 10 12 14
Спроса 66 50 41 32 25 20 17
Предложения 10 28 41 50 58 63 67
Ответьте на следующие вопросы:
а) чему равна равновесная цена на рынке данного товара?
б) каково равновесное количество продукта на рынке?
в) что изменится на рынке, если цена установится на уровне 4 р.?
г) какие изменения произойдут при цене 12 р.?
8. Предположим, что спрос и предложение на рынке товара А представлены уравнениями:
Qd = 50 - P;
Qs = P - 10,
где Qd - объем спроса на товар А, ед.; Qs - объем предложения товара А, ед.;
P - цена товара А, р.
Определите равновесную цену и равновесный объем товара на рынке. Какая ситуация сложилась бы на рынке, если бы для производителей был установлен дополнительный налог с каждой ед. товара А в размере 10 р.?
9.Спрос на некоторый товар задан следующим аналитическим выражением:
Qd = 100 – 4P.
В результате роста численности населения спрос на товар вырос на 100%.
Определите, каким будет в этих условиях абсолютное изменение объема спроса при увеличении цены товара на 2 ден.ед.
10. Функции спроса и предложения на рынке образовательных услуг представлены уравнениями :
Qd = 1000 – 35P;
Qs = 5P + 600,
где Qd, Qs – объемы соответственно спроса и предложения (в часах);
P – рыночная цена за час (усл.ед.).
Государство ввело фиксированную цену на продукт в размере 3 усл.ед. за 1 час. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5
ПРОИЗВОДСТВО И ЗАТРАТЫ
ТЕСТЫ
1. Предельные затраты равны:
а) средним общим затратам, умноженным на число единиц выпуска;
б) приросту постоянных затрат в результате увеличения выпуска на единицу;
в) приросту переменных затрат в результате увеличения выпуска на единицу;
г) приросту средних постоянных затрат в результате увеличения выпуска на
единицу.
2. Затраты упущенных возможностей - это:
а) затраты, не зависящие от объема выпуска продукции;
б) сумма постоянных и переменных затрат;
в) денежная выручка от наиболее выгодного из всех возможных способов
использования ресурса;
г) затраты, определяемые как предельные.
3. Производственная функция показывает:
а) какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска;
б) наиболее выгодный для фирмы выпуск при данных ценах на ресурсы;
в) максимальное количество продукта, которое можно получить, используя
различные сочетания ресурсов;
г) минимальное количество продукции, которое можно получить, используя
данное сочетание ресурсов.
4. Неявные затраты - это:
а) затраты, изменяющиеся с изменением объема производства;
б) стоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмы;
в) бухгалтерские затраты;
г) затраты, не изменяющиеся с изменением объема производства.
5. Закон убывающей предельной производительности состоит в том, что:
а) со временем производительность земли падает;
б) все ресурсы привлекаются к производству в порядке убывания их производительности;
в) убывает предельный продукт переменного ресурса при постоянных затратах прочих факторов;
г) увеличивается предельный продукт переменного фактора, а общий - снижается с ростом объема выпуска.
6. Изокоста — это линия, которая указывает:
а) множество комбинаций цен на ресурсы;
б) множество всех комбинаций ресурсов, которые могли бы быть приобретены предприятием при определенной сумме расходов;
в) множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы
в производстве одного продукта;
г) множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы
в производстве двух и более продуктов.
7. При любом данном объеме выпуска общие издержки фирмы равны:
а) средним общим издержкам минус средние переменные издержки;
б) средним переменным издержкам, умноженным на величину выпуска;
в) средним общим издержкам, умноженным на величину выпуска;
г) средним неявным издержкам плюс средние переменные издержки.
8. Технический прогресс означает:
а) смещение изоквант к началу координат;
б) смещение изокост к началу координат;
в) переход на более высокие изокванты;
г) переход на более высокие изокосты.
9. Оптимальная комбинация ресурсов находится в точке:
а) пересечения изокванты и изокосты;
б) касания изокванты и изокосты;
в) касания двух соседних изоквант;
г) пересечения изокванты с осями координат.
10. Мгновенным периодом называется период, в котором:
а) все факторы производства рассматриваются как переменные;
б) все факторы производства рассматриваются как постоянные;
в) часть факторов постоянна, а часть является переменной;
г) спрос на факторы производства чрезвычайно высок.
11. Функцией предложения называется:
а) зависимость объема предложения от технологии производства;
б) зависимость объема предложения от спроса на данный товар;
в) зависимость объема предложения от определяющих его факторов;
г) зависимость объема предложения от равновесной цены на данный товар.
12. Предельный продукт труда - это:
а) отношение совокупного выпуска к затратам труда;
б) прибавка к выпуску, полученная за счет увеличения затрат труда на 1 единицу;
в) объем выпуска при различных объемах затрат труда;
г) объем постоянных факторов.
13. Цена предложения — это:
а) максимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок
данное количество товара;
б) минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок
данное количество товара;
в) минимальная цена, по которой продавцы продают на рынке свои товары;
г) средняя арифметическая из максимальной и минимальной цены сделки.
14. Замещение одного ресурса другим происходит:
а) при движении по изокванте;
б) при движении по линии роста;
в) только в случае убывающей производительности;
г) при движении по изокосте.
15. Из нижеперечисленных затрат к неявным относятся:
а) плата за ремонт бездействующего оборудования;
б) амортизация оборудования;
в) процент по текущим вкладам и наличности в кассе фирмы;
г) заработная плата рабочих.
16. Длительным периодом называется период, в котором:
а) все факторы производства рассматриваются как постоянные;
б) все факторы производства рассматриваются как переменные;
в) часть факторов производства постоянна, а часть является переменной;
г) фирмы свободно входят в отрасль.
17. Чтобы найти постоянные затраты, необходимо:
а) из средних общих затрат вычесть средние переменные затраты;
б) из общих затрат вычесть переменные;
в) из общих затрат вычесть переменные и разделить на объем выпуска;
г) из постоянных затрат вычесть переменные.
18. Закон предложения утверждает, что:
а) существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса;
б) рыночные равновесные цены и объем продаваемого товара могут изменяться
в ответ на изменение спроса и предложения;
в) объем предложения повышается вместе с ценой товара.
19. Долгосрочные предельные затраты характеризуют:
а) прирост затрат при увеличении выпуска на единицу, когда все производственные ресурсы являются переменными;
б) прирост средних переменных затрат при увеличении выпуска продукции
на единицу, когда все производственные ресурсы являются постоянными;
в) прирост постоянных затрат при увеличении выпуска продукции;
г) прирост переменных затрат при снижении выпуска продукции, когда все производственные ресурсы являются постоянными.
20. При цене 10 ден. ед. за килограмм, индивидуальное предложение картофеля на рынке у трех производителей будет следующим: А = 100 кг, В = 120 кг, С = 80 кг.
Общее рыночное предложение составило:
а) 120 кг;
б) 100 кг;
в) 300 кг.
21. Если уменьшение цены на 10 % приводит к снижению объема предложения
на 16 %, то данное предложение:
а) абсолютно неэластично;
б) эластично;
в) неэластично;
г) единичной эластичности;
д) абсолютно эластично.
22. В таблице представлена зависимость объема выпуска продукции от числа занятых рабочих (прочие факторы производства фиксированы).
Число рабочих 0 1 2 3 4 5 6
Выпуск продукции, шт. 0 50 100 136 160 175 190
Предельный продукт 5-го рабочего составит:
а) 175 штук;
б) 24 штуки;
в) 15 штук;
г) (-3) штуки;
д) невозможно определить.